Слайд 1Футуризм как литературное направление.
Русские футуристы
Слайд 2Цели:
познакомить с особенностями футуризма как литературного течения; отметить характерные
черты русского футуризма;
актуализация ранее полученных знаний по теме «Анализ поэтического
текста»;
развитие речи и творческих способностей учащихся;
воспитание эстетического вкуса.
Слайд 3В 1908 году возникла группа художников и поэтов, не побоявшихся
ни насмешек, ни непонимания обывателей. Они совершили настоящую революцию в
умах и душах современников. Они не только обратили взор в будущее, но и попытались приблизить его к настоящему.
Слайд 4Истоки футуризма
«Моя поэзия интернациональна, она понятна и
европейцу, и зулусу»
Ф.Т.
Маринетти
1909 год . Итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти «публикует» «Первый манифест футуризма», в котором он провозглашал смерть старого искусства и рождение нового, призванного спасти мир. Это новое искусство Маринетти именовал футуризмом (от латинского futurum – «будущее»).
«Слова на свободу!»
Новое искусство призвано спасти мир.
Время требует быстрого слова. «Скажите мне поскорей!»
Слайд 5Футуризм
Футуризм подарил поэзии трех гениев: Маяковского, Хлебникова, Пастернака.
Фнаправление в
литературе и изобразительном искусстве, появившееся в начале XX века. Oтвoдя
ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo.
Футуризм
Слайд 6Русский футуризм
1910 г. Санкт-Петербург выходит сборник «Садок судей». Название для
книги придумал почти никому тогда не ведомый Велимир (Виктор)Хлебников.
Второй
их сборник «Пощечина общественному вкусу» (1912 г.) вызвал куда больший резонанс. Еще бы! Ведь книга открывалась декларацией, полной ругательств в адрес известных писателей и призывающей сбросить Пушкина и остальных классиков с «парохода современности».
Слайд 7Рождение русского футуризма – 1910 год
Первый футуристический сборник «Садок Судей»
(Д.Бурлюк,
В.Хлебников, В.Каменский).
Слайд 8Альманах «Садок судей».
Долой грамматические правила.
Мы расшатали синтаксис.
Смысл слова связан
с его написанием и произношением.
Приставки и суффиксы!
Не надо правописания.
Словесная масса
без знаков препинания.
Гласные – время и пространство.
Согласные – краска, звук, запах.
8. Размер живого разговорного слова.
Мы новые люди новой жизни Давид Бурлюк, Елена Гуро, Николай Бурлюк, Владимир Маяковский, Екатерина Низен, Виктор Хлебников, Бенедикт Лившиц, Алексей Крученых.
Слайд 9Вместе с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты составили
наиболее влиятельную в новом течении группировку кубофутуристов, или поэтов «Гилей»
(Гилея – древнегреческое название территории Таврической губернии, где отец Д. Бурлюка управлял имением и куда в 1911 году приезжали поэты нового объединения).
Слайд 10Русский футуризм
Провозглашает познание действительности, основанное на интуиции.
Нигилизм.
Критика традиционной культуры.
Идеал «сверхчеловека»,
свободного от каких-либо моральных ограничений, от власти объективных законов.
Слайд 11Человек в центре мира.
Воспевали «пользу», а не «тайну».
Отказывались от недосказанности,
туманности, завуалированности, мистицизма.
Противопоставляли всему обществу свои радикальные взгляды.
Главный лозунг -
«Искусство для масс».
Провозгласили антиэстетизм.
Отличия от символистов
Слайд 13Пабло Пикассо. Кубизм.
Кубофутуризм — направление художественного авангарда, стремившееся соединить принципы кубизма
(разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предмета в «четвертом измерении», т. е. во времени).
Слайд 14П.Пикассо. Портрет
Вильгельма Уде.
Три музыканта
Слайд 16Кубофутуристы
Алексей Елисеевич Крученых (1860-1968)
Давид Давидович Бурлюк (1882-1967)
Слайд 17Василий Васильевич Каменский (1884-1961)
Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930)
Слайд 18Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников (1885-1922)
Слайд 19Объединение «Центрифуга»
(При построении лирического произведения
центр внимания со слова как такового
перемещался на интонационно-ритмические и синтаксические структуры. В творчестве соединялось футуристическое экспериментаторство и опора на традиции
Б.Л.Пастернак (1890-1960)
Н.Н.Асеев (1889-1963)
Слайд 20Группа «Мезонин поэзии»
Считался в литературных кругах умеренным крылом футуризма. Это
движение было построено не на общей идеологической платформе, а, скорее, на деловых, издательских интересах
его участников.
Вадим Габриэлевич Шершеневич (1893-1942)
Рюрик Ивнев(Михаил Александрович Ковалёв)
(1891-1981)
Слайд 21Эгофутуристы
(« Я-будущее». «В отличие от школы Маринетти, я прибавил к этому слову [футуризм]
приставку „эго“ и в скобках „вселенский“… Лозунгами моего эгофутуризма были:
1. Душа — единственная
истина. 2. Самоутверждение личности. 3. Поиски нового без отвергания старого. 4. Осмысленные неологизмы. 5. Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы. 6. Борьба со „стереотипами“ и „заставками“. 7. Разнообразие метров».
Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарёв) (1887-1941)
Константин Олимпов (Фофанов Константин Константинович) (1889—1940)
Слайд 22Футуризм есть образ жизни (скандал)
1910 год - Сборник «Садок судей»
1912
год – манифест «Пощёчина общественному вкусу»
1913 год – манифест «Слово
как таковое»
Слайд 23Новым поколением модернистов в качестве художественной программы была выдвинута утопическая
мечта
о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. В своем эстетическом
проектировании они опирались на новейшие научные и технологические достижения.
Слайд 24Стремление к рациональному обоснованию творчества с опорой на фундаментальные науки
– физику, математику, филологию – отличало футуризм от других модернистских
течений. Художник В. Татлин всерьез конструировал крылья для человека,
К. Малевич разрабатывал проекты городов-спутников, курсирующих по земной орбите.
Слайд 25Футуристская архитектура (или Футуризм ) началась как начальная форма архитектуры
ХХ-ого столетия , характеризуемая антиисторизмом и долгими горизонтальными линиями, предлагающими
скорость, движение и безотлагательность.
Слайд 26После Февральской революции 1917 года футуристы «Гилей» и близкие к
ним художники авангарда образовали воображаемое «Правительство Земного Шара». От имени
«Председателей Земного Шара» В. Хлебников посылал письма и телеграммы Временному правительству с требованием отставки. Это было следствием убежденности футуристов в том, что весь мир пронизан искусством.
Слайд 27Эпатаж - поведение, намеренно нарушающее общепринятые нормы и правила; скандальная
выходка
Слайд 28Футуристы А. Крученых,
Д. Бурлюк, В. Маяковский,
В. Бурлюк и Б.
Лифшиц.
Петербург, 1912
(слева направо)
ПОЩЕЧИНА ОБЩЕСТВЕННОМУ ВКУСУ
Читающим наше Hовое Первое Hеожиданное.
Только мы — лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин — непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч., с парохода современности.
Кто не забудет своей п е р в о й любви, не узнает последней. Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражения мужественной души сегодняшнего дня? Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова?
Или на них зори неведомых красот?
Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанными этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.
Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченко, Черным, Кузминым, Буниным и проч., и проч. — нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.
С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!..
Мы п р и к а з ы в а е м чтить п р а в а поэтов :
1. Hа увеличение словаря поэта в е г о о б ъ е м е произвольными и производными словами (Слово — новшество).
2. Hепреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3. С ужасом отстранять от гордого чела своего, из банных веников сделанный, Венок грошовой славы.
4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.
И если п о к а еще и в наших строках остались грязные клейма Ваших «здравого смысла» и «хорошего вкуса», то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Hовой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.
Слайд 30Новые принципы искусства
На уровне лексики: депоэтизация языка, использование вульгаризмов, неологизмов,
различных терминов.
На уровне семантики (значения):
слово дробили, пересоздавали
(разбивали и складывали заново), создавали новые морфологические и фонетические комбинации (звук становится самостоятельной значимой единицей).
Слайд 31На уровне синтаксиса:
Отказ от знаков препинания.
«телеграфный» синтаксис.
Различные формы визуального
воздействия текста.
На уровне стихотворчества:
Новые ритмы.
Причудливые рифмы.
Использование элементов
народной поэзии, рекламы
и т.п.
Слайд 32Теория «заумного языка» Велимира Хлебникова
Там, где жили свиристели,
Где качались тихо
ели,
Пролетели, улетели
Стая легких времирей.
Где шумели тихо ели,
Где поюны крик пропели,
Пролетели, улетели
Стая легких времирей.
В беспорядке диком теней
Где, как морок старых дней,
Закружились, зазвенели
Стая легких времирей.
Стая легких времирей!
Ты поюнна и вабна,
Душу ты пьянишь, как струны,
В сердце входишь, как волна!
Ну же, звонкие поюны,
Славу легких времирей!
Слайд 33ФИГУРНЫЙ СТИХ – стихотворение, строки которого визуально образуют какую-либо фигуру
или предмет – звезду, конус, сердце, крест, пирамиду, ромб и
пр.
Слайд 34линзы-стиха.
Я.
Зеркало
лекало
звука
в высь
застынь
стань
тон
нет тебя
ты весь
высь
вынь себя
сам собой бейся босой
осой
ссс — ззз
озеро
разреза
лекало лика
о плоскость лица
разбейся
то пол потолка
без зрака
а мрак
мерк
и рек
ре
до
си
ля
соль
фа
ми
ре
и рек
мерк
а
мрак
без зрака
то пол потолка
разбейся
о плоскость лица
лекало лика
озеро разреза
ссс — ззз
осой
сам собой бейся босой
вынь себя
высь
ты весь
нет тебя
тон
стань
застынь
в высь
звука
лекало
зеркало
АНАЦИКЛ (греч. ana – вперёд, против и cyclos – круг, цикл) – стихотворение, написанное так, что его можно одинаково читать как сверху вниз слева направо, так и снизу вверх справа налево. Анацикл читается в обоих направлениях не по буквам (как в палиндроме), а по словам. В отличие от стихотворения-реверса, порядок изложения, рифмы и рифмовка сохраняются.
Слайд 35ПАЛИНДРОМ (греч. palindromos – бегущий обратно) – стихотворение, строки которого
являются палиндромами и одинаково читаются от начала к концу и
от конца к началу.
В. Хлебников “ Перевертень”
Кони, топот, инок.
Но не речь, а черен он.
Идем молод, долом меди.
Чин зван мечем навзничь.
Голод чем меч долог?
Пал а норов худ и дух ворона лап ...
Слайд 36РЕВЕРС – стихотворение, которое можно читать как сначала (слева направо),
так и с конца (справа налево), при этом общий смысл
сохраняется, но меняется очерёдность изложения и, что самое главное, меняются рифмы и может меняться рифмовка.
Небо уходит вглубь
Звезды уходят вглубь
Море уходит вглубь
Глубь
Ты меня приголубь
Слайд 37Акростих (греч. akrostichis – крайние стих) – стих, первые буквы
всех строк которого образуют слово или фразу, чаще всего имя
самого автора.
В поэме «Гибель Атлантиды» (1912) Жрец описывает умирающую Рабыню:
Она красива, умерла
Внутри волос златых узла,
И, как умершая змея,
Дрожат ресницы у нея.
Её окончена стезя,
Она мечом убита грубым.
Ни жить, ни петь уже нельзя…
Слайд 38Слово у футуристов можно было дробить, переиначивать, создавать новые комбинации
морфологических и даже фонетических элементов. Так создавался «заумный язык».
Изобретались
непривычные словосочетания, не соблюдались знаки препинания. Делались попытки ввести «телеграфный» синтаксис (без предлогов), использовать в речевой «партитуре» музыкальные и математические знаки, графические символы.
Слайд 39Отсюда разнообразные эксперименты с фигурным расположением слов и частиц слов,
использование разноцветных и разномасштабных шрифтов.
Я – КТО – Я –
Я
– вроде утроветра
Во втуманах долине
Будь берёзкой
Я обниму – покачаю.
Я – КТО – Я –
Я – вроде небожаворонка
Над вершине поляне
Слушай чутко
Я звеню солнцелучами.
Я – КТО – Я –
Я – вроде яркоплатка
На с ягодами девушке
Пой со мной
Я ПЕСНЕПЬЯНСТВУЮ.
В.Каменский
Слайд 40Эксперименты с графикой стиха Стихи В.Каменского
Слайд 41Роль футуризма в литературе
Эстетическое бунтарство футуристов было реакцией на разомкнутый,
стремительно меняющийся, теряющий опоры мир. В сознании читающей публики закрепились
разрушительные импульсы футуризма, но в перспективе футуризм послужил и сознательным художественным целям: он раздвинул границы поэзии, поставил вопрос о новых функциях искусства, сделал искусство сферой не потребления, а сотворчества читателя, смелые эксперименты со словом получили развитие в литературе.
Слайд 42М.Горький:
«Как бы смешны и крикливы ни были наши футуристы, но
им нужно широко раскрывать двери, ибо это молодые голоса, зовущие
к молодой новой жизни».
В.Брюсов:
«Я должен признать значительность работы, исполненной футуристами»
Слайд 44Казимир Малевич
1878-1935
русский художник
Снежная буря
Красная конница
Слайд 46Казимир Малевич
«Красный квадрат» — картина Казимира Малевича, написанная в 1915
году. Назван на обороте «Женщина в двух измерениях». Представляет собой
красный четырёхугольник на белом фоне, несколько отличающийся по форме от квадрата.
Экспонировался на выставке 1915 года. В каталоге выставки 1915 года он получил второе название — «Живописный реализм крестьянки в двух измерениях».
Отмечено, что «Красный квадрат», как и «Чёрный квадрат», обладает тем свойством, что площадь белого фона равна площади закрашенного квадрата.
Казимир Малевич
Слайд 49Василий Васильевич Кандинский
(16 декабря 1866, Москва — 13 декабря 1944,
Нёйи-сюр-Сен, Франция) — русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства,
один из основоположников.
Кандинский . Дамы в кринолинах
Василий Васильевич Кандинский
Слайд 51Что может значить «Картина с остриями»
В. Кандинского?
Слайд 52«Смутное»
Кто или Что находится в центре картины, создавая это
движение, организуя его?
Слайд 53 «Москва. Красная площадь»
Где находится художник и зритель?
Слайд 54Аристарх Лентулов
1882-1943
русский художник
Колокольня Ивана Великого
Пейзаж с лаврой
Слайд 55Василий Блаженный
Война 1812
Аристарх Лентулов
Слайд 56Ночь на Патриарших прудах
Солнце над крышами
Аристарх Лентулов
Слайд 64Наталья Гончарова «Аэроплан над поездом»
Слайд 65ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Подготовьте к уроку внеклассного чтения устный рассказ на тему
«Мой любимый поэт серебряного века». Расскажите, чем привлекло вас творчество
одного из поэтов начала XX века, постарайтесь сопровождать свои выступления чтением наизусть строк любимого поэта. Ваша работа станет подготовкой к контрольному сочинению по данной теме.