Разделы презентаций


Фундаментальная лингвистика

Содержание

Здравствуйте!Алексей Винярalexvinyar@yandex.ruДенис Рахманdrahman2@mail.ruhttps://vk.com/fikl_fdа кто вы (пройдите гугл-опрос: https://forms.gle/eHgqwvAgN92ucTXx8)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Фундаментальная лингвистика

Фундаментальная лингвистика

Слайд 2Здравствуйте!

Алексей Виняр
alexvinyar@yandex.ru
Денис Рахман
drahman2@mail.ru
https://vk.com/fikl_fd
а кто вы (пройдите гугл-опрос: https://forms.gle/eHgqwvAgN92ucTXx8)


Здравствуйте!Алексей Винярalexvinyar@yandex.ruДенис Рахманdrahman2@mail.ruhttps://vk.com/fikl_fdа кто вы (пройдите гугл-опрос: https://forms.gle/eHgqwvAgN92ucTXx8)

Слайд 3Что будем делать

что такое язык и лингвистика (наука о языке)
из

чего состоит язык (уровни языка)
какие бывают языки (и каких не

бывает)
вокруг лингвистики (социо, антропо)
как это все применяется на практике
и задачки!
Что будем делатьчто такое язык и лингвистика (наука о языке)из чего состоит язык (уровни языка)какие бывают языки

Слайд 4Оценка

По 10-ти балльной шкале, переводится в пятибалльную в самом конце
активность

на занятиях (0,1+)
ридинги (0,2+)
контрольные (0,3)
домашки (0,4)
8-10 => 5
6-7 => 4
4-5

=> 3

ОценкаПо 10-ти балльной шкале, переводится в пятибалльную в самом концеактивность на занятиях (0,1+)ридинги (0,2+)контрольные (0,3)домашки (0,4)8-10 =>

Слайд 5Язык
Не тексты!
язык это обобщение, как у любой науки
язык -- это

система знаков, но не любая система знаков -- язык
Язык --

это общая способность для всех людей




ЯзыкНе тексты!язык это обобщение, как у любой наукиязык -- это система знаков, но не любая система знаков

Слайд 6Язык и тексты
или язык (langue) и речь (parole)





Язык и текстыили язык (langue) и речь (parole)

Слайд 7Язык и речь

Язык и речь

Слайд 8Язык и речь

Язык и речь

Слайд 9Язык это абстракция
Одна умная девочка
Ещё одна умная девочка
Здесь две _____

_______
а) умные девочки
б) умных девочки

Язык это абстракцияОдна умная девочкаЕщё одна умная девочкаЗдесь две _____ _______а) умные девочкиб) умных девочки

Слайд 10Как, например, физика
Какое расстояние пройдет свободно падающее тело за 10

секунд?
h = 9,8 * 102 / 2 = 490 м

Здесь

две _____ _______
а) умные девочки
б) умных девочки
Как, например, физикаКакое расстояние пройдет свободно падающее тело за 10 секунд?h = 9,8 * 102 / 2

Слайд 11Как, например, физика
Какое расстояние пройдет свободно падающее тело за 10

секунд?
h = 9,8 * 102 / 2 = 490 м

Здесь

две _____ _______
а) умные девочки
б) умных девочки
Как, например, физикаКакое расстояние пройдет свободно падающее тело за 10 секунд?h = 9,8 * 102 / 2

Слайд 12Язык это абстракция
В зависимости от научной задачи - разный уровень

абстракции!

А мужик-от, что мужику, уехал, на уме нету, что там

робенок у меня или чего ли. А ты-то мучьсе с робенком-то, ты-то мучьсе век.
Язык это абстракцияВ зависимости от научной задачи - разный уровень абстракции!А мужик-от, что мужику, уехал, на уме

Слайд 13Язык это абстракция
В зависимости от научной задачи - разный уровень

абстракции!

А мужик-от, что мужику, уехал, на уме нету, что там

робенок у меня или чего ли. А ты-то мучьсе с робенком-то, ты-то мучьсе век.
Капуста надо почистить.
Язык это абстракцияВ зависимости от научной задачи - разный уровень абстракции!А мужик-от, что мужику, уехал, на уме

Слайд 14Как, например, физика
Какое расстояние пройдет свободно падающее тело за 10

секунд? 490 м.
А что такое свободно падающее тело? Материальная точка.


Но

ведь не бывает материальных точек.

Капуста надо почистить.

Капусту надо почистить.

Как, например, физикаКакое расстояние пройдет свободно падающее тело за 10 секунд? 490 м.А что такое свободно падающее

Слайд 15Язык это система знаков
означаемое
котик
означающее

Язык это система знаковозначаемоекотикозначающее

Слайд 16Язык это система знаков
Связь произвольна!

Конкретно в случае языка.

Ну, так обычно

считается.

Язык это система знаковСвязь произвольна!Конкретно в случае языка.Ну, так обычно считается.

Слайд 18Язык и другие системы знаков

Язык и другие системы знаков

Слайд 19Означаемое и означающее: разница между языками
qejuqɬikin – теленок-самец до года
ɬewmiɬeŋ

– теленок, чувствующий привязанность к матери
kəteɣət – стельная важенка
kəwʔiɬʔən –

важенка, у которой сдох теленок
jʔiɬəɬʔu – «луннолицый олень»
ejkeki – олень без пальцеобразного отростка у изгиба рогов
…. И так еще очень-очень много
renriŋiɬɣən - бюстгалтер
ɬʔokwət - лифчик
Означаемое и означающее: разница между языкамиqejuqɬikin – теленок-самец до годаɬewmiɬeŋ – теленок, чувствующий привязанность к материkəteɣət –

Слайд 20Что такое язык: саммари
Коммуникативная система, присущая человеку как виду
Система знаков,

части которых связаны произвольным образом
Чтобы разглядеть систему, нужно уметь обобщать

и абстрагироваться
Что такое язык: саммариКоммуникативная система, присущая человеку как видуСистема знаков, части которых связаны произвольным образомЧтобы разглядеть систему,

Слайд 21А что же такое лингвистика
О, ты лингвист…

А что же такое лингвистикаО, ты лингвист…

Слайд 22А что же такое лингвистика
язык обобщается из устной речи, а

не из письменной
не про то, чтобы научиться говорить на иностранном

языке
не филология
о том, как правильно, а не о том, как есть
А что же такое лингвистикаязык обобщается из устной речи, а не из письменнойне про то, чтобы научиться

Слайд 23Про то, как говорят, а не про то, как пишут

Про то, как говорят, а не про то, как пишут

Слайд 24Лингвистика vs. филология
Лингвистика:
откуда в русском языке пары типа брег-берег?


Онегин, добрый

мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали,

мой читатель;
Лингвистика vs. филологияЛингвистика:откуда в русском языке пары типа брег-берег?Онегин, добрый мой приятель,Родился на брегах Невы,Где, может быть,

Слайд 25Лингвистика vs. филология
Лингвистика:
откуда в русском языке пары типа брег-берег?
Филология:
почему Пушкин

использует слово брег, а не берег?

Онегин, добрый мой приятель,
Родился на

брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель;
Лингвистика vs. филологияЛингвистика:откуда в русском языке пары типа брег-берег?Филология:почему Пушкин использует слово брег, а не берег?Онегин, добрый

Слайд 26Лингвистика vs. филология
Лингвистика:
откуда в русском языке пары типа брег-берег?
Филология:
почему Пушкин

использует слово брег, а не берег?
Лингвистика -- про язык. Филология

-- про культурно значимые тексты.

Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель;

Лингвистика vs. филологияЛингвистика:откуда в русском языке пары типа брег-берег?Филология:почему Пушкин использует слово брег, а не берег?Лингвистика --

Слайд 27Про то, как есть, а не про то, как правильно
Учитель

русского: “Говорить [звОнит] неправильно”
Лингвист: “Смотрите!”
Всегда было на окончании: сидит, бежит,

спешит
Всегда было на корне: учит, ловит, держит
Было на окончании, сдвигается (или сдвинулось) на корень: звонит, включит, солит
Было на корне, сдвигается на окончание: кажется, такого нет...

Про то, как есть, а не про то, как правильноУчитель русского: “Говорить [звОнит] неправильно”Лингвист: “Смотрите!”Всегда было на

Слайд 28Лингвистический анализ
Наука старается найти более общие причины конкретных явлений
Физика: не

“дух холодного ветра” и “дух огня”, а разная скорость частиц
Лингвистика:

что с английскими “неправильными” глаголами?
Read – read Bleed – bled
Breed – bred Meet – met
Lead – led Feed – fed
Лингвистический анализНаука старается найти более общие причины конкретных явленийФизика: не “дух холодного ветра” и “дух огня”, а

Слайд 29Лингвистический анализ
Лингвистика: что с английскими “неправильными” глаголами?
ри:д – рэд бли:д –

блэд
бри:д – брэд ми:т – мэт
ли:д – лэд фи:д – фэд

Лингвистический анализЛингвистика: что с английскими “неправильными” глаголами?ри:д – рэд			бли:д – блэдбри:д – брэд			ми:т – мэтли:д – лэд			фи:д

Слайд 30Лингвистический анализ
Лингвистика: что с английскими “неправильными” глаголами?
ри:д – рэд бли:д –

блэд
бри:д – брэд ми:т – мэт
ли:д – лэд фи:д – фэд
CОГЛ_и:_т/д ->

СОГЛ_э_т/д
Отличие от учебника: всегда ищем более абстрактный и общий уровень описания, а не перечисляем случаи
Может быть проще заучить список, чем учить непростое правило
Лингвистический анализЛингвистика: что с английскими “неправильными” глаголами?ри:д – рэд			бли:д – блэдбри:д – брэд			ми:т – мэтли:д – лэд			фи:д

Слайд 31А что такое правила языка?
Грамотное/неграмотное лингвистов не интересует


А что такое правила языка?Грамотное/неграмотное лингвистов не интересует

Слайд 32А что такое правила языка?
Грамотное/неграмотное лингвистов не интересует
А вот грамматичное/неграмматичное

-- да.
мой кофе vs моё кофе
я пью кофе vs *я

пьёт кофе

как отличить -- спросить “наивного носителя”


А что такое правила языка?Грамотное/неграмотное лингвистов не интересуетА вот грамматичное/неграмматичное -- да.мой кофе vs моё кофея пью

Слайд 33А как его спросить-то?
Так и спросить.
Это называется элицитация.
I see the...


А как его спросить-то?Так и спросить.Это называется элицитация.I see the...

Слайд 34И что он нам скажет?
I see...


И что он нам скажет?I see...

Слайд 35Не только про язык, но и про Язык
Какие границы нашей

языковой способности?
Надо (и можно) обобщать на уровне нескольких языков
(Что сделал

Денис?)
Англ: He went to school
*Went to school
Итальянский: È andat-o a scuola
AUX идти-3SG.MSC в школа
*Lui è andat-o a scuola
Не только про язык, но и про ЯзыкКакие границы нашей языковой способности?Надо (и можно) обобщать на уровне

Слайд 36Не только про язык, но и про Язык
Какие границы нашей

языковой способности?
Надо (и можно) обобщать на уровне нескольких языков
(Что сделал

Денис?)
Англ: He went to school
*Went to school
Итальянский: È andat-o a scuola
AUX идти-3SG.MSC в школа
*Lui è andat-o a scuola
Не только про язык, но и про ЯзыкКакие границы нашей языковой способности?Надо (и можно) обобщать на уровне

Слайд 37Не только про язык, но и про Язык
Какие границы нашей

языковой способности?
Надо (и можно) обобщать на уровне нескольких языков
Общее правило:

местоименное подлежащее должно быть выражено
Но его не хочется выражать дважды
В итальянском есть разные окончания глагола для разных чисел и лиц подлежащего, а в английском (почти) нет
Есть типы языков
Не только про язык, но и про ЯзыкКакие границы нашей языковой способности?Надо (и можно) обобщать на уровне

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика