Слайд 1Георгий иванович челпанов
Студентка 3 курса
группа СО 3.1
Королькова
М.О
Слайд 2
Имя Георгия Ивановича Челпанова (1862—1936) — философа и психолога, выдающегося
преподавателя Киевского и Московского университетов — неотделимо от строительства университетского
образования и становления университетской науки в области философии и психологии в нашей стране. Московскому университету он отдал более 16 лет своей творческой деятельности
Слайд 3
Г.И. Челпанов родился 16(28) апреля 1862 г. в г. Мариуполе
Екатеринославской губернии. Начальное образование получил в местном приходском училище, среднее
— в Александровской Мариупольской гимназии, которую окончил с золотой медалью в 1883 г. Уже в эти годы определился его интерес к психологии.
В том же году Г.И. Челпанов поступил на историко-филологический факультет этого университета. В 1887 г. он окончил университет с золотой медалью за сочинение на тему «Опыт и разум в теории познания Платона и Аристотеля».
по рекомендации Н.Я. Грота и Н.А. Иванцова он был принят действительным членом Московского психологического общества (МПО), основанного при Московском университете в 1885 г., стал одним из самых активных его членов и авторов его печатного органа — журнала «Вопросы философии и психологии».
Слайд 4 В 1898 г. Челпанов организовал Психологический семинарий, который имел
отдельное помещение, специальную библиотеку, приборы для проведения психологических опытов. На
заседаниях семинария обсуждались фундаментальные философско-психологические проблемы, охватывающие психологию, теорию познания, историю философии.
Он создал интенсивный интерес к философско-психологическим вопросам как среди широкой публики, так и среди студенчества, и аудитории его были всегда переполнены»
Слайд 5
Вернувшись в 1907 г. в Московский университет, Г.И. Челпанов также
учредил психологический семинарий при кафедре философии историко-филологического факультета. «Для семинария
было отведено помещение в 3 комнаты… были приобретены книги и журналы для библиотеки, приборы и приспособления для исследований по экспериментальной психологии и …для демонстраций при чтении курса психологии. …В этом семинарии я вел занятия по теоретической психологии и практические занятия по экспериментальной психологии. Кроме того, с 1909 г. начались самостоятельные исследования по экспериментальной психологии» (Челпанов, 1992, с. 43—44). Участники семинариев в Киеве и Москве высоко оценивали педагогический и организаторский талант Г.И. Челпанова (Предисловие, 1916). Созданный позже Психологический институт, по оценке самого Г.И. Челпанова, находится в преемственной связи с семинариями.
Слайд 6Теоретическая позиция Г.И. Челпанова, его отрицательное отношение к требованию перестроить
психологию на основе марксизма стали причиной его увольнения из Московского
университета в ноябре 1923 г. и отставки с поста директора Психологического института. Г.И. Челпанов лишился условий для продолжения научных исследований. В 1926 г. он обратился с заявлением в Президиум Ассоциации научно-исследовательских институтов (создана в МГУ в 1924 г.), в состав которой был включен Психологический институт. В этом заявлении он просил разрешить ему участвовать в работе Института и приложил план предполагаемых экспериментальных исследований. Заявление осталось без ответа.
Слайд 7Одной из наиболее значительных последних работ Г.И. Челпанова была книга
«Очерки психологии», написанная в 1926 г. и содержащая систематическое изложение
основных разделов психологической науки. В приложении к современному переизданию этой работы (Челпанов, 2009) дано описание сконструированного Челпановым «универсального психологического аппарата» — прибора для проведения психологических экспериментов и демонстрации экспериментально-психологических методов. Патент на изобретение был заявлен в 1926 г., выдан в 1930 г. Авторское свидетельство было получено в 1933 г. Первые серийные образцы этого аппарата были изготовлены в 1936 г. на заводе «Физэлектроприбор». К настоящему времени ни один из этих образцов не сохранился.
Слайд 8Общая позиция Г.И. Челпанова в психологии была направлена на сохранение
и развитие традиций.
Согласно Г.И. Челпанову, психология — это опытная эмпирическая
наука, которая, в отличие от философии, не выходит за пределы непосредственно данного. Изучение душевных явлений и их законов ведется методом самонаблюдения, а также с помощью эксперимента, аналитического и других методов. Но это не был плоский эмпиризм. Важнейшее требование Г.И. Челпанова: полученные с помощью различных методов факты должны быть приведены в связь с теорией; исследование не должно ограничиваться описанием психических явлений
Слайд 9Г.И. Челпанов не только пропагандировал экспериментальный метод, но и развернул
огромную организаторскую деятельность по созданию условий для проведения экспериментальных исследований.
Начало этой деятельности положила организация психологических семинариев в Киевском (1897—1907) и Московском (1907—1913) университетах. В семинариях проводились лабораторные исследования, для которых Г.И. Челпанов написал руководство «Курс экспериментальной психологии», изданное литографированным способом в 1909 г. Вершиной деятельности по внедрению эксперимента в психологию стало создание в 1912 г. Психологического института при Императорском Московском университете.
Слайд 10Мы и сегодня учимся у Г.И.Челпанова культуре научного мышления, научного
труда, извлекаем нравственные уроки из его жизненного опыта, учимся ответственному
отношению к работе психолога, что особенно актуально в современном «психологическом обществе», когда от психолога ждут помощи в решении разного рода жизненных проблем.
Георгий Иванович Челпанов остается нашим современником, нашим «заслуженным собеседником».