Разделы презентаций


"Формирование звуковой культуры речи"

Содержание

Факторы , нарушающие нормальное речевое развитие ребёнкаВнутриутробная патология Плохая экология Неблагоприятные социально-бытовые условий жизни ребенкаЗаболевания, перенесенные в первые годы жизни Генетические аномалии Неблагоприятные роды и их последствия Наследственная

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Формирование звуковой культуры речи детей

Учитель-логопед: Иваненко

В.И.
Формирование звуковой культуры речи детей

Слайд 2Факторы , нарушающие нормальное речевое развитие ребёнка
Внутриутробная патология


Плохая экология
Неблагоприятные социально-бытовые условий жизни ребенка

Заболевания, перенесенные в первые

годы жизни

Генетические аномалии

Неблагоприятные роды и их последствия

Наследственная предрасположен
ность

Аномалии строения органов артикуляции

Соматическая ослабленность

Травмы и ушибы головного мозга

Психологические травмы

Подражание речи окружающих людей

Факторы , нарушающие нормальное речевое развитие   ребёнкаВнутриутробная патология Плохая экология Неблагоприятные социально-бытовые условий жизни ребенкаЗаболевания,

Слайд 3Своевременность появления в речи ребёнка различных звуков

Своевременность появления в речи ребёнка  различных звуков

Слайд 4
4

1

2

3

5
Условия формирования у детей навыков правильного звукопроизношения
Благоприятная речевая среда
Хорошо поставленное

речевое дыхание
Развитие фонематического слуха
Развитие артикуляционной моторики
Развитие мелкой моторики

41235Условия формирования у детей навыков правильного звукопроизношенияБлагоприятная речевая средаХорошо поставленное речевое дыханиеРазвитие фонематического слухаРазвитие артикуляционной моторикиРазвитие мелкой

Слайд 5 Благоприятная речевая среда
Естественная речевая среда может быть благоприятной для речевого,

а следовательно, и для общего психического развития в случае :

если с ребенком общаются люди с правильной речью;
если окружающие постоянно реагируют на детскую «речь»;
если уже в раннем возрасте окружающие поддерживают попытки малыша говорить;
если взрослые всегда отвечают на вопросы ребёнка.

Речевая среда – это семья, детский сад, взрослые и сверстники, с которыми постоянно общается ребёнок.

Благоприятная речевая среда Естественная речевая среда может быть благоприятной для речевого, а следовательно, и для

Слайд 6Развитие речевого дыхания
Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает

местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.
Правильное

речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения и речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.
Развитие речевого дыханияПравильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов,

Слайд 7Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания
ЗАДУЙ УПРЯМУЮ СВЕЧУ

- в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь

положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».

КАША - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыханияЗАДУЙ УПРЯМУЮ СВЕЧУ - в правой руке держать цветные полоски

Слайд 8ЖУК - сесть, руки развести в стороны, немного отведя их

назад, - вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук

– «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.

ШИНУ ПРОКОЛОЛИ - сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш».

ШАРИК - представить себя воздушным шариком; на счет 1,2,3,4, сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1-5 медленно выдохнуть.

ЖУК - сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад, - вдох. Выдыхая, показать, как долго

Слайд 9Развитие фонематического слуха
Фонематический слух — это способность ребёнка выделять и

различать звуки (фонемы) родного языка.
Недостаточное развитие фонематического слуха тормозит процесс

звукообразования у ребёнка. Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить, т.к. они чётко воспринимают все звуки нашей речи — фонемы. У других детей фонематическое восприятие надо развивать.
Развитие фонематического слуха Фонематический слух — это способность ребёнка выделять и различать звуки (фонемы) родного языка.Недостаточное развитие

Слайд 10Игровые упражнения для развития фонематического слуха
Различение на слух неречевых звуков

является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
Игра "Угадай, что звучало".

Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало.
Игра "Шумящие мешочки". Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
Игра "Волшебная палочка". Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску…Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.
Игра "Жмурки". Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

Первый этап - узнавание неречевых звуков

Игровые упражнения для развития фонематического слуха		Различение на слух неречевых звуков является 			фундаментом и основой развития фонематического слуха.		Игра

Слайд 11Игровые упражнения для развития фонематического слуха
Второй этап - узнавание речевых

звуков
Игра «Угадай чей голос?». Ребёнок с закрытыми глазами отгадывает по

голосу, кто из членов семьи его позвал.
Игра «Скажи, как я». Ребёнку предлагается внимательно слушать, как взрослый произносит слова, и произносить (повторять) их так же (отчетливо, с соответствующей степенью громкости).
Игра «Рифмочки». Ребёнку предлагается подобрать слово похожее на то, которое назвал взрослый ( мишка - мышка, подушка - лягушка и т. д.).
Игра «Громко-тихо». Ребёнку предлагается повторить слово, которое назвал взрослый, изменяя громкость звучания: громко или тихо .

Развитие фонематического слуха у
детей 4-5 лет. Колесникова Е.В.

Развитие фонематического восприятия у
детей раннего возраста. Кириллова Е.В.

Ткаченко Т.А. Развитие фонематического
восприятия. Альбом дошкольника

Игровые упражнения для развития фонематического слухаВторой этап - узнавание речевых звуковИгра «Угадай чей голос?». Ребёнок с закрытыми

Слайд 12Развитие артикуляционной моторики
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные,

упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое нёбо.

Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Артикуляционная гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.
Занятия артикуляционной гимнастикой позволят детям и научиться говорить правильно, чётко и красиво.
Развитие артикуляционной моторикиДля того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык,

Слайд 13Игровые упражнения для развития артикуляционной моторики (статические)
Максимально растянуть губы (улыбнуться),

показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив

нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1 мм). Удерживать под счет до 5-10.

ЗАБОР

ПАРОХОД

Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» (как гудит пароход). Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

ОКОШКО

Широко открыть рот, обнажая верхние и нижние зубы, язык внизу под нижними зубами. Удерживать в таком положении под счет до 5-10.

Игровые упражнения для развития артикуляционной моторики (статические)Максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы

Слайд 14Игровые упражнения для развития артикуляционной моторики (статические)

ПАРУС
Улыбнуться, открыть рот,

поднять язык вверх, поставить его за верхние зубы, крепко прижать.

Удерживать под счет до 5-10.


ЧАШЕЧКА

Поднять язык вверх, загибая боковые края. Следить, чтобы кончик языка не загибался вглубь рта, чтобы язык не лежал на нижней губе, а боковые края находились у верхних зубов. Удерживать под счет до 10.

Игровые упражнения для развития артикуляционной моторики (статические)ПАРУС Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх, поставить его за верхние

Слайд 15Игровые упражнения для развития артикуляционной моторики (динамические)
ЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБКИ

Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с

внутренней стороны, делая движение языком из стороны в сторону.

ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБКИ

Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движение языком из стороны в сторону.


Игровые упражнения для развития артикуляционной моторики (динамические)ЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБКИ   Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить»

Слайд 16Игровые упражнения для развития артикуляционной моторики (динамические)
ПРИЧЕШЕМ ЯЗЫЧОК
Улыбнуться, закусить язык

зубами и протаскивать язык между зубами вперёд-назад, как бы

причёсывая его.


ЁЖИК

Рот закрыт. Совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую стороны. Выполнять по 5 раз в каждую сторону.


Игровые упражнения для развития артикуляционной моторики (динамические)ПРИЧЕШЕМ ЯЗЫЧОКУлыбнуться, закусить язык зубами и  протаскивать язык между зубами

Слайд 17Игровые упражнения для развития артикуляционной моторики (динамические)
МАЛЯР
Улыбнуться, открыть рот,

и погладить кончиком языка твердое небо, делая движение языком вперед-назад.

Выполнить 3-4 раза.


ЛОШАДКА

Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх, присосать к верхнему нёбу кончик языка. Щёлкать языком. Челюсть неподвижна, широкий язык за верхними зубами и не подворачивается внутрь. Выполнять 5-6 раз.


Игровые упражнения для развития артикуляционной моторики (динамические)МАЛЯР Улыбнуться, открыть рот, и погладить кончиком языка твердое небо, делая

Слайд 18Развитие мелкой моторики
Мелкая моторика – движения и действия кистями и

пальцами рук.
  В головном  мозге  человека  центры,  отвечающие  за  речь  и движения пальцев  рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкие движения

рук и активизируя  тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе.
Развитие мелкой моторикиМелкая моторика – движения и действия кистями и пальцами рук.  В головном  мозге  человека  центры,  отвечающие  за  речь  и движения пальцев  рук, расположены очень близко.

Слайд 19На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них,

можно регулировать функционирование внутренних органов, соответствующих данной точке.
средний –

кишечник

указательный – желудок

большой палец – голова

безымянный – печень

мизинец – сердце

На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов, соответствующих данной

Слайд 20Средства развития мелкой моторики дошкольников

Средства развития мелкой моторики дошкольников

Слайд 21Массаж кистей рук и пальцев


Приёмы массажа:
- поглаживать и растирать ладони

вверх-вниз, круговыми движениями;
- разминать и растирать каждый палец вдоль, затем

– поперек;
- растирать пальчики спиралевидными движениями;
- сжимать пальцы в кулачок и разгибать (кроме большого);
- сгибать и разгибать каждый пальчик по отдельности;
- сгибать и отводить в стороны большой палец.

Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Продолжительность массажа 3-5 минут; проводится несколько раз в день. Массаж включает в себя следующие типы движений:
- поглаживание: совершается в разных направлениях;
- растирание: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее);
- вибрация: нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев.

Массаж кистей рук и пальцевПриёмы массажа:- поглаживать и растирать ладони вверх-вниз, круговыми движениями;- разминать и растирать каждый

Слайд 22Массажеры
Улучшают кровообращение, мелкую моторику и чувствительность рук, снимают напряжение мышц,

успокаивают нервную систему, укрепляют мышцы кисти и предплечья. Каждый массажёр

используется в соответствии с инструкцией.
МассажерыУлучшают кровообращение, мелкую моторику и чувствительность рук, снимают напряжение мышц, успокаивают нервную систему, укрепляют мышцы кисти и

Слайд 23Пальчиковая гимнастика
Полезность таких игр и занятий состоит в следующем:
помимо

тренировки пальцев, гимнастика способствует развитию памяти, мышления и внимательности, синхронизации

работы полушарий мозга;
осуществляется подготовка руки дошкольника к письму;
пальчиковые игры – это еще и своеобразный точечный массаж, который полезен сам по себе;
и, конечно, главное – совершенствование речевых навыков, что очень актуально для детей возрастом 3-5 лет.

Пальчиковая гимнастика – это пассивные или активные движения пальцами рук. Для дошкольников пальчиковая гимнастика организуется в виде игр и игровых упражнений.

Пальчиковая гимнастикаПолезность таких игр и занятий состоит в следующем: помимо тренировки пальцев, гимнастика способствует развитию памяти, мышления

Слайд 24Сначала все упражнения выполняются медленно, отрабатывается чёткость каждого движения, затем

темп постепенно ускоряется.
При проведении игр с пальчиками необходимо следить, чтобы

у локтя малыша постоянно была опора, таким образом мышечная нагрузка направляется на кисть.
При выполнении упражнения сначала работает одна рука, затем другая, потом обе. Нагрузка на левую и правую руки ребенка должна быть равномерной.
Пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, поэтому должна быть использована ежедневно.

Правила, которые необходимо соблюдать в процессе выполнения пальчиковой гимнастики

Сначала все упражнения выполняются медленно, отрабатывается чёткость каждого движения, затем темп постепенно ускоряется.При проведении игр с пальчиками

Слайд 25Спрашивайте в магазинах книги и …
DVD «Пальчиковая гимнастика. Для

детей от 3 до 5 лет».
DVD «Веселые пальчики» (Е. Железнова)
Аудио-CD

«Пять поросят», авторы С. и Е. Железновы.
Гордеева Т.В. Пальчиковая гимнастика с предметами. Книга + DVD-диск и др.

Спрашивайте в магазинах  книги и …DVD «Пальчиковая гимнастика. Для детей от 3 до 5 лет».DVD «Веселые

Слайд 26 Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь, играйте с

ребенком ежедневно! Успехов вам,

дорогие родители! Спасибо за внимание!
Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь, играйте

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика