Разделы презентаций


Особенности личности детей с нарушенным слухом

Содержание

Личность - это относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Под личностью понимают некую целостность, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую устойчивость. По

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Особенности личности детей с нарушенным слухом.

Особенности личности детей с нарушенным слухом.

Слайд 2Личность - это относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития

человека. Под личностью понимают некую целостность, интегрирующее начало, связывающее воедино

различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую устойчивость. По мнению А. Н. Леонтьева, реальной основой личности является совокупность общественных по своей природе отношений к миру, которые реализуются совокупностью его многообразных деятельностей.
Личность - это относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Под личностью понимают некую целостность, интегрирующее

Слайд 3Эмоции и их развитие в детском возрасте.

На развитие эмоциональной сферы

глухих детей влияют определенные неблагоприятные факторы. Нарушение словесного общения частично

изолирует глухого от окружающих его говорящих людей, что создает трудности в усвоении социального опыта. Не-слышащим детям не доступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний и обуславливает упрощенность межличностных отношений. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений. К факторам, благоприятно влияющим на эмоциональное развитие глухих детей, можно отнести их внимание к выразительной стороне эмоций, способность к овладению разными видами деятельности, использование мимики, выразительных движений и жестов в процессе общения.

Эмоции и их развитие в детском возрасте. На развитие эмоциональной сферы глухих детей влияют определенные неблагоприятные факторы.

Слайд 4Понимание глухими школьниками эмоций других людей.
Способность понимать эмоции других людей

отражает уровень эмоционального развития ребенка и степень осознания им своих

и чужих эмоциональных состояний. Пониманию эмоциональных состояний другого человека способствует восприятие их внешних проявлений в мимике лица, жестах, пантомимике, голосовых реакциях и речевой интонации. По мере развития симпатии к другому человеку у ребенка возникает и синтония как способность откликаться на эмоциональное состояние другого человека, прежде всего — близкого. Синтония является основой сопереживания как способности «присваивать» основные свойства эмоционального состояния другого человека и вчувствоваться в его жизненную ситуацию.

Понимание глухими школьниками эмоций других людей. Способность понимать эмоции других людей отражает уровень эмоционального развития ребенка и

Слайд 5Понимания эмоций глухими дошкольниками и школьниками.
В ходе эксперимента дошкольникам

показывали картинки с изображениями лиц человека, выражающих то или иное

эмоциональное состояние. Для опознания были выбраны выражения наиболее типичных эмоций — радости, печали, страха, гнева, удивления, равнодушия. Использовались три варианта изображений: 1) условно-схематические, 2) реалистические, 3) в жизненной ситуации (на сюжетной картине). Задача испытуемого состояла в опознании эмоционального состояния человека по выражению его лица и по целостной ситуации с определенной мимикой и пантомимикой персонажа. Надо было назвать эмоциональное состояние, изобразить его или обозначить с помощью жестовой речи.

Понимания эмоций глухими дошкольниками и школьниками.  В ходе эксперимента дошкольникам показывали картинки с изображениями лиц человека,

Слайд 6Опознание эмоциональных состояний по используемому набору изображений оказалось трудным как

для слышащих, так и для глухих дошкольников. Среди глухих детей

лишь немногие правильно опознали эмоции при схематических и реалистических вариантах изображений. Лучше понимались эмоциональные состояния персонажей картины: в одной трети случаев глухие дети давали изображенным эмоциональным состояниям мимическую, пантомимическую и жестовую характеристику, достаточно эмоционально насыщенную. Словесные обозначения эмоций встречались только в отдельных случаях.

Опознание эмоциональных состояний по используемому набору изображений оказалось трудным как для слышащих, так и для глухих дошкольников.

Слайд 7Понимание глухими школьниками эмоций героев художественных произведений.
Для них характерны трудности

в понимании литературных произведений, причин и следствий поступков тех или

иных героев, в установлении причин эмоциональных переживаний, характера складывающихся отношений между персонажами, поздно возникает сопереживание тем или иным литературным героям. Все это в целом обедняет мир переживаний глухого школьника, создает у него трудности понимания эмоциональных состояний других людей, упрощает складывающиеся межличностные отношения.

Понимание глухими школьниками эмоций героев художественных произведений. Для них характерны трудности в понимании литературных произведений, причин и

Слайд 8Становление чувств у глухих детей.
Развитие чувств происходит в рамках ведущей

деятельности дошкольного периода — сюжетно-ролевой игры. Д. Б. Эльконин отмечает

большое значение ориентации на нормы отношений между людьми, формирующейся в сюжетно-ролевой игре. Нормы, лежащие в основе человеческих отношений, становятся источником развития морали, социальных и нравственных чувств ребенка.

Становление чувств у глухих детей. Развитие чувств происходит в рамках ведущей деятельности дошкольного периода — сюжетно-ролевой игры.

Слайд 9Эмоции и чувства участвуют в подчинении непосредственных желаний игровым ограничениям,

при этом ребенок может ограничить себя даже в самом любимом

виде активности — двигательном, если по правилам игры нужно замереть. Постепенно ребенок овладевает умением сдерживать бурные выражения чувств, например, может сдержать слезы. Кроме того, он учится облекать выражение своих чувств в культурно принятую форму, т.е. усваивает «язык» чувств — принятые в обществе способы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи улыбок, мимики, жестов, движений, интонаций. Овладев языком чувств, он пользуется им уже осознанно, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них.

Эмоции и чувства участвуют в подчинении непосредственных желаний игровым ограничениям, при этом ребенок может ограничить себя даже

Слайд 10Развитие нравственных чувств и нравственного поведения у глухих дошкольников.
Нравственная сторона

поведения проявляется, прежде всего, в стремлении посочувствовать, поделиться с другими

тем, что им дорого, сделать что-либо для других, помочь им. Эта сторона поведения выступает отчетливо при наблюдении взаимоотношений между дошкольниками разных возрастных групп.

Развитие нравственных чувств и нравственного поведения у глухих дошкольников. Нравственная сторона поведения проявляется, прежде всего, в стремлении

Слайд 11У маленьких глухих в силу ограниченного словесного и игрового общения,

а также невозможности слушать и понимать чтение рассказов, сказок затруднено

понимание желаний, намерений, переживаний сверстников. Однако тяга друг к другу выражается в попытках приблизиться, обнять понравившегося сотоварища, погладить его по голове. Эти попытки чаще всего не встречают ответного чувства и воспринимаются как помеха, стесняющая движения. Чаще всего дети отмахиваются от своих сверстников, не воспринимая их поведение как проявление симпатии. Дети, недавно пришедшие в детский сад, ищут сочувствия у взрослых (педагогов, воспитателей); оторванные от дома, они ждут от них ласки, утешения, защиты. В начале пребывания в детском саду дети не приходят на помощь товарищам, не выражают сочувствия друг к другу.

У маленьких глухих в силу ограниченного словесного и игрового общения, а также невозможности слушать и понимать чтение

Слайд 12Структура личности и особенности её формирования у детей с нарушенным

слухом.
Становление личности ребенка с нарушенным слухом, также как и слышащего,

проходит долгий путь: начинается в дошкольном возрасте с того момента, когда ребёнок учится управлять своим поведением и происходит наиболее результативно в школьном возрасте в связи с изменением социального положения ребёнка, влияния окружающей среды. В работах ученых подчёркивается, что на развития личности ребенка с нарушенным слухом влияют характер общения, своеобразие личного опыта ребенка и отношение его к дефекту.
Структура личности и особенности её формирования у детей с нарушенным слухом. Становление личности ребенка с нарушенным слухом,

Слайд 13Рассмотрим эти факторы. В сурдопедагогике общение рассматривается как один "из

способов очеловечивания" неслышащего ребенка, значимый фактор формирования личности. Это связано

с тем, что в общении заложены огромные возможности не только речевого, но, прежде всего, эмоционального и нравственного развития ребенка и личностного развития в целом.
Другой фактор- развитие личного опыта неслышащего ребёнка. Практический опыт работы с детьми подтверждает, что наиболее продуктивный путь его формирования - правильная организация деятельности и умелое руководство ею со стороны взрослого. Именно взрослые, учат ребенка действовать в соответствии с заданными условиями, представляя малышу возможность быть все более самостоятельным.
Рассмотрим эти факторы. В сурдопедагогике общение рассматривается как один

Слайд 14Развитие самооценки и уровня притязаний у глухих детей.
Представление глухих детей

о самих себе часто бывают неточными, для них характерны преувеличенные

представления о своих способностях и, об оценке их другими людьми. У глухих детей, имеющих глухих родителей, самооценка более адекватна по сравнению с глухими детьми слышащих родителей (Meadow K., 1980). У глухих младших школьников со средним уровнем интеллектуального развития отмечаются в основном завышенные самооценки. У слабослышащих младших школьников с высоким интеллектуальным уровнем наблюдаются в основном адекватные самооценки, то есть они в целом соответствуют по уровню развития личности нормально развивающимся детям того же возраста. Глухие и слабослышащие дети младшего школьного возраста адекватнее всего оценивают свою учебную деятельность.
Развитие самооценки и уровня притязаний у глухих детей. Представление глухих детей о самих себе часто бывают неточными,

Слайд 15 Развитие самооценки и уровня притязаний глухих школьников

идет в том же направлении, что и в норме. Наблюдается

отставание глухих от слышащих, проявляющееся у младших подростков в ситуативности оценок, их обоснования, зависимости их от мнения педагога, окружающих. (Т.Н. Прилепская, 1981). Уровень притязания глухих учащихся в учебной деятельности характеризуется высокой лабильностью ( неустойчивостью), особенно это заметно в младшем школьном возрасте. С возрастом устойчивость оценок, уровень притязаний и критичность глухих детей повышается.

Развитие самооценки и уровня притязаний глухих школьников идет в том же направлении, что и

Слайд 16Особенности формирования интересов у детей с недостатками слуха (Н.Г.Морозова).  
В младшем

школьном возрасте (7-10 лет) у глухих детей наибольшие интересы и

склонности к различным играм и спортивным занятиям. Учебная деятельность привлекает в основном внешней стороной. При этом дети обычно ко всем учебным предметам относятся с одинаковым старанием.
В начале среднего школьного возраста (11-13 лет) учащиеся продолжают проявлять склонности к различным играм и спортивным занятиям. Кроме этого, возникает интерес к посещениям кино, театра, к рисованию, танцам. Обнаруживается дифференцированное отношение к учебным предметам. Вместе с тем интерес к тому или иному предмету тесно связан с личностью и деятельностью учителя и воспитателей.

Особенности формирования интересов у детей с недостатками слуха (Н.Г.Морозова).   В младшем школьном возрасте (7-10 лет) у

Слайд 17У глухих учащихся в 13-15 лет и особенно в 16-18

лет растёт интерес к литературе, географии и биологии, и снижается

– к математическим наукам. Последнее связано с большими трудностями усвоения таких абстрактных предметов, как алгебра и геометрия, из-за недоразвития понятийного мышления нередко больших пробелов в математических знаниях, обусловленных недоработкой в начальных классах.

У глухих учащихся в 13-15 лет и особенно в 16-18 лет растёт интерес к литературе, географии и

Слайд 18Роль семьи в развитии личности.
Для формирования гармоничной

личности, для развития у ребенка адекватной самооценки, необходимой для установления

правильных взаимоотношений с окружающими людьми, рядом с ребенком должен находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Э. Эриксон считает наличие в младенчестве тесного и эмоционально насыщенного контакта с матерью основой развития у ребенка самостоятельности, уверенности в себе, независимости и в то же время теплого, доверительного отношения к другим людям. В этот период ребенок должен приобрести чувство доверия к окружающему миру, что становится основой формирования позитивного самоощущения. В дальнейшем недостаток эмоционального общения лишает ребенка возможности самостоятельно ориентироваться в направленности и характере отношений с другими людьми, что может привести к страху перед общением.

Роль семьи в развитии личности.   Для формирования гармоничной личности, для развития у ребенка адекватной самооценки,

Слайд 19Взаимоотношения ребенка, имеющего нарушения слуха, с родителями, родительская позиция по

отношению к нему оказывают существенное влияние на развитие личности ребенка.

Долговременная деформация, искажение отношения к ребенку со стороны одного или обоих родителей становится фактором риска, способным привести к нарушениям в развитии его личности. Целенаправленная работа по психологической коррекции отношений родителей и детей может стать важным средством воздействия на развитие личности детей, имеющих нарушения слуха.


Взаимоотношения ребенка, имеющего нарушения слуха, с родителями, родительская позиция по отношению к нему оказывают существенное влияние на

Слайд 20МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ.
Проблема становления межличностных отношений у детей

и подростков с нарушениями слуха приобретает особое значение. Специфика развития

личности ребенка обуславливается нарушением слуха и относительной изолированностью его от социума. От микроклимата, созданного в школе, в трудовом коллективе, в группе, от личных взаимоотношений детей и взрослых зависит и то, усилится травмирующее влияние нарушения, вызывая при этом дополнительные невротические реакции, или оно нейтрализуется.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ.Проблема становления межличностных отношений у детей и подростков с нарушениями слуха приобретает особое

Слайд 21Нормально слышащие дети имеют большие возможности накопления опыта общения в

повседневной жизни. У них достаточно легко и своевременно формируются способы

оценки партнеров по общению. У детей с нарушениями слуха - глухих и слабослышащих - опыт общения не столь широк и разнообразен, поэтому для формирования у них межличностных отношений требуются специальные усилия со стороны взрослых - родителей и педагогов. При этом важны два взаимосвязанных процесса: с одной стороны, нужно, чтобы дети усвоили нормы и правила поведения, необходимые при общении с другими людьми, с другой стороны, следует научить их распознавать личностные качества, выполнение или невыполнение норм и правил в реальном процессе общения, давать им оценку.

Нормально слышащие дети имеют большие возможности накопления опыта общения в повседневной жизни. У них достаточно легко и

Слайд 22Среди разных видов межличностных отношений выделяются дружеские отношения, как наиболее

личностно значимые для людей. Исследования В.Г.Петровой и Э.А.Вийтар показали, что

глухие дети отстают от слышащих и слабослышащих сверстников в усвоении и выделении существенных сторон понятия "дружба", их суждения отличает упрощенность и излишняя конкретность (например, если упоминается такая черта, как способность прийти на помощь, то указывается, кому именно и когда), даже у старшеклассников наблюдается подмена понятий "хороший друг" и "примерный ученик".


Среди разных видов межличностных отношений выделяются дружеские отношения, как наиболее личностно значимые для людей. Исследования В.Г.Петровой и

Слайд 23С возрастом углубляется и становится более тонким понимание личностных, дружеских

взаимоотношений, на первый план выдвигаются качества нравственного плана, такие, как

чуткость, внимательность. Слабослышащие юноши и девушки ценят в друзьях такие качества личности, как доброта, готовность помочь, верность, приветливость и др. По мере взросления они более глубоко и точно чувствуют сущность дружеских отношений, точнее выделяют среди многих положительных качеств человека именно те, которые характеризуют его как хорошего друга, но затрудняются в обосновании сделанных выборов, приводят ряд однообразных пояснений. В описании друга часто наблюдается излишняя детальность и ситуативность.

С возрастом углубляется и становится более тонким понимание личностных, дружеских взаимоотношений, на первый план выдвигаются качества нравственного

Слайд 24Что касается способов общения глухих с внешним миром, а также

между собой, то этот процесс происходит следующим образом. Средством общения

глухого является своеобразный язык жестов и мимики. Так называемая мимико-жестикуляторная речь возникла из естественных жестов, при помощи которых обозначались некоторые предметы и действия, а также из своеобразного изменения мимики лица, отражающего те или иные чувства.
Навык чтения с губ является хорошим подспорьем в деле общения глухого с окружающими людьми. Он ослабляет изоляцию, которую переживает глухой в силу утраты слуха, благоприятно действует на его психику и работоспособность.
Использование зрительного анализатора в качестве средства общения и формирования межличностных отношений при утрате слуха находит свое отражение и в другой форме речи, которая создается на основе специальных знаков при помощи пальцев руки, так называемой тактильной речи.

Что касается способов общения глухих с внешним миром, а также между собой, то этот процесс происходит следующим

Слайд 25Факторы, определяющие положение глухого и слабослышащего ребенка, в группе сверстников.

Э. А. Вийтар отмечает внутриструктурное своеобразие коллективов неслышащих

школьников: дети объединяются по диадам и триадам, отсутствуют широкие большие компании. Факторы и критерии социометрического выбора. Г. А. Карпова считает, что под факторами социометрического выбора следует понимать характеристики личности, объективно определяющие высокое или низкое статусное положение индивида в группе. Они могут осознаваться и не осознаваться личностью, выбирающей сверстника. Факторы выявляются исследователями путем установления корреляций между статусом и характеристиками личности (социальными, возрастными, половыми, физическими, интеллектуальными, коммуникативными, экономическими и т.д.). Под критериями же выбора подразумеваются субъективно осознаваемые характеристики другого.
 

Факторы, определяющие положение глухого и слабослышащего ребенка, в группе сверстников.    Э. А. Вийтар отмечает

Слайд 26Спасибо за внимание…

Спасибо за внимание…

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика