Слайд 2Содержание
Введение
Официально-деловой стиль
Научный стиль
Публицистический стиль
Художественный стиль
Слайд 3Введение
Функциональные стили выделяются в соответствии с их употреблением (функционированием) в
определенных сферах человеческой деятельности, а также в соответствии с реализуемыми
функциями (назначениями) языка. Большинство ученый сходятся в том, что в современном русском литературном языке существуют три функциональных стиля: официально-деловой, научный и публицистический.
Слайд 4Введение
Поскольку сферы употребления стилей обширны, функции широки, а виды текстов,
в которых представлены стили, различны, внутри функциональных стилей выделяются «подстили».
Они могут быть изложены следующим образом:
Слайд 5Официально-деловой стиль:
Употребляется в сфере правовых отношений. В этом стиле реализуются
информативная (сообщение) и волюнтативная (повеление, воздействие). Он выступает в письменной
форме и имеет «подстили»: законодательный, административно-канцелярский и дипломатический.
Слайд 6Официально-деловой стиль:
Общие черты официально-делового стиля, определяемые единством содержания и языковой
формы текстов официально-делового типа, следующие:
долженствующе-предписующий характер построения текста;
точность,
не допускающая инотолкования (однозначность);
«неличный характер», «обезличенность»;
Стандартизованность, стереотипность постореения текста.
Слайд 7Официально-деловой стиль:
В официально-деловом стиле почти нет места для проявления авторской
индивидуальности. Официально-деловой стиль очень замкнут, малопроницаем для других стилей. Но
сам активно проникает в различные сферы общения, в другие стили и в разговорный язык.
Слайд 8Научный стиль:
Употребляется в сфере научной деятельности. В этом стиле реализуются
информативная и воздействующая (доказательство) функции языка. Он выступает главным образом
в письменной форме, но может выступать и в устной (лекция, доклад). В научном стиле выделяются «подстили»: собственно научный, научно-учебный и научно-популярный.
Слайд 9Научный стиль:
Общие черты научного стиля, определяются единственным содержанием и языковой
формы текстов научного типа, следующие:
Отвлеченность и обобщенность;
Подчёркнутая логичность (последовательность,
связность) изложения;
Точность.
Слайд 10Научный стиль:
В научном стиле допустима образность, поскольку словесные образы помогают
выражению понятий, и экспрессивность, эмоциональность, поскольку она помогает убеждению, доказательству.
Научный стиль не подавляет авторской индивидуальности: одни ученые пишут сложнее, другие проще, одни пристрастны к специальной терминологии, другие страмятся выразить свою мысль общеизвестными словами, одни избегают образностии эмоциональности, другие охотно к ним прибегают. Научному стилю не свойственна замкнутость, он не отгорожен ни от официально-делового и публицистического стилей, ни от языка художественной литературы и разговорного языка.
Слайд 11Публицистический стиль:
Употребляется в сфере политико-идеологических, общественно-экономических и культурных отношений. В
нём реализуется информативная и воздействующая функция языка. Это сближает публицистический
стиль с научным и даже с официально-деловым. Но в публицистическом стиле информативная и воздействующая функции имеют свою специфику. Информация, во-первых, предназначается не для узкого круга специалистов, а для широких слоев общества, во-вторых, должна доводиться до адресата быстро, оперативно.
Слайд 12Публицистический стиль:
В публицистическом стиле выделяются «подстили»: газетно-публицистический, радиотележурналистский, ораторский. Как
видно из перечня «подстилей», публицистический стиль может выступать в писбменной
и устной формах. Общие черы публицистического стиля, определяемые единством содержания и языковой формы текстов публицистического типа, следующие:
Слайд 13Публицистический стиль:
Экспрессивность, определяемая требованием воздействия на массового читателя
Стандарт, определяемый требованием
быстроты распространения информации.
Многие учёные полагают, что без стандарта невозможно
было бы обеспечить оперативность передачи сообщений, а потому он не является отрицательным качеством публицистического стиля. Под стандартом понимается устойчивый и воспроизврдимый оборот (контекст), обладающий чётким значением и экономно выражающий содержание.
Слайд 14Публицистический стиль:
Публицистический стиль играет заметную роль в системе разновидностей современного
русского языка. Он открыт для элементов официально-делового и научного стилей,
в нём находят применение разговорные способы выражения и нередко используются художественный средства (в частности, образность). Несмотря на большой удельный вес стандарта, в публицистическом стиле может проявляться авторская индивидуальность. Занимаемая промежуточное положение между научным стилем и языком художественной литературы, публицистический стиль оказывает заметное влияние на обе эти разновидности современного русского языка.
Слайд 15Язык художественной литературы
(художественный стиль):
Представляет собой самое своеобразное явление в
системе разновидностей русского языка. Поскольку в языке художественной литературы свободно
используются элементы из территориальных и социально-профессиональных диалектов и просторечия, т.е. из нелитературных разновидностей языка. Наиболее распространенной ( и правильной) является точка зрения, согласно которой язык художественной литературы «входит в литературный язык», представляет собой одну из его разновидностей, но разновидность очень важную.
Слайд 16Язык художественной литературы
(художественный стиль):
Но и те, кто признает язык
художественной литературы одной из разновидностей литературного языка, оценивают эту разновидность
литературного языка, оценивают эту разновидность неоднозначно. Одни считают, что язык художественной литературы, как имеющий свою сферу употребления – художественную литературу и свою функцию – эстетическую, можно поставить в один ряд с функциональными стилями и , следовательно, можно употреблять термин «художественный стиль».
Слайд 17Язык художественной литературы
(художественный стиль):
Другие предпочитают говорить не о художественном
стиле, а о языке художественной литературы как о явлении более
широком и разноообразном, в истории культуры более значимом, чем функциональные стили. Доводы сторонников художественного стиля логичны, но всё же в историко-культурном, филологическом плане предпочтительнее говорить о языке худажестенной литературы.