Изображение Ивана Грозного в поэме Лермонтова
Болезненно подозрителен к любимому опричнику Кирибеевичу, когда тот не соблюдает нормы поведения на пиру.
Но может быть щедрым по отношению к людям которых любит, готов помочь чужому горю и проявить милосердие.
Например, царь, следуя обычаю, предлагает Кирибеевичу посватать девушку и предложить её родителям дорогие подарки.
Обращение государя с гостями, объяснение Кирибеевича с царём воспроизводят национальные обычаи, нормы, единые для всех сословий (гостеприимство, щедрость, забота о младшем, уважение к главе и т.д.)
В то же время Грозный жесток, несправедлив, мстителен в сцене казни Калашникова. Без расследования казнит только за то, что купец в честном бою убил верного опричника.
Изображение Кирибеевича в поэме Лермонтова:
В начале поэмы в Кирибеевиче привлекает молодость, красота, удаль, сила. На пиру лишь на третий раз он, подавленный, замечает напряженное внимание к нему царя и обращается с просьбой отпустить его «в степи Приволжские», чтобы там сложить «буйную головушку», но становится жертвой собственного обмана. Царь жалует ему драгоценности, которые должны склонить девушку к «свадебке». Именно драгоценностями пытается Киребеевич прельстить Алену Дмитриевну. Этот «бусурманский сын» все же христианин, и умоляет Алену Дмитриевну не дать ему покончить с собой – «умереть смертью грешною».
Кирибеевич в сцене боя осознает свою неправоту, но благородства в нем нет. Он привык быть первым, ему все дается легко, ему «ничего не заказано».
Возмездие, которое настигает опричника в бою с Калашниковым, справедливо.
Образ Алёны Дмитриевны в поэме Лермонтова
Уклад семьи 16 века требовал от женщины беспрекословного подчинения мужу. Опоздание Алёны Дмитриевны – слишком необычное происшествие для того времени. Муж заподозрил обман.
Из слов Алёны Дмитриевны видно, что в семье у них – любовь и согласие, муж для неё «красное солнышко», его немилости она боится больше, чем «смерти лютой», просит защиты его от позора, не отдать «злым охульникам на поругание».
Московский купец Калашников - человек независимого, свободного сословия. Жизненные и нравственные принципы Калашникова выражены в его речи перед боем. Не побоявшись угроз Кирибеевича, он с достоинством отвечает:
А зовут меня Степан Калашников,
А я родился от честного отца,
И жил я по закону Господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью тёмною,
Не таился от свету небесного.
Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, своё происхождение, своё независимое занятие разбою, низости и распутству опричников. Он готов “стоять за правду до последнева”. Перед боем Степан Парамонович кланяется царю, церквам, “народу русскому”, выражая тем самым почтение не столько власти, сколько Богу и людям.
Выходя на поединок, Калашников выполняет просьбу жены о заступничестве. Степан Парамонович выступает здесь защитником рода, семьи — в случае своей смерти он наказывает братьям вступиться за его честное имя.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть