Слайд 1Город накануне выборов:
итоги деятельности Пермской городской Думы V созыва
Городская повестка
Слайд 2Федеральная политика в отношении местного самоуправления – в том числе
отмена прямых выборов главы администрации, постоянное сокращение самостоятельности ОМСУ, отсутствие
значимых бюджетных рычагов управления у представительной власти, приведшие к объективной утере самостоятельности, самодостаточности и инициативы городских властей.
На протяжении долгого времени ПГД постепенно утрачивала самостоятельность в принятии решений, в чем она была даже не исключением, а, благодаря краевой власти времен губернатора Чиркунова, «пионером» всех реформаторских изменений в МСУ. Так в 2005-м году депутаты внесли изменения в Устав и ввели должность «сити-менеджера». В 2010-м году произошел отказ от прямых выборов главы города. В 2015-м новые изменения в Уставе передали все рычаги управления муниципалитетом назначаемому главе.
Подход к органам управления городом со стороны экс-губернатора Чиркунова как к подразделению администрации еще больше усугубил ситуацию. Важное качество пермских политической элиты - отсутствие у органов государственной и муниципальной власти, привыкших действовать в условиях прямых указаний из единого регионального центра, воли и способности брать на себя ответственность в принятии решений адекватных возникающим вызовам.
«Временщицкий» характер управления городом. Так сложилось, что после В.Е. Филя никто из глав города, а позже глав администраций не отработал полный срок полномочий.
Внешние предпосылки и условия
Слайд 3Управление городом. Люди и сроки полномочий
Слайд 4С каждым созывом Пермская городская Дума все больше превращалась в
коллективный разум, управляемый и предсказуемый.
Пермская городская Дума не только
не сумела обязать городскую администрацию решить жизненно важные вопросы города, но и постепенно стала утрачивать статус представительного органа, эффективно защищающего интересы всех пермяков.
Общая потеря самостоятельности проявляется наиболее ярко при рассмотрении бюджетных вопросов. С каждым годом, планируя бюджет, рассматривая основные направления бюджетной и налоговой политики, депутаты Городской Думы:
- принимали все нововведения со стороны федерального центра;
- безропотно вносили в бюджет предложения краевых властей;
- сохраняли искусственную бездефицитность бюджета, низкую долю инвестиционных расходов.
Изменения кадрового состава ПГД
Слайд 5элементы бюрократии, закрытости в повседневной деятельности: соблюдение негласных правил и
традиций, возникших в связи с тем, что уже на протяжении
последних двух созывов Думой руководят одни и те же лица
закрытая внешняя информационная политика: отсутствие открытого доступа к стенограммам пленарных заседаний, результатам открытых голосований, отсутствие исходных текстов заключений КСП г. Перми и заключений аналитических подразделений Аппарата ПГД по проектам решений, вынесенных для принятия на пленарные заседания городской Думы;
стремление избегать открытой дискуссии по существу проблемы на пленарных заседаниях, превращение редких критических выпадов в адрес администрации в череду риторических вопросов при отсутствии конкретных предложений по решению обсуждаемых проблем;
если дискуссия в Думе приобретает острый характер, то часто это происходит по желанию отдельных лиц – провести воспитательную работу в отношении чиновников, свести счеты, пролоббировать кадровые перемены и т.д.
стремление превратить обсуждение вопросов повестки по существу в ритуал с заранее известным результатом. Сформировался коллектив депутатов - предугадать пафос выступлений которых не представляет особого труда. При организации открытых форм участия граждан в деятельности ПГД (общественные слушания, круглые столы и т.п.) широко практикуется привлечение в качестве выступающих лояльных руководству Думы штатных лидеров общественных организаций.
Особенности управленческого стиля ПГД 5 созыва
Слайд 6Пермь обладает огромными ресурсами, чтоб стать красивым, комфортным, удобным для
жизни городом. Бюджет Перми более 21 миллиарда рублей. Это больше,
чем бюджет Казани (20 миллиардов рублей) и Самары (20,4 миллиардов рублей).
Несмотря на огромные ресурсы, власти до сих пор не могут сказать ни об одной проблеме: мы ее решили.
В 2016 году расходы на образование составят 55,7 %,
на дороги и транспорт — 16 %,
на жилищно-коммунальное хозяйство - 8,3 %,
на культуру - 3,2 %.
Слайд 7Что хотят пермяки?
Хорошие дороги
Доступную социальную защиту
(по данным последних соцопросов)
Качественное и бесплатное образование
Работающие
жилищные программы
Эффективную медицину рядом с домом и для всех
Парки, скверы, физкультурные объекты
Рабочие места. Снятие барьеров с малого и среднего бизнеса.
Слайд 8Что вместо этого?
Многочисленные обещания армии чиновников, которые не
отвечают за
нерешение проблем
Отсутствие системной и качественной работы по
развитию города
Бардак, запущенность и неустроенность
Слайд 9ДОРОГИ
Администрация города вносит, а городская дума из года в
год утверждает бюджет, который ведёт к ухудшению состояния муниципальных дорог.
Около 70 % муниципальных дорог к концу 2017 года будут находиться в ненормативном состоянии. Деньги тратятся, но их ежегодного объёма не хватает на то, чтобы ситуация улучшалась: дороги теряют нормативные характеристики быстрее, чем начинается ремонт. В период с 2009 года по 2013 год наблюдается снижение данного показателя на 24,5%.
По сравнению с городами-аналогами по показателю «Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требования, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения» по итогам 2013 года город Пермь находился на 5 месте.
Слайд 10ДОРОГИ
Причины:
- отсутствие ответственности чиновников за организацию и результаты
исполнения контрактов.
- финансовые нарушения в использовании средств бюджета города
при выполнении ремонтных работ.
- отсутствие плановости в работе (сроки проведения конкурсов не соответствуют запланированым. Разметка – в мае-июне, ямочный ремонт - осенью)
- нарушение технологии ведения ремонтных работ
Слайд 11ДОРОГИ (на основании заключения КСП)
отсутствуют следующие технологические документы или
не соблюдаются их требования:
- Порядок ремонта автомобильных дорог местного
значения (выполнение гарантийных обязательств, очередность);
- Порядок ремонта межквартальных проездов;
- Не соблюдается нормативный межремонтный период;
- Не подтверждены расчетами установленные нормативы, коэффициенты;
- Требует корректировки норматив финансовых затрат на капитальный ремонт автомобильных дорог местного значения;
- С нарушением Порядка отбора производится ранжирование автомобильных дорог, подлежащих капитальному ремонту, в том числе в перечень включаются объекты без учета их изношенности;
Слайд 12ДОРОГИ
- Планирование осуществляется только на основе текущих планов, перспективные
(на 3-5 лет) планы по ремонту автомобильных дорог не разрабатываются.
-
Уровень контроля УВБ за подрядчиками характеризуется отсутствием: документов проведения выездных проверок, материалов анализа использования финансовых средств, актов проверок и отчетов внутреннего финансового аудита за 2014 год.
- При проведении аудита в сфере закупок по отдельным вопросам выявлено завышение начальной (максимальной) цены контрактов, повлекшее избыточные расходы городского бюджета.
- Меры гражданско-правовой ответственности за нарушение сроков сдачи выполненных работ к подрядчикам не применяются.
Слайд 13ДОРОГИ (+ коммунальные сети)
Кроме того, одной из проблем в создании
комфортной городской среды является неудовлетворительное состояние инженерных сооружений. По состоянию
на конец 2013 года на содержании муниципального образования города Пермь находятся 55 единиц искусственных инженерных и гидротехнических сооружений. По состоянию на конец 2013 года по результатам обследований неудовлетворительное и предаварийное состояние, требующее ремонтных работ или реконструкции, зафиксировано на 19 объектах.
Обеспечение территории города Перми ливневой канализацией осуществляется в рамках выполнения работ по строительству, капитальному ремонту и реконструкции автомобильных дорог общего пользования.
По состоянию на 01.01.2014 протяженность ливневой канализации не изменилась по отношению к предыдущему году и составила 100,5 км, в том числе на балансе МУП «Полигон» состояло 53,4 км.
В период 2009-2013 годов протяженность построенных сетей ливневой канализации составила 0,8 км, протяженность прочищенной ливневой канализации–более 12 км.
С каждым годом возрастает диспропорция между ежегодным приростом числа автотранспортных средств и низкими темпами развития, реконструкции (строительства) улично-дорожной сети;
увеличивается удельный вес автомобильных перевозок в общей структуре перевозок всеми видами транспорта.
Слайд 14Доступная социальная защита
Итоги работы в 2015 году указывают на явно
недостаточный объем помощи в миллионном городе. Судите сами:
В 2015
году принято 1351 заявление от многодетных семей о предоставлении в собственность земельного участка, из них 1160 семей поставлены на учет в реестр многодетных семей, обратившихся с заявлением о предоставлении в собственность земельных участков.
В 2015 году земельные участки получили ВСЕГО! 80 многодетных семей.
За оказанием муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими в целях признания нуждающимися в получении жилых помещений муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма» в 2015 году обратился 241 гражданин, из них 202 гражданина признаны малоимущими в целях постановки на жилищный учет.
В рамках муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Перми» адресную социальную муниципальную помощь получили всего 825 жителей города Перми.
Эти неутешительные итоги - отсутствие заинтересованности чиновников
в результатах.
Слайд 15Качественное и бесплатное образование
В городе сложился серьезный дефицит
мест в учреждениях образования.
Особенно это касается ясельных групп и
школьного образования (остро - в профильных, элитных школах). Программа «Обеспечение доступности качественного предоставления услуг в сфере образования в городе Перми» — самая дорогая для городского бюджета. Из почти 22 млрд. рублей всех городских доходов на неё тратится почти половина — около 10 млрд. в год. Из них 4,5 млрд. — на дошкольное образование; чуть больше 5 млрд. — на общее и около 500 млн. — на дополнительное образование. Считается, что сам факт несения расходов — уже хорошо.
Школы есть, детские сады есть — пусть их и не хватает и всё это надо содержать – ответ чиновников. При этом нарастают проблемы. Дети не должны учиться во вторую смену, но учатся — потому что не хватает школ. Директора элитных школ придумывают механизмы искусственных барьеров для детей, которые живут в соседних домах, и обеспечивают отбор по другим основаниям. Образование давно не является полностью бесплатным, под видом добровольных взносов администрации школ собирают деньги на учебники, ремонты и необходимое школьное оборудование.
Слайд 16Качественное и бесплатное образование
Единственная школа, которая будет построена в этом
году – в микрорайоне Пролетарский. Еще две – в последующие
годы (одна на ул. Юнг Прикамья). При этом ежегодно будет сдаваться сотни тысяч квадратных метров жилья без комплексной застройки социальными объектами.
Тем не менее, складывается впечатление, что по сложившейся традиции руководители города не проявляют инициативы и ожидают, когда средства для решения данного вопроса будут направлены из края либо предоставлены федерацией на условиях софинансирования.
Для обеспечения местами в школах необходимо построить 39 школ к 2025 году. С учетом реконструкции всего 55 школ (потребность в средствах около 21,5 млрд. руб. – годовой бюджет города Перми). К примеру, построенный за последние десять лет в г. Перми новый корпус Гимназии № 11 им. С.П. Дягилева обошлась бюджету в 438 млн. рублей и строился ни одну пятилетку.
Слайд 17Качественное и бесплатное образование
Решение ПГД от 24.09.2013 №
215 «О внесении изменений в Положение о приватизации муниципального имущества
города Перми» установлено обязательным при включении объекта в план приватизации заключение функционального органа администрации города Перми, осуществляющего функции управления в сфере регулирования градостроительной деятельности на территории города Перми, на предмет обеспеченности территории объектами социального назначения и физкультурно-оздоровительными объектами в соответствии с местными нормативами градостроительного проектирования. Эта норма направлена на исключение продажи объектов (здания детских садов, школ и т.п.) в случаях, если в данном микрорайоне нехватка мест в образовательных организациях.
Несмотря на это, фактически были включены в план приватизации 2015 года объекты: это Пермская, 31, Чкалова,30, Сибирская, 22 и уже проданы – это бывшие детские сады. Администрация уверяла, что стоимость восстановления этих зданий очень высокая, они имеют маленький земельный участок и по нормам детские сады малой вместимости, стоимость услуги очень высокая. Поэтому, несмотря на то, что это решение ПГД имеет важный социальный аспект, фактически оно не работает.
Слайд 18Эффективную медицину - рядом с домом и для всех
В
городе нехватка как минимум пяти детских поликлиник: в Кировском, Мотовилихинском,
Орджоникидзевском, Индустриальном и Свердловском район районах, на Гайве и одной взрослой (Ленинский район). Многие учреждения располагаются в неприспособленных помещениях (цокольных этажах)
Средства на строительство этих объектов в федеральном бюджете есть. Но сроки власти каждый год отодвигают. Администрация не занимается этим вопросом. Нет конкретных предложений и нет реальных проектов с привязкой к местности. Уже более 5-ти лет обсуждается вопрос строительства поликлиники в Ленинском районе. Деньги направляются на проектирование, потом на перепроектирование, а результат нулевой.
Зато постоянно открываются больницы в районных центрах (Уинске, Юрле и т.п.). На решение вопросов здравоохранения город Пермь давно перестал получать средства из краевого бюджета.
Но краевые районы и города слишком малы по сравнению с административным центром. Потому что местная власть там рядом и она зависит от местного населения, своевременно готовит проекты, документацию, готовит программы. Местные чиновники и их дети лечатся в одних больницах со своими земляками.
Слайд 19Развитие общественного транспорта
Вопрос обеспечения работы общественного транспорта имеет ряд
проблемных моментов. Он связан с тем, что для компенсации выпадающих
доходов перевозчиков бюджетные средства используются неэффективно.
Решением указанной проблемы должно было стать введение электронных билетов и электронных социальных проездных документов. Однако уже несколько лет ПГД не может сдвинуть вопрос с мертвой точки.
Не решив этот вопрос невозможно реформировать единую маршрутную сеть, чем постоянно занимаются чиновники и депутаты, поставив телегу впереди лошади, и явно пытаясь учесть чьи-то интересы, но только не горожан.
Итог этой бессистемной работы - утекание из бюджета значительных финансовых ресурсов, заинтересованным в сохранении такого положения дел лицам.
Слайд 20За 5-й созыв так и не удалось внедрить электронную систему
автоматизированного учета пассажиропотока на городском транспорте и построить на ее
основе систему оплаты за проезд с помощью электронных карт.
Такое состояние обусловлено неспособностью преодолеть лоббирование конкретных лиц, заинтересованных в сохранении в тени объемов фактической прибыли, получаемой владельцами транспортных средств, с регулярно получающих рентабельные маршруты.
Из этого вытекает неспособность решить еще две проблемы, связанные с организацией транспортного обслуживания на регулярных городских маршрутах:
установление тарифа за одну поездку, оптимального с точки зрения снижения затрат бюджета на субсидирование городского общественного транспорта, и
формирование единой маршрутной сети с точки зрения минимизации количества нерентабельных маршрутов или перехода на систему расчетов с перевозчиками за объем выполняемой автотранспортной работы.
Таким образом, постоянное сотрясание воздуха на пленарных заседаниях на эту тему скорее говорит о нежелании затронуть интересы лобби.
Развитие общественного транспорта
Слайд 21Парки, скверы, физкультурные объекты
В городе Перми доля населения систематически
занимающихся спортом (20,5%) ниже, чем в других городах- аналогах (Казань-
33,0%, Екатеринбург-27,9%). Общее число спортивных сооружений, расположенных на территории города Перми, составляет 1 163 единицы.
При этом состояние большинства спортивных сооружений (50%) не соответствует существующим требованиям и стандартам, предъявляемым как к техническим характеристикам сооружений, так и к уровню оснащенности их спортивным инвентарем и оборудованием.
Кроме того, согласно методике определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах физической культуры, в Перми обеспеченность спортивными объектами составляет: спортивными залами - 45%, бассейнами - 7%, плоскостными сооружениями – около 12% от норматива. Пропускная способность спортивных сооружений на 10 тысяч населения составляет 526 человек при нормативе 1,9 тыс.чел. или 27,6%.
Слайд 22Парки, скверы, физкультурные объекты
В городе складывается неблагоприятная ситуация с
тренерско-преподавательским составом отрасли. Из общего числа имеющихся в спортивных школах
тренеров – преподавателей 71% являются штатными работниками из них: с высшим профессиональным образованием -55%, по квалификации с высшей категорией- 38%, первой -36%, второй -20%.
Велика доля совместителей (29%) и лиц предпенсионного и пенсионного возрастов. Практически отсутствует приток в отрасль молодых специалистов вследствие низкой заработной платы при спортивных сооружениях является наиболее распространенной организованной формой занятий.
Положительные моменты: ежегодно в бюджете предусматриваются деньги на строительство межшкольных стадионов, закончен в 2015 году ФОК на ул. Обвинская, 9, стоимость проекта – 377,6 млн. руб., фактическая стоимость 423 миллионов рублей. Есть факты нарушений при строительстве, правоохранительные органы проводят проверку.
Слайд 23Парки, скверы, физкультурные объекты
В целях развития физической культуры и
спорта в городе Перми в 2013-2014 гг. Пермской городской Думой
были приняты следующие решения:
О передаче незавершенных строительством объектов недвижимости с земельным участком по ул.Куйбышева, 140 из муниципальной в государственную собственность Пермского края в целях строительства крытого футбольного манежа за счет федеральной программы «Развитие футбола в Российской Федерации на 2008-2015 гг.». Согласно краевой программы срок ввода в эксплуатацию объекта- декабрь 2016 г.
О передаче земельного участка по ул. 5-й Каховской,4 из муниципальной в государственную собственность Пермского края в целях строительства легкоатлетического манежа, о безвозмездной передаче муниципального имущественного комплекса «Звезда» общественной организации г.Перми «Футбольный клуб «Амкар» сроком на 5 лет.
Очень давно из плана в план «кочует» строительство ФОКа в Мотовилихинском районе, бассейна в Кировском районе.
Слайд 24Несмотря на наличие постоянно действующей рабочей группы, целые коллективы ответственных
чиновников в районных администрациях, проблема благоустройства так и не получает
постоянного внимания властей Перми.
Благоустройство придомовых территорий многоквартирных домов. В условиях нехватки средств это направление вообще не финансировалось. Поэтому городские дворы – это разбитый асфальт, переломанные бордюры, отсутствие асфальтированных пешеходных дорожек, отсутствие наружного освещения, замусоренные контейнерные площадки.
Три года назад было сформировано обязательство по финансированию такой деятельности за счет городского бюджета. Депутатам было дано право определять на территории избирательного округа в какой очередности (по объектам) разрешать заявки на благоустройство от многоквартирных домов. Средств не хватает, поэтому появляются очереди. Без должного регулирования порядка ее формирования и продвижения, рано или поздно это превращается в механизм поощрения лояльных и наказания тех, кто принципиален и требователен.
Фактически процедура распределения выделенных средств не регулируется. Для сокращения возможных очередей было введено ограничение, запрещающее проводить благоустройство придомовых территорий, надлежаще не оформленных в общедолевую собственность лиц, проживающих в МКД.
Это ограничение дополнительно вызывало недовольство, поскольку не исполнялась еще одна обязанность, возложенная на муниципалитет - работы по межеванию участка, составлению проекта развития территории, что, в соответствие с земельным законодательством, должно было выполняться за счет средств бюджета. Однако система не действовала, поскольку отсутствовали источники финансирования для исполнения этого обязательства. Поэтому многие жители МКД были лишены возможности благоустройства своей территории. Эти ограничения были сняты лишь несколько месяцев назад Решением Думы: направления расходования средств отданы на усмотрение депутатов.
Немного из «Теории разбитых окон»…
Слайд 25Содержание домашних животных. Депутаты ПГД приняли решение, которым было определено
понятие мест для выгула и дрессировки домашних животных, изменения правил
выгула домашних животных, а также установление требований к площадкам для выгула и дрессировки собак.
В соответствии с пунктом 4.1.4 Правил запрещается загрязнение мест общего пользования, связанное с содержанием животных, в жилых домах, дворовых и общегородских территорий, мест отдыха, тротуаров и улиц. Владелец животного обязан немедленно навести чистоту и порядок.
Соответствующие территориальные органы администрации города Перми согласуют размещение площадок для выгула и дрессировки домашних животных в соответствующем районе города. Количество площадок для выгула и дрессировки домашних животных определяется соответствующими территориальными органами администрации города Перми.
Вместе с тем, фактически ответственность за нарушение правил выгула домашних животных не наступает, в районах практически не созданы специальные площадки для выгула.
Таким образом, принятые ПГД требования, несмотря на свою важность для жителей города Перми, фактически не работают, надлежащий контроль за исполнение решения ПГД не осуществляется.
Немного из «Теории разбитых окон»…
Слайд 26Несколько раз приезжавшие в город чиновники федерального уровня отмечали неухоженный
внешний вид домов центральных улиц.
Единственное, что было сделано со
стороны города – ремонт фасадов домов на ул. Ленина. Остальные ждут лучших времен и очередного нагоняя от вышестоящих лиц.
Решением ПГД от 26.02.2013 № 38 было установлено расходное обязательство
по капремонту фасадов МКД центральных улиц города Перми. Перечень МКД содержался в данном решении: 2013 год -26, 2014-8, 2015 год -19. Бюджетом на 2015 год было предусмотрено финансирование 37,15 млн.руб. 8 домов были с 2014 года недоделаны их завершили в 2015 году, выплатили 8,5 млн.руб.
В настоящее время постановлением Правительства ПК от 24.04.2014 № 288-п утверждена региональная Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории ПК, на 2014-2044 гг., которая содержит в себе перечень МКД, перечень услуг и работы по капремонту, в т.ч. ремонт фасадов. В связи с чем решением ПГД от 23.06.2015 № 38 утратила силу.
Немного из «Теории разбитых окон»…
Другая проблема – унификация требований к вывескам как необходимая мера для придания городу современного архитектурного облика. Эклектичность и вычурность отдельных элементов оформления внешних фасадов, в т.ч. вывесок с указаниями названий различных организаций, является примером жалоб и обращений. Депутатами принято Решение № 114 «О внесении изменений в правила благоустройства» с обязательными требованиями к эстетическому облику вывесок. (Более подробные требования к унификации будут изложены в Постановлении администрации г. Перми.) Документ не вызвал дискуссий, но специалисты предвидят определенные сложности, которые последуют за реальными действиями по приведению данных элементов архитектурного облика к установленным требованиям, что в который раз указывает на неглубокую проработку депутатами казалось бы незначительного вопроса.
Слайд 27Реконструкция набережной
Постановлением администрации города Перми от 21.05.2012 № 231
утверждена ВЦП «Преобразование набережной реки Кама».
Задачи программы: обследование и капитальный
ремонт берегоукрепительных сооружений набережной р.Камы, выполнение работ по кап.ремонту набережной.
На 1-й этап 1-й очереди было заключено 2 муниципальных контракта на сумму 106,3 млн.руб. с ООО «Газмет ИНТЭК» В нарушение Закона о размещении заказов контракты были изменены доп. соглашениями и выплачены авансы в сумме 28,8 млн.руб. на 01.7.2013. Таким образом, оборотные средства ООО «Газмет ИНТЭК» в период низкой строительной активности формировались не за счет прибыли или банковских кредитов, а за счет бюджета.
Протоколом от 11.11.2013 с участием сторон был подписан составлен перечень замечаний, которые фактически не были устранены. Объект по факту не был принят. За нарушение срока работ подлежит к взысканию пеня в сумме 17 млн.руб, что не было сделано. При заключении муниципального контракта на кпа.ремонт 2 этапа подрядчик предоставляет обеспечение контракта, в данном случае была банковская гарантия.
Впоследствии установлено, что банковская гарантия не выдавалась контракт был расторгнут по решению суда (А50-220/14). Сейчас ООО «Газмет ИНТЭК» в стадии банкротства, соответственно какие либо гарантийные обязательства по 1 этапу не может выполнять.
Летом прошлого года заключен контракт с «ДСТ-Строй» (А.Кашеваров, бывший банкир и совладелец «Перммебели») работы должны быть сделаны в 2016 году: средства на набережную: 80 млн.руб. 2015 года (участок от кафедрального собора до насосной станции, I очередь, 2 этап) , 2016 год – 8 ,8 млн.руб.
Слайд 28Тарифы и взаимоотношения с монополистами
Чиновник, сбросив с себя обязанность по
организации жизнедеятельности города как большого производства, превратился в заказчика услуг
или арендодателя. Все имущество либо передано в концессию (водоканал) или предоставляется на условиях аренды (тепловое хозяйство).
Следствием этого является появление монополистов и необходимость установления на их услуги регулируемых тарифов. В этих вопросах принципиальным является открытость, прозрачность, соблюдение законодательства по тарифообразованию. Фактически же эти механизмы закрыты, неконтролируемы, и в первую очередь депутатским корпусом.
Это приводит к постоянному росту тарифов сверх установленных законом ограничений, невыполнению инвестпрограмм, аварийным ситуациям. Возникают условия для ценового сговора при прямом попустительстве со стороны депутатского корпуса.