Разделы презентаций


Формы государственно-частного партнерства

Содержание

ГЧП контрактного типа «частная финансовая инициатива» –частные консорциумы обеспечивают финансирование проектирования и строительства объектов инфраструктуры для частного сектора, а также их последующее содержание или «эксплуатационная модель» (Германия)_ - модель организационной и

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 6 Формы государственно-частного партнерства

Лекция 6  Формы государственно-частного партнерства

Слайд 3ГЧП контрактного типа
«частная финансовая инициатива» –частные консорциумы обеспечивают финансирование

проектирования и строительства объектов инфраструктуры для частного сектора, а также

их последующее содержание или «эксплуатационная модель» (Германия)_ - модель организационной и финансовой структуры, при которой проектирование, строительство общественного объекта и производство на передается частному партнеру
Модель уступки – частный партнер осуществляет строительство вместо, но под контролем государственного партнера, при недостатке платежей пользователей, используются субсидии государства.
ГЧП контрактного типа «частная финансовая инициатива» –частные консорциумы обеспечивают финансирование проектирования и строительства объектов инфраструктуры для частного

Слайд 4Сопоставление процесса стандартных закупок и ГЧП

Сопоставление процесса стандартных закупок и ГЧП

Слайд 13Классификация моделей ГЧП

Классификация моделей ГЧП

Слайд 14Контракт на управление





Плюсы:
- может быть реализована в короткие сроки;
- наименее

сложная из представленных моделей ГЧП;
- в некоторых странах, политически и

социально более приемлема для реализации некоторых проектов (таких как водоснабжение и стратегически важных, как порты и аэропорты).
Минусы:
- небольшое количество стимулов для привлечения частного сектора к инвестированию;
- почти все риски образуются в государственном секторе;
- применяется главным образом в секторе существующих инфраструктурных объектов.

Контракт на управлениеПлюсы:- может быть реализована в короткие сроки;- наименее сложная из представленных моделей ГЧП;- в некоторых

Слайд 15
Существует несколько вариантов существования контрактов на управление, к

которым относится:
контракт на поставку и обслуживание;
контракт технического обслуживания;
оперативное управление

Существует несколько вариантов существования контрактов на управление, к которым относится:контракт на поставку и обслуживание;контракт технического

Слайд 16Контракт на поставку и обслуживание
Поставка оборудования, сырья, энергии, а также

рабочей силы является типичными примером контракта на поставку или обслуживания.

Частные сами по себе могут вступать в ряд контрактов на поставку и обслуживание с другими субъектами / поставщиками оборудования, материалов, мощностей, энергии и рабочей силы. Непрофильные виды деятельности организации (государственной или частной), такие как общественное питание, уборка, безопасность, медицинские и транспортные услуги для персонала могут быть предоставлены частным поставщиком услуг. Такой вид деятельности широко известен как аутсорсинг.
Некоторые формы лицензионного или операционного соглашения используются, в случае, если частная компания является поставщиком услуг непосредственно в инфраструктурном секторе. В качестве примеров такого рода соглашений можно рассмотреть лицензирование стивидорных компаний, осуществляющих погрузочно-разгрузочные работы в порту и предоставление услуг общественного питания на железнодорожных станциях (например, Индийская железная дорога). Главной целью такого лицензирования является обеспечение поставки соответствующих услуг в требуемом количестве и соответствующем качестве
Контракт на поставку и обслуживание Поставка оборудования, сырья, энергии, а также рабочей силы является типичными примером контракта

Слайд 17Контракт технического обслуживания
Контракты технического обслуживания очень популярны среди

операторов транспортной инфраструктуры. Иногда оборудование продавцов / поставщиков также может

быть вовлечено для поддержания активов, полученных от него. Например, большинство автобусов в Бангкоке и Таиланде поддерживаются в технически исправном состоянии компаниями-поставщиками.

