Слайд 1«Электронная демократия»
и «электронный парламент» в России
Болгов Радомир Викторович
СПбГУ
Санкт-Петербург,
Слайд 2«Электронная демократия»
и «электронный парламент» в России
Две темы – относятся
к концептуальной линии развития информационного общества и электронного государства
Исследовательские задачи
- направления:
Исследование социально-экономических изменений, характера и специфики их влияния на институциональную структуру и формирование компонентов «Электронного государства».
Изучение внутриинституциональных процессов (органы власти, коммерческий сектор, структуры гражданского общества).
Исследования «публичной сферы» - специфика отражения процессов, связанных с формированием «Электронного государства» в СМИ, Интернете. изучение общественного мнения, отзывов потребителей электронных услуг об их качестве, оперативности и прочем.
Слайд 3Санкт-Петербург,
Введение
Общий контекст реализации программ ИО в России (2002 -
2012)
Актуализация темы «Электронная демократия»
Развитие проекта «Электронный парламент»
Выводы:
социальная практика – экспертиза
теория
– направления научных исследований
Структура лекции
Слайд 4Санкт-Петербург,
«Электронное правительство» – новая форма организации деятельности органов государственной
власти, обеспечивающая за счет широкого применения ИКТ качественно новый уровень
оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов
«Электронное государство» – более общее понятие, охватывающее весь спектр общественных отношений власти и общества
«Электронная демократия» – новая форма организации процесса принятия политических решений и осуществления власти народа
Понятия и определения
Слайд 5Санкт-Петербург,
Актуализация темы развития информационного общества
2002 г. – ФЦП «Электронная
Россия» (2002-2010)
2005 – 2006 гг. – обсуждение проекта Стратегии развития
информационного общества в России
2008 г. – утверждение Стратегии Президентом России
Инициация проработки программ и планов развития информационного общества на региональном уровне
2009-2010 гг. – нарастание внимания к теме электронных государственных услуг
2011 г. – Госпрограмма «Информационное общество» (2011-2020)
2012 г. – проработка идей развития «Открытого правительства» и «Электронной демократии»
Слайд 6Санкт-Петербург,
Федеральные программы (2002-2010 гг.)
Реформа
бюджетного процесса в Российской Федерации в
2004-2006 годах
2002
2003
2005
2010
2008
2006
2007
Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)»
2004
2009
2-я
редакция
ФЦП
ЭР
3-я редакция
4 редакция
Администра-тивная реформа в Российской Федерации
в 2006-2008 годах
Подготовка Гос. программы «Информационное общество, 2011-2020»
Продление
программы АР
до 2010 г.
Слайд 7
ЭКГ
Другие мин-ва и ведомства
Администрация Президента РФ
Правительство РФ
Комиссия по рег.
развитию
Центры подготовки и принятия решений на федеральном уровне (2008)
Комиссия
по модернизации
Правит. комиссия по АР
Президиум Совета
РГ по регла-ментам
РГ по вопросам ЭП
Госсовет
Совет по ИО
Минэкономразвития РФ – АР
Минкомсвязи России – уполномоченный орган по ЭП и информатизации
Межведомственные рабочие группы Совета по развитию ИО в РФ
Регионы
и ОМСУ
Слайд 8Совет инф-ии (фед)
Подкомиссия
СГК
СГК
ЭКГ
Другие мин-ва и ведомства
Администрация Президента РФ
Правительство РФ
Комиссия
по рег. развитию
Центры подготовки и принятия решений на федеральном уровне
(2011)
Комиссия по модернизации
Правит. комиссия по ИКТ
Правит. комиссия по АР
Президиум Совета
РГ по регла-ментам
Совет регион. инф-ии
Госсовет
Совет по ИО
Минэкономразвития РФ – АР
Минкомсвязи России – уполномоченный орган по ЭП и информатизации
Совет
Федерации
Комиссия по развитию ИО
Эксп. совет
Межведомственные рабочие группы Совета по развитию ИО в РФ
Совет гл.
конструк-
торов
Регионы
и ОМСУ
ОАО «Ростелеком» – оператор ЭП
Слайд 9Санкт-Петербург,
2012 год – выборы Президента России
Назначения в структурах Администрации
Президента РФ:
Щеголев И.О. – Советник Президента РФ (бывш. глава Минкомсвязи
России)
Липов А.Ю. – руководитель Управления Президента по применению информационных технологий и развитию электронной демократии (бывш. директор Департамента Минкомсвязи России)
Создание неправительственных структур:
Фонд информационной демократии http://www.id-f.ru
(Массух И.И. – бывш. заместитель главы Минкомсвязи)
Экспертный центр Электронного государства http://d-russia.ru/ (Хилов П.А. - бывш. нач. отдела Минкомсвязи)
Слайд 10Санкт-Петербург,
2012 год – новые назначения
Изменения в структурах Правительства России:
Никифоров
Н.А. - Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Абызов М.А.
- Министр Российской Федерации [по вопросам «Открытого правительства»]
Наумов С.А. - директор Департамента Правительства РФ по формированию системы «Открытое правительство»
Изменения в Минкомсвязи России:
Полная смена руководства и уход ведущих специалистов
Изменение отношений с ОАО «Ростелеком»
Слайд 11Санкт-Петербург,
Некоторые нормативные акты
Положение об Управлении Президента по применению информационных
технологий и развитию электронной демократии. Утверждено Указом Президента РФ от
21 августа 2012 г. N 1202
http://kremlin.ru/acts/16282
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2012 г. N 1782-р «О составе Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства»
http://www.government.ru/gov/results/20936/
Слайд 12Совет инф-ии (фед)
Подкомиссия
СГК
СГК
Экспертный центр Электронного государства
Другие мин-ва и ведомства
Администрация Президента
РФ
Правительство РФ
Центры подготовки и принятия решений на федеральном уровне (2012)
Совет
по модернизации экономики и инновац. развитию
Правит. комиссия по ИКТ
Правит. комиссия по АР
Управление по применению ИТ и развитию электронной демократии
РГ по регла-ментам
Совет регион. инф-ии
Госсовет
Совет по ИО
Минэкономразвития РФ – АР
Совет
Федерации
Комиссия по развитию ИО
Эксп. совет
Совет гл.
конструк-
торов
Регионы
и ОМСУ
ОАО «Ростелеком» – оператор ЭП
Минкомсвязи России – уполномоченный орган по ЭП и информатизации
Фонд информ. демократии
Слайд 13Санкт-Петербург,
Связь «электронного правительства»
с «информационным обществом»
Тезис: «Электронное правительство» –
локомотив для развития «Информационного общества»
Международный опыт – США, Евросоюз…
Российский пример
– ФЦП «Электронная Россия» – не стала локомотивом развития информационного общества – серия разрозненных проектов
Плюсы:
формирование понимания как нельзя реализовывать проекты
постепенное развитие кадрового потенциала – пока на уровне экспертных команд в структурах близких госсектору
появились специализированные на госсекторе компании-разработчики ИТ-решений
Вторая попытка – ГП «Информационное общество»
Слайд 14Санкт-Петербург,
«Электронная демократия» – тезисы В. Путина
Демократия и качество государства
Владимир
Путин о развитии демократических институтов в России
… предлагаю ввести правило
обязательного рассмотрения в парламенте тех общественных инициатив, которые соберут сто тысяч и более подписей в интернете. Похожая практика действует, например, в Великобритании. Разумеется, для этого анонимный интернет не годится — хотя в других случаях он помогает выявлять настроения общества. Нужно будет разработать порядок официальной регистрации тех, кто хочет стать участником такой системы.
Слайд 15Санкт-Петербург,
«Электронная демократия» – тезисы В. Путина
Интернет-демократия должна быть встроена
в общий поток развития институтов прямой референдумной демократии. Особенно широкое
применение она должна получить на муниципальном и региональном уровне. В каждом муниципалитете должны проходить не только прямые выборы глав и депутатов муниципального собрания. Оценку народа должны получать и другие чиновники, занимающие ключевые должности.
Подробнее: http://kommersant.ru/doc/1866753
Газета "Коммерсантъ«. №20/П (4805) 06.02.2012
Слайд 16Санкт-Петербург,
Хроника событий
2011 год – конкурс Минкомсвязи РФ – создание
портала «Электронная демократия»
2012 – портал начал работать - http://e-democratia.ru/
2012 –
письма в регионы с предложением подключать модули на региональных порталах. Активность Ульяновской области
Подготовка проекта Концепции развития электронной демократии
Первый Федеральный конгресс по электронной демократии 17 - 18 мая 2012 г. (Москва – РГБ)
2012 июнь-август – обновление «команды» Минкомсвязи РФ – новый министр Н. Никифоров
Слайд 18Санкт-Петербург,
Хроника событий
23 августа 2012 г. Дмитрий Медведев утвердил механизмы
функционирования «Российской общественной инициативы».
«Концепция формирования механизма публичного представления предложений
граждан Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для рассмотрения в Правительстве РФ предложений, получивших поддержку не менее 100 тыс. граждан Российской Федерации в течение одного года».
2012 ноябрь – создание Фонда информационной демократии http://id-f.ru/
Слайд 19Санкт-Петербург,
Электронный парламент
Летом 2011 года решением руководителя Администрации Президента России
была создана рабочая группа по вопросам формирования «электронного парламента».
Электронный парламент
должен стать основой единого информационно-технологического пространства взаимодействия палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области законотворчества.
Слайд 20Санкт-Петербург,
Эффекты для власти
Что обеспечивает электронный парламент для сенаторов и
депутатов всех уровней? Это:
1. Мобильность. Это возможность иметь доступ к
сервисам и инфраструктуре в любом месте, где есть выход в интернет.
2. Скорость и удобство. Получение необходимой информации, а также совершение каких-либо действий происходит быстро, без бюрократической волокиты, с удобным интерфейсом.
3. Лучшее качество законопроектов. Эффективные механизмы оперативного получения информации о лучших практиках, развития каналов связи с гражданами и экспертным сообществом.
4. Экономическая эффективность. Снижение расходов на содержание депутатов.
Слайд 21Санкт-Петербург,
Что обеспечивает электронный парламент для сенаторов и депутатов всех
уровней? Это:
1. Мобильность. Это возможность иметь доступ к сервисам и
инфраструктуре в любом месте, где есть выход в интернет.
2. Скорость и удобство. Получение необходимой информации, а также совершение каких-либо действий происходит быстро, без бюрократической волокиты, с удобным интерфейсом.
3. Лучшее качество законопроектов. Эффективные механизмы оперативного получения информации о лучших практиках, развития каналов связи с гражданами и экспертным сообществом.
4. Экономическая эффективность. Снижение расходов на содержание депутатов.
Эффекты для граждан
Слайд 22Санкт-Петербург,
Парламентский портал
Парламентский портал обеспечивает гражданам:
доступ к единой базе депутатов
всех уровней и всех законопроектов
возможность мониторинга результатов работы конкретного депутата
отправку
юридически значимых электронных обращений
участие в обсуждении законодательных инициатив и законопроектов.
Технологической оболочкой электронного парламента является Государственная автоматизированная система «Законотворчество». Публичным веб-интерфейсом для взаимодействия с гражданами выступает Парламентский портал.
Слайд 23Санкт-Петербург,
Заключение и выводы
2010 – 2011 гг. – управление в
«ручном» режиме – через распоряжения Правительства и поручения Президента России
и Председателя Правительства РФ
Централизация ресурсов – Минкомсвязи
и ОАО «Ростелеком»
Ноябрь 2011 – март 2012 – перенос акцентов на регионы и муниципалитеты
2012 г. – трансформация центров принятия решений по теме ИО и ЭП
Новые темы: «Открытое правительство», «Электронная демократия», «Электронный парламент». Возникновение экспертных структур.
Слайд 24Санкт-Петербург,
Направления исследований
Исследовательские задачи - направления:
Исследование институциональной структуры и формирования
компонентов «Электронного государства».
Изучение внутриинституциональных процессов (органы власти, коммерческий сектор, структуры
гражданского общества).
Исследования «публичной сферы» - специфика отражения процессов, связанных с формированием «Электронного государства» в СМИ, Интернете.
Междисциплинарные прикладные исследования:
Исследование социальных сетей и блогосферы (социодинамика)
Открытые данные и системы краудсорсинга как механизмы электронной демократии
Слайд 25«Электронная демократия»
и «электронный парламент» в России
Болгов Радомир Викторович, rbolgov@yandex.ru
Санкт-Петербург,