Слайд 1Изобразительно-выразительные средства языка.
Задание 3.
Подготовка к ОГЭ.
Слайд 2Задание 3 в ОГЭ по русскому языку — это проверка
знания средств выразительности.
Слайд 3Теоретические сведения.
Под выразительностью речи понимаются такие её особенности,
которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать
внимание и интерес у слушателя (читателя), воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение.
Слайд 4Разберем средства выразительности речи , которые чаще всего встречаются в
КИМах.
ТРОП—СЛОВО ИЛИ ВЫРАЖЕНИЕ, УПОТРЕБЛЯЕМОЕ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ОБРАЗА И ДОСТИЖЕНИЯ БОЛЬШЕЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. К тропам относятся такие приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, синекдоха, аллегория, иногда к ним относят гиперболы и литоты.
Примечание: В задании 3 ОГЭ встречаются следующие тропы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, гипербола, ирония.
Слайд 5Метафора, развёрнутая метафора.
Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова
или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту.
Со снопом
волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
(С. Есенин)
Слайд 6Метафора
! Метафора может быть развёрнутой. Перенос понятий в развернутой
метафоре осуществляется на протяжении достаточно большого фрагмента фразы или даже
всего текста.
Пример:
У ночи много звезд прелестных,
Красавиц много на Москве.
Но ярче всех подруг небесных
Луна в воздушной синеве.
Но та, которую не смею
Тревожить лирою моею,
Как величавая луна,
Средь жен и дев блестит одна.
Слайд 7Задание
В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?
1) Модель атома с серебристым
ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами стояла на покосившейся
полке, которую поддерживала Зиночка Крючкова, очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком.
2) Молоток перехватил стройный гигант в тренировочных брюках – Вахтанг.
3) И вдруг в луче света, падавшего из окна, Лёша увидел новенькую.
4) Постепенно Лёша понял, что оркестр исполняет не такую уж трудную мелодию, что в ней возможны некоторые вольности и что он, Лёша, тоже вполне на уровне.
Слайд 8Олицетворение
Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых
существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
О чём ты
воешь, ветр ночной,
О чём так сетуешь безумно?
(Ф. Тютчев.)
Слайд 9Задание
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1) Но сумерки сгущались.
2) Ветер,
который летел с северо-запада, не смог победить эту плотную темноту,
ослабел и лег спать в сухой траве.
3) Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз хуже, чем в лесу.
4) Он горел неподвижно, словно где-то далеко светилось окошко.
Слайд 10Эпитет
Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства.
Отговорила роща
золотая
Берёзовым весёлым языком.
Слайд 11Задание
В каком варианте ответа средством выразительности речи являются эпитеты?
1) А там уроки да
перемены. И Сашка Кочетков, первый не то что в классе,
а в школе шалопай, заводила и непоседа.
2) Вроде бы не было в нём ничего необычного – худенький, светло-русый, нос с горбинкой, а взгляд такой твёрдый, решительный…
3) Даже за одной партой сидел с ней, Олькой, которую по фамилии только и знал и никогда, кроме домашнего задания по русскому, ни о чём не спрашивал.
4) Уткнулась Оля мокрыми щеками в ладони и тихонько всхлипывала, боясь привлечь к себе внимание.
Слайд 12Сравнение.
Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением,
сближение двух явлений с целью пояснения одного с помощью другого.
Чаще всего сравнение оформляется
в виде сравнительного оборота, начинающегося с союзов: как, точно, словно, будто, как будто, что.
Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит.
(Н. Некрасов.)
Слайд 13Задание
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Такое предсказание в
детстве она услышала от волшебника Эгля.
2) Когда для человека главное – получать дражайший
пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии.
3) Не было никаких сомнений в звонкой душе Грэя – ни глухих ударов тревоги, ни шума мелких забот.
4) Спокойно, как парус, рвался он к восхитительной цели, полный тех мыслей, которые опережают слова.
Слайд 14Задание
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнительный оборот.
1) Мальчишки веселились,
пуляли в стену снежками, а белка перебиралась смелыми короткими рывками
всё выше и выше, к самой крыше, цепляясь неизвестно за что.
