Разделы презентаций


Психология

Содержание

Тема 1. Психология как наука.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Психология
2015-2016 учебный год
Атаманова Инна Викторовна, канд. психол. наук
Факультет иностранных

языков

Национальный исследовательский
Томский государственный университет

Психология 2015-2016 учебный годАтаманова Инна Викторовна, канд. психол. наукФакультет иностранных языковНациональный исследовательский Томский государственный университет

Слайд 2Тема 1. Психология как наука.

Тема 1.   Психология как наука.

Слайд 3Тема 1. Вопросы:
Значение термина «психология».
Общее представление об объекте и

предмете психологии.
Житейская и научная психология: связь и различия.
Отрасли

психологии.
Место психологии в системе наук.
Психология как естественнонаучная и гуманитарная дисциплина.
Психологическая наука и психологическая практика.

Тема 1. Вопросы:Значение термина «психология». Общее представление об объекте и предмете психологии. Житейская и научная психология: связь

Слайд 4Значение термина «психология»


Психология – «наука о душе»
от древнегреч.: ψυχή  (psyche)

– душа
 λόγος (logos) –

учение, наука


Психология

psyche

logos

Значение термина «психология»Психология – «наука о душе»от древнегреч.: ψυχή  (psyche) – душа

Слайд 5Значение термина «психология»


В 1590 году Рудольф Гоклениус впервые использовал термин

«психология» в заглавии своего трактата о душе человека Psychologia hoc

est de hommum perfectione Источник: http://vikent.ru/author/803/

Rudolf Goclenius
Рудольф Гоклениус
1547-1628

Значение термина «психология»В 1590 году Рудольф Гоклениус впервые использовал термин «психология» в заглавии своего трактата о душе

Слайд 6Общее представление об объекте и предмете психологии
отсутствие общепринятого предмета психологии

как науки
преемственность в развитии психологического знания – неизменность названия науки:

психология

Душа ???
Psyche ???

Общее представление об объекте и предмете психологииотсутствие общепринятого предмета психологии как наукипреемственность в развитии психологического знания –

Слайд 7Общее представление об объекте и предмете психологии
Объект науки – область

действительности, совокупность реальных явлений и процессов, на изучение и обоснование

которых направлена данная отрасль научных знаний

Предмет науки – та сторона объекта, на изучение которой направлены конкретные исследования в данной области научных знаний


(Большая психологическая энциклопедия: http://psychology.academic.ru)
Общее представление об объекте и предмете психологииОбъект науки – область действительности, совокупность реальных явлений и процессов, на

Слайд 8Общее представление об объекте и предмете психологии
Психологическая феноменология:

явления сознания
бессознательные психические

процессы
различные формы поведения
общественные отношения
предметы материальной и духовной культуры
психосоматические явления

Человеческая деятельность???

(Е.Е.

Соколова. Введение в психологию, 2005)
Общее представление об объекте и предмете психологииПсихологическая феноменология:явления сознаниябессознательные психические процессыразличные формы поведенияобщественные отношенияпредметы материальной и духовной

Слайд 9Общее представление об объекте и предмете психологии

Основоположник деятельностного подхода в

психологии
Деятельность – система различных форм реализации отношений субъекта к миру

объектов



Алексей Николаевич Леонтьев
(1903— 1979)

Общее представление об объекте и предмете психологииОсновоположник деятельностного подхода в психологииДеятельность – система различных форм реализации отношений

Слайд 10Житейская и научная психология: связь и различия
«житейская» психология ???

научная психология

Житейская и научная психология: связь и различия«житейская» психология ???научная психология ???

Слайд 11Житейская и научная психология: связь и различия
«житейская» психология:
представления о психологических

явлениях и процессах, полученные людьми из обыденной жизни через взаимодействие

с реальным миром и другими людьми

основные характеристики:
конкретность (конкретные ситуации, люди, задачи)
интуитивность (знания обретаются путем проб)
ограниченность в передаче знаний
ограниченность в способах получения знаний (опора на наблюдения и размышления)
ограниченность в материалах

(Ю.Б. Гиппенрейтер. Введение в общую психологию, 2002)
Житейская и научная психология: связь и различия«житейская» психология:представления о психологических явлениях и процессах, полученные людьми из обыденной

Слайд 12Житейская и научная психология: связь и различия
научная психология:
систематизированные психологические знания,

полученные в ходе теоретического и экспериментального изучения психических явлений и

процессов

основные характеристики:
обобщение знаний посредством научных понятий
рациональность и осознанность (выдвижение гипотез и их проверка)
аккумулирование знания (научные понятия и психологические законы) и его фиксация в научной литературе
различные способы получения знания
уникальный фактический материал

(Ю.Б. Гиппенрейтер. Введение в общую психологию, 2002)
Житейская и научная психология: связь и различиянаучная психология:систематизированные психологические знания, полученные в ходе теоретического и экспериментального изучения

Слайд 13Житейская и научная психология: связь и различия
«житейская» и научная психология:
связь

между ними:

научная психология опирается на «житейскую»
научная психология определяет круг своих

задач на основе анализа событий и явлений реального мира
полученные научными методами психологические знания реализуются и проверяются на практике


(Ю.Б. Гиппенрейтер. Введение в общую психологию, 2002)
Житейская и научная психология: связь и различия«житейская» и научная психология:связь между ними:научная психология опирается на «житейскую»научная психология

Слайд 14Отрасли психологии
Общая психология
Социальная психология
Возрастная психология (Психология развития)
Педагогическая психология
Психология труда
Психолингвистика
Медицинская (клиническая)

психология
Дифференциальная психология
Психофизиология
Специальная психология
Психометрия

Отрасли психологииОбщая психологияСоциальная психологияВозрастная психология (Психология развития)Педагогическая психологияПсихология трудаПсихолингвистикаМедицинская (клиническая) психология Дифференциальная психологияПсихофизиологияСпециальная психологияПсихометрия

Слайд 15Место психологии в системе наук

Место психологии в системе наук

Слайд 16Психология как естественнонаучная и гуманитарная дисциплина
Наука как сфера человеческой деятельности:

естественнонаучная

парадигма:
ценность объективного и предметного знания
ценность новизны полученного знания
истинное знание выступает

условием практического действия

гуманитарная парадигма:
антропологический характер познания
ценностное отношение к изучаемой реальности
«множественность» истины

Психология как естественнонаучная и гуманитарная дисциплинаНаука как сфера человеческой деятельности:естественнонаучная парадигма:ценность объективного и предметного знанияценность новизны полученного

Слайд 17Психология как естественнонаучная и гуманитарная дисциплина
описательная и объяснительная психология:
Вильгельм Дилтей

(Wilhelm Dilthey)
1883-1911
Объяснительная психология:
Исследование явлений сознания путем
анализа их элементов и

последующего
синтеза в более сложные формы
Описательная психология:
Описание и понимание душевной жизни
индивида в ее целостности, уникальности и в
смысловом отношении к ценностям культуры



(Е.Е. Соколова. Введение в психологию, 2005)

Психология как естественнонаучная и гуманитарная дисциплинаописательная и объяснительная психология:Вильгельм Дилтей (Wilhelm Dilthey)			1883-1911Объяснительная психология:Исследование явлений сознания путем анализа

Слайд 18Психология как естественнонаучная и гуманитарная дисциплина
объяснительная психология
естественнонаучная парадигма
номотетический подход

описательная

психология
гуманитарная парадигма
идиографический подход
Смотрите далее:
Большой психологический словарь: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/index.php
Бахтин М. М. Эстетика

словесного творчества. – М., 1979





Психология как естественнонаучная и гуманитарная дисциплинаобъяснительная психология естественнонаучная парадигманомотетический подходописательная психологиягуманитарная парадигмаидиографический подходСмотрите далее:Большой психологический словарь: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/index.phpБахтин

Слайд 19Психологическая наука и психологическая практика





«Психология – это и особая наука

со своим предметом исследования, и искусство практического воздействия на другого

человека с целью изменения или коррекции его представлений о мире и самом себе, его сознания и поведения»
(Е.Е. Соколова. Введение в психологию, 2005, С. 51)

психолог-практик
стремится к научно обоснованной практике
психолог-теоретик,
психолог-экспериментатор
стремится строить свои исследования в расчете на требования и запросы практики и последующее
практическое использование результатов этих исследований
Психологическая наука и психологическая практика«Психология – это и особая наука со своим предметом исследования, и искусство практического

Слайд 20Литература:





Большая психологическая энциклопедия: http://psychology.academic.ru
Соколова Е. Е. Введение в психологию,

2005
Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию, 2002
Большой психологический словарь:

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/index.php
Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества, 1979




Литература:Большая психологическая энциклопедия: http://psychology.academic.ru Соколова Е. Е. Введение в психологию, 2005Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика