Разделы презентаций


Медицинские и фармацевтические знания цивилизаций междуречья, долины Нила и

Содержание

История междуречья2-ая половина IV тыс. до н. э. — появление чётких признаков цивилизации. Города окруженные стенами, с царским дворцом, храмами богов, ремесленными кварталами. Появление письменности.XXVIII в. до н. э. — город

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Медицинские и фармацевтические знания цивилизаций междуречья, долины Нила и античной

Греции.
Лекция 3

Медицинские и фармацевтические знания цивилизаций междуречья, долины Нила и античной Греции. Лекция 3

Слайд 2История междуречья
2-ая половина IV тыс. до н. э. — появление

чётких признаков цивилизации. Города окруженные стенами, с царским дворцом, храмами

богов, ремесленными кварталами. Появление письменности.
XXVIII в. до н. э. — город Киш становится центром Шумерской цивилизации.
XXIII в. до н. э. — объединение шумерского и аккадского государств аккадским царём Саргоном I.
XXI в до н. э. — исчезновение шумеров как народа.
XIX—XVIII вв. до н. э. — возвышение нового царства со столицей в Вавилоне. Объединение Хаммурапи Месопотамии и Сирии.
XVI в. до н. э. — возникновение в верхнем течении Тигра ассирийского царства с главными городами Ассуром и Ниневией.
743—735 гг. до н. э. — царствование Набонассара. Начало регулярных астрономических наблюдений.
729 г. до н. э. — захват Вавилона ассирийским царём Тиглатпаласаром III.
680—669 г. до н. э. — царствование ассирийского царя Асархаддона.
II в. до н. э. — Вавилон уже мёртвый город и лежит в руинах.
I в. до н. э. — последние дошедшие до нас клинописные таблички.
История междуречья2-ая половина IV тыс. до н. э. — появление чётких признаков цивилизации. Города окруженные стенами, с

Слайд 3Медицинские и фармацевтические знания Междуречья
Причиной возникновения болезней в Месопотамии считали

либо гнев богов и козни демонов, либо несоблюдение здорового образа

жизни (употребление несвежей пищи, загрязненной нечистотами воды, купание в грязных водоемах и т.п.).
Из-за различных взглядов на причину болезней в Месопотамии существовало и два основных подхода к лечению болезней. Для болезней, вызванных богами, к больному приглашался практикующий теургическую медицину врач-священнослужитель – ашипу. Определив причину болезни, он предсказывал ее исход. Процесс лечения представлял собой сложный ритуал: заклинатели читали магические тексты, от имени больного приносились жертвы богам, жрец изготавливал амулеты, защищающие от болезни; но одновременно с этим использовались и лекарственные средства.

Медицинские и фармацевтические знания МеждуречьяПричиной возникновения болезней в Месопотамии считали либо гнев богов и козни демонов, либо

Слайд 4Медицинские и фармацевтические знания Междуречья
Для лечения болезней, вызванных естественными причинами

приглашали врача-практика – асу. Врачевание асу было направлено на облегчение

симптомов болезни. Целью его лечения было «остановить лихорадку и жар», «отвести отеки», «заставить болезнь уйти», «успокоить выступающие сосуды рук и ног» и т. п. Асу использовали богатый арсенал лекарственных растений, а также ряд средств животного происхождения.
В состав их рецептов входили дикорастущие и специально возделываемые лекарственные травы (эфедра, алтей, тимьян, горчица, тмин), иву, манну (леканору), коренья, семена (около 50 видов зерен), овощи (лук, чеснок, салат-латук, горох, огурцы), плоды деревьев (сливы, груши, фиги, инжир, финики), кедровый бальзам, хвою пихты и сосны, минеральные средства (квасцы, гематит, сера, минеральные соли), нефть, продукты животного происхождения (мед, воск, топленое масло, кровь мангуста, рыбий жир, раковины моллюсков, шкуры коз и ягнят, молоко, органы водяных змей, панцирь черепахи, шерсть), экскременты птиц, овец и т.д.
Медицинские и фармацевтические знания МеждуречьяДля лечения болезней, вызванных естественными причинами приглашали врача-практика – асу. Врачевание асу было

Слайд 5Медицинские и фармацевтические знания Междуречья
Судя по сохранившимся данным, врачи сами

занимались сбором лекарственного сырья, составляли лекарства, используя достаточно сложную технологию:

средства для внутреннего употребления варили на меду, пиве, уксусе, воде, мази и свечи изготавливали на твердом бараньем или козьем жире. Техника применения лекарств была очень разнообразна: их наносили на полоски из кожи и ткани, втирали с маслом в процессе массажа, использовали при полосканиях и обмываниях, вводили с клизмами, применяли в виде мазей, порошков, пилюль, свечей и тампонов.
Так, в одной из табличек описывается болезнь, похожая на ангину, и предписывается следующий метод лечения: «… привяжи пять лекарств… к полоске из кожи ягненка и оберни ее вокруг шеи больного, и он будет чувствовать себя лучше».

Медицинские и фармацевтические знания МеждуречьяСудя по сохранившимся данным, врачи сами занимались сбором лекарственного сырья, составляли лекарства, используя

Слайд 6Рецептура и описание лекарственного сырья
Во второй половине третьего тысячелетия до

н.э. в Месопотамии появляются первые труды по фармакогнозии: “Šammu šikinšu”

– «Описание растений». В этом источнике описано около 30 видов лекарственных растений.
В конце 3-го тысячелетия до н.э. возникает принцип рецептурного описания лекарств и способов их применения. В 1889 г. при археологических раскопках одного из древнейших шумерских городов – Ниппура (в 160 км от современного Багдада) была найдена небольшая глиняная табличка, получившая в литературе название по месту обнаружения. Она датируется приблизительно XXII веком до н.э. В табличке 145 строк, представляющих 15 прописей лекарственных средств, начертанных клинописью на шумерском языке. В текстах таблички отсутствуют упоминания о богах или демонах, она не содержит заклинаний или заговоров, которые встречаются в медицинских текстах Древней Месопотамии более позднего периода. Табличка имела практическое применение при составлении лекарственных средств. Текст рецептов краток и изложен предельно простым языком. Единственным недостатком этого рецептурного справочника является то, что он не содержит указаний, при каких недугах эти лекарства должны были применяться.
Рецептура и описание лекарственного сырьяВо второй половине третьего тысячелетия до н.э. в Месопотамии появляются первые труды по

Слайд 7правовое положение врача в обществе
Для большинства правовых систем того времени

характерно применение lex talionis – принципа воздаяния за нанесенный вред

той же мерой («око за око»). Поэтому врачу, чье вмешательство привело к увечью пациента, должны были нанести такое же увечье. Такая практика упоминается в первом сборнике законов, регламентирующих деятельность врачевателя – в древневавилонских законах царя Хаммурапи:
«218. Если врачеватель сделал свободному человеку сильный надрез бронзовым ножом и (тем) умертвил этого человека, либо сделал надрез в области nakkāptu (брови или виска) этому человеку бронзовым ножом и (тем) погубил глаз этого человека, ему надлежит отрезать руку».
Но в том же сборнике законов вводится и правовая норма о вознаграждении врачевателю за успешное лечение травм или удачно выполненный им «надрез бронзовым ножом» в области лба или глазницы:
«215. Если врачеватель сделал свободному человеку сильный надрез бронзовым ножом и спас человека или сделал надрез в области nakkāptu (брови или виска) этому человеку бронзовым ножом и спас глаз человека, то он должен получить десять сиклей серебра.
216. Если больной – мушкенум, то он платит пять сиклей серебра.
217. Если больной – чей-нибудь раб, то господин раба платит врачевателю два сикля серебра».
Интересным в этих законах является и то, что медицинская помощь доступна для всех членов общества. Причем для легких случаев медицинская помощь в храмах была практически бесплатной.

правовое положение врача в обществеДля большинства правовых систем того времени характерно применение lex talionis – принципа воздаяния

Слайд 8Достижения культуры междуречья
Система письменности – идеографическое/силлабическое письмо на глиняных табличках

(клинопись). Каждый грамотный человек имел собственную печать, которая представляла собой

каменный или металлический цилиндр, на поверхности которого были вырезаны изображения и клинописные знаки, составляющие имя владельца.
В VII веке до н.э. в Ассирии, по приказу царя Ашшурбанапала было создано первое крупное собрание письменных источников (так называемая «библиотека» Ашшурбанапала).
Изобретение шумерами солнечных часов позволило осуществить деление суточного времени на более короткие промежутки – часы. В Ассиро-вавилонской цивилизации было принято деление суток на 12 дневных и 12 часов. Позже час был разделен на 60 минут, а минута – на 60 секунд.
Впервые занявшись астрономическими наблюдениями, жрецы Шумера и Вавилона заложили основу календаря. Была достаточно точно определена продолжительность года, год разделен на 12 месяцев по 30 дней. В Междуречье выделили на небе 12 зодиакальных созвездий, причем их современные названия имеют тоже вавилонское происхождение.
С историей этой цивилизации связано деление окружности на 360 градусов: в Междуречье была принята шестидесятиричная система счисления, а горизонт делился на шесть секторов.
Достижения культуры междуречьяСистема письменности – идеографическое/силлабическое письмо на глиняных табличках (клинопись). Каждый грамотный человек имел собственную печать,

Слайд 9Достижения культуры междуречья
Привычная нам семидневная неделя также была введена в

Вавилоне – как продолжительность одной фазы Луны. Дни недели находились

под покровительством планет, каждая из которых занимала свое место на семи небесах (ближе всего к Земле находилась Луна, далее по мере удаления шли Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн): суббота – Сатурна (Нинурты), воскресенье – Солнца (Уту, Шамаша), понедельник – Луны (Нанны, Сина), вторник – Марса (Нергала), среда – Меркурия (Набу), четверг – Юпитера (Мардука), пятница – Венеры (Инанны, Иштар). Неделя изображалась в виде графика – семиконечной звезды, – которая позже получила название «звезды магов».
Одним из следствий изучения звездного неба было появившееся у жителей Междуречья убеждение, что боги (в их планетной ипостаси) влияют на жизнь каждого человека, а значит, расположение планет в переломные моменты жизни отражает будущую судьбу. Именно из этих верований возникла и развилась астрология, в том числе использовавшаяся и для медицинских целей.
Первоначально в Междуречье использовались только каменные орудия труда. Связано это было с относительной бедностью этой территории металлами. Но уже в позднешумерийское время начинается выплавка меди, затем бронзы (в значительной степени, по-видимому, из привозного сырья), а в середине II тысячелетия до н.э. в Ассирии начинается выплавка железа. Дороговизна металла привела к активным поискам новых металлов и методов их получения. Профессия кузнеца оказалась окруженной тайной и поклонением, многие технологии в это время передавались изустно. К середине I тысячелетия до н.э. была разработана технология выплавки семи основных металлов. Поскольку известно было семь планет, то каждой планете соответствовал и один из семи металлов, что и привело позже к возникновению в алхимии идеи о взаимном превращении (трансмутации) металлов.

Достижения культуры междуречьяПривычная нам семидневная неделя также была введена в Вавилоне – как продолжительность одной фазы Луны.

Слайд 10История Египта
Заселение территории Египта восходит к эпохе палеолита.
Среди живших здесь

племен были протосемиты, берберы
и кушиты, из смешения которых к 4-му

тыс. до н. э.
образовался египетский народ. Древнейшие земледельческие
поселения в Египте были очагами последовательно
сменявшихся в 5-4-м тыс. до н. э. культур.
Использование подневольного труда способствовало
социальному расслоению общины, выделению родовой знати.
Возникли примитивные государственные образования,
к которым, вероятно, восходит часть более поздних
административных округов (т.н. номов) Египта.
Около середины 4-го тыс. до н. э. образовались два царства:
на севере – Нижний Египет, на юге – Верхний Египет.
Окончательно всю страну объединил около 3000 до н. э.
царь Юга Менес (Мена), который захватил Нижний Египет.
С объединения Египта началась т.н. династическая эпоха.
Страна превратилась в централизованную восточную деспотию.
Она обеспечивала создание общей для всего государства системы
ирригационных сооружений.
Всего до второго завоевания Египта персами в 341 до н. э. было 30 династий.



История ЕгиптаЗаселение территории Египта восходит к эпохе палеолита.Среди живших здесь племен были протосемиты, берберыи кушиты, из смешения

Слайд 11Периодизация истории Египта
додинастический период (4-е тысячелетие до н.э., государства-номы);
Раннее царство

(XXXI-XXIX вв. до н.э.; I-II династии);
Древнее царство (XXVIII-XXIII вв. до

н.э.; III-VI династии),
Первый Переходный период (середина XXIII-середина XXI в. до н.э.; VII-X династии),
Среднее царство (середина XXI-XVIII в. до н.э.; XI-XIII династии),
Второй Переходный период (конец XVIII-XVII в. до н.э.), XV-XVI гиксосские династии;
Новое царство (XVI-XI вв. до н. э. XVIII-XX династии),
Третий Переходный период (XI-середина X в. до н.э.);
Позднее царство (середина X-VI в. До н.э.), XXI-XXIII ливийские династии, XXV эфиопская династия, XXVI саисская династия,
персидское завоевание (525-332 гг. до н.э.) и XXVIII-XXX местные династии).
эпоха Александра и Птолемеев (332-30гг. до н.э.),
римский период (30 г. до н.э.-395 г. н.э
Периодизация истории Египтадодинастический период (4-е тысячелетие до н.э., государства-номы);Раннее царство (XXXI-XXIX вв. до н.э.; I-II династии);Древнее царство

Слайд 12Рабовладение
Земледелие в Египте возможно лишь при искусственном орошении, так

что ещё в додинастическую эпоху начинают сооружаться каналы и дамбы.

Для поливки полей применяли журавль (шадуф) и позднее – водоподъёмное колесо (саккие). Плуг появляется в эпоху Раннего царства, до этого при обработке земли применялись главным образом мотыги. Рабский труд был необходим не столько для сельскохозяйственных работ, сколько для орошения. При относительно низкой продуктивности сельского хозяйства это предопределило крайнюю жестокость египетской системы рабства. Основным источником рабов были пленные, захваченные в ходе набегов на соседние племена. Собственно, сам термин «раб» в Египте обозначался иероглифами, буквально переводящимися «живой убитый».

Рабовладение Земледелие в Египте возможно лишь при искусственном орошении, так что ещё в додинастическую эпоху начинают сооружаться

Слайд 13Мифология Египта
Религия Египта складывалась из множества локальных верований. Всего египетская

мифология насчитывает около 700 богов, хотя большинство из них почитались

лишь в определенных местностях.
Среди богов выделяется группа божеств-врачевателей. Прежде всего, это Есит (Изида) – сестра и супруга Усири (Озириса), символ Луны и оплодотворенной природы.
Изида воскресила своего мужа, убитого братом – Сетом. Она оживила и сына – Гора, убитого Сетом, а затем научила его искусству предсказания и медицине, а он создал лекарства и обучил оракулов-жрецов. Эта древняя медицина египтян сохранилась в течение тысячелетий. Даже Гален ссылался на лекарства, рецепты которых приписывали Изиде.
Мифология ЕгиптаРелигия Египта складывалась из множества локальных верований. Всего египетская мифология насчитывает около 700 богов, хотя большинство

Слайд 14Мифология Египта
Величайшим почетом пользовался Джехути или Тот. Тота, которого

считали сыном бога Пта, изображали с головой птицы ибиса или

павиана, символов мудрости. Тоту приписывали множество талантов, считалось, что он ввел в культуру оливковое дерево, изобрел письменность, систему счета, геометрию, как приемы определения площадей, астрономию для поддержания календаря, создал музыку и заложил основы практической медицины.
Считалось, что Тот является автором так называемых “герметических книг” – основы египетской мудрости. Существовало 42 герметических книги. В последних 6-ти книгах, носивших название “Эмбра”, описывалось строение человеческого тела, давалась характеристика болезней, перечислялись и характеризовались важнейшие хирургические инструменты, лекарственные вещества, а также особо часто отмечаемые у египтян глазные и женские болезни. Предписания, данные Тотом были обязательны под страхом наказания для всех лечащих людей жрецов.
Мифология Египта Величайшим почетом пользовался Джехути или Тот. Тота, которого считали сыном бога Пта, изображали с головой

Слайд 15Мифология Египта
Почитались в Египте и другие боги-врачеватели. Была известна

богиня Баст (Бубастис), изображаемая с кошачьей головой. Она покровительствовала роженицам.

Покровительницей родов и материнства являлась и богиня плодородия Тауэрт – её изображали в виде беременной самки гиппопотама. Покровительницей врачевателей была богиня войны, чумы и испепеляющего солнца Сохмет.
Мысли о необходимости сохранения тела для будущей жизни привела в конце концов к возникновению культа умерших.
Убеждение в том, что человек после смерти продолжает существовать в месте своего погребения, привело к изобретению мумификации — особой консервации тела. Первым мастером мумификации считался сам бог Анубис — бог бальзамирования, владыка древнеегипетского некрополя, проводник душ умерших. В додинастический период изображался как шакал, лежащий на брюхе с поднятой головой, затем, как человек с головой собаки; защитник и покровитель умерших, сделавший мумию Осириса.
Мифология Египта Почитались в Египте и другие боги-врачеватели. Была известна богиня Баст (Бубастис), изображаемая с кошачьей головой.

Слайд 16Мифология Египта
К богам второго ряда относился Имхотеп, храм которого

был расположен в Мемфисе. Он жил в царствование фараона III

династии Джосера (ок. 2780–2760 до н.э.). Считается, что Имхотеп был сыном Кануфера, или Кнофера, и родился близ Мемфиса в Египте. Занимая высокое положение при дворе Джосера, совмещал должности жреца, советника, зодчего, писца и врачевателя. Именно его считают архитектором и строителем ступенчатой пирамиды Джосера. Благодаря своей учености и особенно искусству в области медицины и священной магии он стал столь знаменит, что в конце концов был провозглашен сыном бога Пта и одним из трех божеств, входящих в мемфисскую триаду богов. Обычно его изображали в виде сидящего жреца, держащего на коленях открытую книгу. В его честь в Египте было воздвигнуто множество храмов и святилищ, ставших объектами паломничества людей, искавших исцеления.
Мифология Египта К богам второго ряда относился Имхотеп, храм которого был расположен в Мемфисе. Он жил в

Слайд 17Медицинские папирусы
В Египте в эпоху Раннего царства была разработана иероглифическая

система письменности, знание которой было недоступно для большинства населения. В

это же время начинается выделка папируса, ставшего основным материалом для письма.
Для Египта папирус был ещё и важным предметом экспорта.

Медицинские папирусыВ Египте в эпоху Раннего царства была разработана иероглифическая система письменности, знание которой было недоступно для

Слайд 18Медицинские папирусы
Считается, что медицинские папирусы относятся к “герметическим” текстам. Это

прежде всего так называемый Лейпцигский папирус или папирус Г.Эберса –

древнейший египетский фармацевтический текст, а также Берлинский папирус или папирус Г.Бругша – руководство по теургической медицине – свод заклинаний и молитв.
Помимо этого известны медицинские папирусы Э.Смита, Хёрста, Честера Битти, Лейденский папирус, папирус из Рамессеума. Всего известно 12 текстов медицинского содержания и ряд разрозненных фрагментов.
Медицинские папирусыСчитается, что медицинские папирусы относятся к “герметическим” текстам. Это прежде всего так называемый Лейпцигский папирус или

Слайд 19Медицинские папирусы








Папирус Эберса – важнейший источник сведений по древнеегипетской фармации,

– представляет собой свиток длиной 20,5 м, в котором содержится

110 столбцов текста по 22 строки каждый. Этот текст озаглавлен “Книга для приготовления лекарств для всех частей тела”.


Медицинские папирусыПапирус Эберса – важнейший источник сведений по древнеегипетской фармации, – представляет собой свиток длиной 20,5 м,

Слайд 20Медицинские папирусы
Предполагается, что папирус Эберса написан во времена царя Аменопсиса

I, в середине XVII в. до н.э., однако, возможно, он

включает и более древние фрагменты. Это заключение сделано на основании упоминания болезни, которая носила название “Ухет” (Uchet), что-то вроде рака желудка, отягощенного поражением конечностей. Относительно рецепта лекарства от этой болезни сказано, что он “найден в письменах у ног Анубиса в [храме] в Сехеме и доставлен Зазати, великому царю Верхнего и Нижнего Египта”. Эберс считал, что этот текст относится к периоду около 3700 лет до н.э.
Медицинские папирусыПредполагается, что папирус Эберса написан во времена царя Аменопсиса I, в середине XVII в. до н.э.,

Слайд 21Медицинские папирусы
Папирус Бругша был найден в развалинах храма Пта, мифического

отца Тота у пирамид Саккара в Мемфисе на глубине около

4 м в кувшине, вместе с другим менее древним папирусом. Этот текст – памятник теургической медицины, в котором даны описания некоторых детских болезней и заклятия, с помощью которых их
рекомендовалось
лечить.

Медицинские папирусыПапирус Бругша был найден в развалинах храма Пта, мифического отца Тота у пирамид Саккара в Мемфисе

Слайд 22Особенности египетской медицины
Египетская медицина - область практической деятельности жрецов, сосредоточенная

в храмах. Египетская храмовая медицины разделялась на две сферы: высшую,

магическую и низшую, догматическую.
Врачеватели Египта делили причины болезней на естественные и сверхъестественные. К первым они относили нездоровую пищу, неблагоприятные климатические и погодные факторы, наличие кишечных паразитов.
Сверхъестественные причины болезней египтяне видели во вселении в организм злых духов умерших. Для их изгнания использовались как лекарственные средства, так и различные магические приемы. Полагали, что дурные запахи и горькая пища отпугивают злых духов. Поэтому в состав ритуальных смесей при магических процедурах включали такие экзотические продукты, как части хвостов мышей, выделения из ушей свиней, кал и мочу животных.
Особенности египетской медициныЕгипетская медицина - область практической деятельности жрецов, сосредоточенная в храмах. Египетская храмовая медицины разделялась на

Слайд 23Особенности египетской медицины
Магическая медицина была прерогативой только жрецов, действовавших на

основе первых 36 «герметических» книг Тота. Для излечения призывались целебные

силы души, а также внешние неземные силы. К последним относились 36 демонов, управлявших 36 частями человеческого тела. Соответственно этому существовало 36 групп жрецов, каждая из которых обеспечивала заклинания соответствующего демона. В процессе лечения использовались «инкубации» (священные бдения) в храме Изиды.
Догматическая, рациональная медицина находилась в ведении низшей касты жрецов – пастофоров, которым было разрешено изучение лишь 6 последних книг Тота – «Эмбра». Основой их методов была вера в целительные силы природы. Методы лечения были в основном выжидательные. При острых болезнях первые четыре дня применялись лишь поддерживающие средства, а после пятого дня сильно действующие средства употреблять запрещалось. Таким образом, для активного вмешательства оставался лишь один, пятый день течения болезни. Основные лекарственные средства были, как правило, слабые. Лечение в основном сводилось к диетическим рекомендациям.
Особенности египетской медициныМагическая медицина была прерогативой только жрецов, действовавших на основе первых 36 «герметических» книг Тота. Для

Слайд 24Особенности египетской медицины
Жрецы содержались за счет храмов и не брали

прямую плату за лечение. Однако храмы принимали жертвования от выздоровевших.

Это были, прежде всего, «анафемы» – отлитые из золота или серебра изображения больных и вылеченных частей тела. Они выставлялись в храмах, но затем жрецы перепродавали их новым жертвователям.
Передача медицинских знаний в Древнем Египте была тесно связана с обучением иероглифическому письму в специальных школах при храмах – Домах жизни. Наряду с медициной в них обучали математике, архитектуре, ваянию, астрономии, а также тайнам магических культов и обрядов. Здесь хранились и переписывались папирусы. До нас дошли лишь третьи или четвертые списки древних оригиналов. Образованного человека, а врач должен был быть таковым, египтяне называли "знающий вещи". Существовал определенный объем знаний, который позволял египтянам узнавать "знающего по знанию его".
Врачебная деятельность в Древнем Египте подчинялась строгим моральным нормам. Соблюдая их, врач ничем не рисковал, даже при неудачном исходе лечения. Однако нарушение правил жестоко каралось вплоть до смертной казни. Каждый египетский врач принадлежал к определенной коллегии жрецов. Больные обращались не непосредственно к врачу, а в храм, где им рекомендовали соответствующего врача. Гонорар за лечение выплачивался храму, который содержал врача.

Особенности египетской медициныЖрецы содержались за счет храмов и не брали прямую плату за лечение. Однако храмы принимали

Слайд 25Мумифицирование и бальзамирование
Мумифицирование было достоянием специальных семей – тарихевтов, которые

не принадлежали к касте жрецов. Бальзамирование было трех классов. Высшая

категория бальзамирования представляла собой целую церемонию, ритуал. Сначала удалялась кожа со стоп, чтобы окончательно отделить умершего от земной жизни, затем делался разрез на левой стороне живота по черте, проведенной специальным жрецом (hyerogrammateus). Разрез обсидиановым ножом делал специальный прозектор (парасхит), который затем убегал от гнева родных, так как именно разрез живота был окончательным актом умерщвления человека. Внутренности извлекали (за исключением сердца и почек) и, помещенные в специальный сосуд, бросали в Нил. Мозг удаляли с помощью металлических спиц через ноздри. Полость тела промывали пальмовым вином, обрабатывали миррой и другими ароматическими веществами. Труп обтирали солью или щелоком, оставляли на лунный месяц, после чего снова обмывали, натирали камедью и бинтовали специальными бинтами. Последнюю процедуру облачения в специальный саван и бинтования осуществляли также специальные жрецы – колхиты.
Мумифицирование и бальзамированиеМумифицирование было достоянием специальных семей – тарихевтов, которые не принадлежали к касте жрецов. Бальзамирование было

Слайд 26Мумифицирование и бальзамирование
Второй класс бальзамирования осуществлялся без вскрытия, а третий

заключался просто в вымачивании тела в щелоке с последующим бинтованием.

Мумифицирование и бальзамированиеВторой класс бальзамирования осуществлялся без вскрытия, а третий заключался просто в вымачивании тела в щелоке

Слайд 27Фармация
Фармация была сильной стороной египетской медицины. При храмах были

“лаборатории”, где, кроме масел и курений, жрецы врачи изготавливали лекарства.

Их рецепты держались в глубокой тайне, а плата за них составляла важнейшую часть доходов жрецов-врачей. Существовали однодневные и четырехдневные средства. Самыми важными и распространенными лекарствами были рвотные и слабительные средства. Нередко эти средства состояли из отвратительных ингредиентов животного происхождения.
Для лечения рекомендовали использовать лекарства различных форм: настои, мази, примочки из меда, телячьей и бычьей желчи. Для изгнания глистов рекомендовали отвар из дерева Chebcheb – видимо содержавший активные дубители.

Фармация Фармация была сильной стороной египетской медицины. При храмах были “лаборатории”, где, кроме масел и курений, жрецы

Слайд 28Косметика
О том, что фармацевтическая практика была достаточно сложным делом, требующим

специальной подготовки, свидетельствуют успехи египтян в области изготовления косметических средств.

Косметика использовалась и как лечебное средство, в частности, для профилактики глазных болезней.
Так, при приготовлении черной краски для подкрашивания бровей чистый свинец переводили в оксид нагреванием, затем растворяли последний в уксусе, а из уксуснокислого свинца осаждали сернокислый свинец прибавлением минеральных квасцов. Наконец, прокаливая его с углем, получали необходимую черную краску. Рецепты приготовления сложных - "составных" лекарств также были достаточно трудными, а число применяемых лекарств было столь велико, что с их изготовлением вряд ли справлялись жрецы-врачеватели.
КосметикаО том, что фармацевтическая практика была достаточно сложным делом, требующим специальной подготовки, свидетельствуют успехи египтян в области

Слайд 29Египетское наследие
Итак, египетская медицина была исключительно теургической, закрытой для непосвященных.

Её сильной стороной была изощренная рецептура, включавшая много компонентов животного

происхождения.
Многие рецепты египетской медицины были сохранены впоследствии греками, особенно в эллинистическом Египте.
Египетское наследиеИтак, египетская медицина была исключительно теургической, закрытой для непосвященных. Её сильной стороной была изощренная рецептура, включавшая

Слайд 30История Греции
Греция начала заселяться ещё в палеолите – первые стоянки

относятся к 360 тысячелетию до н.э.
Греческой цивилизации предшествовала эгейская (крито-минойская,

XXX-XV вв. до н.э.), центр которой располагался на островах Эгейского моря.
Собственно греческий период начинается с вторжения в Грецию племен ахейцев в ХХ веке до н.э.

История ГрецииГреция начала заселяться ещё в палеолите – первые стоянки относятся к 360 тысячелетию до н.э.Греческой цивилизации

Слайд 31Периодизация истории Греции

Периодизация истории Греции

Слайд 32Эгейская цивилизация
Процесс формирования Эгейской цивилизации был сложным и длительным: цивилизации

западной Анатолии и Средней Греции возникли на основе местного неолита,

а на островах восточной части Эгейского моря большое влияние имела цивилизация Трои.
Около 2300 до н. э. Пелопоннес и северно-западная Анатолия пережили вражеское вторжение. Под влиянием захватчиков (возможно, индоевропейского происхождения) до 2000-1800 гг. до н. э. изменилась материальная культура материковой Греции, Трои, некоторых островов. На Крите продолжала развиваться минойская цивилизация; сначала в 2000-1800 гг. до н. э. появилась иероглифическая письменность, с 1600 до н. э. — линейное письмо А.
Эгейская цивилизацияПроцесс формирования Эгейской цивилизации был сложным и длительным: цивилизации западной Анатолии и Средней Греции возникли на

Слайд 33Эгейская цивилизация
Около 1600 до н.э. вторжение в материковую Грецию новых

племён (ахейцев) положило начало возникновению небольших государств — Микен, Тиринфа,

Орхомена.
Около 1 470 до н.э. некоторые центры Эгейской цивилизации (особенно Крит) пострадали от извержения вулкана Санторин. На Крите появилось ахейское (микенское) население.
С 1220 г. до н.э. Эгейская цивилизация переживает глубокий внутренний кризис, что сопровождается вторжением дорийцев и «народов моря», что приводит Эгейскую цивилизацию к гибели.
Эгейская цивилизацияОколо 1600 до н.э. вторжение в материковую Грецию новых племён (ахейцев) положило начало возникновению небольших государств

Слайд 34Культура и врачевание в период эгейской цивилизации
Во 2-м тысячелетии до

н.э. связи эгейской цивилизации с Троей, Междуречьем и Египтом были

достаточно тесными. Мы можем предположить, что врачевание этого периода походило на врачевание этих стран, т.е. было в основном теургическим. В текстах этого периода упоминаются различные лекарственные травы, оливковое масло, вино как ингредиенты лекарств.
На территории Кносского дворца были обнаружены санитарно-технические сооружения: система труб из обожженной глины для стока загрязненных вод, водоотводные каналы, сточные ямы, великолепные банные помещения, системы вентиляции.
Культура и врачевание в период эгейской цивилизацииВо 2-м тысячелетии до н.э. связи эгейской цивилизации с Троей, Междуречьем

Слайд 35Мифология и врачевание
Боги в Древней Элладе мыслились антропоморфными: их представляли

в образе людей и наделяли всеми человеческими качествами и страстями.
Уже

во II тысячелетии до н.э. получил распространение культ кабиров, обожествляющий силы природы. Среди жрецов этого культа были врачеватели и заклинатели болезней, например, легендарный Орфей (ок. 1500 л. до н.э.), лечивший таинственными средствами и магическими заклинаниями, собранными в так называемые «Орфеевы таблицы», но главным образом музыкой. Другими жрецами-врачевателями были Меламп, вылечивший одного из древних героев от полового бессилия ржавчиной от старого меча (считается древнейшим фармацевтическим применением железа), и страдавших кожными заболеваниями женщин – чемеричным корнем (Helleborus).
Мифология и врачеваниеБоги в Древней Элладе мыслились антропоморфными: их представляли в образе людей и наделяли всеми человеческими

Слайд 36Мифология и врачевание
В этот период складывается греческий пантеон богов, среди

которых были Аполлон – «врач богов», смертоносные стрелы которого считались

причиной эпидемий, Артемида – содействующая родам и Алейтейя – покровительница рожениц. Первым распространителем медицинских знаний считали кентавра Хирона, обучивший искусству врачевания героев Гомера, а также и первого бога – покровителя медицины, – Асклепия. Хирон привнес в жизнь этих легендарных личностей не только медицинские знания, но и основы законодательства и астрономии-астрологии. Хирон в соответствии с легендой погиб от отравленной стрелы Геракла, рану от которой пытался лечить травой, получившей название Centaurea, или Chironia.

Мифология и врачеваниеВ этот период складывается греческий пантеон богов, среди которых были Аполлон – «врач богов», смертоносные

Слайд 37Мифология и врачевание
Культ бога-целителя Асклепия появился в Древней Элладе в

VII в. до н.э.
Асклепия считали сыном Аполлона, вынувшего его

из чрева матери уже после её смерти (легендарное происхождение кесарева сечения). Жена Асклепия – Эпиона, звалась болеутолительницей, его сыновья Махаон и Подалирий были врачами в войске ахейцев, осаждавших Трою, а из дочерей Гигиейа стала символом гигиены, а от имени Панакейи произошло название эликсира бессмертия – панацеи. В число спутников Асклепия в эллинистическую эпоху вошел египетский бог-карлик Телесфор или Гарпократ, покровитель выздоравливающих. С культом Асклепия связано и появление медицинской символики, сохранившейся до наших дней. Асклепия изображали с посохом, вокруг которого обвивалась змея. Гигиейю также изображали со змеей на руке, которая питалась её кровью. У ног Асклепия изображали мистический шар или сосуд, а также животных: козу, петуха, сову, орла, ястреба, барана.
Прообразом этого мифологического героя был реально существовавший легендарный врачеватель времен Троянской войны (1240-1230 гг. до н.э.) - царь Фессалии и глава семейной врачебной школы
Мифология и врачеваниеКульт бога-целителя Асклепия появился в Древней Элладе в VII в. до н.э. Асклепия считали сыном

Слайд 38Мифология и врачевание
Обожествление Асклепия сопровождалось строительством посвященных ему храмов –

асклепейонов, самый древний из которых находился в Трикке, а самыми

известными стали храм в Эпидавре и на о.Кос, где жили потомки Асклепия, среди которых известнейший врач – Гиппократ II Великий.
Мифология и врачеваниеОбожествление Асклепия сопровождалось строительством посвященных ему храмов – асклепейонов, самый древний из которых находился в

Слайд 39Мифология и врачевание
Сооружение асклепейонов свидетельствует о понимании древним и греками

некоторых основ экологии. Храмы сооружались около целебных источников, в рощах

священных пиний. Организация асклепейонов, прием больных и лечение болезней в них было подчинено определенным правилам и ритуалам. Окрестности храмов считались священными и их не могли осквернять своим присутствием собаки, мертвецы или роженицы. Для доступа к храма больные готовились постом, омовениями, воздержанием. Введение в храм называлось «периегезис», сопровождалось восславлением Асклепия и рассказами о совершенных им исцелениях, заканчивалось оно снятием покрывал с изображения его и его спутников.
Мифология и врачеваниеСооружение асклепейонов свидетельствует о понимании древним и греками некоторых основ экологии. Храмы сооружались около целебных

Слайд 40Мифология и врачевание
Существует не всегда считаемая достоверной процедура излечения. Она

начиналась со священного ритуала (Enkoimesis) у алтаря Асклепия. Проводился он

в длинных крытых галереях вдоль стены храма — абатоне, куда никто не мог войти без специального разрешения. Там больные вводились в состояние «искусственного сна» (состояние гипноза или экстаза), которое достигалось методами психологического воздействия или применением наркотических средств. Ритуал сопровождался театральными представлениями, явлением бога или его священной змеи и даже представлением несложных хирургических манипуляций (в Эпидавре и других асклепейонах найдено множество хирургических инструментов).
Диагноз болезни ставился на основании истолкования снов у алтаря, соответственно назначалось лечение, которое включало в себя диететические рекомендации, гимнастику, купания, охоту, или занятия спортом или музыкой и слушанием стихов, или использование кровопусканий, или же применением фармацевтических средств: слабительных, рвотных, успокоительных и т.д.

Мифология и врачеваниеСуществует не всегда считаемая достоверной процедура излечения. Она начиналась со священного ритуала (Enkoimesis) у алтаря

Слайд 41Мифология и врачевание
Излечение необходимо было отметить дарами храму, среди которых

были так называемые «анатемата»: изображения страждущих частей тела из драгоценных

металлов или слоновой кости или же металлические таблицы (Tabula votiva) с историями болезней.
Культ Асклепия продолжался до V в.
К этому времени в Греции возникли философские школы, которые стали рассматривать мир (космос) как особую среду, развивающуюся без участия богов, по естественным законам. Соответственно, и причины болезней стали искать не в воле богов, а в естественных причинах. Медицина перешла в научный период развития.
Мифология и врачеваниеИзлечение необходимо было отметить дарами храму, среди которых были так называемые «анатемата»: изображения страждущих частей

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика