Слайд 1
Формирование универсальных учебных действий учащихся
Полякова Татьяна Андреевна
Слайд 2Актуальность
В настоящее время в России идет становление новой системы
образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство.
Этот процесс
сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике.
Слайд 3Изменение парадигмы образования:
— от определения цели обучения как усвоения (ЗУН)
к определению цели обучения как формирования умения учиться;
— от «стерильности»
системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения жизненных задач;
— от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации;
Слайд 4Изменение парадигмы образования:
— от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов
к пониманию учебного процесса как смыслового (процесса смыслообразования и смыслопорождения);
—
от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию ведущей роли учебного сотрудничества.
Слайд 5Цель образования:
общекультурное, личностное и познавательное развитие
учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию,
как
умение учиться,
обеспечивающую школьникам способность к
саморазвитию и самосовершенствованию.
Это достигается
путем сознательного, активного
присвоения учащимися социального опыта.
Слайд 6Понятие «универсальные учебные действия»
В широком значении термин «универсальные учебные
действия» означает
умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию
путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Слайд 7Умение учиться =
Полноценное освоение школьниками компонентов учебной деятельности:
познавательные и учебные
мотивы;
учебная цель;
учебная задача;
учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль
и оценка)
Слайд 8Функции универсальных учебных действий:
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения,
ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы
их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Слайд 9Виды УУД
личностные
познавательные
регулятивные
коммуникативные
Слайд 10Личностные УУД
самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное);
смыслообразование, т. е. установление учащимися связи
между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между
результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
нравственно-этическая ориентация, в том числе и
оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Слайд 11Регулятивные УУД
целеполагание;
планирование;
прогнозирование;
контроль;
коррекция;
оценка;
саморегуляция
Слайд 12Познавательные УУД
общеучебные;
логические;
постановку и решение проблемы.
Слайд 13Общеучебные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Слайд 14Общеучебные:
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной
и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного,
публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
знаково-символические действия: моделирование — преобразование объекта в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Слайд 15Логические универсальные действия
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных);
синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное
достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Слайд 16Постановка и решение проблемы
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого
и поискового характера.
Слайд 17Коммуникативные действия
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками -
определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов - инициативное сотрудничество
в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Слайд 18Коммуникативные действия
коммуникация как взаимодействие;
коммуникация как сотрудничество;
коммуникация как условие интериоризации.
Слайд 19Взаимодействие:
понимание (или допущение) возможности различных позиций и точек зрения на
какой-либо предмет или вопрос;
ориентация на позицию других людей, отличную от
его собственной;
уважение к иной точке зрения.
Слайд 20Сотрудничество:
умение договариваться;
умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение;
умение
и убеждать, и уступать;
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу
в ситуации спора и противоречия интересов;
осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.
Слайд 21Интериоризация:
уметь задавать вопросы;
речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания
совершаемых действий.
Слайд 22Критерии оценки сформированности УУД учащихся:
соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
соответствие свойств универсальных
действий заранее заданным требованиям;
сформированность учебной деятельности у учащихся.
Слайд 23Технологии
УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Слайд 25Этапы реализации технологии формирования УУД в начальной школе:
Выделение цели
Нахождение конкретных
форм УУД применительно к учебному предмету
Организация поэтапной отработки
Определение ориентировочной основы
каждого из УУД, обеспечивающей его успешное выполнение, и организация ориентировки учащихся
Определение связей УУД с содержанием предметных дисциплин.
Слайд 26Этапы реализации технологии формирования УУД в начальной школе:
Создание системы задач,
включающих предметно-специальные, общелогические и психологические типы
(П.Я. Гальперин), решение которых обеспечивает
формирование заданных свойств УУД
Создание учебников нового типа, реализующих технологию формирования конкретных видов и форм универсальных учебных действий в данной предметной дисциплине
разработка соответствующих учебно-методических пособий для учителей.