Слайд 1Формы и методы работы
с семьей и подростками
«группы риска»
МО
классных руководителей Кудра Е.М.
Слайд 2Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного,
нежелательного, что может произойти или не произойти.
Поэтому, когда говорят о
детях «группы риска», подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать
Слайд 3Дети «группы риска» - это категория детей,
которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий
подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних
Слайд 4Фактически речь идет о двух сторонах риска:
1. С одной стороны,
это риск для общества, который создают дети данной категории. Их
поведение представляет определённую опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречит общепринятым нормам и правилам.
2. Однако в последнее время эта категория детей рассматривается с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери здоровья, нормальных условий полноценного развития и т.д.
Слайд 5Дети - социально-демографическая группа населения в возрасте до 18 лет,
имеющая специфические потребности и интересы, социально-психологические особенности.
Детей можно разделить на
2 группы:
Малолетние (до 14 лет)
Несовершеннолетние (от 14 до 18 лет)
Слайд 6Группы детей факторов риска:
1.Медико-биологические:
группа здоровья;
наследственные причины;
врожденные нарушения в психическом и
физическом развитии.
2. Социально-экономические:
многодетные семьи;
неполные семьи;
безработные или малообеспеченные семьи;
семьи, ведущие
асоциальный образ жизни.
3. Психологические:
отчуждение от социальной среды;
нарушения общения, неприятие себя, неврастения.
Слайд 74. Педагогические:
Несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей
их психофизиологическим способностям;
Преобладание неудовлетворительных оценок;
Отсутствие интереса к учению;
Несоответствие темпа психологического
развития детей и темпа обучения.
Слайд 8Детей, имеющих риск в поведении, обучении, общении, педагогики часто называют
«трудными».
Зачастую «трудными» дети становятся в ситуации, когда взрослые не могут
найти к ним подход.
Слайд 9Кто-то когда-то должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое –
трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед
нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли…
Слайд 10Работа учреждений образования с детьми «группы риска»
С учащимися:
Собеседования по
факту нарушения дисциплины
Профилактические беседы
Анкетирование и различные виды диагностики
Ведение педагогического журнала
или индивидуального дневника наблюдений, характеристика ребёнка
Индивидуальная и социально-педагогическая карта
Организация помощи ребёнку
Постановка на учет (при необходимости)
Вовлечение учащихся в мероприятия класса и др. деятельность.
Контроль за посещаемостью и успеваемостью учащихся
Слайд 11С родителями:
Посещение семьи на дому (с составлением первичного акта обследования
жилищных условий)
Индивидуальные беседы с родителями по фактам нарушения или с
профилактической целью
Привлечение родителей к работе семинаров, бесед на темы воспитания
Консультации педагога-психолога, социального педагога, юридических служб, работников по профилактике правонарушений
Проведение тематических родительских собраний
Постановка семью на учет
Информирование органов опеки и попечительства о наличии тяжелого неблагополучия в семье (с целью постановки вопроса об ограничении или о лишении родительских прав)
Слайд 12Работа с семьей «группы риска» должна проводиться на основе знания
следующих нормативных документов:
Конвенция ООН о правах ребенка
Конституция РФ
Закон РФ
«Об образовании»
Семейный кодекс
Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Слайд 13Работа с детьми «группы риска» включает:
социально-педагогическую диагностику обучающихся и их
семей, постановка «социального диагноза»
выявление всех проблемных подростков группы, изучение положения
подростка в семье
изучение интересов и склонностей, способностей обучающегося, возможное включение его во внеурочную кружковую деятельность
Слайд 14Способы получения необходимой информации:
Анализ журналов
Опрос мнения преподавателей об обучающемся
Анализ
учета посещаемости занятий
Анализ зафиксированных нарушений дисциплины
Беседы с родителями обучающегося
Социометрические исследования
Наблюдения
Беседы
с обучающимся
Запрос информации от психолога
Запрос информации с предыдущего места учебы
Слайд 15Методы исследования в работе классного руководителя:
Диагностический инструментарий классного руководителя включает
в себя как социологические, так и психологические методики
Отчеты, справки, таблицы,
документы, журнал, медицинские карты обучающихся и прочая документация
Метод наблюдения
Анкетирование
Интервью
Тестирование
Анализ документов
Слайд 16Стадии работы с семьей и подростком
ВЫЯВЛЕНИЕ
1.1 Обнаружение семьи (или) подростка,
находящегося в ТЖС
1.2 Сообщение о семье и подростке, находящихся в
ТЖС, в органы системы профилактики безнадзорности
1.3 Учет семей и подростков, находящихся в ТЖС
Слайд 17II. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
2.1 Социальная адаптация
2.2 Социальная реабилитация
2.3 Мероприятия по
защите прав
2.4 Оказание помощи семье
2.5 Организация обучения, отдыха, трудоустройство
Слайд 18III. УСТРОЙСТВО И ДАЛЬНЕЙШАЯ ПОДДЕРЖКА
3.1 Оказание различных видов помощи семье
3.2
Семейное устройство подростков, оставшихся без попечения родителей
3.3 Устройство детей-сирот в
соответствующие государственные учреждения
Слайд 19Выявление обучающихся «группы риска»
Индикаторы неблагополучия обучающегося можно выявить в следующих
сферах жизнедеятельности:
Учебная деятельность
Взаимоотношения со сверстниками
Взаимоотношения со взрослыми
Проведение свободного времени
Отношение к
труду и профессиональная ориентация
Поведение и поступки
Слайд 20Стадии работы с семьей и подростком, находящимся в ТЖС:
Обнаружение семьи
и подростка
Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение
обращений семьи за помощью
Изучение причин неблагополучия в семье
Составление карты семьи
Составление программы работы с семьей и подростком
Реализация программы работы
Текущие и контрольные посещения
Привлечение специалистов для помощи в работе с семьей и подростком
Снятие семьи с социально-педагогического учета
Слайд 21На этапе сбора и обработки информации о семье используются диагностические
методы:
Наблюдение – метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения
человека, по которым можно составить представление о нем
Беседа – в социальной диагностике – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации
Опрос – устный и письменный (анкетирование)
Анкетирование – метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых
Тестирование – специализированный метод диагностического обследования, с помощью которого можно получать количественную и качественную характеристику изучаемого явления
Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности, в порядке убывания или нарастания показателей, определение места в этом ряду каждого параметра
Слайд 22На этапе оказания помощи семье и подростку «группы риска» применяются:
Метод
воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей
с целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание
Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих морально-этических качеств
Метод побуждения – применяется с целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями
Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности индивида
Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение
Слайд 23Методы социально-психологической помощи:
Консультирование
Тренинг
Социальный патронаж
Слайд 24Взаимодействие с социумом и социальными службами по работе с семьями,
находящимися в ТЖС:
В работе с неблагополучными семьями
и подростками большая роль отводится индивидуальному подходу, где работа направлена на социальную реабилитацию семьи и социализацию личности подростка через взаимодействие с различными службами, где предусматриваются меры по:
Устранению причин и условий неблагополучия
По оказанию конкретной помощи семье
По обеспечению системы в работе и достижению эффективности в работе
Слайд 26Чаще хвалите детей !
25 способов сказать детям «МОЛОДЕЦ!»