Контракт технического обслуживания   Контракты технического обслуживания очень популярны среди операторов транспортной инфраструктуры. Иногда оборудование продавцов

Слайд 18Оперативное управление
Контракт на оперативное управление крупными транспортными объектами, такими как

порты или аэропорты может быть полезен в ситуации, когда количество

местной рабочей силы или опыта в управлении объектом ограничено или когда начинает предоставляться новая услуга. Многие объекты транспортной инфраструктуры (аэропорты и порты) в регионах (например, грузовой терминал аэропорта в Дели; Вьетнамский терминал аэропорта, новый контейнерный терминал в Читтагонге (Бангладеш)) управляются и эксплуатируются частными операторами. Данные контракты также довольно часто применяются в транспортном секторе для обеспечения некоторых нетранспортных элементов транспортной инфраструктуры, таких как системы продажи билетов общественного транспорта и системами бронирования.
При простейшем варианте контракта, частному оператору платят фиксированное вознаграждение за решение управленческих задач в государственном секторе.

Оперативное управление Контракт на оперативное управление крупными транспортными объектами, такими как порты или аэропорты может быть полезен

Слайд 19Контракты «под ключ»
Контракты «под ключ» предполагают заключение соглашения на строительство

объекта, который после его полной готовности к эксплуатации передается заказчику.

Одной из основных особенностей данной модели является высокая стоимость проекта. Вследствие чего, такие проекты обычно реализуются крупными строительными фирмами. Уровень инвестиций частного партнера незначителен и носит краткосрочный характер.
Плюсы: хорошо знакомая традиционную модель; данный контракт не является сложным; вообще применение контракта не является основным вопросом.
Минусы: у частного сектор нет особых стимулов для скорейшего завершения проекта; все риски, за исключением тех, которые связаны со строительством и возведением объекта, покрываются за счет государственного сектора; низкий уровень частных инвестиций в течение ограниченного периода.
 

Контракты «под ключ» Контракты «под ключ» предполагают заключение соглашения на строительство объекта, который после его полной готовности

Слайд 20Договор аренды (аффермаж)
Аренда может рассматриваться в ее традиционной форме (договора аренды)

и в форме лизинга. Одной их характеристик арендных отношений между

государственным сектором и частным бизнесом заключается в том, что на определенных договором условиях происходит передача частному партнеру государственного имущества во временное пользование и за определенную плату. Особенностью арендных отношений можно считать то, что частная компания берет в аренду уже существующий объект. Данная модель активно используется в комбинации с моделью BROT (строительство-реконструкция-эксплуатация-передача). Продолжительность данного договора значительно длиннее «контракта под ключ».
Механизмы, используемые в договоре аренды и аффермаже достаточно схожи. Разница между ними чисто техническая. Аренда предполагает использование объекта частным лицом, оказание определенных услуг за которые компания получает деньги от потребителей, затем из полученной суммы отчисляет платежи государству. А при аффермаже частная компания и государство, как арендодатель, делят доходы, получаемые от потребителей/пользователей объектов/услуг. Аффермаж обычно заключается для эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры (например, энергоснабжение и водоснабжение), при этом правовую ответственность за предоставление услуг несет не государство, а частная фирма, которая получает плату за воду и отвечает за все риски, связанные с эксплуатацией оборудования.

Договор аренды (аффермаж) Аренда может рассматриваться в ее традиционной форме (договора аренды) и в форме лизинга. Одной их

Слайд 21



Плюсы: может быть реализован в короткие сроки; значительные

частные инвестиции возможны при заключении долгосрочного соглашения; в некоторых странах,

данная модель юридически и политически более приемлема для реализации проектов в таких стратегических отраслях, как порты и аэропорты.
Минусы: у частного сектор нет особых стимулов для скорейшего завершения проекта; почти все риски ложатся на плечи государства; как правило, используются для существующих объектов инфраструктуры; требуется значительный контроль за исполнением проектов.

Плюсы: может быть реализован в короткие сроки; значительные частные инвестиции возможны при заключении долгосрочного соглашения;

Слайд 22Концессионное соглашение
Данная форма ГЧП предполагает передачу определенных прав субъекту (обычно

это частная компания) на строительство и эксплуатацию объекта на фиксированный

период времени. Выплата вознаграждения может осуществляться в виде разовых (паушальных) или периодических (роялти) платежей, процентов от выручки, наценки на оптовую цену товаров или в иной форме, установленной соглашением (договором). Типичная продолжительность концессионного соглашения - 5-50 лет.

Концессионное соглашение Данная форма ГЧП предполагает передачу определенных прав субъекту (обычно это частная компания) на строительство и

Слайд 23

Плюсы: частный сектор берет на себя значительную долю рисков; высокий

уровень частных инвестиций; потенциал повышения эффективности достигается на всех этапах

разработки и реализации проекта; высокий уровень технологических инноваций.
Минусы : очень сложные в реализации и управлении; переговоров между сторонами по поводу разработки и реализации проекта могут потребовать длительного времени; может потребоваться регулятивный контроль за исполнением проекта. условные обязательства ложатся на плечи государства на средне- и долгосрочную перспективу.

Концессии могут быть предоставлены концессионером в рамках двух видов контрактных соглашений:
- франчайзинга;
- BOT типа контрактов.

Плюсы: частный сектор берет на себя значительную долю рисков; высокий уровень частных инвестиций; потенциал повышения эффективности достигается

Слайд 24Франшиза
Договор франчайзинга предполагает предоставление концессионером услуг, которые строго определены и

оговорены франчайзером. Частная сторона несет коммерческие риски и должна в

случае необходимости вложить инвестиции в проект. Эта форма участия частного сектора исторически использовалась в проектах, направленных на предоставление услуг городским автобусным и железнодорожным транспортом. Франшиза может быть использована для реализации ряда проектов в определенном географическом регионе.
Ключевое различие между франшизой и моделью BOT, как двух типов концессии, является то, что при использовании франшизы власти доминируют в определении уровня предоставления услуг и готовы платить за это, в то время как в BOT власти накладывают несколько основных требований и могут не иметь прямой финансовой ответственности.



Франшиза Договор франчайзинга предполагает предоставление концессионером услуг, которые строго определены и оговорены франчайзером. Частная сторона несет коммерческие

Слайд 25Рассматривая ВOT “строительство-эксплуатация-передача” (или в других вариантах - Строителство-Передача-Эксплуатация (BTO),

Строительство-реконструкция-эксплуатация-передача (BROT), Строительство-лизинг-передача (BLT)) как один из типов соглашения, по

которому концессионер осуществляет инвестирование и управляет объектом определенный период времени, после которого право собственности возвращается к государственной стороне. В этом типе соглашения, операционные и инвестиционные риски могут быть переданы концессионеру.
Пользуясь тем обстоятельством, что государственная сторона является собственником объекта концессии, она контролирует риски и может перераспределить их любой стороне, которая по его мнению, лучше справиться с ними.
Доход концессионера в BOT проекте складывается из управления и маркетинга услуг, сдачи в аренду торговых площадей, где это возможно.
В BOT концессиях, концессионер может потребовать создать специальную проектную организацию (SPV), которая будет заниматься внедрением и эксплуатацией проекта. SPV может быть образована как совместное предприятие с долевым участием сторон, как из частного, так и их государственного секторов. В дополнение к долевому участию, государство может также предоставлять капитальные гранты или иные финансовые стимулы для проектов BOT. Но также не исключена ситуация, когда государство вообще не имеет долевого участия в капитале концессии BOT.

Рассматривая ВOT “строительство-эксплуатация-передача” (или в других вариантах - Строителство-Передача-Эксплуатация (BTO), Строительство-реконструкция-эксплуатация-передача (BROT), Строительство-лизинг-передача (BLT)) как один из

Слайд 26Частная собственность на активы
При этой форме участия частного сектора, частная

сторона сохраняет за собой право ответственности за проектирование, строительство и

эксплуатацию инфраструктурных объектов, а в некоторых случаях государственная сторона может отказаться от права собственности на активы в пользу в частной стороны.
Утверждается, что путем объединения (синергии) проектирования, строительства и эксплуатации инфраструктурных объектов в один договор, можно получить сверхприбыль ( по сравнению с использованием традиционной модели в государственном секторе, где проектирование, строительство и эксплуатация, как правило, разделены на множество этапов). Новая форма контрактного соглашения снижает риски перерасхода средств при выборе неэффективных технологий на этапах проектирования и строительства объекта. Основные преимущества для государственного сектора заключаются в освобождении от распределения издержек по проектированию и строительству объекта, передачи определенных рисков частной стороне и т.д.

Частная собственность на активы При этой форме участия частного сектора, частная сторона сохраняет за собой право ответственности

Слайд 27Плюсы: частный сектор берет на себя значительную долю рисков; высокий

уровень частных инвестиций; высокий уровень инноваций.
Минусы: комплекс для реализации и

управления договорных режимов; государство берет на себя основные расходы по издержкам; процесс переговоров и заключения сделки может занять длительный период времени; необходим контроль за эффективность исполнения проекта;
Выделяют три основные типа этой формы соглашений:
- “строительство-владение-эксплуатация” (BOO);
- частная финансовая инициатива;
- передача прав по лицензии или продаже.


Плюсы: частный сектор берет на себя значительную долю рисков; высокий уровень частных инвестиций; высокий уровень инноваций.Минусы: комплекс

Слайд 28Строительство-владение-эксплуатация (BOO)
В модели типа «строительство-владение-эксплуатация» (BOO) и ее другом варианте

- проектирование-строительство-финансирование-эксплуатация (DBFO), частный сектор строит, владеет и эксплуатирует объект

и продает продукты / услуги своим потребителям или бенефициарам. Это наиболее распространенная форма участия частного сектора в энергетическом секторе во многих странах мира. По проекту BOO местные органы государственного управления (или организация распределяющая электроэнергию) может иметь или не иметь долгосрочный договор купли-продажи энергомощностей по согласованной цене от оператора проекта.
Многие проекты BOO были также осуществлены в транспортном секторе. Можно привести большое количество примеров, применения данной модели: Sukhothai Airpor в Таиланде, железные дороги Kutch и Pipavav в Индии, грузовой терминал в аэропорту Xiamen (Китай) и т.д.

Строительство-владение-эксплуатация (BOO) В модели типа «строительство-владение-эксплуатация» (BOO) и ее другом варианте - проектирование-строительство-финансирование-эксплуатация (DBFO), частный сектор строит,

Слайд 29Лицензирование
Во многих отношениях, лицензирование можно рассматривать как один из вариантов

использования модели BOO для частного сектора. Государство стимулирует частные предприятия

предоставлять различные услуги, такие как, мобильная связь, Интернет, теле- и радиовещание, общественного транспорта, и услуги общественного питания на железнодорожном транспорте. Тем не менее, лицензирование также может рассматриваться как форма "Концессии" с частной собственностью на активы. Лицензирование позволяет справиться конкурентным давлением на рынке, позволяя нескольким операторам, например, в мобильной телефонии, оказывать конкурентоспособные услуги.
Есть два типа лицензирования: лицензирование количества и качества. Путем установления лимитов по количеству лицензий, государственные органы в состоянии умерить конкуренции между поставщиками услуг и отрегулировать поставки из одной области и другие. Лицензирование качества однако, не распространяется на ограничение количества поставщиков или количества услуг, производимых, но указывает на качество услуг, которые должны быть предоставлены. Государство может получить фиксированный платеж и небольшую долю доходов, полученных частным сектором в рамках лицензионного соглашения.

ЛицензированиеВо многих отношениях, лицензирование можно рассматривать как один из вариантов использования модели BOO для частного сектора. Государство

Слайд 30Частная финансовая инициатива (PFI)
Модель частной финансовой инициативы ЧФИ похожа на

модель BOO тем, что частная компания строит, владеет и управляет

объектом. Тем не менее, государственный сектор (в отличие от пользователей в модели BOO) покупает услуги у частного сектора посредством долгосрочного соглашения.
Таким образом, частная сторона несёт прямую финансовую ответственность (обязательства) перед государством в любом случае.
В модели ЧФИ, владение активами в конце срока действия договора может быть или не быть передано государственному партнеру. В данном типе контрактного соглашения создание специальной проектной организации (SPV) может быть не всегда необходимо. С другой стороны, для финансовых целей сторона-кредитор может попросить создать такую организацию. Модель PFI также имеет много вариантов.
Аннуитетная модель финансирования национальных дорог в Индии является примером использования модели ЧФИ. Согласно этому соглашению был выбран частный агент, который получил контракт на разработку проекта по разделу шоссе и поддержания ее в течение всего срока действия договора. Частные компания компенсирует свои инвестиционные вложения путем взимания платежей. При использовании данного подхода концессионеру не нужно нести коммерческие риски, связанные с исполнением и управлением проектом. Частное развитие инфраструктуры в Японии в регионах осуществляется в основном с помощью использования модели ЧФИ.
Помимо создания экономической инфраструктуры, модель ЧФИ активно применяется для развития социальной инфраструктуры, такой как школы, государственные учреждения, общественные объекты и больничные здания, которые не приносят прямые "доходы".

