Слайд 2Здравствуйте!
Алексей Виняр
alexvinyar@yandex.ru
Денис Рахман
drahman2@mail.ru
https://vk.com/fikl_fd
а кто вы (пройдите гугл-опрос: https://forms.gle/eHgqwvAgN92ucTXx8)
Слайд 3Что будем делать
что такое язык и лингвистика (наука о языке)
из
чего состоит язык (уровни языка)
какие бывают языки (и каких не
бывает)
вокруг лингвистики (социо, антропо)
как это все применяется на практике
и задачки!
Слайд 4Оценка
По 10-ти балльной шкале, переводится в пятибалльную в самом конце
активность
на занятиях (0,1+)
ридинги (0,2+)
контрольные (0,3)
домашки (0,4)
8-10 => 5
6-7 => 4
4-5
=> 3
Слайд 5Язык
Не тексты!
язык это обобщение, как у любой науки
язык -- это
система знаков, но не любая система знаков -- язык
Язык --
это общая способность для всех людей
Слайд 6Язык и тексты
или язык (langue) и речь (parole)
Слайд 9Язык это абстракция
Одна умная девочка
Ещё одна умная девочка
Здесь две _____
_______
а) умные девочки
б) умных девочки
Слайд 10Как, например, физика
Какое расстояние пройдет свободно падающее тело за 10
секунд?
h = 9,8 * 102 / 2 = 490 м
Здесь
две _____ _______
а) умные девочки
б) умных девочки
Слайд 11Как, например, физика
Какое расстояние пройдет свободно падающее тело за 10
секунд?
h = 9,8 * 102 / 2 = 490 м
Здесь
две _____ _______
а) умные девочки
б) умных девочки
Слайд 12Язык это абстракция
В зависимости от научной задачи - разный уровень
абстракции!
А мужик-от, что мужику, уехал, на уме нету, что там
робенок у меня или чего ли. А ты-то мучьсе с робенком-то, ты-то мучьсе век.
Слайд 13Язык это абстракция
В зависимости от научной задачи - разный уровень
абстракции!
А мужик-от, что мужику, уехал, на уме нету, что там
робенок у меня или чего ли. А ты-то мучьсе с робенком-то, ты-то мучьсе век.
Капуста надо почистить.
Слайд 14Как, например, физика
Какое расстояние пройдет свободно падающее тело за 10
секунд? 490 м.
А что такое свободно падающее тело? Материальная точка.
Но
ведь не бывает материальных точек.
Капуста надо почистить.
Капусту надо почистить.
Слайд 15Язык это система знаков
означаемое
котик
означающее
Слайд 16Язык это система знаков
Связь произвольна!
Конкретно в случае языка.
Ну, так обычно
считается.
Слайд 19Означаемое и означающее: разница между языками
qejuqɬikin – теленок-самец до года
ɬewmiɬeŋ
– теленок, чувствующий привязанность к матери
kəteɣət – стельная важенка
kəwʔiɬʔən –
важенка, у которой сдох теленок
jʔiɬəɬʔu – «луннолицый олень»
ejkeki – олень без пальцеобразного
отростка у изгиба рогов
…. И так еще очень-очень много
renriŋiɬɣən - бюстгалтер
ɬʔokwət - лифчик
Слайд 20Что такое язык: саммари
Коммуникативная система, присущая человеку как виду
Система знаков,
части которых связаны произвольным образом
Чтобы разглядеть систему, нужно уметь обобщать
и абстрагироваться
Слайд 21А что же такое лингвистика
О, ты лингвист…
Слайд 22А что же такое лингвистика
язык обобщается из устной речи, а
не из письменной
не про то, чтобы научиться говорить на иностранном
языке
не филология
о том, как правильно, а не о том, как есть
Слайд 23Про то, как говорят, а не про то, как пишут
Слайд 24Лингвистика vs. филология
Лингвистика:
откуда в русском языке пары типа брег-берег?
Онегин, добрый
мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали,
мой читатель;
Слайд 25Лингвистика vs. филология
Лингвистика:
откуда в русском языке пары типа брег-берег?
Филология:
почему Пушкин
использует слово брег, а не берег?
Онегин, добрый мой приятель,
Родился на
брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель;
Слайд 26Лингвистика vs. филология
Лингвистика:
откуда в русском языке пары типа брег-берег?
Филология:
почему Пушкин
использует слово брег, а не берег?
Лингвистика -- про язык.
Филология
-- про культурно значимые тексты.
Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель;
Слайд 27Про то, как есть, а не про то, как правильно
Учитель
русского: “Говорить [звОнит] неправильно”
Лингвист: “Смотрите!”
Всегда было на окончании: сидит, бежит,
спешит
Всегда было на корне: учит, ловит, держит
Было на окончании, сдвигается (или сдвинулось) на корень: звонит, включит, солит
Было на корне, сдвигается на окончание: кажется, такого нет...
Слайд 28Лингвистический анализ
Наука старается найти более общие причины конкретных явлений
Физика: не
“дух холодного ветра” и “дух огня”, а разная скорость частиц
Лингвистика:
что с английскими “неправильными” глаголами?
Read – read Bleed – bled
Breed – bred Meet – met
Lead – led Feed – fed
Слайд 29Лингвистический анализ
Лингвистика: что с английскими “неправильными” глаголами?
ри:д – рэд бли:д –
блэд
бри:д – брэд ми:т – мэт
ли:д – лэд фи:д – фэд
Слайд 30Лингвистический анализ
Лингвистика: что с английскими “неправильными” глаголами?
ри:д – рэд бли:д –
блэд
бри:д – брэд ми:т – мэт
ли:д – лэд фи:д – фэд
CОГЛ_и:_т/д ->
СОГЛ_э_т/д
Отличие от учебника: всегда ищем более абстрактный и общий уровень описания, а не перечисляем случаи
Может быть проще заучить список, чем учить непростое правило
Слайд 31А что такое правила языка?
Грамотное/неграмотное лингвистов не интересует
Слайд 32А что такое правила языка?
Грамотное/неграмотное лингвистов не интересует
А вот грамматичное/неграмматичное
-- да.
мой кофе vs моё кофе
я пью кофе vs *я
пьёт кофе
как отличить -- спросить “наивного носителя”
Слайд 33А как его спросить-то?
Так и спросить.
Это называется элицитация.
I see the...
Слайд 35Не только про язык, но и про Язык
Какие границы нашей
языковой способности?
Надо (и можно) обобщать на уровне нескольких языков
(Что сделал
Денис?)
Англ: He went to school
*Went to school
Итальянский: È andat-o a scuola
AUX идти-3SG.MSC в школа
*Lui è andat-o a scuola
Слайд 36Не только про язык, но и про Язык
Какие границы нашей
языковой способности?
Надо (и можно) обобщать на уровне нескольких языков
(Что сделал
Денис?)
Англ: He went to school
*Went to school
Итальянский: È andat-o a scuola
AUX идти-3SG.MSC в школа
*Lui è andat-o a scuola
Слайд 37Не только про язык, но и про Язык
Какие границы нашей
языковой способности?
Надо (и можно) обобщать на уровне нескольких языков
Общее правило:
местоименное подлежащее должно быть выражено
Но его не хочется выражать дважды
В итальянском есть разные окончания глагола для разных чисел и лиц подлежащего, а в английском (почти) нет
Есть типы языков