Слайд 1
Организационная культура как механизм управления образовательным учреждением
О.П.Бурдакова, к.п.н., доцент
кафедры теории и методики непрерывного образования ЛГУ им. А.С.Пушкина, директор
МОУ «Волховская средняя общеобразовательная школа № 5»
Слайд 2Уровень развития коллектива (уровень зрелости)
Уровень развития коллектива (уровень зрелости) –
характеризуется:
уровнем ценностно-ориентационной зрелости;
уровнем организованности;
уровнем сплочённости.
Слайд 3Ценностно-ориентационная зрелость
педагогического коллектива – это характеристика,
отражающая степень готовности его членов
прикладывать
усилия для достижения высоких
результатов в учебно-воспитательной деятельности. Уровень определяется значениями
трёх первичных характеристик коллектива:
ориентированность на достижения в текущей деятельности;
ориентированность на развитие деятельности;
ориентированность на саморазвитие коллектива.
Слайд 4Организованность коллектива - его способность формировать рациональную структуру совместных действий.
Она зависит от :
ответственности;
сработанности;
включённости в управление.
Слайд 5Сплочённость коллектива – это
характеристика, отражающая его
способность противостоять внутренним и
внешним воздействиям,
негативно
влияющим на совместную деятельность. Сплочённость зависит от:
единства ориентаций;
совместимости;
потенциальной стабильности.
Слайд 6
ВМЕСТЕ МЫ – КОМАНДА?...!
«Команда – группа людей,
объединённых одной
целью…»
Слайд 7КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
«Под социальной организацией понимается объединение людей, совместно
действующих для достижения одной или многих целей и координирующих свои
действия на основе определённых норм и правил (формализованных и неформальных)».
(В.Лазарев)
«Социальная организация – это сложная, открытая, управляемая, динамическая система с целенаправленным действием»
(С.Рогожин)
«Корпоративные организации – объединение людей по социальным и профессиональным категориям для осуществления совместной деятельности».
Слайд 8КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
Признаки социальной организации :
единство главной цели, наличие осознанных
целей и согласованность интересов;
организационная структура, целостность и единство элементов структуры;
чётко
выраженное управление;
постоянное взаимодействие с внешней средой;
использование ресурсов;
границы существования;
организационная культура.
Слайд 9КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
Педагогический коллектив как социальная организация
Педагогическому коллективу свойственны все признаки
социальной организации :
единство главной цели, наличие осознанных целей и
согласованность интересов;
организационная структура, целостность и единство элементов структуры;
чётко выраженное управление;
постоянное взаимодействие с внешней средой;
использование ресурсов;
границы существования;
организационная культура.
Слайд 10КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
Педагогический коллектив как социальная организация
Специфика педагогического коллектива как организации:
специфика
профессиональной деятельности, а именно, обучение и воспитание подрастающего поколения;
специфика ценностных
ориентаций в деятельности;
полифункциональность деятельности (педагогический коллектив выступает в качестве субъекта собственного развития, с одной стороны, и образовательного процесса школьников, с другой);
высокая степень самоуправляемости;
высокий потенциал саморазвития;
коллективный характер труда и коллективная ответственность за все результаты своей деятельности;
соответствие деятельности интересам и общества и отдельной личности;
преимущественно женский состав и особенности его влияния на характер взаимоотношений.
Слайд 11ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
КУЛЬТУРА:
1. ___1____, передаваемые посредством общения.
2. Уникальный ___2___
жизни, присущий определённой ____3___ людей.
3. Приобретённые черты ___4____, которые ___5___
членами общества и отражаются в ____6____ структурах.
4. Представления о вещах в ___7____ человека, ___8___ восприятия и осознание ___9___ этих ___10____.
5. ___11____ опыт, нашедший своё отражение в общем ___12___, стиле ___13___, обычаях, верованиях, ___14___ и ___15___.
группа, приниматься, модель, совместный, знания, образ, ценности, сознание, вещи, язык, общественные, представления, взаимосвязь, общение
Слайд 12ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
КУЛЬТУРА:
1. Знания, передаваемые посредством общения.
2. Уникальный образ
жизни, присущий определённой группе людей.
3. Приобретённые черты поведения, которые принимаются
членами общества и отражаются в общественных структурах.
4. Представления о вещах в сознании человека, модели восприятия и осознание взаимосвязи этих вещей.
5. Совместный опыт, нашедший своё отражение в общем языке, стиле общения, обычаях, верованиях, представлениях и ценностях.
Слайд 13ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
Основные характеристики культуры:
К. - это универсальное явление
человеческой жизни; не существует человеческого общества или социальной группы без
присущей им культуры.
К. воплощается в системах социальных целей, ценностей, правил, обычаев, стандартов.
К. не наследуется генетически, а усваивается методом научения.
К. динамична, способна к саморазвитию и самообновлению, постоянному порождению новых форм и способов удовлетворения интересов и потребностей людей.
Язык и культура тесно взаимосвязаны и взаимозависимы: культура передаётся через язык и находит отражение в языке.
К. функционирует в качестве основания для самоидентификации общества и его членов, для осознания коллектиовм и его субъектами группового и индивидуального «Я».
Слайд 14ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
Организационная (корпоративная) культура – это
система норм, правил и моральных ценностей, регламентирующая отношения между членами
организации.
Слайд 15КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
В основе :
Личная инициатива, т.е. степень ответственности, свободы
и независимости, которой обладает человек в организации.
Степень риска, т.е. готовность
работника пойти на разумный риск.
Направленность действий – установление чётких целей и ожидаемых результатов выполнения.
Слайд 16КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
В основе (продолжение):
Согласованность действий – положение, при котором
подразделения и люди внутри организации взаимодействуют.
Управленческая поддержка – обеспечение свободного
взаимодействия, помощи и поддержки подчинённым со стороны управленческих служб.
Контроль – перечень правил и инструкциий, применяемых для контроля и наблюдения за поведением сотрудников.
Идентичность – степень отождествления каждого сотрудника с организацией.
Слайд 17КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
В основе (продолжение):
Система вознаграждений – степень учёта исполнения
работ, организация системы поощрений.
Конфликтность – готовность сотрудника открыто выражать своё
мнение и пойти на конфликт.
Модели взаимодействия – степень взаимодействия внутри организации, при которой взаимодействие выражается в формальной иерархии и подчинённости
Слайд 18КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
Характеристики:
видимые внешние факторы;
ценности и идеалы, разделяемые
членами организации ;
базовые предположения .
Слайд 19КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
Характеристики:
видимые внешние факторы (дизайн, поведение, внешний вид,
язык, символика технологии и др.);
ценности и идеалы, разделяемые членами организации
(культура, образование, здоровье, личность и др.);
базовые предположения (отношение человека к работе, к коллегам, к природе, понимание реальности времени и пространства и др.).
Слайд 20КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
Основные свойства организационной культуры:
Всеобщность: организационная культура охватывает
все стороны деятельности организации.
Преобладание неформальности: функционирование организационной культуры связано в
основном с неформальными коммуникациями.
Устойчивость: традиции организации, повторяющиеся на протяжении многих лет.
Слайд 21КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
Основные функции организационной культуры:
Охранная функция.
Интегрирующая функция.
Регулирующая функция
Заменяющая функция.
Адаптивная функция.
Образовательная и развивающая функция.
Функция управления качеством.
Функция ориентации
на потребителя.
Функция регулирования партнёрских отношений.
Функция приспособления организации к нуждам общества.
Слайд 22КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
Организационная культура не однородна, существуют следующие её
слои:
Доминирующая организационная культура, т.е. организационная культура, которую разделяют большинство сотрудников.
Субкультура,
т.е. культура профессиональных групп, которые существуют в организации, и которая не идёт вразрез с общими положениями доминирующей организационной культуры.
Контркультура организации, т.е. культура групп сотрудников, которая противоречит общим нормам организационной культуры.
Слайд 23КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
Внешнюю сторону организационной культуры представляют история организации,
символика, традиции церемонии. Они помогают работнику быстрее войти в коллектив,
понять миссию организации, особенности взаимоотношения в коллективе, оценить возможности продвижения по службе и т.п.
Слайд 24КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
К внутренним составляющим относятся правила и нормы
поведения в организации, должностные инструкции, распределение функциональных обязанностей, ценностные ориентации
и общая управленческая концепция.
Слайд 25КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
В зависимости от организационной культуры различают следующие
типы организаций:
Реагирующая организация – характеризуется неуверенностью и импровизацией, отсутствием общей
цели и жёсткой централизацией. Главная задача руководителя – сохранить достигнутое положение. Устойчивая негативная среда.
Отзывчивая организация – поддержка инициативы работников, организация коллективной работы, неформальные коммуникативные связи, материальное поощрение работников за результаты.
Активная организация – серьёзная постановка стратегической цели, высокая дисциплинированность работников, атмосфера доверия и взаимопонимания.
Высоко эффективная организация – высокий уровень сознания работников, используется желание постоянного самосовершенствования.
Слайд 26КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
Показатели эффективности организаций с высоким уровнем организационной
культуры:
динамичность, ярко выраженная склонность к действиям, быстрому реагированию на изменение
окружающей среды;
стремление быть как можно ближе к потребителям, максимальное использование их идей относительно улучшения качества продукции и обслуживания;
предоставление большой самостоятельности работникам в решении производственных задач, поощрение новаторства и разумного риска на рабочих местах;
создание атмосферы творческого сотрудничества и доброжелательности среди персонала, уважение личности и человеческого достоинства;
использование стиля управления, при котором акцент делается не на внешнем контроле над деятельностью работников, а на делегировании функций и самоконтроле;
повышение качества трудовой жизни, обеспечивающееся инвестициями в человеческий фактор: в обогащение функционального содержания труда, улучшение условий труда, создание материальных возможностей использования внерабочего времени;
культ учёбы и повышения квалификации работников;
простая система управления и скромный по численности управленческий персонал.
Слайд 27КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
Имидж – это целенаправленно сформированный образ организации,
репутация организация в обществе.
Слайд 28КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
Имидж складывается из системы взаимоотношений организации с
внешним окружением и характеризует его соответствие индивидуальным особенностям организации. Главными
составляющими имиджа организации являются:
коммуникации – использование всех видов связей с общественностью;
поведение – позиция организации по отношению к обществу, в т.ч. взаимоотношения между людьми, манера работы с клиентами и др.;
дизайн, включающий символику, одежду сотрудников, помещения и территорию и др.
Слайд 29КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
Ценности и
убеждения
Поведение членов
организации
Эффективность
управления
Факторы
внешней
среды
Проф. компетентность персонала
Корпоративная
культура
Имидж
организации
Эффективность
деятельности
организации
Слайд 30КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
Ценности и
убеждения
Поведение членов
организации
Эффективность
управления
Факторы
внешней
среды
Проф. компетентность персонала
Корпоративная
культура
Имидж
организации
Эффективность
деятельности
организации