Частная финансовая инициатива (PFI) Модель частной финансовой инициативы ЧФИ похожа на модель BOO тем, что частная компания

Слайд 31Передача прав
Этот третий тип соглашений тесно связан с приватизацией. Это

ясно из самого названия. Этот тип предполагает покупку частной компанией

доли государственного предприятия. Правда приватизации в отличие от данной формы предполагает полную передачу предприятия из государственной собственности в частную. Это может быть сделано либо путем прямой продажи, либо через общественное размещение акций уже акционированного государственного предприятия.
Полное отчуждение (передача прав) существующего объекта инфраструктуры не очень распространено (пару предприятий на Филиппинах могут послужить примерами). Тем не менее, есть много примеров частичного отчуждения. Такие примеры существуют в аэропортах Пекина и Уханы, порта в Шанхае и контейнерной компании в Китае.


Передача прав Этот третий тип соглашений тесно связан с приватизацией. Это ясно из самого названия. Этот тип

Слайд 34Наиболее жизнеспособны и востребованы
Модель контрактов жизненного цикла – LCC
Концедент
Право
строительства
Объект


концессии
Строительство
Концессионер
Пользователи
Публичные
услуги
Передача
Плата за публичные услуги

Наиболее жизнеспособны и востребованыМодель контрактов жизненного цикла – LCCКонцедентПраво строительстваОбъект концессииСтроительствоКонцессионерПользователиПубличныеуслугиПередачаПлата за публичные услуги

Слайд 35Соблюдение интересов публичной и частной стороны
Часть суммы
«госплечо»
Сервисный контракт
Управление

объектом
Госконтракт
Банковское
финансирование

Соблюдение интересов публичной  и частной стороны Часть суммы «госплечо»Сервисный контрактУправление объектомГосконтрактБанковскоефинансирование

Слайд 36Предмет КЖЦ - контракта
Инвестор за счет собственных либо привлеченных средств:
осуществляет

проектирование и строительство инфраструктурного объекта
эксплуатирует и обслуживает инфраструктурный объект
2.

Государство или муниципальное образование в лице уполномоченных органов обязуется:
принять построенный объект в государственную или муниципальную собственность
оплатить работы и услуги за счет средств соответствующего бюджета после ввода объекта в эксплуатацию
Предмет КЖЦ - контрактаИнвестор за счет собственных либо привлеченных средств:осуществляет проектирование и строительство инфраструктурного объекта эксплуатирует и

Слайд 37Особенности КЖЦ
Срок КЖЦ- контракта равен нормативному сроку эксплуатации инфраструктурного объекта

в соответствии с техническими и функциональными требованиями
Оплата по договору

начинается с момента передачи объекта в эксплуатацию
Цена КЖЦ – контракта включает стадии проектирования, строительства, эксплуатации
Определение цены КЖЦ – контракта осуществляется в зависимости от срока жизненного цикла с учетом инфляционных и иных экономических и финансовых рисков
Стороны КЖЦ - контракта: субъект РФ, муниципальное образование, инвестор
Особенности КЖЦСрок КЖЦ- контракта равен нормативному сроку эксплуатации инфраструктурного объекта в соответствии с техническими и функциональными требованиями

Слайд 38Отвественность сторон по КЖЦ - контракту
Инвестор несет ответственность:
в форме штрафных

санкций за неисполнение либо ненадлежащее исполнение КЖЦ – контракта, включая

несоблюдение функциональных требований
в форме приостановления либо прекращения действия КЖЦ – контракта по инициативе муниципальной стороны
Cубъект РФ/муниципальное образование несет ответственность:
в форме штрафных санкций в случае одностороннего отказа инвестора от исполнения КЖЦ – контракта
в форме возможного отчуждения объекта по КЖЦ – контракту в силу наступления залоговых обязательств
в форме приостановления либо прекращения действия КЖЦ – контракта по инициативе инвестора
Отвественность сторон по КЖЦ - контракту	Инвестор несет ответственность:в форме штрафных санкций за неисполнение либо ненадлежащее исполнение КЖЦ

Слайд 39Подготовка к проекту со стороны публичного института
Реестр расходных обязательств (ст.87

БК РФ)
Принятие на региональном уровне специальных правил заключения долгосрочных контрактов

