Слайд 1 История развития психогенетики в России.
Выполнила: студентка группы 13НП1 Кулагина
Юлия
Слайд 2Психогенетика - междисциплинарная область знаний, пограничная между психологией (точнее, дифференциальной
психологией) и генетикой. Предметом ее исследований являются относительная роль и
взаимодействие факторов наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по психологическим и психофизиологическим признакам. В последние годы в сферу психогенетических исследований включается и индивидуальное развитие: и механизмы перехода с этапа на этап, и индивидуальные траектории развития.
Слайд 3Целью исследования в любом случае является попытка выяснить, каким образом
генетические и средовые факторы участвуют в формировании фенотипа.
Задача психогенетики —
выяснение не только наследственных, но и средовых причин формирования различий между людьми по психологическим признакам.
Таким образом, можно определить круг проблем психогенетики
Роль наследственности и среды в формировании человеческого разнообразия (поведенческого, психологического) в норме
Наследственные и средовые причины отклоняющегося поведения и психических заболеваний
Роль наследственности и среды в развитии
Изучение факторов среды в формировании поведения человека (появился новый термин энвиром – от англ. еnvironment – среда)
Поиск конкретных генов и их локализация на хромосомах
Моделирование на животных и др.
Слайд 4
Первое в России исследование наследуемости психологических качеств принадлежит академику Петербургской
Академии наук К.Ф.Вольфу (1834 – 1894).
Он занимался «теорией уродов»,
в частности,
вопросом о передаче
дефектов потомству,
но писал и о возможности наследования
других особенностей, прежде
всего темперамента.
Слайд 51891 г. – первая русская работа о близнецах «О гомологических близнецах», приват-доцент
педиатрии Московского университета Н.Ф.Миллер.
Слайд 6Как самостоятельная экспериментальная научная дисциплина генетика в России стала развиваться после
1917 г. когда появились первые научные учреждения, специализированные журналы, фундаментальные
труды российских генетиков.
К 1919 г. в Петроградском университете была создана первая в России кафедра экспериментальной зоологии и генетики, руководителем которой стал Ю.А.Филипченко (1882 – 1930) – один из основоположников отечественной генетики.
Слайд 7 В 1928 г. в Медико-биологическом институте была организована Кабинет-лаборатория наследственности
и конституции человека, которую возглавил С.Г. Левит.
В 1935 г. институт был преобразован
в Медико-генетический институт им. Горького, Левит стал его директором, но в 1937 г. был арестован, а институт расформирован. В институте был разработан новый и впервые истинно научный подход к генетике человека вообще и его психологических особенностей в частности. Левит начинал с утверждения о том, что генетика человека, как и другие частные главы генетики, способна обогатить общую генетику.
Достоинства человека как генетического объекта автор усматривал в следующем:
В почти полном отсутствии естественного отбора, что должно привести к «огромному накоплению» менделирующих признаков.
В возможности относительно точно изучать генетику психических особенностей, главным образом психических аномалий.
В гораздо большей изученности физиологии и морфологии.
Слайд 8
Также Левит проанализировал преимущества близнецового метода по сравнению с генеалогическим
и статистическим.
Одну из задач института Левит видел во всестороннем развитии
близнецового метода, предполагая при этом, что работа с близнецами будет «бессрочной» - от рождения до смерти, и изучаться будут все доступные исследованию признаки. Такая работа началась в 1929 г.
Близнецовым исследованиям анатомии, физиологии, патологии и психологии полностью посвящен 3-й том «Трудов» института (1934 г.). Основные результаты работы были опубликованы в 1936 в четвертом томе «Трудов», теперь уже Медико-генетического института им. Горького.
Судя по данным, содержащимся в частности в статье Левита, исследованиями, проводившимися в институте, были охвачены 1350 пар близнецов; использовались и развивались три основных метода:
клинико-гениалогический,
патологический,
близнецовый,
и соответственно три основных области исследований:
патология,
Биология
психология.
Слайд 9В экспериментальных исследованиях наиболее систематических и психологически содержательных было два:
1. Исследование,
начатое А.Р. Лурия – целью было выяснение тренируемости комбинаторных функций ребенка, влияние
их тренировки на другие психические процессы, устойчивость полученных эффектов.ф
2. Работа М.С.Лебединского - первая отечественная работа с определенным психологическим контекстом, содержащая анализ и общей методологии, и конкретных методов психологического исследования. Здесь приведен обзор проведенных к тому времени близнецовых исследований. Продемонстрированы все ограничения близнецового метода вообще и применительно к психологическим признакам в частности.
Работа Лебединского вместе с другими работами, был очень хорошим началом содержательных психогенетических исследований в России. Трагические 30-е оборвали их на многие годы, и второе дыхание генетика поведения получила в нашей стране только в конце 60-х
Восстановление систематических исследований по психогенетике можно датировать концом 1972 г.. когда в Институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР на базе лаборатории дифференциальной психофизиологии, которой руководил Б.М. Теплов, а после его смерти – В.Д. Небылицын, была создана первая лаборатория, специальной задачей которой стало изучение наследственных основ индивидуально – психологических и психофизиологических различий.
Слайд 10
В первые годы в центре внимания лаборатории находилась проблема этиологии свойств
нервной системы, в дальнейшем основными объектами исследования стали психофизиологические признаки и психогенетика
индивидуального развития.
Единственные в отечественной психогенетике популяционные исследования на изолятах Дагестана и в аулах Туркмении проведены были под руководством академика Дубинина К.Б. Булаевой. Она исследовала широкий спектр признаков (соматических, психофизиологических и т.д.) в девяти селениях Дагестана, принадлежащих к пяти этническим группам с разной степенью изолированности, разной этнокультурной и эколого-географической средой. Наиболее существенны два полученных ею факта:
1. Повышение фенотипической и генетической изменчивости в наиболее изолированных и аутбредных (популяции, в которых отсутствуют браки между родственниками) популяциях и снижение того и другого в умеренно изолированных
2. В общей дисперсии всех исследованных признаков доля внутрипопуляционной изменчивости существенно выше, чем межпопуляционной.
Слайд 11
Данные о возрастной динамике генетического контроля поведения человека также говорят
о зависимости наследственной детерминации от психологической структуры изучаемого признака, поскольку
механизмы реализации психологической функции меняются в онтогенезе. Экспериментальные исследования А.Р.Лурии, проведенные еще в 30-е годы, показали, что на разных этапах онтогенеза одной и той же психической функции влияние генетических факторов оказывается различным, что, по его мнению, связано с качественной перестройкой психической деятельности ребенка.
Слайд 12
Таким образом, сама логика научного движения привела к организации первого
в России лонгитюдного исследования близнецов, которое было начато в лаборатории
возрастной психогенетики Психологического института РАО в 1986 году.
Лонгитюдное прослеживание развития близнецов было задумано как попытка подойти к решению одного из основных вопросов возрастной психологии - вопроса о том, какие факторы, генетические или средовые, и в какой степени обеспечивают преемственность развития. В настоящее время лонгитюдное исследование продолжается, его цель - выяснение характера генетического контроля психологических и психофизиологических признаков человека в процессе индивидуального развития.