Слайд 1ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Лекция 3.
ПРИРОДА ОРГАНИЗАЦИИ
Понятие «организации», её цели, задачи, структура, виды,
жизненный цикл
Руководитель и «организация»
Медицинская организация
Слайд 2Бюрократия состоит из наёмных служителей,
аристократия – из идолов,
а демократия –
из идолопоклонников.
Б.Шоу
Слайд 3ОРГАНИЗАЦИЯ – объединение группы лиц, взаимо-действующих между собой во имя
достижения корпо-ративных целей и решения социальных потребностей общества
Основные признаки:
объединение
2-х и более человек;
наличие цели;
обособленность;
правовой статус;
саморегулирование;
организационная культура (установившиеся ценности)
Слайд 4Организация необходима для того, чтобы совместно делать то, что человек
не может сделать в одиночку
Жизненное пространство
Организации
Результат деятельности организации может быть
«+» и «-»
Слайд 5ОРГАНИЗАЦИИ
Формальные – официально утверждены, имеют учредительные документы, функционируют на
основе нормативных актов.
Неформальные – спонтанно возникшие группы людей по
достижению целей, официально не зарегистрированные. Легальные, нелегальные.
Примеры: кружок качества, хошар, объединение соседей по саду, группа воров.
И те и другие могут быть:
Коммерческими – извлечение прибыли с распределением между участниками организации;
Некоммерческими – прибыль идёт на уставные цели и не распределяется между участниками организации.
Слайд 6ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ
Ресурсы
Зависимость от внешней среды
Горизонтальное разделение труда
Подразделения
Вертикальное разделение труда
Необходимость
управления
Слайд 7СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ
* Бюрократические
(механистические)
линейная;
функциональная;
штабная (линейно-функциональная);
дивизионная
Основаны на департаментализации.
**
Адаптивные
(органические)
проектная (программно-целевая);
матричная;
сетевая (поручение функций контрагентам);
виртуальная (разновидность
сетей, осуществление конкретного проекта).
Эффективная структура та, которая лучше всего способст-вует достижению цели.
Слайд 8Органический тип,
структура систем управления
Антипод бюрократическому. Приспособляемость организа-ции к объективным
требованиям реальной действитель-ности.
Характерные черты:
решение принимаются путём обсуждения, базируются на
авторитете, правилах и традициях;
обсуждение проблем принимать на доверии, а не на власти, обсуждения, а не помощи работы на главную цель, а не бездумное исполнение ФДИ;
интегрирующие факторы – миссия и стратегия работы;
связь индивида и миссии = творческий подход к работе;
работа основана на принципах;
тенденция готовности к проведению прогрессивных ………
Слайд 9ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
БЮРОКРАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
(по Веберу М.Германа)
А. Разделение труда и
специализация. Работают специалисты-эксперты.
Б. Чётко определённая иерархия власти. Цепь команд.
В. Высокая
формализация. Правила для всех и каждого в еди-нообразии и координации членов организации.
Г. Внеличностный характер. Дистанция между людьми. Индивидуализм. «Нет» личным интересам, симпатиям и эмоци-ям.
Д. Кадровые решения, основанные на достоинствах (техническая квалификация – основа приёма на работу).
Е. Планирование карьеры. Ограждение от произвольных уволь-нений. Продвижение по службе, по «step to step». Развивает корпоративный дух.
Ж. Чёткое разделение жизни организации и личной жизни работника.
З. Дисциплина.
Слайд 10ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
свободное и добровольное объединение людей, индивидов, осуществляющих совместную
деятельность.
Характерные черты:
сочетание конкуренции и кооперации в деятельности;
согласование интересов
членов организации с интересами самой организации;
дополнительный поиск ресурсов и резервов членами орга-низации;
единица управления – личность;
суверенитет личности, её свобода, индивидуальная ответс-твенность;
принцип меньшинства или право вето в принятии решений;
интересы производства согласованы с интересами человека;
общечеловеческая мораль и здравый смысл в поведении;
лояльность к различным убеждениям членов организации.
ПРИНЦИП – РАБОТА НА ЧЕЛОВЕКА.
Слайд 11ОРГАНИЗАЦИИ
Эдхократические – высокая степень свободы, искусства, высокие технологии и т.п.
Многомерные
– внутри есть самостоятельные группы, которые производят, используя ресурсы.
Предпринимательские –
рыночные, где главное работа на потребителя, конкурентность, инновации, саморегулирова-ние и т.д.
Партисипативные – ориентированные на участие работни-ков в процессе управления (принятия решений, постановки целей, решение задач).
Слайд 12ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ
ОРГАНИЗАЦИИ (ЖЦО)
Создание
Раннее развитие
Позднее развитие и рост
Остановка в развитии
Гибель
Возрождение
Слайд 13Организация имеет структурную иерархию:
производственные подразделения;
непроизводственные (управление, хозслужбы больниц
и т.п.).
Подразделение действует на основе Положения:
общие положения
(- задача);
(- структура)
функции;
права;
ответственность
(- взаимоотношение с другими подразделениями)
Слайд 14ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Первого порядка:
* Синергии
* Самосохранения
* Онтогенеза
(2) Второго порядка:
* Информационности-упорядоченности
* Анализа и синтеза
* Композиции и пропорциональности
Слайд 15ЗАКОН СИНЕРГИИ
(1 порядка)
Для любой организации существует такой набор элементов, при
котором её потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы
потенциалов входящих в неё элементов, либо существенно меньше.
Организация содержит структурные элементы:
кадровый потенциал (коллектив);
технический потенциал;
научный потенциал;
микроклимат в коллективе;
состав целей системы;
имидж (хозяйственный авторитет).
Слайд 17ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
РУКОВОДИТЕЛЯ И КОЛЛЕКТИВА
1. Гармоничное взаимодействие, где справедливые требования руководителя
соответствуют ожиданиям кол-лектива.
2. Дисгармоничное взаимодействие – руководитель не оправдывает справедливых
ожиданий коллектива. Необходимо сменить стиль руководства.
3. Доказательное взаимодействие – умение доказать, что новые управленческие подходы более эффективны.
4. Панибратское взаимодействие. Чаще, если руково-дитель выходит из среды своих нынешних подчиненных.
Слайд 18РУКОВОДИТЕЛИ И ОРГАНИЗАЦИЯ
По отношению к организации и взаимодействии с ней
существуют 2 группы:
ориентированные на себя любимого (закрытые);
«борцы с
джунглями» стремятся к беспредельной власти, используя своих подчиненных, воюют против них, считая их потенциальными врагами. Делятся на «львов» - открыто действующий или на «лис» с интри-гой, закрытые. Это все игроки, для которых процесс завоевания власти даже выше, чем сама должность;
ориентированные на организацию, власть для них – это возможность преобразований в интересах общего блага. Высоконравственные, зрелые, профессионалы.
Слайд 19МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее
в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании
лицензии, выдан-ной в порядке, установленном законодатель-ством Российской Федерации.
Слайд 20МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – социально-ориентированная система, её приоритет –
интересы пациента.
Общий
принцип социально-ориентированных систем:
социальная ориентация на человека;
научная обоснованность;
демократизм
в управлении;
вариантность (предоставление вариантов для выбора);
оптимальность (рациональный подход в выборе лекар-ственных средств, методов лечения и диагностики).
Слайд 21Медицинская организация (МО), участвующая в реализации ПГГ бесплатного оказания помощи
ОБЯЗАНА:
оказывать экстренную помощь;
осуществлять медицинскую деятельность согласно Законода-тельства, порядкам оказания
и стандартам медицинской помощи;
информировать граждан о возможности получения помощи в рамках ПГГ бесплатного оказания медицинской помощи, о порядке, объёмах и условиях оказания медицинской помощи;
соблюдать врачебную тайну, конфиденциальность персональных данных, используемых в информационных системах;
обеспечивать применение разрешенных лекарств, продуктов лечебного питания, мед. изделий, дезинфекционных, дезинсек-ционных и дератизационных средств;
предоставлять пациентам достоверную информацию об оказыва-емой медицинской помощи, методах лечения, лекарствах и мед. изделиях;
информировать население, в т.ч. Через сеть «Интернет» о меди-цинской организации, её деятельности и медицинских работниках, их квалификации;
Слайд 22- обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников;
-
информировать ОВД о пациентах, получивших вред их здоровью в результате
противоправных действий;
- осуществлять страхование на случай причинения вреда жизни и/или здоровью пациента при оказании медицинской помощи в соответст-вии с ФЗ;
- вести медицинскую документацию и предоставлять отчётность;
- обеспечивать учёт и хранение медицинской документации, в т.ч. бланков строгой отчётности;
- проводить мероприятия по снижению риска травматизма и профес-сиональных заболеваний, внедрить безопасные методы сбора меди-цинских отходов и обеспечить защиту от травмирования элементами медицинских изделий;
- Обеспечивать проведение профилактических мероприятий, направ-ленных на предупреждение факторов риска развития заболеваний и на раннее их выявление;
- Проводить пропаганду здорового образа жизни и санитарно-гигие-ническое просвещение населения.
Слайд 23РЕСУРСЫ
МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1. Трудовые
2. Материальные (техника, оборудование, приборы, транспорт, здания,
инвентарь – основные фонды ОФ)
3. Финансовые (бюджетные, ОМС, ДМС, от
платных м/у, кредиты, ссуды, ценные бумаги, гранты, взносы бла-готворительные, за счет ЦКП и др.)
4. Информационные (информация и информационно-технические комплексы, каналы передачи)
5. Технологические (организационные, медицинские, эко-номические, производственные, вспомогательные, КТ и др.)
Слайд 24ТЕХНОЛОГИЯ – это любое средство преобразования исходных материалов, будь то
люди, информация или физические материалы для получения желаемой продукции или
услуг.
Технология представляет собой совокупность и порядок различных мероприятий и способов, необходимых для достижения конкретных результатов.
Любая технология в системе клинического управления должна быть ориентирована на повышение качества меди-цинской помощи и рациональное использование ресурсов учреждения.
Слайд 25МЕНЕДЖМЕНТ-АУДИТ
Исследование деятельности медицинской
организации и структурных подразделений
(чаще независимых аудиторганизаций)
Разработка
мероприятий, рекомендаций
по изменению процессов управления
Повышение доходов (качества)
и сокращение расходов
(дефектов)
Слайд 26ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (ЛДП) можно представить в виде 5-ти основных групп
отношений:
Лечащий врач – пациент
Лечащий врач – заведующий отделением
Лечащий врач – организация
Заведующий отделением – организация
Главный врач – организация.
Неэффективность вышеперечисленных взаимоотношений связана с
несовершенной информационной средой;
отсутствием экономических методов управления;
ресурсным дефицитом;
отсутствием алгоритмизации ЛДП.
Слайд 27Как сделать организацию успешной?
а) умение обобщить сложные явления внутренней и
внешней среды
б) умение оценить ситуацию, внутренние и внешние переменные
в) умение
интегрированного подхода в управлении
г) умение выбора оптимального решения, наиболее соответствующее на данное время ситуации
Слайд 28ТРАНСФОРМАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Под «организационной трансформацией» понимают комп-лекс системных преобразований структуры, процессов,
культуры, нацеленных на коренное обновление и совер-шенствование компании. («Капитальный ремонт
здания»).
«Артиллерийская модель» трансформации
Основа трансформации – это изменения культуры и не-формальной структуры.
Фазы трансформации:
1. Организационный редизайн (проектирование модели обновлённой организации путём переосмысливания и адаптации).
2. Подготовка к запуску программы трансформации (стратегии, плана, создание команд, вовлечение персо-нала, изучение опыта).
3. Метод «салями» или стратегия малых шагов (разбивка на логически связанные этапы)
Слайд 29РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Организационное проектирование («с нуля»)
Реорганизация
(постоянное совершенствование организации)
Успех / Неуспех
организации
Объективные
факторы:
наличие ресурсов
- способность адаптироваться
Субъективные факторы:
Уровень подготовки и способности руко-
водства
к безошибочной реорганизации
ОРГАНИЗАЦИЯ
Внутренняя среда: дифференциация (разделение труда)
и интеграция (сотрудничество)
Деловая
Внешняя среда
Фоновая
приспособление
взаимовлияние
Слайд 30ЖИЗНЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Функционирование – деятельность организации, связанная с сохране-нием
её как целого за счёт необходимых отношений и связей, обмена
ресурсами, информацией как внутри себя, так и с внешней средой.
Развитие – создание необходимых условий функционирования организации путём преобразования отдельных её элементов, в соот-ветствии с изменившимися требованиями внутренней и внешней среды.
4 основных формы организационного развития:
Структуризация – определение состава подразделений, их внутренней структуры, задач, функций и обязанностей.
Композиция – разработка общей структурной схемы организации, её иерархии, механизмов взаимодействия её элементов, кадровая поли-тика.
Регламентация – разработка правил и процедур, которыми должны руководствоваться члены организации (устав, штатные расписания, ФДИ, график работ и т.п.).
Ориентация – создание условий для упорядочения положения и движения субъектов и материальных объектов в различных органи-зациях.