Слайд 1Влияние гаджетов на здоровье ребенка
ГБОУ СПО НО «НИЖЕГОРОДСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ БАЗОВЫЙ
КОЛЛЕДЖ»
Нижний Новгород
2015 год
Слайд 2Почему так происходит, что современные дети учатся быстрее печатать, нежели
писать от руки, пользоваться калькулятором, вместо того, чтобы посчитать в
уме, и рисовать мышкой, а не привычными карандашами? Если нашим родителям требуются дни, а то и недели на то, чтобы освоиться с новым телефоном, ребёнок в нём разберётся за считанные минуты. Что хорошего и что плохого в современных гаджетах для детей?
Слайд 3Что хорошего?
Обучение. На сегодняшний день существует огромное количество разных приложений,
которые учат детей читать, считать, рисовать и т.д. Малыши гораздо
быстрее запоминают новую информацию, когда это преподносится в виде игры.
Слайд 4Развитие. В век компьютерных технологий без свободного обращения с техникой просто
никуда. И чем проще для вашего малыша будет это общение,
тем легче ему потом будет учиться в школе. Тем более, что некоторые активные игры способствуют развитию внимания, сосредоточенности и мелкой моторики пальцев.
Слайд 5Развлечение. Пробка на дороге, поездка в поезде или автобусе – серьёзное
испытание для ребёнка. Просидеть долгое время, ничем не занимаясь –
сложная задача даже для взрослого. В таких ситуациях весело скоротать время вам с ребёнком помогут привычные гаджеты.
Слайд 6Награда. Игры также можно использовать и в воспитательных целях. Например, договоритесь
со своим чадом, что если все уроки будут сделаны вовремя,
тогда в качестве награды можно поиграть в любимую игру часик перед сном. Иногда такие договорённости становятся отличной мотивацией для ребёнка лучше учиться и хорошо себя вести.
Слайд 7Что плохого?
Физическое здоровье. Часто дети погружаются в игры с головой. Увлёкшись,
ребёнок начинает моргать в 3 раза реже, чем всегда, что
в свою очередь вызывает пересыхание глазного яблока и может привести к проблемам со зрением. Но это не единственная проблема. Из-за длительного пребывания в неподвижной позе:
- затрудняется дыхание, что может привести к необоснованным приступам кашля;
- вызывает перенапряжение в теле, особенно в руках, что ухудшает координацию, и в шее, что ухудшает кровообращение и может привести к кислородному голоданию мозга.
Слайд 8Фантазия. Если в наше время для того, чтобы поиграть, нужно было
сначала придумать во что играть, потом продумать сюжет, инвентарь и
декорации, а также продумать каждому игроку персонажа, то сегодня ребёнку достаточно просто нажать кнопочку и мир игр открыт перед ним. От этого очень сильно страдает фантазия и развитие образного мышления.
Слайд 9Зависимость. Многие дети настолько увлекаются виртуальными играми, что процесс расставания с
ними становится настоящей проблемой. Чтобы избежать такой ситуации, нужно сразу
с ребёнком оговорить все условия игры и строго следить за процессом.
Слайд 10Для того, чтобы гаджеты и игры приносили исключительно пользу, их
нужно использовать грамотно. Комбинируя виртуальные игры с живым общением в
кругу семьи, активным отдыхом со сверстниками и развивающими настольными или ролевыми играми, ваш ребёнок получит полноценное разностороннее развитие.
Слайд 11Делая вывод по всему вышесказанному, хочется отметить, что запрещать своим
детям пользоваться современными устройствами не стоит. Главное, чтобы родители контролировали
время, которое ребенок проводит с компьютером или планшетом. И не забывали, что нельзя подменять реальное общение с крохой никакими новомодными устройствами.
Слайд 12Проблемы от гаджетов:
Первая проблема, которую будет решать уже специалист —
это трудности удерживать статический объект глазами. Ребёнку трудно фокусировать взгляд
и удерживать его на объекте, который не движется, потому что глаза привыкли следить за движущимися яркими объектами в играх.
Слайд 13Вторая проблема динамического характера возникает в результате зрительного стресса. Это
нарушение движений глаз при прослеживании строки слева направо и возвратном
движении глаз с переходом на новую строку. Данный двигательный навык глазных мышц формируется на базовом умении управлять своим телом. Хаотичное движение объектов, что используется в компьютерных играх, никак не способствует формированию саккадических движений при прослеживании строки слева направо и сверху вниз.
Для того чтобы обучение чтению и сам процесс чтения был для ребёнка комфортным и оптимальным, ребёнок должен быть способен переводить взгляд слева направо и уметь делать это внимательно и сосредоточенно на протяжении всего процесса чтения или письма. Необходимо удерживать внимание и управлять мышцами глаз. У детей, которые уже находятся в зависимости от гаджетов — «бегающий» взгляд.
Слайд 14Третья проблема – дыхание, а именно, нарушение ритма дыхания. Если
бы взрослые понаблюдали за ребёнком во время игры на планшете,
то без труда бы увидели, что ребёнок настолько увлечен, что даже забывает дышать. Затаив дыхание, он ждёт разрешения взять гаджет. А в процессе игры настолько увлечен и поглощен игрой, что забывает дышать, что, безусловно, вызывает кислородное голодание головного мозга и общее изменение ритмов работы мозга.
Слайд 15Какие проблемы наблюдаются у детей с зависимостью от гаджетов?
1. Когда
ребёнок поднимает глаза, т.е. «достаёт» их из своего цветного феерически
нереального мира, что предоставляет ему гаджет, он испытывает сильный дискомфорт и реальные психологические трудности восприятия окружающего пространства и людей в нём, потому что …
2. Реальность нас окружающая, не столь яркая и уж совсем не эстетично организована – обычная серость и убогость бытия, грязь и бардак – «глаза бы мои это не видели» - и снова хочется погрузиться в красоту нереально красивого мира!
3. В реальном мире редкие объекты находятся в постоянном движении, а зрительный центр мозга уже натренирован видеть и фокусироваться только на том, что движется, а что не движется мозг просто даже не распознаёт как объект или с низким уровнем резкости, что доставляет дискомфорт и неприятные ощущения, часто даже болевые.
4. Ребёнок утратил заложенную в нем способность самому следить за происходящим. Чтобы самому следить за происходящим в реальном мире, надо уметь управлять своим телом, уметь воспринимать информацию и взаимодействовать с реальными объектами, которые действуют автономно от тебя.
Слайд 16Как распознать зависимость от гаджетов у ребенка? Очень просто! Да,
это просто, главное знать, на что стоит обратить внимание, и
вот мои вам ориентиры, по которым даже обычные родители могут сами установить (диагностировать), что ребёнок уже находится в зависимости от гаджетов:
1. Желание пользоваться гаджетом более 30 минут в день.
2. Резко портится настроение, когда заканчивается время, выделенное на пользование гаджетом.
3. Резко улучшается настроение, когда разрешили взять гаджет.
4. Ребёнок торгуется за право взять гаджет, капризничает, клянчит разрешение взять гаджет.
5. После пользования гаджетом никак не может переключиться на новый вид деятельности, как бы застревает в прошлой деятельности.
6. После пользования гаджетом проявляет раздражительность, агрессивность в общении.
Слайд 17Как понять, что детской психике причинен ущерб? Опять же очень
просто! Да, это действительно просто, и вот ориентиры, по которым
даже обычные родители могут сами установить (диагностировать) уровень ущерба. Итак, первый ориентир – это приоткрытый рот, что говорит о нарушении самоконтроля за поведением тела, по причине слабости нервной системы. И второй показатель, который стоит рассматривать как более тяжелое нарушение психики – это высунутый язык во время совершения действия. Например, когда ребёнок жмёт на кнопки своего планшета, когда пишет или, когда рисует или обводит по контуру картинку. Даже незначительное выпадение языка из-за зубов, однозначно показывает, что психике ребёнка, подростка нанесён значительный ущерб.
Слайд 19Выше описанные дефекты уже требуют если не лечения, то длительной
специализированной терапии и абсолютный запрет на использование гаджетов как в
повседневной жизни, так и в образовательном процессе.
Слайд 20Важно знать всем
* Для детей дошкольного возраста рекомендуется полный запрет
на электронные гаджеты.
* Исследования показывают, что дети до 10 лет
особенно восприимчивы к новым технологиям и практически становятся зависимыми от них.
* Исследователи настаивают, что детям нельзя разрешать пользоваться планшетами больше получаса в день, а смартфонами – дольше 2-х часов в сутки.
* Для 10-14-летних детей использование ПК допускается только для выполнения школьных заданий.
* Учёные утверждают, что только по достижении ребёнком 14 лет можно снимать ограничения на использование IT технологий.
* Обучение должно быть без IT, потому что компьютеры подавляют творческое мышление, подвижность, человеческие взаимоотношения и внимательность. Для образовательного процесса лучше, если компьютеры используются как можно меньше, потому что технологии только отвлекают, когда нужны грамотность и проявить способность критически мыслить.
Слайд 21Дети должны уметь играть с детьми и уметь задавать вопросы
взрослым. Дети, которые часы на пролёт увлечены своими гаджетами, не
умеют ни первого, ни второго. Нас уже накрыла интеллектуальная катастрофа.