Слайд 1Гербер Спенсер
Основоположник социологии в Англии
Выполнила: Куценко Елизавета 1 гп
Слайд 2Герберт Спенсер (1820-1903)-английский социолог и философ, представитель позитивизма,
один из
родоначальников эволюционизма, основатель органической школы в социологии, а также идеолог
либерализма
Слайд 3Детство и семья
Герберт Спенсер родился в английском городке Дерби
в семье школьного учителя
Будущий философ не отличался крепким
здоровьем и глубокими познаниями. За его начальное образование взялся отец, знакомя мальчика с эмпиризмом и додарвинскими взглядами на теорию эволюции
В 13 лет был передан на воспитание дяде-священнику, который обучил его математике, физике, латыни и открыл дорогу для поступления в Кембридж
Слайд 4Юность
Спенсер отказался от Кембриджа и любого другого университета –свою молодость
он посвятил работе в разных сферах деятельности. Он успел поработать
учителем в школе, инженером на строительной железной дороге, начальником инженерного бюро, журналистом, в итоге ни раз не пожалев, что остался без университетского диплома.
При этом молодой человек никогда не прекращал учиться, знакомился с работами британских и немецких мыслителей и готовился издать собственную книгу.
Слайд 5Первые труды
Первая работа Спенсера “Социальная статика”, вышла в свет в
1851 году. Основу книги составило рассуждение о том, что поддерживать
равновесие в государстве можно, если социальное устройство подчиняется законом свободы и вытекающей из них системе справедливости.
В 1852 г. он продолжает формулировать свою систему в статье «Гипотеза развития», предвосхищая дарвинскую теорию эволюции животного мира.
После будут сделаны наброски главного труда его жизни - «Синтетической философии», который подарит ему репутацию гениальнейшего философа своего времени.
Слайд 7Подходы
2) учение о всеобщей эволюции, распространяющееся на любые явления неорганического,
органического и надорганического (социального) мира.
1) понимание общества как организма,
подобного биологическим существам и подчиняющегося тем же законам организации, функционирования и развития
Социально-философскую теорию Спенсера отличает глубокий оптимизм, в основе которого лежит вера в промышленный, научный и общественный прогресс. Эта вера во многом объясняется особенностями эпохи, современником которой он являлся.
Слайд 9Социолог выделяет пять общих черт
социального и биологического организма
Слайд 10Для подтверждения своих положений Спенсер привел конкретные примеры
В обществе человек
меньше зависит от социального целого
В биологических организмах элементы существуют ради
целого, а общество, состоящее из отдельных индивидов, служит благу своих членов
Мозг в обществе – это правительство
Кровообращение-торговля
Сосудистая система-транспорт
Система питания- промышленность и земледелие
Также Спенсер утверждал, что общество имеет свои отличительные черты
от биологического организма:
Слайд 12В каждой подсистеме существуют свои социальные институты. Например, регулятивная система
имеет институты социального контроля ( государство, церковь, семья и т.д.)
Вся система социального контроля, по утверждению Спенсера, держится на "страхе перед живыми" (поддерживается государством) и "страхе перед мертвыми" (регулируется церковью).
Три подсистемы высокоорганизованного организма
Слайд 14Общество военного типа
Военное общество подчиняет внутреннюю организацию задачам агрессии или
борьбы за выживание. Военизированные общества формируют эффективно функционирующую строгую систему,
которая почти не приспособлена к социальным изменениям.
Это более низкая ступень развития общества. Классическим примером этого общества Спенсер считал Спарту.
Слайд 15Общество промышленного типа
В промышленном обществе, по мнению Спенсера, управление имеет
следующие черты:
управление децентрализовано;
2) в обществе - господство принципов самоуправления и
самоорганизации;
3) широкое распространение получают разные неформальные объединения;
4) общество открыто для международного сотрудничество и инноваций;
5) сословное право меняется на гражданское;
6) ограничена сфера общественного контроля
Слайд 16Мнение Спенсера
Переход от военного типа общества к промышленному рассматривался Спенсером
как прогресс. В течение времени его концепция "однолинейного" прогресса модифицируется
в теорию усложненной "многолинейной" эволюции, предполагающей возможность социальной деградации.
Спенсер считал конкуренцию естественным отбором, повышающим интеллектуальный и моральный уровень общества, противился вмешательству государства в частную и экономическую жизнь.
Так же ученый был против революционных изменений, считая, что любое вмешательство в естественный ход развития общества несет за собой непредсказуемые последствия.
Слайд 20Социальный институт
Спенсера считают пионером в разработке понятия «социальный институт». Этим
термином Спенсер обозначал «координирующие» и «контролирующие» центры, «системы принуждения», «учреждения»
(«организации», «агентства») общества, которые делают возможной совместную жизнь и сотрудничество людей.
Хотя Спенсер и не представил строгого научного определения института, он посвятил анализу институтов значительную часть одного из своих главных трудов - «Основания социологии».
Слайд 21Спенсер указал на шесть
категорий институтов
Семейные или домашние - брак,
семья, отношение между полами, родителями и детьми
Обрядовые - обычаи, привычки,
церемонии этикета, мода - средства контролирования поведения и вынуждения поступков, одобряемых обществом
Государственно-политические
Церковные
Профессиональные
Промышленные
Слайд 22Каждый институт играет свою роль в общественном согласии. Первые две
группы институтов являются базовыми по отношению к остальным, поскольку связаны
с природой человека и обеспечивают преемственность перехода от органической к надорганической ступени развития.
Институты не берут на себя функции других институтов. Это может вести к нарушению равновесия всей системы.
Роль социальных институтов
Слайд 25Основные работы Г.Спенсера
«Основные начала» (1962),
«Основная биология» (1864-1867),
«Основания психологии»
(1870-1872),
Трехтомный труд «Основания социологии» (1876-1896),
«Социология, как предмет изучения»
(1903),
«Основания этик» (1879-1893),
"Социальная статистика”
"Начала социологии", "Грядущее рабство".