Слайд 1
Формирование здорового
образа жизни
Евреинова Ирина Сергеевна
учитель начальных классов,
МАОУ «Гимназия №7 имени святителя Питирима, епископа Тамбовского»
Слайд 2
Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья.
Здоровье до того
перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее
больного короля.
Артур Шопенгауэр
Слайд 3АКТУАЛЬНОСТЬ
В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников относится
к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных
условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.
Слайд 4Проблемы здоровья
Здоровыми можно назвать всего лишь 10% от общего количества
учеников, а остальные 90% имеют проблемы и отклонения в физическом,
психологическом, нервном развитии;
за период обучения число здоровых детей уменьшается в 4 раза.
Увеличивается
число близоруких детей с 3,9 % до 12,3 %;
доля хронических болезней нервной системы: с 3,8% до 17,3%;
нарушение осанки с 1,9 до 16,8 %;
болезни органов пищеварения: с 10,8% до 20,3%
Рейтинг жизненных ценностей
Слайд 5 Одним из главных факторов неблагополучия
здоровья школьников считаю недостаточный уровень грамотности в вопросах сохранения и
укрепления здоровья самих учащихся, их родителей.
Необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья.
Слайд 6
Цель проекта:
создание условий физического,
психического и
социального комфорта,
способствующих сохранению и
укреплению
здоровья учащихся.
Слайд 7
Достижение поставленной цели
предполагается через решение следующих
задач:
Изучить статистику состояния здоровья учащихся
в классе.
Провести мониторинговые исследования в классе.
Сформировать у учащихся необходимые знания по здоровому
образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Повысить у детей, родителей уровень грамотности по ответственному отношению к собственному здоровью.
Вести профилактику вредных привычек.
Укреплять физическое здоровье.
Разработать практические рекомендации по изученной проблеме для участников образовательного процесса.
Слайд 8Гипотеза
Процесс формирования здорового образа жизни среди детей будет эффективным при
условии, если:
учитывать возрастные особенности детей;
создать условия для формирования здорового образа
жизни;
совершенствовать формы работы по формированию здорового образа жизни.
Слайд 9Практическая значимость
Результаты и материалы исследования могут
быть использованы педагогами, классными руководителями и родителями.
В приложениях
даны анкеты, разработки уроков и внеклассных мероприятий:
Анкета Мое представление о здоровом образе жизни.
Анкета для родителей Ваши дети и их здоровье.
Ученический проект Влияние музыки на организм человека.
Рекомендации для родителей.
Слайд 10Научно – методическое
обоснование проекта
Школа сегодня должна и может стать важнейшим
звеном социализации подрастающего поколения.
Через школу проходит все население, и
на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.
Слайд 11Ожидаемые результаты проекта
Для педагога:
Снижение заболеваемости среди детей.
Создание благоприятной образовательной среды,
способов сохранения здоровья, воспитание и развитие личности.
Увеличение количества обучающихся, соблюдающих
правила личной гигиены, режима дня.
Улучшение эмоционального климата.
Для обучающихся:
Благотворное влияние на развитие физических, нравственных качеств.
Повышение уровня информированности учащихся о здоровом образе жизни и формирование готовности его пропагандировать
Повышение мотивации здорового образа жизни, формирование индивидуального способа физического самосовершенствования
Увеличение числа учащихся, занятых во внеурочное время в кружках и секциях.
Для родителей:
Сформировать активную жизненную позицию у участников проекта направленную на сохранение и укрепление собственного здоровья, создание условий для поддержания этой позиции.
Формирование здорового образа жизни в семье.
Слайд 12Характеристика проекта
2014 – 2016 учебный год
формирование здорового образа жизни младшего
школьника
факторы, влияющие на здоровый образ жизни
Сроки реализации проекта:
Объект проекта:
Предмет
проекта:
Слайд 13Этапы реализации
Подготовительный
анализ существующей ситуации и корректировка своей педагогической
деятельности в соответствии с поставленными задачами;
изучение методической литературы
и существующего опыта по данной проблеме.
Слайд 15Организационный этап
Разработка содержания проекта в соответствии с выбранной темой,
целями и задачами.
Выявление и анализ отношения к проекту всех участников.
Сплочение
учащихся и родителей для работы над проектом.
Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.
Проведение групповой и индивидуальной работы с родителями с целью ознакомления с индивидуальными особенностями учащихся.
Слайд 17Содержание деятельности с детьми
Содержание деятельности с родителями
Слайд 18Практический этап
Реализация целей и задач проекта через
отработку и внедрение в образовательно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий.
Проводятся
мероприятия согласно составленному плану с анализом каждого из них. Учитываются положительные моменты и указываются недостатки.
Слайд 19Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Применение цветового воздействия с целью: активизировать
деятельность головного мозга, внимание, память; возбудить нейронные связи, которые принимают
участие в интеллектуальных процессах.
Подача учебного материала на все каналы восприятия, с опорой на ведущую модальность ребёнка (аудиалы, визуалы, кинестетики).
Организация обучения в режиме «динамических поз». Рациональная смена видов деятельности.
Гимнастика для глаз с целью профилактики зрительного переутомления обучающихся.
Физкультминутки.
Хороший психологический климат на уроке. Включение оздоровительного компонента в содержание учебных предметов.
Мотивация на сохранение и укрепление собственного здоровья обучающихся (у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья).
Аналитический блок: анкетирование;
мониторинг; тестирование.
Образовательный блок:
беседы; круглые столы; час вопросов и ответов; индивидуальные рекомендации специалистов; дни открытых дверей; физкультурные праздники и досуги; творческие конкурсы и выставки.
Информационный блок: подбор наглядной информации; оформление фотовитрин, папок–передвижек; проведение выставок,
презентаций; составление памяток для родителей.
Практический блок: календарно-тематический план работы на период реализации проекта.
Слайд 20Цветотерапия
Красный - влияет на физическое состояние(Красный и оранжевый
– активные цвета, действуют на организм возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности)
Жёлтый – на умственное, это цвет хорошего настроения. Под его воздействием быстро принимается решение и мгновенно выполняется задача)
Голубой –влияет на эмоции.
Зелёный – создаёт чувство лёгкости и успокоенности; помогает сконцентрироваться; помогает сохранять зрение (повесьте перед столом или компьютером зелёный коврик и периодически смотрите на него). Работоспособность детей выше при зелёной гамме цветов.
Синий цвет способствует восстановлению нервной системы, помогает при рассеянности.
Комфортное начало и конец урока:
использовать положительные установки на успех
уметь настроить себя и других на положительную волну
похвала
Физкультминутки
Динамические (упражнения по формированию осанки; укреплению зрения; укреплению мышц рук; отдых позвоночника; упражнения для ног; потягивание;)
Дыхательные (упражнения, направленные на выработку рационального дыхания).
Ритмические(танцевальные, с прихлопами, с притопами и так далее, которые снимают общую усталость).
Психологические (физминутки, которые помимо игровой функции направлены на развитие внимания, памяти, воображения , мышления).
Самомассаж.
Слайд 21Музотерапия
Использование музыки как оформления фона занятий и сопровождения моментов урока.
Музыка влияет на человека через ритм, которому подчинены все функции
организма.
Арт-терапия-
коррекция через творчество
Рисунки на полях тетради символа дня, лепка, рисование.
Используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий для снятия напряжения.
Слайд 22Обобщение и осмысление опыта по пропаганде и формированию
здорового образа
жизни учащихся
Обобщение и подведение итогов проделанной работы.
Осуществление анализа
эффективности проекта.
Определение теоретической и практической значимости проекта.
Отчёт о результатах проекта. Выступление на МО учителей начальных классов с целью обмена опытом.
Защита подготовленных работ (рефератов, презентаций)
Слайд 23Результаты проверки эффективности экспериментальной работы
Слайд 24Индекс здоровья
3 и 4 класса
Уровень физической подготовленности
Слайд 26Участие в мероприятиях
Всероссийский конкурс рисунков «Спорт- альтернатива пагубным привычкам»
Всероссийское событие
«Пусть утро будет солнечным!» (дневник.ру)
Фотоконкурс «Самый энергичный класс» (дневник.ру)
Всероссийский фестиваль
педагогического творчества. Внеклассное мероприятие «Какое значение имеют каши и как сделать кашу вкуснее?»
Городская научно-практическая конференция «Истоки истины». Ученические проекты «Влияние музыки на человека», «Что мы едим».
Слайд 27Метод проектов
Педагогическая значимость метода проектов состоит в том, что:
- метод
проектов выводит педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий
мир, природную и социальную среду, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта;
- метод проектов дает возможность изменить характер учебной деятельности детей, из репродуктивной она превращается в поисковую и творческую;
- они получают возможность самореализации в конкретном деле, они не только слушают и видят, но и действуют;
- метод проектов – метод, идущий от детских потребностей и интересов, их возрастных и индивидуальных особенностей;
- метод проектов позволяет детям проявить учебную инициативу и самостоятельность, использовать в нестандартной ситуации знания и умения из разных областей знаний;
- метод проектов позволяет учителю выявить уровень личностного отношения учащихся к учебному труду; их умение работать в коллективе.
Слайд 28Тематика проектов по формированию ЗОЖ разнообразна. Это могут быть проекты:
«Наши зубы», «Охрана зрения», «Я здоровье сберегу – сам себе
я помогу», «Полезные привычки», «Компьютер – друг или враг?» «Наши зеленые друзья», «Здоровая пища» и многие другие.
Слайд 29
Выводы
В результате работы над проектом учащиеся выявили основные условия, способствующие
сохранению здоровья: правильное питание, закаливание и ежедневная зарядка, здоровый образ
жизни;
пришли к выводу о необходимости ежедневной зарядки, как профилактики усталости, стресса и многих заболеваний;
научились самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, конструировать свои знания и оформлять информацию.
Слайд 32Информационные источники
http://standart.edu.ru/ Сайт - Федерального
государственного образовательного стандарта
http://nsportal.ru - социальная
сеть работников образования
http://sanpinnorma.ru/
http://pedsovet.org/forum/ - Педсовет- форум
Грач И.С. Здоровый образ жизни:
Сущность понятия и содержание работы по его формированию /И.С. Грач // Образование. - 2012.
http://www.vevivi.ru/best/Formy-i-metody-formirovaniya-znanii-o-zdorovom-obraze-zhizni-u-shkolnikov-ref151510.html
«Физкультура и закаливание в семье» (М. 1984)
Кулинич Г.Г., Вредные привычки: профилактика зависимостей:1-4 классы –М.: ВАКО,2014.-224 с.
Кальченко Е.И. , Гигиеническое обучение и воспитание школьников.
Ковалько В.И., « Здоровье - сберегающие технологии».
Лебедева Н. Т., « Школа и здоровье учащихся».