2) Снежные снаряды, словно пушечные ядра, с глухим фырканьем разрывались рядом с белкой, она вздрагивала всем маленьким телом, пушистый хвост прижимала к стене, как бы помогая себе даже им.
3) В другой раз я бы сошёл с ума от этих неприятных слов, опять бы что-нибудь выкинул, может быть, а тут едва услышал.
4) Мальчишки ненадолго опешили, потом я ощутил лицом колючий снег и стал задыхаться в сугробе.
Слайд 15Гипербола
(в переводе с греческого — «преувеличение») — это образное выражение, содержащее
непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия.
Редкая птица
долетит до середины Днепра (Гоголь).
Слайд 16Задание
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является гипербола.
1) Все мамы разные:
молодые, красивые, седые и уставшие, добрые и строгие.
2) Ведь сердце матери способно
простить тебе всё на свете.
3) К сожалению, многие слишком поздно понимают, что забыли сказать много хороших слов своим мамам.
4) Она будет переживать за твою судьбу независимо от того, сколько тебе лет.
Слайд 17Ирония
Скрытая насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному.
Пример:
Отколе, умная, бредешь ты, голова?
(Обращение к ослу в басне
И.А.Крылова)
Слайд 18Задание
Укажите фрагмент текста, в котором средством выразительности речи является ирония.
1)
— А собака у него — с телёнка. — С
лошадь, — сказал Мишка. — Со слона, — поддакнул я.
2) Как только мы остановились у калитки, собака подошла и, встав на задние лапы, просунула между жердинами чёрный нос, обнюхивая Мишкину голову.
3) Дверь распахнулась, и на пороге показался высокий мальчишка в куртке на блестящей молнии. — Орион! — сказал мальчишка. — (25) Ко мне!
4) — Он кусается? — спросила Наташка. Мальчишка улыбнулся. — Погладь, — разрешил он.
Слайд 19В КИМ также встречаются следующие ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА:
просторечные
слова
разговорная лексика
фразеологизмы
Слайд 20Лексика разговорного стиля
это слова, характерные для обычной,
непринужденной речи и нехарактерные для книжных, письменных жанров.
Пример:
здоровяк, добряк, болтун,
летучка, плутовка, чертовка,
дворняга.
Разговорные слова лишены грубости, входят, в отличие от просторечных, в число средств литературного языка.
Слайд 21Задание
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являются разговорные слова.
1) У Татьяны
Львовны заболел внук, она не может от него отойти, а
сегодня для библиотеки привезут дрова.
2) Она просто смотрела на нас как на взрослых, и улыбка всё отчётливее проступала на лице.
3) На двери по-прежнему висел замок, а во дворе валялись брёвна, сброшенные, видно, с машины как попало.
4) А через пятнадцать минут во двор, придерживая платок, ворвалась Татьяна Львовна.
Слайд 22Лексика просторечная
слова с ярко выраженной сниженной стилистической
окраской: фамильярной, грубой, пренебрежительной, бранной, находящиеся на границе или за
пределами литературной нормы: голодранец, забулдыга, затрещина, трепач).
Слайд 23Задание
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является просторечная лексика.
1) – Ты бы,
Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.
2) Встревает тут Федосья, баба из Пýстыни…
3) Эти доски
и пригодятся.
4) Особенно портрет Пугачёва – глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь.
Слайд 24Фразеологизмы
Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре,
воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц.
Кривить душой — лицемерить,
бить
баклуши — бездельничать,
на скорую руку — быстро.
Слайд 25Задание
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) После уроков шестеро
учеников, работы которых исчезли, переписали диктант.
2) Ему казалось, что любые удачи
приходят к людям как бы за его счёт.
3) Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани.
4) Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки.
Слайд 26Задание
В каком варианте ответа нет фразеологизма?
1) И я сначала в садике, а
потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности.
2) Я готова была
провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.
3) Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.
4) Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо.