КЖЦ и включении в реестр бюджетных обязательств
Закон о ГЧП
Создание конкурсной комиссии
Разработка Конкурсной документации в соответствии с ФЗ-94
IR
Start пилотных проектов
Устранение организационных и правовых ограничений
Полноценный переход на КЖЦ
Подготовка к проекту со стороны  публичного институтаРеестр расходных обязательств (ст.87 БК РФ)Принятие на региональном уровне специальных

Слайд 40Правовые ограничения
ФЗ «О госзакупках» №94-ФЗ (оптимальное формулирование предмета контракта позволяет

частично решить проблему)
Бюджетный Кодекс – необходим реестр расходных обязательств

Правовые ограниченияФЗ «О госзакупках» №94-ФЗ (оптимальное формулирование предмета контракта позволяет частично решить проблему)Бюджетный Кодекс – необходим реестр

Слайд 41Организационные ограничения
Отсутствуют:
Единый центр по принятию решений по ГЧП-проектам
Расчет экономики ГЧП-проекта
Методология

подготовки конкурсной документации
Работа по IR
Взаимодействие по ГЧП-направлению между ОИВ

субъекта, ОМС
«Мелкие» муниципальные проекты экономически неэффективны, доступ к господдержке по ним затруднен
Организационные ограниченияОтсутствуют:Единый центр по принятию решений по ГЧП-проектамРасчет экономики ГЧП-проектаМетодология подготовки конкурсной документацииРабота по IR Взаимодействие по

Слайд 441)«Контракты на управление и аренду» - модель ГЧП, когда частная

компания берет на себя управление государственным объектом на фиксированный период

времени, при этом право собственности и обязанность финансирования остаются у государства.
2) «Концессии» - модель ГЧП, когда частный сектор принимает на себя управление принадлежащей государству собственностью и значительные инвестиционные риски в течение определенного период.
3) «Проекты с чистого листа» - частная компания или совместное государственно-частное предприятие осуществляет строительство и эксплуатацию нового инфраструктурного объекта в течение периода контракта, по истечении которого объект может быть возвращен государству.
4) «Передача активов» - частная компания покупает пакет акций государственного предприятия, владеющего инфраструктурным объектом, через публичную продажу активов, программы приватизации и другие механизмы.

1)«Контракты на управление и аренду» - модель ГЧП, когда частная компания берет на себя управление государственным объектом

Слайд 45В соответствии с этой классификацией концессия имеет следующие формы: –

ROT (Rehabilitate, Operate, Transfer) – реконструкция, восстановление существующего объекта, управление

объектом, передача объекта собственнику (государству);
– RLT (Rehabilitate, Lease or Rent, Transfer) – реконструкция, восстановление существующего объекта, его аренда или лизинг в течение срока договора, передача объекта собственнику;
– BROT (Build, Rehabilitate, Operate, Transfer) – частный инвестор строит объект в дополнение к существующему или завершает частично построенный комплекс, управляет объектом и обслуживает его в течение срока договора, передает объект собственнику.
Гринфилд-проект также имеет различные формы:
– BLT (Build, Rent, Transfer) – строительство объекта частным инвестором, передача его в собственность государства, лизинг или аренда объекта частным собственником (государство обычно гарантирует минимальный доход концессионеру в течение срока договора, в том числе через систему государственных закупок);
– BOT (Build, Operate, Transfer) – частный инвестор строит новый объект, управляет им и обслуживает его, а затем передаёт объект государству. Частный инвестор может иметь или не иметь право собственности на объект в течение срока договора. Правительство обычно обеспечивает минимальный доход инвестору в течение срока договора (в том числе через систему государственных закупок);
– BOO (Build, Own, Operate) – частный инвестор строит объект, затем получает его в собственность, управляет им и обслуживает его, государство обеспечивает минимальный доход в течение срока договора.

В соответствии с этой классификацией концессия имеет следующие формы: – ROT (Rehabilitate, Operate, Transfer) – реконструкция, восстановление

Слайд 51Концессионные соглашения и квази-концессионные формы взаимодействия в ГЧП
Built – operate

– transfer классическая концессия
Концедент
Право
строительства
Объект
концессии
Строительство
Концессионер
Пользователи
Доходы
Публичные
услуги
Передача

Концессионные соглашения  и квази-концессионные формы  взаимодействия в ГЧПBuilt – operate – transfer классическая концессияКонцедентПраво строительстваОбъект

Слайд 59
Основные формы привлечения частного бизнеса к управлению инфраструктурными проектами
Простой механизм

передачи, не требует проведения открытого конкурса
Эффективный способ привлечения кредитов от

банков (можно заложить имущество)

Акционирование (с последующей продажей)

Относительно простой механизм передачи
Многократно проверенный способ передачи под управление
Инфраструктура остается в собственности города => возможность контроля
Возможна при отсутствии регистрации имущества

Аренда

Наиболее прогрессивная форма
Есть обязательства концессионера по инвестициям
Есть обязательства государственных органов по установлению тарифов
Есть гарантии по возврату инвестиций концессионеру


Концессия




Государственные органы теряют возможность контроля (перестает быть собственником)
Длительные сроки осуществления (до полутора лет)
Одна из форм приватизации => негативное отношение населения
Невозможно при отсутствии регистрации имущества
Нет обязательств по инвестициям
Нет обязательств города по тарифам

Регулирует исключительно вопросы предоставления имущества во владение и пользование
Нет обязательств по инвестициям
Нет обязательств власти по установлению тарифов


Отсутствие практики концессионных отношений
Сложный способ передачи
Неразвитая законодательная база (так как новый тип управления)
Как следствие, может быть недоверие банков => сложности с получением кредитов



Основные формы привлечения частного бизнеса к управлению инфраструктурными проектамиПростой механизм передачи, не требует проведения открытого конкурсаЭффективный способ

Слайд 62Приобретение – строительство – эксплуатация» (BBO – Buy – Build

- Operate): Передача государственного имущества частной и квазигосударственной структуре на

условиях контракта, согласно которому имущество должно быть модернизировано и эксплуатироваться определенный период времени. Государственный контроль осуществляется на протяжении действия контракта о передаче имущества.
«Строительство - владение - эксплуатация» (BOO - Build – Own – Operate): Частный сектор финансирует, строит, владеет и эксплуатирует сооружение или оказывает услугу на основе пожизненного владения или аренды. Государственные ограничения устанавливаются в оригинальном соглашении и посредством функционирования постоянного регулирующего органа.
«Строительство - владение – эксплуатация - передача» (BOOT - Build – Own –Operate – Transfer): Структура частного сектора получает франшизу на финансирование, формирование, построение и эксплуатацию сооружения (а также на взимание платы за использование) на определенный период, по истечении которого право собственности возвращается государству.
«Строительство – эксплуатация – передача» (BOT – Build – Operate - Transfer): Частный сектор проектирует, финансирует и строит новое сооружение на основе долгосрочного концессионного соглашения и эксплуатирует его в период действия этого соглашения. По истечении срока действия соглашения право собственности возвращается государственному сектору, если это право еще не перешло по причине завершения проекта. Фактически, такая форма охватывает модели BOOT и BLOT с единственным отличием - по форме собственности объекта.
Приобретение – строительство – эксплуатация» (BBO – Buy – Build - Operate): Передача государственного имущества частной и

Слайд 63«Строительство – аренда - эксплуатация – передача» (BLOT - Build

– Lease –Operate – Transfer): Компания частного сектора получает франшизу

на финансирование, проектирование, строительство и эксплуатацию арендуемого сооружения (а также и взимание платы с потребителей услуги) на период аренды, внося рентную плату.
«Проектирование – строительство – финансирование – эксплуатация» (DBFO –Design – Build – Finance - Operate): Частный сектор проектирует, финансирует, строит и эксплуатирует новое сооружение на основе и в период долгосрочной аренды. Частный сектор передает новое сооружение государственному сектору по истечении аренды.
«Участие в финансировании» (Finance Only): Структура частного сектора (как правило, компания по оказанию финансовых услуг) финансирует проект напрямую или посредством различных механизмов, таких, как долгосрочная аренда или выпуск ценных бумаг (облигаций).
Контракт на эксплуатацию и обслуживание (O & M - Operation & Maintenance Contract): Частное предприятие в соответствии с условиями контракта эксплуатирует определенный период времени имущество, принадлежащее государственному сектору. Право собственности на имущество сохраняется за государственной структурой.(Многие не склонны рассматривать такую модель как ГЧП и называют такие контракты сервисными или контрактами на обслуживание).
«Проектирование – строительство» (DB – Design - Build): Частный сектор проектирует и строит объекты инфраструктуры на основе строительного контракта немедленной эксплуатации для удовлетворения запросов государственного сектора на услуги, часто оказываемые по фиксированной стоимости. Таким образом, риск за перерасход передается частному сектору. (Многие не склонны рассматривать модель DB в рамках ГЧП и называют такие отношения контрактами на выполнение государственного заказа).
Право на эксплуатацию (Operation License): Частный оператор получает право (лицензию) на производство и предоставление общественной услуги, как правило, на определенный период. Такая модель часто используется в проектах по информационным технологиям (ИТ).


«Строительство – аренда - эксплуатация – передача» (BLOT - Build – Lease –Operate – Transfer): Компания частного

Слайд 76Применяемое законодательство
Источники окупаемости
Возможные источники финансирования
Возможности государственной поддержки
1. ФЗ РФ от

21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»
4. Передача в собственность

Заказчику
5. Эксплуатация и обслуживание Объекта в течение срока действия контракта
6. Сбор платы за пользование Объектом

Плата за пользование Объектом

Обязательства инвестора

1. Внешэкономбанк
2. Государственные гарантии
3. Инвестиционный фонд РФ

1. Негосударственные пенсионные фонды
2. Международные финансовые организации
3. Российские финансовые организации
4. Финансовые институты (банки)

Платежи Заказчика, в т.ч. за счет дополнительных доходов бюджета от развития территории и сбора платы за пользование Объектом

4. Передача для эксплуатации Заказчику
5. Обеспечение эксплуатационной готовности в течение срока действия контракта
6. Передача Объекта в собственность Заказчику после окончания действия контракта

1. Работы по проектированию Объекта
2. Финансирование Проекта
3. Строительство Объекта

Гражданский кодекс РФ
Закон субъекта РФ

BOLT

КОНЦЕССИЯ (BTO)


ОСНОВНЫЕ СХЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ НА УСЛОВИЯХ ГЧП

Применяемое законодательствоИсточники окупаемостиВозможные источники финансированияВозможности государственной поддержки1. ФЗ РФ от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» 4.

Слайд 79
проекты ГЧП в инфраструктуре на основе лучшей мировой практики

проекты ГЧП в инфраструктуре на основе лучшей мировой практики

Слайд 108


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТА ГЧП
Стратегическое планирование
городское

территориальное
отраслевое
Выбор портфеля проектов
Определение механизмов ГЧП для их

реализации
Решение о реализации проекта ГЧП

Предпроектный этап
Выбор исполнителей по конкурсу
Заключение договоров на оказание услуг консультантами
Участие в реализации предпроектного этапа
Предоставление информации для исполнителя
Институциональное и нормативно-правовое сопровождение
Получение результатов
Выбор исполнителя проекта по конкурсу
Подписание контракта с победителем
Закрытие сделки
Создание СПК, внесение средств в уставной капитал СПК

Исполнение обязательств


Стратегическое планирование и принятие решения


Реализация предпроекного этапа


Участие в реализации проектного этапа

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТА ГЧПСтратегическое планирование городское территориальное отраслевое Выбор портфеля проектов Определение механизмов

Слайд 109Проект закона Республики Беларусь
Статья 19. Формы государственно-частного партнерства

1. Государственно-частное партнерство

осуществляется в следующих формах:
концессионный договор;
инвестиционный договор;
контракт на поставку продукции

(работ, услуг) для государственных нужд;
договор доверительного управления имуществом;
договор аренды, финансовой аренды (лизинга) государственного имущества;
договор простого товарищества (договор о совместной деятельности);
долевое участие в уставных капиталах юридических лиц в форме хозяйственного общества или коммерческой совместной организации;
иных, не предусмотренных законодательством формах, но не противоречащих ему и отвечающих целям и задачам партнерства, включая заключение соглашений некоммерческого характера.
Осуществление форм государственно-частного партнерства регулируется Гражданским кодексом, Инвестиционным кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Проект закона Республики БеларусьСтатья 19. Формы государственно-частного партнерства1. Государственно-частное партнерство осуществляется в следующих формах: концессионный договор;инвестиционный договор;контракт

Слайд 110 Государственные инструменты поддержки ГЧП-проектов в Республике Беларусь и за

рубежом

Государственные инструменты поддержки ГЧП-проектов в Республике Беларусь и за рубежом

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика