Слайд 1Избирательное право
Работу выполнил:
Студент гр. 098-1
Зависинский Вячеслав Анатольевич
Слайд 2Содержание
1. Понятие и сущность избирательного права
2. Принципы избирательного права
3. Избирательный
процесс
4. Избирательные системы
5. Референдум: понятие, сущность
Слайд 3Понятие и сущность избирательного права
Термин «избирательное право» употребляется в двух
значениях: объективном и субъективном.
Объективное избирательное право – это раздел конституционного
права. Нормы, регулирующие избирательное право, содержатся в конституциях, в законах о выборах (иногда эти законы весьма пространные, и потому их называют избирательными кодексами), причем в субъектах федерации, в политических автономиях могут действовать свои законы о выборах органов и должностных лиц этих государственных образований.
Слайд 4В субъективном смысле избирательное право – право конкретного лица участвовать
в выборах, а также в референдуме, голосовании при отзыве избранного
представителя, в народной законодательной инициативе. Обычно для этого необходимо иметь гражданство данного государства, определенный возраст (обычно 18 лет), быть вменяемым (душевное здоровье).
Слайд 5Избирательное право - один из важнейших институтов конституционного права, а
сами выборы в большинстве развитых демократических стран представляют собой арену
острой политической борьбы, хотя и ограниченной рамками действующего законодательства и сложившейся политической практикой. Поэтому под избирательным правом следует понимать один из основных институтов конституционного права, состоящий из правовых норм, санкционированных законом правил и сложившихся на практике обычаев, регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования представительных органов власти. В понятие избирательной системы входят методы установления результатов голосования, подсчет поданных и признанных действительными, а также недействительными, голосов избирателей и выявление победителей на выборах.
Слайд 6Принципы избирательного права
Принципы избирательного права фиксируют основополагающие начала, на которых
базируется весь механизм правового регулирования конституционного права граждан избирать и
быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Они не только лежат в основе законодательства о выборах, но и служат главным критерием законности и правомерности действий избирателей, кандидатов, избирательных объединений, избирательных комиссий и других участников выборов, свидетельствуют о приоритетах правового регулирования отношений, связанных с осуществлением и защитой избирательных прав граждан.
Слайд 7Основные принципы избирательного права:
всеобщность;
равность;
прямота;
тайность.
Слайд 8Всеобщность означает, что все граждане РФ независимо от пола, расы,
национальной принадлежности, вероисповедания и других качеств, если они достигли определенного
Конституцией РФ возраста, могут принимать участие в выборах в качестве избирателей либо кандидатов на ту или иную выборную должность (ст. 32 Конституции РФ).
Слайд 9Принцип равности избирательной системы РФ содержит в себе элементы:
1)
каждый избиратель обладает только 1 голосом (реализацию однократного волеизъявления граждан
на выборах обеспечивает наличие списков избирателей по месту их жительства, где избиратели могут проголосовать только 1 раз на основании паспорта гражданина РФ);
2) участие в выборах граждан РФ на равных основаниях (ни один избиратель не может иметь привилегии по отношению к другим избирателям, в случае же ограничения кого-либо в их правах либо предпочтении голосов одних избирателей перед другими выборы могут быть признаны недействительными).
Слайд 10Принцип прямоты означает, что избиратели голосуют на выборах непосредственно за
кандидатов, а не за специальных представителей, которые в последующем будут
вправе избирать кандидатов на выборную должность.
Выборы в Российской Федерации тайные, т.е. голосование на выборах всех уровней и во все органы власти осуществляется только тайно — избиратель голосует один в специально отведенном для этого помещении, где никто не может находиться, кроме лица, выражающего свое волеизъявление.
Слайд 11Избирательный процесс
Избирательный процесс – это совокупность форм деятельности органов и
групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы
и органы местного самоуправления.
Слайд 12Стадии избирательного процесса:
1) назначение выборов;
2) составление списков избирателей;
3) образование избирательных округов и избирательных участков;
4) создание избирательных
комиссий;
5) выдвижение кандидатов и их регистрация;
6) предвыборная агитация;
7) голосование;
8) подсчет голосов и определение результатов выборов.
Слайд 13Выборы назначаются органами власти соответствующего уровня: выборы Президента РФ –
Федеральное Собрание, Государственной Думы – Президент РФ, представительного органа субъекта
РФ – глава субъекта, высшего должностного лица – представительный орган этого субъекта РФ.
Днем голосования всегда является воскресенье.
В выборах принимают участие все граждане РФ, достигшие возраста 18 лет.
Далее проводится регистрация избирателей. Регистрации подлежат все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом. Регистрация осуществляется по месту жительства избирателей органами регистрационного учета, которые составляют списки избирателей.
Слайд 14Для организации выборов формируются избирательные комиссии, высшей из которых является
Центральная избирательная комиссия.
Избирательные комиссии – коллегиальные органы, формируемые в порядке
и сроки, установленные законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов.
Слайд 15Деятельность всех избирательных комиссий (как по подготовке к выборам, так
и по подсчету голосов) осуществляется гласно в присутствии наблюдателей, а
их решения подлежат обязательному опубликованию в государственных или муниципальных средствах массовой информации.
Кандидаты и политические партии для участия в выборах должны пройти процедуру регистрации. Кандидаты по одномандатному округу регистрируются окружной избирательной комиссией по соответствующему избирательному округу. Политические партии и блоки регистрируются Центральной избирательной комиссией.
Слайд 16После регистрации кандидаты и политические партии вправе проводить мероприятия по
предвыборной агитации, побуждающие избирателей голосовать за кандидата, политическую партию. Например,
могут осуществляться призывы голосовать за или против кандидата, выражения предпочтения тому или иному кандидату и т. п.
Предвыборная агитация должна полностью прекратиться в 0 часов по местному времени за сутки до дня голосования. Граждане голосуют по месту регистрации в списках избирателей с 8 до 20 ч по местному времени. Если избиратель не может проголосовать по месту своего жительства, он может получить в участковой избирательной комиссии, где он состоит в списках, открепительное удостоверение.
Слайд 17Результаты выборов подводятся путем суммирования поданных за того или иного
кандидата голосов избирателей и должны быть официально опубликованы Центральной избирательной
комиссией в течение 3 недель со дня выборов.
Слайд 18Избирательные системы
Избирательная система — набор правил, методов, процессов и расчётов,
а также правовых норм в деле выборов, обеспечивающих и регулирующих
легитимное избрание граждан на какие-либо государственные должности, формирование органов публичной власти путём их избрания при голосовании избирателей, выборщиков.
Избирательные системы могут быть двух типов — мажоритарная и пропорциональная.
Слайд 19Мажоритарная система представляет собой такой способ определения результатов голосования, при
котором для получения мандата требуется собрать установленное законом большинство голосов.
Мажоритарная избирательная система может быть двух типов: относительного большинства и абсолютного большинства.
Слайд 20Мажоритарная система относительного большинства предполагает, что избранным считается тот кандидат,
который набрал большее количество голосов, чем каждый из его оппонентов
в отдельности. Эта система позволяет определить победителя уже в первом туре, однако зачастую выбранным становится тот кандидат, который по абсолютным показателям набрал весьма незначительный процент голосов.
Мажоритарная система абсолютного большинства предполагает, что для избрания кандидату требуется получить абсолютное большинство поданных по избирательному округу голосов избирателей (50% + 1 голос). Достоинством этой системы является простота определения победившего кандидата, недостатком — невысокая представительность голосов. В теории может быть потеряно свыше 49% голосов.
Слайд 21Пропорциональная избирательная система — это способ определения результатов голосования, в
основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией
числу голосов.
При такой системе образуются большие округа, от каждого из которых избирается несколько депутатов. Часто избирательным округом становится вся страна. Выборы проводятся только на партийной основе: голосование идет по партийным спискам, и население голосует не за конкретных кандидатов, а за политическую партию. Недостатком этой системы является невозможность выдвижения так называемых «независимых» кандидатов.
Слайд 22Референдум
Референдум – народное голосование по наиболее важным вопросам государственного, муниципального,
регионального значения. В голосовании принимают участие граждане РФ, имеющие активное
избирательное право.
Согласно статье 3 Конституции Российской Федерации референдум Российской Федерации на ряду со свободными выборами является высшим и непосредственным выражением власти народа. Референдум Российской Федерации проводится на всей территории Российской Федерации, на основе равного всеобщего и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референдума обладает только одним голосом. Гражданин Российской Федерации голосует в референдуме лично. Участие является свободным, контроль за волеизъявлением не допускается.
Слайд 23Политическое значение института референдума состоит в том, что с его
помощью граждане приобретают возможность эффективного воздействия на формирование политики государственных
и иных органов власти, а последние, в свою очередь, - возможность сверять свои решения с мнением народа или отдельной его части.