Слайд 27Антитеза, или противопоставление
(в пер. с греч. — противоположение) — это
оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, положения, образы. Для
создания антитезы обычно используются антонимы — общеязыковые и контекстуальные:
Ты богат, я очень беден, Ты — прозаик, я — поэт (А. С. Пушкин);
Вчера еще в глаза глядел,
А ныне — все косится в сторону,
Вчера еще до птиц сидел,
Все жаворонки нынче — вороны!
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?» (М. И. Цветаева)
Слайд 28Задание
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является противопоставление.
1) Алиса могла свободно войти
в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не
могли попасть в этот интересный мир.
2) Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина.
3) – Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.
4) Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности.
А когда спасают, то долго не думают…
Слайд 29Задание
Укажите фрагмент, в котором средством выразительности речи является антитеза.
1) А потом огляделся:
батюшки, все люди, окружающие нас, не просто братья, а однояйцевые
близнецы.
2) — Есть индивидуальности, — пробурчал Сашка.
— Их всё меньше, — сказал Роман.
3) Одни верят во что-то, другие ни во что не верят…
4) — А я хочу? Но машина — это воплощённая пошлость.
Слайд 31Укажите, какое средство выразительности речи используется в предложении 18: «Проводив маму
с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как
заговорщики, собирались на экстренный совет».
1) гипербола
2) сравнительный оборот
3) противопоставление
4) просторечные слова
Ответ:
2
Слайд 32Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) –
Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая
девочка.
2) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из
её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
3) Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.
4) Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор
сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
Ответ:
2
Слайд 33Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Фашисты окружили, блокировали
Ленинград, и начались страшные дни города на Неве…»
1) олицетворение
2) фразеологизм
3) эпитет
4) сравнительный оборот
Ответ:
3
Слайд 34Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) От этого чихания
болел живот, в глазах стояли слёзы, а нос горел, как
раскалённый.
2) И лежит он на жёсткой, горячей койке один, как отставший от поезда.
3) Словно он не просто простудился и чихает, а совершил какой-то подвиг. Ранен. Попал в госпиталь.
4) Он ел не торопясь, растягивая удовольствие.
Ответ:
2
Слайд 35В каком варианте ответа средством выразительности речи является гипербола?
1) Интересно, отчего эти незамысловатые,
но такие милые сердцу картинки до сих пор так прочно
остаются в его памяти?
2) Лимонад и сок маленькому Андрюшке покупали лишь изредка, а дома пили в основном чай.
3) А вот бабушка, мамина мама, та не могла жить без кофе, и священный бабушкин кофейный ритуал, когда в её квартиру вселялся дух кофе, завораживал Андрюшу.
4) Бабушка кормила его тем, что он любит, подсовывала лучшие кусочки, разрешала гулять до позднего вечера, а укладывая спать, всегда рассказывала что-нибудь.
Ответ:
3
Слайд 36Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Но на четвёртый
день малыш уже стал привыкать к теплоте рук человека.
2) А Бим
калачиком ложится в ногах или, если сказано «на место», уйдёт на свой лежак в угол и будет ждать.
3) Так тёплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать.
4) В этом основа, соль дружбы.
Ответ:
3
Слайд 37Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является просторечная лексика.
1) — Антона, дедушка, — наперебой
закричали мальчишки, — в Минске который жил.
2) — Как это — баба? — спросил он с недоумением.
3) Ну и
подпрыгнул, когда он зашипел.
4) Только высокий держался поодаль, отвернувшись, как будто он не со всеми шёл, а оказался тут случайно.
Ответ:
2
Слайд 38Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Раздражение моё против
гостя росло.
2) Я видел его подпухший нос, тонкое лицо, шелковистые брови,
непрочное, нежное, будто фарфоровое, лицо, и горло забило картофелиной.
3) Он выметнулся из кресла, подошёл ко мне и протянул руку.
4) Я никогда больше пальцем не тронул Оську, как бы он ни задирался, а это случалось порой в первые годы нашей так сложно начавшейся дружбы.
Ответ:
4
Слайд 39Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Все они стояли
здесь, сбившись в кружок, – и Катя, пушистая как одуванчик, и черномазая
Танюшка, и курносая Верка, с розовыми, словно полированными, щеками.
2) Аниска стояла не говоря ни слова, будто не о ней шла речь.
3) Тут вся Танюшкина обида вырвалась на волю.
4) Какое высокое и какое ясное сегодня небо!
Ответ:
3
Слайд 40Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Если бы он
родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в
серии «Жизнь замечательных людей».
2) А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю.
3) Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки.
4) Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску.
Ответ:
2
Слайд 41Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм.
1) Не будет его милой
шепелявости, не будет и его разбойничьего свиста в четыре пальца.
2) Я
с кличем «ура» рванулся ему навстречу.
3) И был ошеломлён, когда Ванька с ходу ударил меня в подбородок, да так сильно, что из глаз моих посыпались искры.
4) Не было теперь у меня врага более лютого, чем Ванька.
Ответ:
3
Слайд 42Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Однажды он принёс
в класс несколько тонких прутиков и поставил их в банку
с водой.
2) Это у него была такса – чёрная головешка на четырёх ножках.
3) Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот!
4) Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста молчальник.
Ответ:
2
Слайд 43Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1) На Егорова зрители
никогда не наводили лучи фонариков.
2) Струны на скрипке были порваны, и
Егоров больше не мог играть.
3) Скрипка замолчала надолго.
4) И свет фонариков погас.
Ответ:
3
Слайд 44Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Многочисленная публика собралась
слушать оригинального музыканта.
2) И вдруг сердце старика упало. Из-под рук музыканта
опять, как и прежде, вырвался стон.
3) Действительно, и это бледное лицо с выражением вдумчивого внимания, и неподвижные глаза, и вся его фигура располагали к чему-то особенному, непривычному.
4) Никто не признал бы его слепым, если б эти глаза не были так неподвижны и если б его не вела молодая дама, как говорили, жена музыканта.
Ответ:
2
Слайд 45Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Я тоже когда-то
собирал, мы приносили их домой целыми сотнями.
2) Особенно много их всегда
было под большим диваном.
3) Вспоминается наша улица – бульвар с могучими каштанами, которые разрослись, образовав свод.
4) На них много пыли, её сметают только перед Новым годом, Первым мая и мамиными именинами двадцать четвёртого октября…
Ответ:
3
Слайд 46Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Все леса
хороши, но особенно хороши горные леса около моря: в них
слышно, как шумит прибой.
2) Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения.
3) Сначала она ничего не слышала. Внутри у неё шумела буря.
4) Ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал её имя.
Ответ:
3
Слайд 47Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) В ту ночь
меня разбудили, когда стрелки на светящемся циферблате показывали без пяти
час.
2) Я, привстав, у самых дверей увидел худенького паренька лет одиннадцати, всего посиневшего от холода и дрожавшего.
3) Минуты через две резко зазвонил телефон.
4) Ненависть в нём не перекипела.
Ответ:
4
Слайд 48Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 6: «Он не
умел играть в волейбол, плавать диковинным стилем баттерфляй и бегать
на лыжах так хорошо, как умела мама».
1) метафора
2) аллитерация
3) фразеологизм
4) сравнение
Ответ:
4
Слайд 49Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Он был
очень странным, этот высокий, нескладный в движениях лейтенант.
2) Очевидно, после ужина
он бродил где-то по лесным опушкам, потому что к голенищам его сапог прилипли осенние листья.
3) Яровой поднял голову, и лётчики увидели его глаза…
4) В больших глазах ребёнка застыло удивление перед громадным, ещё не понятным ему миром.
Ответ:
4
Слайд 50Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Мальчик выпалил всё
одним духом и замолчал.
2) Музей не возьмёт копии.
3) Анне Федотовне очень не
понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.
4) Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал.
Ответ:
4
Слайд 51Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) От крыльца до
сарая тянется дорожка, по которой я сделал первые в жизни
шаги.
2) Мы обедали на кухне, как вдруг что-то тяжёлое ударилось о землю и стало светло.
3) Тень бросает ясень, свесивший свою могучую раскидистую крону на забор и сарай.
4) Когда-то тут была большая рябина, но она подгнила и упала.
Ответ:
3
Слайд 52Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 16: «От твоего
ответа зависит, будем ли мы общаться по-настоящему или нам придётся
попрощаться раз и навсегда».
1) фразеологизм
2) эпитет
3) гипербола
4) сравнение
Ответ:
1
Слайд 53Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Что я почувствовал,
вновь переступив знакомый порог?
2) Солнце брело по крышам, тени становились длиннее,
и моя душа осязала прозрачность воздуха и даже, кажется, невидимую дугу – след ласточки, размашистый её полёт в покое и сладкозвучной тишине.
3) Будто я что-то потерял и знаю, что потерял без возврата, навеки.
4) Я стоял, как тогда, до войны, у самого порога, и было на душе у меня пусто, будто я ночью иду по пустой дороге.
Ответ:
2
Слайд 54Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 12: «Но
хорошо было сидеть в кресле у широкого, будто киноэкран, иллюминатора,
смотреть, как серый простор беспрестанно катит навстречу пенные валы, как в настоящем море...»
1) олицетворение
2) разговорная лексика
3) сравнительный оборот
4) аллегория
Ответ:
3
Слайд 55Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Где-то далеко стреляют
зенитки, бродят прожектора по небу, вздыхает во сне Валега.
2) Сколько исходили
мы с тобой за эти месяцы, сколько каши съели из одного котелка …
3) Стоял потупясь и мычал что-то невнятное: не умею, мол, не привык.
4) А с Валегой — хоть на край света.
Ответ:
4
Слайд 56Укажите предложение, в котором не использован фразеологизм.
1) Однажды я на своей шкуре испытал,
насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик.
2) На уроках немецкого я
чувствовал себя принцем.
3) Я с детства хорошо знал язык, и наша «немка» Елена Францевна души во мне не чаяла и никогда не спрашивала у меня уроков.
4) Вдруг ни с того ни с сего она вызвала меня к доске.
Ответ:
2
Слайд 57Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 11: «У нас
роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не
хочет».
1) сравнительный оборот
2) метафора
3) слово разговорного стиля
4) фразеологизм
Ответ:
3
Слайд 59Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении
1 вариант.
– Лёшка
– золотой мальчик, а вы все трусы.
Вон, смотрите: белые облака
совсем как стадо белых слонов.
2 вариант.
Она уже не ласкалась униженно, она просто ждала, не сводя с женщины глаз.
Разлетелась в куски его первая мечта, и он страдал.
Слайд 60Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении
1 вариант.
3. Часы
были на тонком коричневом ремешке, формой напоминали кирпичик, у циферблата
было торжественное выражение лица.
4. «Папа прямо весь расцвёл».
2 вариант.
3. Это был светлячок – маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел...
4. Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!
Слайд 61Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении
1 вариант.
5.От твоего
ответа зависит, будем ли мы общаться по-настоящему или нам придётся
попрощаться раз и навсегда.
6.Один, только один раз земля не уберегла меня...
2 вариант.
5. Перерыв там всё вверх дном, я в самом дальнем углу в пыльном мешке из-под картошки нашёл игрушку.
6. Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя.
Слайд 62Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении
1 вариант.
7. – Не
нашла места в зале? – задумчиво произнесла я. – Если бы ты нашла его
у себя в сердце...
8. Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами.
2 вариант.
7. Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятенной душе Андрейки, словно вихрь.
8. А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.
Слайд 63Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении
1 вариант.
9. А
Вовка от стыда готов был провалиться сквозь землю.
10. Но вот
наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу...
2 вариант.
9. Там стояла бывшая барская контора, которая смотрела на прохожих пугающе чёрными пустыми окнами.
10. Она уже не ласкалась униженно, она просто ждала, не сводя с женщины глаз.
Слайд 64 Проверяем!
1 вариант.
Эпитет
Сравнение
Олицетворение
Метафора
Фразеологизм
Олицетворение
Метафора
Сравнение
Фразеологизм
Олицетворение
2
вариант.
Фразеологизм
Метафора
Эпитет
Сравнение
Фразеологизм
Олицетворение
Сравнение
Метафора
Олицетворение
Фразеологизм