Слайд 1География транспорта
Боклаженко Д.Л
Калениченко Д.О
Слайд 2Автомобильный транспорт
Воздушный транспорт
Трубопроводный транспорт
Морской и Речной транспорт.
Виды транспорта в России.
Слайд 3Автомобильный транспорт
средства для перевозок пассажиров;
средства для перевозок груза.
В зависимости от
объекта перевозки делится на две группы.
Слайд 4Транспортные средства для перевозки пассажиров.
транспортные средства различных категорий, которые ранее
именовались автобусами для перевозок пассажиров;
легковые такси.
Слайд 5Транспортные средства для перевозки грузов
транспортные средства закрытого типа, к которым
относятся, например, тентованные транспортные средства, фургоны, рефрижераторы.
транспортные средства открытого
тип, представленные бортовыми транспортными средствами, самосвалами, металловозами, транспортными средствами для перевозки автомобилей, строительных грузов, лесовозов и др.
Слайд 6Плюсы автомобильного транспорта
Высокая манёвренность;
Регулярность и высокая скорость поставки грузов;
Менее
жесткие требования к упаковке товаров;
Доставка продукции без промежуточных перегрузок;
Доставка продукции
непосредственно со склада отправителя на склад получателя;
Небольшие кап. вложения в освоение малого грузооборота на короткие расстояния;
Слайд 7большая себестоимость;
большая топливо энергоемкость;
большая металлоемкость;
низкая производительность единицы
подвижного состава(130-150 тыс. т-км в год);
загрязняет окружающую среду.
Минусы автомобильного
транспорта
Слайд 8Плотность транспортных путей
С 31 декабря 2000 г. до 31 декабря
2018 г. протяжённость автодорог общего пользования в России выросла с
584 тыс. км до 1 млн 529 тыс. км. (рост 161 %). Протяжённость дорог с твёрдым покрытием увеличилась на 102 %: с 532 тыс. км до 1 млн 076 тыс. км.
Рис.1: Схема европейских маршрутов на территории России
Рис. 2: Схема Азиатских маршрутов на территории России.
Слайд 9Развитие автомобильного транспорта
На развитие и размещение автомобильного транспорта влияют те
же факторы, что и на всю транспортную систему России:
- капитальные
вложения (на развитие, обновление транспортных систем);
- размещение отраслей промышленности и сельского хозяйства (продукцию этих отраслей и перевозит автомобильный транспорт);
- развитие межтерриториальных, межотраслевых и международных связей;
- размещение населённых пунктов;
- научно-технический прогресс (совершенствуются транспортные средства, уменьшается их влияние на экологию).
Слайд 10Перевозки грузов автомобильным транспортом (млн тонн).
В период с 2000 года
по 2018 год мы увидим убывание на 6%
Слайд 11Грузооборот автомобильным транспортом (млрд тонно-километров)
В период с 2000 года по
2018 год грузооборот возрастает на 69%.
Слайд 12Перевозки пассажиров автомобильным транспортом (млн человек)
По сравнению с 2000 годом,
в 2018 году перевозки пассажиров на автобусе снизились чуть больше
чем на 52,5%, а на легковом такси возросли на 94%.
Слайд 13Пассажирооборот автомобильным транспортом (млрд пассажиро-километров).
По сравнению с 2000 годом, в
2018 году Пассажирооборот автомобильным транспортом на автобусе снизился на 29,25%,
а на легковом такси поднялся в 2 раза.
Слайд 14Авиационный транспорт
В России первое задокументированное испытание самолёта с паровым двигателем
было осуществлено Можайским А. И. 20 июля 1882 года. Огромный
толчок к развитию авиации был дан во время Первой Мировой войны, так как именно она определила ход её развития, в большей степени.
Слайд 15Характеристика авиационного транспорта
Воздушный транспорт, будучи универсальным, используется преимущественно для перевозки
пассажиров на средние и дальние расстояния и отдельных видов грузов.
На долю воздушного транспорта приходится примерно 40 % объема пассажирских перевозок в междугородном сообщении.
Слайд 16Классификация подвижного состава воздушного транспорта.
Слайд 17-высокая скорость доставки пассажиров и грузов;
-маневренность и оперативность, особенно при
организации новых маршрутов;
-возможность быстрой передислокации подвижного состава при изменении пассажиропотоков,
в том числе из-за аварий на других видах транспорта;
-большая беспосадочность перелетов (около 10 000 км);
-кратчайший путь следования;
-экономия общественного времени благодаря ускорению доставки;
-неограниченные провозные возможности (сегодня они ограничены лишь мощностью аэродрома);
-относительно небольшие капитальные вложения (на 1 км воздушного пути примерно в 30 раз меньше, чем на 1 км железнодорожного пути).
Плюсы воздушного транспорта:
Слайд 18Минусы авиационного транспорта
-высокая себестоимость перевозок, поэтому авиационный транспорт не является
грузовым;
-зависимость от погодно-климатических условий.
Слайд 19Аэродромы РФ
Всего в РФ около 247 аэродромов, разбитых по федеральным
округам
Центральный федеральный округ – 22
Южный федеральный округ – 10
Северо-западный
федеральный округ – 56
Дальневосточный федеральный округ – 91
Сибирский федеральный округ – 58
Уральский федеральный округ – 28
Приволжский федеральный округ – 21
Северо-Кавказский федеральный округ – 7
Слайд 20Развитие авиационной транспортной системы.
Цель 1 – Ускорение товародвижения и снижение
транспортных издержек в экономике.
Цель 2 - Повышение доступности транспортных услуг
для населения.
Цель 3 - Повышение конкурентоспособности транспортной системы России на мировом рынке транспортных услуг.
Цель 4 - Повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.
Слайд 21Грузооборот авиационным транспортом (млрд тонно-километров).
По сравнению с 2000 годом Грузооборот
авиационным транспортом поднялся в 3,1 раза в 2018 году.
Слайд 22Грузоперевозки авиационным транспортом (млн тонн).
По сравнению с 2000 годом Грузоперевозки
авиационным транспортом поднялись на 62,5%.
Слайд 23Пассажирооборот авиационным транспортом (млрд пассажиро-километров).
В 2018 году Пассажирооборот авиационным транспортом
поднялся в 5,3 раза по сравнению с 2000.
Слайд 24Перевозки пассажиров авиационным транспортом (млн человек).
Более чем в 5 раз
поднялись Перевозки пассажиров авиационным транспортом в 2018 году по сравнению
с
Слайд 25Железнодорожный транспорт
В 1834 г. в России был изобретен и построен
паровоз, получивший название «пароходный дилижанец»
Слайд 26В настоящее время железнодорожный транспорт играет важную роль в функционировании
и развитии товарного рынка страны, в удовлетворении потребности населения в
передвижении. Он является основным звеном транспортной системы России и большинства стран СНГ.
Характеристика железнодорожного транспорта.
Слайд 27Железнодорожный транспорт разделяется на:
транспорт общего пользования – транспорт, осуществляющий перевозки
грузов и пассажиров, кем бы они ни были предъявлены;
магистральный, или
внешний транспорт осуществляет экономические перевозки между производителями и потребителями продукции и перевозит пассажиров;
ведомственный транспорт – транспорт, выполняющий перевозки своего ведомств или предприятия;
внутрихозяйственный транспорт удовлетворяет в основном технологические нужды производства в пределах отдельных предприятий.
Слайд 28Классификация подвижного состава железнодорожного транспорта
Слайд 29Преимущества железнодорожного транспорта
возможность сооружения на любой сухопутной территории, с помощью
мостов, тоннелей и паромов;
осуществление железнодорожной связи и с разделенными, в
том числе островными, территориями (как, например, между материком и островом Сахалин);
массовость перевозок и высокая провозная способность железных дорог;
универсальность использования для перевозок различных грузов и возможность массовых перевозок грузов и пассажиров с большой скоростью;
регулярность перевозок независимо от времени года, времени суток и погоды;
возможность создания прямой связи между крупными предприятиями по подъездным путям и обеспечение доставки грузов по схеме «от двери до двери» без дорогостоящих перевалок;
по сравнению с водным транспортом, как правило, более короткий путь перевозки грузов;
сравнительно невысокая себестоимость перевозок по сравнению с другими видами транспорта, кроме трубопроводного
Слайд 30Недостатки железнодорожного транспорта
ограниченная маневренность из-за «привязки» к колее;
высокая первоначальная стоимость
основных фондов: высокая стоимость стоимость строительства 1 км линии; подвижной
состав дороже автомобилей (но дешевле в 3 – 4 раза, чем самолеты и морские суда);
высокая металлоемкость, трудоемкость, низкая производительность труда. Так, в среднем на 1 км эксплуатационной длины железных дорог России приходится почти 14 человек (в США – 1,5 человека при тех же объемах транспортной работы).
Слайд 31Плотность Транспортных путей.
Вся сеть российских железных состоит 17 железных дорог:
Восточно-Сибирской, Горьковской, Дальневосточной, Забайкальской, Западно-Сибирской, Калининградской, Красноярской, Куйбышевской, Московской, Октябрьской,
Приволжской, Сахалинской, Свердловской, Северной, Северо-Кавказской, Юго-Восточной и Южно -Уральской железных дорог.
На рисунке – наиболее важные железнодорожные линии России.
Слайд 32Тенденции развития железнодорожного транспорта.
повышение производительности, прежде всего путем создания резерва
пропускной и провозной и повышения скорости движения
увеличение темпов электрификации
дорог
снижение расхода топлива при повышении скорости, что достигается уменьшением общего веса поезда
выравнивание путей
внедрение тяжеловесных составов
создание специализированных вагонов
механизация мест для формирования поездов
повышение уровня автоматизации погрузочно-разгрузочных работ;
Слайд 33Грузооборот железнодорожного транспорта (млрд тонно-километров).
За промежуток с 2000 года по
2018 год мы наблюдаем прирост на 89%.
Слайд 34Перевозки грузов железнодорожным транспортом (млн тонн).
В период с 2000 года
по 2018 год прирост составил 23%.
Слайд 35Пассажирооборот железнодорожного транспорта(млрд пассажиро-километров).
За 18 лет Пассажирооборот железнодорожного транспорта снизился
на 22,5%
Слайд 36Перевозки пассажиров железнодорожным транспортом(млн человек).
С 2000 года по 2018 год
мы видим убывание пассажиров, которые пользуются Ж/Д транспортом, убыль составила
около 18%.
Слайд 37Речной транспорт.
один из старейших в стране; он имеет особое значение
для северных и восточных районов, где низка плотность железных и
автомобильных дорог или же они вообще отсутствуют. В этих регионах доля речного транспорта в общем грузообороте составляет 60 – 90 %
Слайд 38Морской транспорт
Морским транспортом перевозится большая часть грузов по всему миру.
Особенно касается наливных грузов, таких как сырая нефть, нефтепродукты, сжиженный
газ и продукты химической промышленности наливом.
Слайд 39Характеристика морского и речного транспорта.
Слайд 40Плюсы морского транспорта
- возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок грузов
внешнеторгового оборота России;
- сравнительно небольшие капиталовложения;
- практически неограниченная пропускная способность;
-
сравнительно малый расход топлива и энергии;
- при перевозках на большие расстояния более низкая, чем на других видах транспорта, себестоимость перевозок.
Слайд 41Минусы морского транспорта
зависимость от естественно-географических и навигационных условий;
- необходимость строительства
на морских побережьях сложного портового хозяйства;
- ограниченное использование морского транспорта
в прямых морских сообщениях.
Слайд 42Плюсы речного транспорта
- высокая провозная способность глубоководных путей;
- сравнительно низкая
себестоимость;
- удельный расход топлива в 4 раза меньше, чем на
автомобильном транспорте, и в 15 – 20 раз меньше, чем на воздушном транспорте;
- высокая производительность;
- меньшие капиталовложения, чем в железнодорожный транспорт;
- меньшая металлоемкость на 1 т грузоподъемности.
Слайд 43Недостатки речного транспорта
- сезонность работы;
- невысокая скорость судов и
доставки грузов;
- разобщенность речных бассейнов, расположенных, в основном, в меридиональном
направлении;
- использование рек в естественном состоянии.
Слайд 44Плотность транспортных путей.
Данный показатель зависит от количества рек и в
регионе.
По данным РОССТАТА на 2000 год приходилось 85 тыс. километров,
а на 2018 приходилось 101 тыс. километров, что говорит нам о том, что транспортные пути Внутренних водных судоходных путей вырос практически на 19%.
Слайд 45Грузооборот водного вида транспорта(млрд тонно-километров).
Морской – упал на 73%
Внутренний водный
- упал на 7%
Слайд 46Грузовые перевозки водным видом транспорта(млн тонн).
Морской – упал на 34%
Внутренний
водный – практически на изменился( упал на 0,85%)
Слайд 47Пассажирооборот водного транспорта(млрд пассажиро-километров).
Морской – упал на 40%
Внутренний водный -
упал так же на 40%
Слайд 48Перевозки пассажиров водным транспортом(млн человек).
Морской – вырос в 5,8 раз.
Внутренний
водный - упал на 57%
Слайд 49Трубопроводный транспорт
Развитие трубопроводного транспорта в России тесно связано с историей
развития нефтяной промышленности. Промышленная добыча нефти началась более 100 лет
назад. В России в 1825 г. она уже составляла 3500 тонн, а в 1859 г. 5000 тонн.
Первый нефтепровод местного значения был сооружен в 1878 г. В революционное время на территории России было построено 1147 км магистральных трубопроводов.
Слайд 50Трубопроводный транспорт - вид производственной деятельности, направленной на доставку продукции
к месту назначения по трубопроводам.
Трубопроводная транспортная система делится, в зависимости
от вида перемещаемого груза, на три составляющие:
- трубопроводный транспорт сырой нефти (нефтепроводы),
- трубопроводный транспорт нефтепродуктов (нефтепродуктопроводы),
- трубопроводный транспорт природного газа (газопроводы).
Характеристика трубопроводного транспорта.
Слайд 51Плюсы Трубопроводного транспорта
- перекачка нефти, газа и нефте-, газопродуктов на
значительные расстояния;
- высокий темп доставки и различная пропускная способность;
- непрерывная работа круглый год (с кратковременной остановкой, в случае ремонта или аварии);
- потери на трассе сведены к минимуму, благодаря конструктивным особенностям трубопроводов и их профилактическому обслуживанию;
- можно транспортировать нефть и нефтепродукты, вязкость которых существенно варьируется;
- эффективное функционирование в различных климатических зонах, в том числе в районах Крайнего Севера и Сибири (для этого подбираются трубы с соответствующими характеристиками);
- высокая степень механизации и автоматизации строительно-монтажных мероприятий при создании трубопроводов;
- комплексное наблюдение и управление за всеми процессами.
Слайд 52Минусы Трубопроводного транспорта :
- высокая стоимость начальных капиталовложений при строительстве
нефтегазопроводной сети;
- опасность нанесения ущерба экологии (особенно при транспортировании
подводных трубопроводов);
- сложность прокладки трассы в определенных районах.
Слайд 53Нефтепровод «Дружба»
Альметьевск — Нижний Новгород — Рязань — Москва
Нижний Новгород
— Ярославль — Кириши
Самара — Лисичанск — Кременчуг — Херсон,
Снегирёвка — Одесса;
Усть-Балык — Курган — Уфа — Альметьевск;
Нижневартовск — Курган — Куйбышев;
Туймазы — Омск — Новосибирск;
Туймазы — Уфа;
Калтасы — Языково — Салават;
Шкапово — Салават;
Сургут — Полоцк;
•Александровское — Анжеро-Судженск;
Красноярск — Ангарск;
Сургут — Омск — Павлодар — Чимкент — Чарджоу;
Балтийская трубопроводная система (рабочая мощность 74 млн тонн в год);
Восточный нефтепровод (ВСТО - Восточная Сибирь - Тихий океан);
Каспийский трубопроводный консорциум (рабочая мощность 28,2 млн тонн в год);
Баку — Новороссийск;
Узень — Атырау — Самара
Нефтепроводы России
Слайд 54Российские магистральные газопроводы
По данным РОССТАТА на 2000 год трубопроводный транспорт
насчитывал 215 тыс. километров, на 2018 год эти данные составляют
250 тыс. километров.
Слайд 55Развитие трубопроводной транспортной системы.
Строящиеся и проектируемые нефтепроводы:
Нефтепровод Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре
Расширение
Каспийского трубопровода (КТК-2)
Мурманский нефтепровод
Слайд 56Грузооборот трубопроводным видом транспорта (млрд тонно-километров).
За 18 лет грузооборот вырос
на 39%.
Слайд 57Перевозки грузов трубопроводным видом транспорта(млн тонн).
В период с 2000 года
по 2018 год перевозки грузов по трубопроводным видам транспорта вырос
на 41%.