Слайд 1Горецкая Вера Вадимовна
Гмб-42
Тема диплома «Подходы Германии к проблемам европейской безопасности
в XXI веке»
Научный руководитель – Ивкина Наталья Викторовна, ассистент кафедры
ТИМО РУДН
Слайд 2План
Подходы Германии к проблемам европейской безопасности в XXI веке.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА
1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В
КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI В
1.1 Нормативно-правовая база европейской безопасности
1.2 НАТО в системе европейской безопасности
1.3 Роль ООН и ОБСЕ в поддержании европейской безопасности
ГЛАВА 2. ВЗГЛЯД ГЕРМАНИИ НА ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ XXI В
2.1. Отношение Германии к европейскому вектору безопасности
2.2. Подход Германии к атлантическому вектору европейской безопасности
2.3. Российский фактор в обеспечении европейской безопасности: позиция Германии
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ГЕРМАНИИ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ОСНОВНЫМИ ВЫЗОВАМИ И УГРОЗАМИ ЕВРОПЕЙСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
3.1.Борьба с международный терроризмом
3.2. Миграция
3.1. Факторы европейской дезинтеграции
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Слайд 3Актуальность темы исследования
Актуальность темы исследования определяется:
необходимостью проведения комплексного анализа процесса
борьбы мирового сообщества на примере Германии с новыми вызовами и
угрозами в период с 2001 г. по 2018 г.
оценкой и анализом основных проблем современной европейской безопасности (явление международного терроризма, миграция и факторы международной дезинтеграции)
выявлением основных пробелов европейской безопасности и методов борьбы с ними
изменениями в нормативно-правовых, делопроизводственных, публицистических и статистических материалах, связанных с проблематикой европейской безопасности
Слайд 4Хронологические рамки - с 2001 по 2018 гг.
Нижняя рамка
определяется сменой парадигмы международной безопасности в XXI веке, появлением новых
вызовов и угроз, что заставило европейские страны и ЕС внести коррективы в нормативно-правовую систему обеспечения европейской безопасности. Верхняя рамка обуславливается изучением сегодняшнего положения европейской безопасности. Также в работе рассматриваются события, выходящие за очерченные хронологические рамки для создания более полной картины европейской безопасности.
Целью исследования является анализ подходов Федеративной Республики Германии к основным проблемам европейской безопасности в 2001-2018 гг.
В соответствии с заявленной целью были поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1. Проанализировать нормативно-правовую базу европейской системы безопасности;
2. Сравнить европейский и атлантический векторы безопасности и сделать вывод, какому из них привержена Германия;
3. Оценить взаимодействие Германии с международными акторами (ООН, НАТО, ОБСЕ) в системе европейской безопасности;
4. Проанализировать фактор влияние международного терроризма, миграции и европейской дезинтеграции на современную германскую внешнюю политику в сфере борьбы с новыми вызовами и угрозами европейской безопасности;
5. Обозначить позицию Германии в отношении российского фактора, как основного гаранта безопасности в Европе.
Слайд 5Объект исследования – проблемы европейской безопасности
Предмет исследования – подходы Германии
к основным проблемам европейской безопасности
Методология исследования базируется на изучении документов
и методе сравнения (Европейского вектора системы безопасности и Атлантического вектора системы безопасности). Данные методы исследования позволили автору систематизировать и обобщить полученную информацию из источников, а также потом применить метод дедукции, направленный на получение выводов после сравнительного анализа
Слайд 6Источниковая база исследования
Нормативно-правовые источники, декларации и доктринальные документы.
Конвенция о
запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного
оружия и об их уничтожении
Одобрена резолюцией 2826 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1971 года.
Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма
Принята резолюцией 49/60 Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1994 года.
Документы этой группы позволяют проанализировать принципы подходов государств к основным международным проблемам, связанным с европейской безопасностью.
Слайд 7Партийные документы, документы международных организаций (Организации Объединенных Наций и институтов
ООН, Европейского Союза, Организации Договора Североатлантического Альянса и Международного валютного
фонда).
РЕГЛАМЕНТ (ЕС) 2016/… ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА И СОВЕТА о защите физических лиц в отношении обработки персональных данных и о свободном перемещении данных, и отмена директивы 95/46 / EC (Общие Правила Защиты Данных)
Борьба с распространением оружия массового уничтожения - Стратегия ЕС по борьбе с распространением оружия массового уничтожения. Брюссель, 2003.
Данный вид источников отражает глобальный и институциональный уровни безопасности
Слайд 8 Немецкие аналитические центры:(Deutsche Gesellschaft für Auswärtige Politik – DGAP),
Фонд Конрада Аденауэра (Konrad Adenauer Stiftung), Фонда Фридриха Эберта (Fridrich
Ebert Stiftung), Института Европейской политики конфликтов (Hessische Stiftung Friedens-und Konfliktfor-schung).
Deutsche Gesellschaft für Auswärtige Politik (DGAP)
Friedrich Ebert Stiftung
Слайд 9Нормативно-правовая база европейской безопасности имеет ряд ключевых документов, на которые
опираются страны-участники ЕС. Но, так как мир меняется и международный
терроризм также склонен к развитию и эволюции, основополагающие документы ЕС также должны дополняться и включать в себя новые пункты по противодействию международному терроризму.
Роль Североатлантического альянса в системе европейской безопасности огромна, НАТО очень сильно «подмяла» под себя членов блока и руководит ими, выставляя себя мировым гегемоном, стремясь к политике однополярности на мировой арене. За почти 70 лет своего существования данный блок эволюционировал, с расширением и принятием в свои ряды новых членов США получали новую территорию для влияния и продвижения своих интересов.
ООН и ОБСЕ являются одними из ключевых международных организаций, которые следят за мировым порядком. Тесная кооперация в рамках данных организаций даёт возможность странам противостоять новым вызовам и угрозам современности.
Слайд 10Вывод по 1-й главе
В связи с эволюцией терроризма и его
угрозой мировому сообществу и ряда других событий террористического характера, весь
европейский нормативно-правовой «багаж» относительно угрозы терроризма подлежал полнейшему пересмотру и его «подгонки» под современную ситуацию.
Быстрая эволюция терроризма и выдвижение данной проблемы на первый план подтолкнула международных акторов к кооперации в разных сферах жизнедеятельности общества, а также к разработке и проведению новых доктрин и совместных учений, которые бы способствовали уничтожению терроризма в разных частях мира.
Международные организации как ООН и ОБСЕ являются примером международного взаимодействия по важнейшей мировой проблеме, коей является терроризм.
Блок НАТО, который взял на себя ответственность по защите как стран-членов альянса, так и другие страны, и их территории, играет важную роль в системе европейской безопасности.
Слайд 11Основное по 2-й главе
Выбирая европеизм страны Европы, в том
числе и Германия, таким образом должны были сформировать свою политику.
Но уже набирал свои обороты атлантический вектор, который в лице США и НАТО готов сначала заменить, а затем вытеснить европейский вектор безопасности.
Отношение Германии к атлантическому вектору безопасности отрицательное. Решение проблем безопасности и методы достижения целей с помощью атлантического вектора абсолютно не выгодны для Германии. Если Германия пойдёт по пути атлантического вектора безопасности, то она лишится своей «европейской идентичности», а в Европейский Союз придёт атлантический «крен» в сторону интересов Америки и НАТО.
На данный момент нет чёткого ответа сможет ли РФ стать единственным гарантом безопасности для Европы и Европейского Союза. Немецкие эксперты аналитических центров Германии делают прогноз, что даже если Россия не сможет по определённым причинам стать гарантом европейской безопасности, то Германия, вопреки санкциям США против России, всё равно будет поддерживать с ней тесные экономические и политические связи.
Слайд 12Выводы по 2-й главе
Германии на основные векторы европейской безопасности однозначен.
Страна показала приверженность к европеизму, а значит его столкновение с
атлантическим вектором неизбежно. Как следствие, противоречия между европейским и атлантическим векторами будет усиливаться.
Анализ подхода Германии к атлантическому вектору безопасности показывает, что пойди Германия по пути атлантизма, она потеряет свою европейскую идентичность, а также свою, в первую очередь, политическую независимость.
Европейский вектор наиболее выгоден как для Германии, так и для стран Европы. С предложением президента Франции создать единую европейскую армию «без США» открывается новая возможность для Европы отделиться от США, хотя бы в военном плане.
Даже если Россия не сможет по определённым причинам стать гарантом европейской безопасности, то Германия, вопреки санкциям США против России, всё равно будет поддерживать с ней тесные экономические и политические связи