Слайд 1Фронтальная композиция, развёрнутая фронтально к главной точке зрения. Характерным её признаком
является построение архитектурно-пространственной формы по двум координатам: вертикальной и горизонтальной;
построение в глубину имеет подчинённое значение. Однако это условие весьма ограничительно. Характерной особенностью фронтальной композиции является аспект восприятия, а не объективные свойства формы; фронтальностью могут обладать и здания объёмной структуры.
Виды фронтальной композиции. Соотношение координат по фронту может быть равным или близким к равенству, либо контрастным с преобладанием горизонтальной или вертикальной координаты (рис.1).
Слайд 2Примером развития фронтальной композиции примерно в равной степени по горизонтальной
и вертикальной координате может служить Звонница Новгородского Кремля (рис.2).
Слайд 4Фасад собора Собор Саграда Фамилия в Барселоне архит. Гауди решен
как фронтальная композиция, развитая по вертикали (рис.3).
Слайд 5 163 фасад здания лабораторий Пенсильванского университета
164. Центр медицинских исследований
А.Ричардса в Филадельфии (США), арх. Л. Кан, 1957-1961 гг.
Чрезмерное развитие
горизонтальной координаты нетипично для фронтальной композиции, так как в этом случае начинает работать глубина пространства вдоль фронта
Слайд 6Чрезмерное развитие вертикальной координаты приближает фронтальную композицию к объемной (рис.6).
Фронтальная композиция может иметь симметричное или асимметричное построение (рис.7).
рис.6
рис.7
Слайд 7Примером симметричного построения может служить Дом Пашкова в Москве архит.
В.Баженова ( рис.8).
Слайд 8 А фасад храма Иоана Предтечи в Пскове имеет асимметричное построение
(рис.9).
Слайд 9Фронтальная композиция может быть построена на основе одного — доминирующего
объема, при подчинении ему всех остальных элементов; либо основу композиции
могут составить несколько элементов, которые находятся в нюансных отношениях (рис.10).
рис.10
Слайд 10В композиции фасада дома Пашкова в Москве главный объем превалирует
и подчиняет все другие элементы сооружения. А фронтальная композиция лабораторий
Пенсильванского университета состоит из элементов, близких по своим массам (рис.4).
Метроритмическое расположение элементов не должно зрительно нарушать равновесие композиции (рис.11).
рис.11
Слайд 11рис.12
При использовании метроритмических закономерностей фронтальность поверхности может восприниматься искаженно. Например,
при расположении одинаковых элементов с ритмически изменяемым интервалом (рис.12)
Слайд 12рис.13
и ритмически изменяемой величиной элемента по фронту (рис.13) у зрителя
появляется иллюзорное ощущение закругленности фронтальной композиции.
Слайд 13рис.14
При ритмическом изменении высоты элемента возникает ощущение перспективного сокращения, что
зрительно разрушает фронтальное построение (рис.14).
Слайд 14Приемы и средства построения. Приемы использования свойств объемно-пространственных форм. Для
построения фронтальной композиции предпочтительнее использовать элементы первой стереометрической группы —
параллелепипеды (кубы, как частный случай), так как вертикальные прямолинейные плоскости этих тел наиболее типичны для фронтальной композиции.
По соотношению координат лучше использовать плоскостные элементы. Развитость этих тел по двум координатам создает активный фронт.
Это не исключает возможности при построении фронтальной композиции использовать объемные и линейные элементы любых других стереометрических очертаний.
В архитектурной композиции наиболее типичным является применение одинаковых или подобных форм. В некоторых случаях возможно использование двух-трех различных форм.
Изменение величины элементов в горизонтальном и вертикальном направлениях дает возможность найти между ними соотношения, создающие целостность и единство композиции. Последовательное изменение величины элементов (увеличение или уменьшение в одном направлении) может привести к зрительному разрушению фронтальной поверхности.
Массивность элементов составляет основу фронтальной композиции. Изменение массивности форм, а также соотношения между пространством и массой влияют на характер композиции.
Слайд 15рис.15
Превалирование пространства над массой элементов может привести к разрушению фронтальной
композиции (рис.15).
Слайд 16 рис.16
Наиболее характерным для фронтальной композиции является такое положение форм в
пространстве, когда доминирующая ось и взаимоперпендикулярные грани параллельны осям координат.
Это не исключает возможности поворота или наклона элементов в допустимых пределах.
Во фронтальной композиции элементы можно расположить следующим образом: с интервалом, примкнуть один к другому, врезать один в другой (рис.16).
Слайд 17Для фронтальной композиции характерно такое расположение элементов, когда поверхности их
составляют единый фронт (рис.17)
Наиболее невыразительным взаимодействием между элементами является примыкание
одного к другому. Врезка элементов воспринимается как активное композиционное взаимодействие. Максимальный интервал между элементами допускается лишь в пределах их зрительной взаимосвязи.
Слайд 18Для получения более пластичных композиционных решений можно использовать сдвижку (рис.18)
Слайд 20наклон (рис.20) элементов.
При этом необходимо учитывать, что эти приемы включают
и активизируют пространство вокруг фронтальной композиции и в крайних пределах
могут привести к разрушению ее.
Слайд 21Фронтальная поверхность, плоская или криволинейная, как и всякая геометрическая форма,
обладает особыми, присущими ей пластическими особенностями. Выявление имеет целью показать
эти особенности наиболее выразительно.
Выявить фронтальную поверхность означает:
· выявить ее истинный геометрический вид и характер поверхности, если она криволинейная в натуре;
· выявить ее положение в пространстве по отношению к основным координатам и к зрителю.
Слайд 22Фронтальная поверхность, о которой пойдет речь, представляет собой одну из
сторон какого-либо объема. Зритель может двигаться или в направлении к
поверхности (рис. 21) или вдоль ее (рис.22).
Рис. 21 рис.22
Рис. 21
рис.22
Слайд 23Фронтальная поверхность характеризуется:
Рис.23
рис.24
рис.25
соотношением ширины поверхности к высоте — высота и
ширина равны или почти равны (рис. 23); поверхность вытянута по
горизонтальной координате (рис. 24); поверхность вытянута по вертикальной координате (рис. 25). При чрезмерном превалировании одной координаты над другой возможно нарушение фронтальной поверхности. Форма в этом случае становится линейной
Слайд 24Поверхность в плане может быть: прямолинейной (рис. 26) или циркульной
кривой (рис. 27), ломаного очертания (рис. 28), сложной криволинейной формы
(рис. 29),
Слайд 25образованной сочетанием прямолинейных и криволинейных участков (рис. 30)
Рис.30
Если очертание поверхности
в плане имеет значительное развитие по глубинной координате, то условие
фронтальности нарушается. Поверхность может превратиться во фронтальное пространство.
Слайд 26Силуэт может быть: симметричным или асимметричным (рис. 31), по очертанию
от прямоугольных до более сложных (рис. 32). Наиболее типичен для
фронтальной поверхности прямоугольник.
Слайд 27При наклоне боковых сторон плоскости может восприниматься наклоненной от зрителя
(рис. 33). При наклоне верхней стороны создается ощущение поворота плоскости
от зрителя в одну из сторон — перспектива (рис. 34). Криволинейная изогнутость сторон создает иллюзию деформации поверхности (рис. 35).
Слайд 28Положение плоскости по отношению к зрителю может быть вертикальным (рис.
36), наклоненным на зрителя (рис37), или от него (рис. 38).
Фронтальная
поверхность сама по себе еще не обладает необходимой выразительностью. Задача состоит в том, чтобы подчеркнуть ее характер, положение в пространстве, сделать ее выразительной при направленном и рассеянном освещении.
Слайд 29Например, мы выбрали поверхность сложного очертания в плане (рис. 39).
Даже при направленном освещении форма поверхности слабо читается.
Если эту поверхность
сверху накрыть горизонтальной плоскостью, то эта плоскость при направленном освещении даст тень, подчеркивая характер поверхности (рис. 40).
рис. 40).
рис. 39
При рассеянном освещении тень теряет свою четкость, ясность восприятия характера поверхности исчезает, но зритель, который находится близко, в перспективе видит линию пересечения горизонтальной плоскости с вертикальной поверхностью, которая в достаточной степени выявляет характер поверхности. С далеких точек зрения линия пересечения не будет восприниматься и, следовательно, характер поверхности не будет читаться.
Слайд 30Если накрыть ту же самую вертикальную поверхность наклонной плоскостью, то
место их пересечения даст сложную кривую, которая подчеркивает характер выбранной
поверхности независимо от условий освещения и места нахождения зрителя (рис. 41).
Слайд 31Из приведенного примера видно, что пересечение этих поверхностей даст ясно
читаемую линию изгиба поверхности в плане.
Для выявления фронтальной поверхности можно использовать следующие средства выразительности:
членение по характеру — полные (рис. 42) и неполные (рис.43);
по направлению — горизонтальные, вертикальные и наклонные (рис. 44);
Слайд 32 по очертанию — прямолинейные, криволинейные, сложные (рис. 45);
по пластическому выражению
— в плоскости (рис. 46),
Слайд 33 выступающие (рис. 47)
заглубленные (рис. 48);
Слайд 34сопоставление контрастных по форме поверхностей (рис. 49);
контрастное и нюансное соотношение
массы и пространства (рис. 50);
Слайд 35 фактура и цвет (рис. 51).
Все перечисленные приемы выявления служат также
средствами построения композиции данной поверхности.
Выявляя фронтальную поверхность, можно использовать одно
или несколько перечисленных средств выразительности. При этом необходимо помнить, что чем меньше будет использовано средств, чем точнее и уместней они будут, тем яснее композиция, тем лучше она будет восприниматься зрителем.
Слайд 36ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Чем характеризуется фронтальная композиция?
2. В каких случаях
нарушается фронтальность архитектурной композиции?
3. Назовите основные приемы выявления фронтальной композиции.
4.
С помощью каких членений можно подчеркнуть фронтальность композиции?