Разделы презентаций


Гигиенические требования к нормированию физических нагрузок при

Содержание

Оптимальная СниженнаяГиподинамияПовышеннаяСнижение ДА ниже физиологического минимума оказы-вает отрицательное влияние на здоровье человека, ограни-чивая его работоспособность, устойчивость к инфекциям и стрессам. При этом возможности адаптации организма к меняющимся условиям среды ограничены. Такой

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Гигиенические требования
к нормированию физических
нагрузок при занятиях
физической культурой


и спортом
Лекция 9

Гигиенические требования к нормированию физических нагрузок при занятиях физической культурой и спортомЛекция 9

Слайд 2Оптимальная
Сниженная
Гиподинамия
Повышенная
Снижение ДА ниже физиологического минимума оказы-вает отрицательное влияние на

здоровье человека, ограни-чивая его работоспособность, устойчивость к инфекциям и стрессам.

При этом возможности адаптации организма к меняющимся условиям среды ограничены. Такой уровень двигательной активности и соответствующий ему уровень здоровья в настоящее время присущ значительному количеству людей.

Более значительное снижение ДА (полная гиподинамия) быстро приводит к развитию болезненных явлений атрофии скелетных мышц и сердечной мышцы, изменению костной ткани, сопровождающимися потерей кальция, застойными явлениями в легких и других внутренних органах, нарушению крово- и лимфо-обращения и т.д.

Содействует благоприятному развитию и функциональ-ному совершенствованию организма. Эта доза двигатель-ной активности необходимая для поддержания функцио-нальных резервов организма и хорошего состояния здоровья.

Двигательная активность выше максимума оптимальной ДА может вызвать перенапряжение отдельных систем и органов и организма в целом.

Двигательная
активность

Оптимальная СниженнаяГиподинамияПовышеннаяСнижение ДА ниже физиологического минимума оказы-вает отрицательное влияние на здоровье человека, ограни-чивая его работоспособность, устойчивость к

Слайд 3 Оптимальными нагрузками следует считать нагрузки, которые выполняются в пре-делах физиологических

механизмов адаптации и содействуют благоприятному развитию и функциональному совершенствованию организма.


Другими словами доза двигательной актив-ности (ДА) необходимая для поддержания функциональных резервов организма, способ-ствующая хорошему состоянию здоровья является оптимальной.
Оптимальными нагрузками следует считать нагрузки, которые выполняются в пре-делах физиологических механизмов адаптации и содействуют благоприятному развитию и

Слайд 4Гигиенические требования к нормированию физических нагрузок
1. Систематичность,
непрерывность и
преемственность
нагрузок
2. Комплексность и
разносторонность
физической

подготовки
3. Адекватность
физических нагрузок
4. Рациональное
чередование нагру-
зок и отдыха

Гигиенические требования к нормированию физических нагрузок1. Систематичность,непрерывность ипреемственностьнагрузок2. Комплексность иразносторонностьфизической подготовки3. Адекватностьфизических нагрузок4. Рациональноечередование нагру-зок и отдыха

Слайд 51. Принцип постепенности, непрерывности и систематичности
Систематическое, многократное

повторение мышеч-ной работы с постоянно возрастающей нагрузкой позволяет нервной, дыхательной,

сердечно-сосудистой и мышечной системам приспособиться к выполнению рабо-ты и повысить работоспособность организма в целом. Нарушение этого принципа (например приме-нение значительных нагрузок на начальном этапе за-нятий физической культурой и спортом может привес-ти к переутомлению и стать причиной перетрениро-ванности и травм. После вынужденных перерывов в тренировке возобновлять занятия следует с более легкой, чем перед перерывом нагрузки.
1. Принцип постепенности, непрерывности и систематичности   Систематическое, многократное повторение мышеч-ной работы с постоянно возрастающей нагрузкой

Слайд 62. Принцип комплексности или разносторонней физической подготовки

Принцип комплексности или разносторонней физи-ческой подготовки предполагает применение в физичес-ком

воспитании различных средств ФК, направленных на развитие основных двигательных качеств. Разносторонняя подготовка способствует всестороннему гармоническому физическому развитию, улучшению функционального состояния органов и систем дает наиболее выраженный оздоровительный и спортивный эффект. Общая физичес-кая подготовка и использование в качестве вспомогатель-ных средств элементов других видов спорта повышает возможность выполнения более интенсивных и длитель-ных нагрузок, способствуют лучшей координации движе-ний, помогают росту результативности в избранном виде спорта.
2. Принцип комплексности или разносторонней физической подготовки 	   Принцип комплексности или разносторонней физи-ческой подготовки предполагает

Слайд 73. Принцип адекватности нагрузок
Принцип адекватности нагрузок

– это такое пла-нирование и организация физической активности, применение таких

средств и методов физического воспитания, таких объемов физических нагрузок, которые бы соответствовали возрастным, половым и индивидуальным особенностям занимающихся.
3. Принцип адекватности нагрузок    Принцип адекватности нагрузок – это такое пла-нирование и организация физической

Слайд 84. Рациональное чередование тренировки и отдыха

Рациональное чередование тренировки и отдыха обеспечивает необходимое восстановление функцио-нального состояния

организма спортсмена и преду-преждает возникновение переутомления. При этом повышается работоспособность организма и вынос-ливость. После каждого занятия (тренировки) необ-ходим достаточный отдых, однако отдых между тре-нировочными занятиями не должен быть слишком длительным, чтобы не препятствовать закреплению положительных сдвигов, достигнутых в предыдущих тренировках.
4. Рациональное чередование тренировки и отдыха     Рациональное чередование тренировки и отдыха обеспечивает необходимое

Слайд 10 На каждой тренировке должен быть получен срочный

и отставленный тренировочный эффект, достаточный для кумулятивного эффекта.
Эффекты тренировки
Срочный
эффект
Отставленный
эффект
Кумулятивный эффект

1-го порядка

Кумулятивный эффект 2-го порядка

На каждой тренировке должен быть получен срочный и отставленный тренировочный эффект, достаточный для кумулятивного

Слайд 11Непосредственное действие физических нагрузок на организм на тренировке – это

срочный тренировочный эффект.
Действие всей тренировки (до следующей) на организм

– это отставленный тренировочный эффект.
Непосредственное действие физических нагрузок на организм на тренировке – это срочный тренировочный эффект. Действие всей тренировки (до

Слайд 12Суммарный эффект нескольких тренировочных занятий (3-4 недели) называется кумулятивным эффектом

первого порядка (реализуется в основном на функциональном уровне).
Кумулятивный тренировочный эффект

второго порядка рассматривается как суммарный эффект продолжительного действия тренировочного процесса (более 8 недель), при котором результат тренировочного воздействия реализуется в структурных изменениях тканей, в первую очередь мышечной.
Суммарный эффект нескольких тренировочных занятий (3-4 недели) называется кумулятивным эффектом первого порядка (реализуется в основном на функциональном

Слайд 14Структура занятия физической культурой
Время (мин)
Части занятия
Подготовительная часть
Основная часть
Заключительная

часть
чсс
чд
5
10
15
20
25
30
35
40
45

Структура занятия физической культуройВремя (мин)Части занятия Подготовительная часть Основная частьЗаключительная частьчссчд51015202530354045

Слайд 15I. Гигиеническая характеристика
подготовительной
части занятия

I. Гигиеническая характеристикаподготовительнойчасти занятия

Слайд 16Гигиенические задачи подготовительной
части занятия
Подготовка
опорно-дви
гательного
аппарата
подготовка связочно-суставного аппарата
подготовка мышечного аппарата
Подготовка нервной

системы и вегетативных систем
подготовка дыхательной системы
подготовка сердечно-сосудистой системы
подготовка нервной системы

и системы терморегуляции

Специальная подготовка

5 - 7
мин

5 - 6
мин

5 - 6
мин

Подготовка нервно-мышечного аппарата

Гигиенические задачи подготовительной части занятияПодготовкаопорно-двигательногоаппаратаподготовка связочно-суставного аппаратаподготовка мышечного аппаратаПодготовка нервной системы и вегетативных системподготовка дыхательной системыподготовка сердечно-сосудистой

Слайд 171. Подготовка опорно-двигательного аппарата

1. Подготовка опорно-двигательного аппарата

Слайд 18а) Подготовка связочно-суставного аппарата

а) Подготовка связочно-суставного аппарата

Слайд 19Подготовка связочно-суставного аппарата (длительность 5-7 минут)

Простые

движения в суставах без большой амплитуды и отягощений вызывают выделение

в полость суставов синовиальной жидкости, предохраняющей суставные поверхности от трения и , тем самым, от их повреждения, тем самым предупреждая развитие таких заболеваний как остеохондроз, артроз, радикулит и др.
Подготовка связочно-суставного аппарата (длительность 5-7 минут)    Простые движения в суставах без большой амплитуды и

Слайд 22Не рекомендуется начинать занятие (тренировку) с бега, так как в

коленных, тазобедренных, голено-стопных суставах, в суставах позвоночника еще нет достаточного

количества синовиальной жидкости, а при беге после полетной фазы в каждом шаге про-исходит приземление с довольно сильной ударной волной на суставы ног и позвоночника, что может привести к микротравматизации суставов.
Поэтому до бега необходимо выполнить элементар-ные движения в суставах ног и позвоночника. При этих же упражнениях с направленностью на растя-жение увеличивается эластичность связок и сухо-жилий, что предохраняет их от разрывов при более мощных усилиях в основной части занятия.
Не рекомендуется начинать занятие (тренировку) с бега, так как в коленных, тазобедренных, голено-стопных суставах, в суставах позвоночника

Слайд 23б) Подготовка мышечного аппарата

б) Подготовка мышечного аппарата

Слайд 24Подготовка мышечного аппарата.

Оптимальные условия для наиболее эффективной работы

мышц создаются тогда, когда их температу-ра достигает 38 градусов. При

этом уменьшается их вязкость, сокращается потеря энергии на внутрен-нее трение, мышцы обретают способность выпол-нять движения наиболее быстро и мощно, снижает-ся возможность их разрывов и повреждений.
Разогрев мышц достигается в подготовительной части так же упражнениями с небольшой амплитудой и интенсивностью.
Подготовка мышечного аппарата. 	 Оптимальные условия для наиболее эффективной работы мышц создаются тогда, когда их температу-ра достигает

Слайд 252. Подготовка нервной системы и вегетативных систем

2. Подготовка нервной системы и вегетативных систем

Слайд 26 а) Подготовка дыхательной системы (длительность 5-6 минут)

Для

подготовки организма к выполнению интен-сивных нагрузок необходимо также повысить функ-цию

дыхательной системы. Период врабатывания дыхательной системы составляет около 3 минут, поэтому для стимуляции ее функций требуется не менее 3 , а лучше 5-6-минутная физическая нагрузка при ЧСС 130-150 уд/мин, лучше в форме бега. За это время аппарат внешнего дыхания постепенно достига-ет более высокого функционального уровня, увеличи-вается количество функционирующих единиц бронхо-легочной системы и обеспечивается координация их функций с системой легочного кровообращения, увеличивается количество действующих сосудов в скелетных мышцах.
а) Подготовка дыхательной системы (длительность 5-6 минут) 		Для подготовки организма к выполнению интен-сивных нагрузок необходимо

Слайд 27б) Подготовка сердечно-сосудистой системы (длительность 5-6 минут)
Увеличение количества действующих сосудов

в работающих мышцах, постепенно повышающийся ударный и минутный объемы сердца

повышают способность системы кровообращения снабжать работающие мышцы кислородом и удалять из них продукты обмена веществ – это еще один фактор профилактики локальных мышечных переутомлений. Поэтому аэробная разминка особенно необходима перед интенсивными силовыми и скоростными нагрузками. Для аэробной разминки лучше всего использовать бег умеренной интенсивности в течение 5-6 минут при ЧСС 130-150 уд/мин.
б) Подготовка сердечно-сосудистой системы (длительность 5-6 минут)Увеличение количества действующих сосудов в работающих мышцах, постепенно повышающийся ударный и

Слайд 28в) Подготовка нервной системы и системы терморегуляции (длительность 5-6 минут)

Увеличение кровотока в процессе аэробной разминки происходит не только в

работающих мышцах, но и в коже, увеличение кровотока в коже способствует уве-личению теплоотдачи и предупреждению перегрева-ния организма. В процессе разминки повышается и тонус нервной системы, улучшается координация движений, снижается риск травм и повреждений при выполнении технически сложных упражнений.
в) Подготовка нервной системы и системы терморегуляции (длительность 5-6 минут) Увеличение кровотока в процессе аэробной разминки происходит

Слайд 293. Специальная подготовка

3. Специальная  подготовка

Слайд 30Специальная подготовка
(длительность 5-7 минут)

Основная задача этого раздела подготовки

нервно-мышечного аппарата к выполнению специальной наг-рузки, запланированной на данное занятие.


Совершенствуется координация, техника выполнения специальных упражнений, что важно как для более эффективного их выполнения, так и для профилактики травм, связанных с несовершенством техники.
Содержанием этого раздела являются движения соответствующие основным упражнениям, но выпол-няемые с меньшей интенсивностью.
Специальная подготовка (длительность 5-7 минут) Основная задача этого раздела подготовки нервно-мышечного аппарата к выполнению специальной наг-рузки, запланированной

Слайд 32II. Гигиеническая характеристика
основной части
занятия

II. Гигиеническая характеристикаосновной частизанятия

Слайд 33 Основная часть занятия строится в

соответствии со спецификой вида спорта, решаемыми тренером (учителем) задачами, с

возрастом, полом, функциональным состоянием организма занимающихся.
Гигиеническая задача основной части занятия – это повышение функционального состояния организма занимающихся, их физической подготовленности.
Основная часть занятия строится в соответствии со спецификой вида спорта, решаемыми тренером

Слайд 34Физиолого-гигиенические требования к основной части занятия
1. Занятия должны быть

комплексными;
2. Физические нагрузки следует чередовать и по их направленности на

развитие определенных мышечных групп;
3. Физические нагрузки необходимо чередовать по интенсивности их воздействия на ССС, по характеру энергообеспечения;
4. Объем физической нагрузки должен быть достаточным для достижения выраженного срочного и отставленного тренировочного эффектов – что определяется по показателям врачебно-педагогического контроля и самоконтроля (например, по выраженности внешних признаков утомления);
5. Нагрузки не должны вызывать переутомление организма занимающе-гося в целом, так и отдельных его систем и органов (локального переутомления).
Физиолого-гигиенические требования к основной части занятия 1. Занятия должны быть комплексными;2. Физические нагрузки следует чередовать и по

Слайд 35Физиологическая
кривая
занятия

Физиологическаякриваязанятия

Слайд 37По величине тренировочного воздействия на организм спортсмена (по выраженности ответных

физиологических реакций) выделяют 3 вида тренировки :

1. Тренировки с малой

тренировочной нагрузкой, дающие восстановительный эффект

2. Тренировки со средней тренировочной нагрузкой, дающие поддерживающий эффект

3. Тренировки с большой тренировочной нагрузкой , дающие развивающий эффект
По величине тренировочного воздействия на организм спортсмена (по выраженности ответных физиологических реакций) выделяют 3 вида тренировки :1.

Слайд 38Зоны мощности

Зоны мощности

Слайд 42Организм спортсмена при физической работе интенсивно теряет воду (повышенное потоотделение

и испарение воды через поверхность кожи и легких). Исследования, проведен-ные

на спортсменах показали, что при потере 2% веса тела при выделении пота во время физической работы, их сила и спортивные характеристики снижаются на 25%.

Организм спортсмена при физической работе интенсивно теряет воду (повышенное потоотделение и испарение воды через поверхность кожи и

Слайд 43III. Гигиеническая характеристика
заключительной части
занятия

III. Гигиеническая характеристиказаключительной частизанятия

Слайд 44 Заключительная часть занятия очень важна для того, чтобы

постепенно восстановился минутный объем кровообращения и характер дыхания после интенсив-ной

мышечной деятельности. После интенсивной мышечной нагрузки МОК и МОД еще некоторое вре-мя (3-5 мин.) остается повышенным, что обусловлено необходимостью погашения кислородного долга и удаления продуктов обмена из тканей, а так же в связи с определенной инерцией в работе сердца. При этом мощный левый желудочек обеспечивает кровоток по артериальному руслу до капилляров (кровоток вперед), а правому желудочку, более слабому (присасывающее действие), труднее вернуть тот же объем крови по венозному руслу (кровоток назад).
Заключительная часть занятия очень важна для того, чтобы постепенно восстановился минутный объем кровообращения и характер

Слайд 45 И большое значение для венозного возврата

крови особенно после физических нагрузок имеет сокраще-ние мышц – так

как «мышечный насос» проталкивает кровь к сердцу. Поэтому, если после интенсивной наг-рузки (например, бега) человек останавливается, то «мышечный насос» выключается и может развиться сердечно-сосудистая недостаточность, так как веноз-ная кровь не возвращается полностью в правый желу-дочек и скапливается на периферии, что может привес-ти к тяжелым последствиям, вплоть до смерти.
Кроме того, плавное снижение интенсивности нагрузки в заключительной части занятия постепенно уменьшает возбуждение нервной системы, создавая условия для перехода к другого вида деятельности (например, к умственной работе).
И большое значение для венозного возврата крови особенно после физических нагрузок имеет сокраще-ние

Слайд 46Гигиенические задачи заключительной
части занятия
Восстановление характера кровообращения (ЧСС, СО, МОК)
Восстановление

характера дыхания
(ЧД, МОД)
Уменьшение возбуждения нервной системы

5 - 6
мин
Создать

условия для перехода к другого вида деятельности

Средства: ходьба, упражнения на расслабление, упражнения на внимание, дыхательные упражнения

Гигиенические задачи заключительной части занятияВосстановление характера кровообращения (ЧСС, СО, МОК)Восстановление характера дыхания (ЧД, МОД)Уменьшение возбуждения нервной системы

Слайд 47Домашнее задание:
Домашнее задание даю только одно – доклад-презентация на тему

«Гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов в….. (вид спорта, которым Вы занимаетесь)».

Домашнее задание:Домашнее задание даю только одно – доклад-презентация на тему «Гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов в….. (вид спорта,

Слайд 48Благодарю за
внимание

Благодарю завнимание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика