Слайд 1Тест тревожности
(Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)
Методика
"Выбери
нужное лицо".
Проективная диагностика детей.
Слайд 2Цель методики:
Определить уровень тревожности ребенка.
Методика предназначена для детей 4-7 лет.
Степень тревожности
-свидетельствует об уровне эмоциональной приспособленности ребенка к социальным ситуациям;
-показывает
отношение ребенка к определенной ситуации;
-дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.
Слайд 3Экспериментальный материал :
14 рисунков (8,5x11 см) выполнен в двух вариантах:
для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на
рисунке изображен мальчик).
Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию.
Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке.
На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное
Слайд 4
Проведение исследования :
Рисунки показывают ребенку в строго
перечисленном порядке один за
другим.
Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок,
исследователь дает
инструкцию.
Тестовый (стимульный) материал.
Рисунки для испытуемых.
Инструкция для исследователя.
Протокол исследования.
Слайд 5Игра с младшими детьми:
«Как ты думаешь, какое у ребенка будет
лицо, веселое или печальное? Она играет с малышами»
Слайд 6Ребенок и мать с младенцем:
«Как ты думаешь, какое лицо
будет у этого ребенка: печальное или веселое? Она гуляет со
своей мамой и малышом».
Слайд 7Объект агрессии:
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка:
веселое или печальное?»
Слайд 8Одевание:
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое
или печальное? Она одевается»
Слайд 9Игра со старшими детьми:
«Как ты думаешь, какое лицо будет
у этого ребенка: веселое или печальное? Она играет со старшими
детьми».
Слайд 10Укладывание спать в одиночестве:
«Как ты думаешь, какое лицо будет
у этого ребенка: веселое или печальное? Она идет спать»
Слайд 11Умывание:
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка:
веселое или печальное? Она в ванной»
Слайд 12Выговор:
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка:
веселое или печальное?»
Слайд 13Игнорирование: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка:
веселое или печальное?»
Слайд 14Агрессивное нападение:
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого
ребенка: веселое или печальное?»
Слайд 15Собирание игрушек:
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого
ребенка: веселое или печальное? Она убирает игрушки»
Слайд 16Изоляция:
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка:
веселое или печальное?»
Слайд 17Ребенок с родителями:
«Как ты думаешь, какое лицо будет у
этого ребенка: веселое или печальное? Она со своими мамой и
папой».
Слайд 18Еда в одиночестве:
«Как ты думаешь, какое лицо будет у
этого ребенка: веселое или печальное? Она ест»
Слайд 19Выбор ребенком соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются в специальном
протоколе.
Слайд 20Протоколы, полученные от каждого ребенка, далее подвергаются анализу, который имеет
две формы:
количественную
качественную.
Слайд 21Интерпретация.
Количественный анализ.
На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности
ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов
(печальное лицо) к общему числу рисунков (14):
ИТ = Число эмоциональных негативных выборов х100% / 14
В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на
3 группы:
а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).
Слайд 22Качественный анализ
Ребенок анализируется индивидуально.
Делаются выводы относительно возможного характера
эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации.
Особенно
высоким проективным значением обладают:
-рис. 4 («Одевание»),
-рис. 6 («Укладывание спать в одиночестве»),
-рис. 14 («Еда в одиночестве»).
Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать наивысшим ИТ.
Дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях:
-рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»),
-рис. 7 («Умывание»),
-рис. 9 («Игнорирование»)
-рис. 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.
Слайд 23Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения
ребенок-ребенок
-рис. 1«Игра с младшими детьми»
-рис.3 «Объект агрессии»
-рис.5«Игра со
старшими детьми»
-рис.10 «Агрессивное нападение»
-рис.12 «Изоляция»
Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок – взрослый
-рис.2 «Ребенок и мать с младенцем»
-рис.8 «Выговор»
-рис.9 «Игнорирование»
-рис.13 «Ребенок с родителями»
и в ситуациях, моделирующих повседневные действия
-рис.4 «Одевание»
-рис.6 «Укладывание спать в одиночестве»
-рис.7 «Умывание»
-рис.11 «Собирание игрушек»
-рис.14 «Еда в одиночестве»