Слайд 1Тема №6
ХОЛДИНГИ И ФИНАНСОВО–ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ
Слайд 2План:
1. Структура и классификация холдингов в системе международного менеджмента.
2. Структура
и классификация ФПГ.
3. Организация и управление ФПГ.
Слайд 3 Холдинговое объединение состоит из следующих элементов:
- головного (материнского) предприятия. Основная
функция головного предприятия - управление дочерними предприятиями, что обеспечивается участием
в их капитале и договорными отношениями. Штаб-квартира головного предприятия специализируется на управлении и не ведет какую-либо производственную или торговую деятельность;
- представительств и филиалов, не имеющих статуса юридического ища. Производственные подразделения компании могут быть организованы как филиалы (отделения) или как дочерние фирмы;
- дочерних фирм со статусом юридического лица. Право управления ими принадлежит материнской компании (или промежуточному холдингу) в силу владения контрольным пакетом акций и/или в силу особогo договора с дочерней компанией;
- зависимых фирм, вложения в которые хотя и ниже уровня контрольного пакета, но позволяют материнскому предприятию влиять на деятельность путем участия его представителей в органах управления, а также на основе гарантированных уставом прав меньшинства и других особенностей регламента общего собрания акционеров и совета директоров компании;
- дочерних фирм, вложения в которые носят чисто «портфельный» характер, т.е. не дают права на участие в управлении (однако и здесь возможно образование блоков для голосования на общем собрании, что позволяет квалифицировать их как ассоциированные компании холдинга);
- других фирм и хозяйственных субъектов, находящихся в зависимом положении (дилеров, эксклюзивных поставщиков, лицензиатов, агентов и пр.).
Слайд 4Классификация холдинговых образований
По степени родства по отношению к материнской компании
зависимые компании (фирмы) могут быть дочерними, сестринскими, внучатыми.
Дочерние – это
зависимые структуры, непосредственно связанные с материнской компанией.
Сестринские – параллельно функционирующие дочерние компании, связанные между собой.
Внучатые – это дочерние структуры компаний, которые в свою очередь являются дочерними.
По степени владения акциями холдинги могут быть с прямым и перекрестным владением акциями. В первом случае головная компания владеет акциями дочерних компаний, во втором – дочерние компании также участвуют в формировании уставного капитала материнской компании, т.е. имеют ее акции. Такая система характерна для Японии, где банк владеет акциями предприятия и предприятия – банком.
По месту в холдинговой иерархии следует различать холдинги основные и внутренние. Холдинг может состоять из основного холдинга, в состав которого входят ряд «встроенных» холдингов.
Слайд 5 Классификация холдинговых образований
По праву на собственность холдинги могут быть
частными, государственными, смешанными. Примером смешанного суперхолдинга может стать создаваемый в
Украине крупнейший авиастроительный комплекс, в капитале которого предусматриваются государственные и частные средства.
По территориальному признаку различают холдинги: местные – на территории местных органов самоуправления; региональные – на территории областей; национальные – на территории Украины; межнациональные – холдинги, отнесенные к межнациональным корпорациям.
По отраслям и сегментам экономики: промышленные, банковские, финансово–промышленные, агропромышленные, смешанные.
По структуре контрольного пакета авторы книги различают три вида холдинговых компаний – портфельные, инвестиционные, портфельно–инвестиционные
По характеру деятельности – чистые холдинги, это компании, занимающиеся исключительно контрольно–управленческой деятельностью;
смешанные холдинги – это компании, в ведении которых помимо функций контроля и управления находятся и вопросы ведения предпринимательской деятельности.
Слайд 6Схема формирования чистого холдинга
Слайд 7Схема формирования смешанного холдинга
Слайд 8Частный случай формирования смешанного холдинга
Слайд 9Схема формирования холдинга с участием государства
Слайд 10Схема формирования холдинга с обменом акциями
между материнской и дочерними компаниями
Слайд 11Возникновение финансово–промышленных групп
Слайд 13Отличительные черты ФПГ:
обязательное присутствие банков;
крупные масштабы;
большое количество юридических лиц;
общегрупповая стратегия;
сложное
надфирменное строение;
наличие центральной компании, имеющей статус юридического лица.
В реестр ФПГ
вносятся следующие данные:
величина консолидированного капитала;
объем производственной деятельности;
число участников группы;
среднесписочная численность работников;
количество отраслей деятельности.
При формировании ФПГ вводятся такие ограничения:
дочерние хозяйственные общества и предприятия могут входить в состав ФПГ только вместе со своим основным обществом, а дочерние унитарные предприятия – вместе с унитарным предприятием–учредителем;
государственные и муниципальные унитарные предприятия могут быть участниками ФПГ в порядке и на условиях, определяемых собственником имущества;
участие более чем в одной ФПГ не допускается;
не допускается участие в ФПГ общественных и религиозных организаций (объединений).
Слайд 15В функции центральной компании входят:
выработка предложений по совершенствованию финансово–промышленного механизма
взаимодействия участников ФПГ, направленного на наиболее эффективное использование производственного потенциала
предприятий и структурную перестройку управления;
контроль за реализацией долгосрочных программ, текущих планов, инвестиционных проектов, финансово–экономического положения участников ФПГ, мероприятий, вытекающих из решений совета управляющих ФПГ;
взаимодействие с органами государственной власти и управления при разработке и реализации федеральных и региональных программ, соответствующих предмету деятельности участников ФПГ;
выполнение в рамках ФПГ функций генерального поставщика продукции ФПГ по государственным заказам, другим заказам органов государственной власти, иностранным заказчикам;
осуществление анализа, обобщения и систематизации предложений участников ФПГ по совершенствованию деятельности группы и системы управления;
исследование рынка отрасли, проведение маркетинговых исследований в интересах предприятий–участников ФПГ;
проведение единой научно–технической и инвестиционной политики в области производства продукции;
защита прав и законных интересов участников ФПГ, оказание юридической помощи участникам ФПГ;
создание организационной рыночной инфраструктуры для обслуживания потребностей предприятий–участников ФПГ;
обеспечение внешнеэкономической деятельности ФПГ;
участие от имени ФПГ в объединениях, ассоциациях, общественных организациях и т.п.
Слайд 16Примерная структура центральной компании ФПГ
Слайд 17Сравнение схем построения ФПГ и холдинга
Слайд 181. Группы, участники которых объединили свои капиталы и создали единую
акционерную компанию
Слайд 192. ФПГ, где центральным звеном является холдинговая компания.
Слайд 203. ФПГ без образования центральной компании