Слайд 1
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А.И. ГЕРЦЕНА
Кафедра управления образованием
ТЕМА:ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ
СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ
Кравцов А. О.,
кандидат педагогических наук, доцент
кафедры управления образованием
РГПУ
им. А.И. Герцена
Слайд 2ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ
целостная структура управляющей и управляемой подсистем, составляющих
их звеньев, находящихся во взаимодействии и упорядоченных взаимосвязями в соответствии
с местом этих звеньев в процессе управления.
Слайд 3СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
школа — внешняя среда;
администрация — общественность;
руководитель
— подчиненный;
учитель — учитель;
учитель — родители;
учитель —учащийся,
ученик — ученик.
Слайд 4КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ
модернизацию структур управления целостной педагогической системы необходимо осуществлять с
учетом стоящих перед системой и подсистемой целей. Цели первичны, структуры
управления вторичны и должны быть направлены на создание педагогических условий для эффективного достижения конечных целей;
проектирование структур управления педагогическими системами (управляющих и управляемых) необходимо проводить с учетом развития процесса управления и технологии управления, а также практики педагогической технологии, рассмотрения обучения как процесса управления;
структура основных звеньев управляющей и управляемой педагогических подсистем в значительной степени определяется распределением основных прав и полномочий, а также разделением общего процесса управлений на подпроцессы, функции, подфункции и стадии управления;
непрерывность в целостной системе управления школьным образованием предполагает четкое определение прав и полномочий и обязательное их исполнение. Неосуществление этого условия приводит к несбалансированности исполнения управленческих решений и неуправляемости в той или иной подсистеме;
перестройку целостной системы управления школьным образованием необходимо осуществлять в
Слайд 5КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ
перестройку целостной системы управления школьным образованием необходимо осуществлять в
направлении структурно-функциональных изменений. Каждое подразделение управляющей и управляемой подсистем, его
аппарат должны быть наделены правами, обязанностями и ответственностью (моральной, материальной и дисциплинарной) за эффективное выполнение функций;
в состав системы управления должен входить орган с правом общественно-государственной экспертизы на основе государственно-общественных нормативов, а также с правом законодательной инициативы представления и принятия стратегических управленческих решений. Это положение будет способствовать развитию государственного управления;
для повышения эффективности всех звеньев управляющей и управляемой подсистем необходимо постоянно осуществлять функциональное регулирование по всем функциям управления. Это условие позволит развивать в субъектах управления саморегулирование и переводить субъекты, а также объекты управления в новое качественное состояние;
в целях формирования и развития самостоятельного управленческого мышления, педагогической инициативы и творчества необходимо делегирование полномочий принятия решений о совокупности оптимальных педагогических условий, способах, средствах и взаимодействиях по достижению целей исполнителями при условии соблюдения принципов педагогической теории управления.
Слайд 6Структурно-функциональная модель внутришкольного управления
1) цели школы;
2) уровни управления;
3) совокупный субъект управления каждого уровня;
4) содержание деятельности субъектов
управления;
5) их взаимосвязи;
6) критерии эффективности управленческого труда.
Слайд 8 характеризуется следующими признаками:
консервативная, негибкая структура;
четко определенные стандартизированные, устойчивые задачи;
сопротивление
изменениям;
власть проистекает из иерархических уровней;
иерархическая система контроля;
командный тип коммуникаций, идущий
сверху вниз;
содержанием коммуникаций являются преимущественно распоряжения, инструкции, принятие руководящих решений.
Механический тип управления
Слайд 9Органический тип управления
предполагает:
гибкую структуру;
динамичные, не жестко определенные задачи;
готовность к изменениям;
власть,
базирующуюся на знании и опыте;
самоконтроль и контроль коллег;
многонаправленность коммуникаций (вертикальные,
горизонтальные, диагональные);
содержанием коммуникаций являются информация и советы
Слайд 11Операционное ядро
это «сердце любой организации».
К нему относятся операторы —
сотрудники, выполняющие основную работу по созданию продукта или предоставлению услуги,
благодаря которой организация существует.
Слайд 12СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ВЕРШИНА
Те, кто относят себя к стратегической вершине (топ-менеджеры), должны
выполнять следующие обязанности:
разрабатывать стратегию организации, формулировать миссию и стратегические цели;
принимать принципиальные решения,
распределять ресурсы,
отдавать распоряжения,
разрешать конфликты,
разрабатывать структуру организации, оптимальную для достижения намеченных результатов,
подбирать кадры,
наблюдать за работой сотрудников,
мотивировать и поощрять их;
регулировать взаимоотношения с внешней средой.
Слайд 13Срединная линия
представляет собой промежуточное звено полномочий. Она осуществляет связь между
стратегической вершиной и операционным ядром.
Функции менеджеров среднего звена могут
значительно варьировать в зависимости от типа организации, ее целей и задач. Тем не менее менеджеры выступают посредниками при принятии и исполнении решений между стратегической вершиной и операционным ядром.
Слайд 14В техноструктуру входят сотрудники-аналитики
которые находятся вне иерархии линейных полномочий и
обеспечивают стандартизацию взаимодействия вершины, срединной линии и операционного ядра.
занимаются
вопросами изменений в организации, связанными с изменениями внешней среды, вопросами управления, стабилизации и стандартизации схем деятельности организации.
Они могут технологизировать и стандартизировать рабочие процессы, обучать управленцев среднего звена, консультировать представителей стратегической вершины, разрабатывать системы долгосрочного планирования в соответствии с выработанной стратегией организации.
Слайд 15Дополнительный персонал
это те, кто обслуживает организацию, выполняя различного рода технические
функции (столовая, почтовый отдел, типография, юрист, отдел по связям с
общественностью и т.д.).
Слайд 16Принципиальная схема линейной структуры управления школой
Слайд 18Принципиальная схема линейно-функциональной структуры управления школой
Слайд 19Принципиальная схема дивизиональной структуры управления школой
Слайд 20Принципиальная схема матричной структуры управления школой
Слайд 21
Структура государственно-общественного управления школой [ГОУШ]
Учителя
Родители
Педагогический совет
Родительский комитет школы
Родительский
комитет класса
Директор
и администрация
Общешкольная конференция
Совет
школы
Учредитель
Попечительский совет
Методические
объединения
Слайд 22 НАПРВЛЕНИЯ ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
дифференцированные режимы труда и отдыха
учащихся;
вариативная система организационных форм учебно-воспитательной деятельности;
система соуправления и
ученического самоуправления;
расширенное взаимодействие с социальной средой.