Слайд 2Городец - город на берегу Волги в 60 км от
Н. Новгорода. Как поселение был основан в1152 году Юрием Долгоруким
и носил название Малый Китеж.
Слайд 3Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный
промысел Нижегородского края.
Он получил развитие во второй половине XIX века
в заволжских
деревнях близ Городца.
Жители окрестных деревень слыли искусными
Ремесленниками, среди которых были кузнецы,
ткачи, красильщики, резчики, плотники и столяры.
Леса в Заволжье было много, и он давал много дешёвого
материала, из которого делали всё: от детских игрушек
до предметов мебели. Особой известностью пользовались городецкие прялки, которые в большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по все России. Их с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки.
После окончания работы такими донцами хозяйки украшали
стены вместо картин. Вскоре такой росписью стали украшать
не только прялки, но и многие предметы народного
быта: стульчики, лукошки, короба, солонки и игрушки.
Слайд 6Городецкая роспись своеобразна по своей манере,
поэтому спутать её достаточно
трудно.
Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд,
букетов цветов, напоминающих розы и ромашки.
Городецкие мастера не знали законов перспективы,
поэтому их рисунки были плоскими. Но их работы всегда отличались удивительной лёгкостью и прозрачностью.
Раньше городецкая роспись делалась яичными красками, которые ложились на изделие большими цветовыми пятнами,
без предварительного контура.
Рисунок наносился свободными мазками с графической обводкой чёрного или белого цвета.
Преобладали синие, красные, белые и чёрные цвета.
В наши дни мастера используют масляную краску, что расширило цветовую гамму. Но технология осталась та же.
Слайд 7Основными элементами городецкой росписи считают
«розаны», «купавки», «ромашки», «бубенчики».
Главные герои городецкой
росписи – птица и конь.
Все это по преимуществу фантастические птицы,
кони,
которые пришли к нам из доброй сказки. Вспомните сказки «Сивка-бурка», «Жар-птица», «Аленький цветочек»…
Сюжеты городецких изделий имели своеобразный неповторимый сюжет.
Мастера изображали прогулки кавалеров с дамами, всадников на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колоннами, высокими окнами, пышными занавесками, настенными часами. Но встречались и сцены из простой жизни: охотники в лесу, пряхи за работой, строительство дома.
Давайте внимательно рассмотрим этапы выполнения каждого элемента и их разновидность.
Слайд 8Элементы росписи
Купавка
Конь
Птица
Розан
Слайд 9Все элементы узоров городецких мастеров выполняются на ярко-желтом фоне следующими
цветами:
Для рисования цветов:
розана и купавки
Для рисования листочков
Для рисования коня
Для рисования птицы
Для рисования оживки- белый
Слайд 10Стилизованный цветок розы, шиповника.
Основа цветка- большой круг.
Седцевина –
маленький круг
Лепестки
– дужки.
Оживка.
Розан
Слайд 14Купавка
Стилизованный цветок
Основа цветка – круг
сердцевина - круг
Лепестки - дужки
Оживка
Слайд 18Конь
Шея – большая «капля»
Голова и круп –
маленькие «капли»
Ноги –
маленькие «капли» и дужки.
Хвост – три мягких мазка.
Грива
Сбруя
Оживка
Слайд 20Птица
Большая капля - туловище птицы.
Оживка точки, капельки, штрихи.
Хвост –
«глазок»
Перья – мягкие мазки
Крыло – маленькая капелька
Слайд 23Оживка (украшение)
Оживка ( украшения) из
точек
капелек
дужек
штрихов
Слайд 25Практическая работа
1. Назовите родину городецкой росписи.
2. Какие изделия с
городецкой росписью можно было встретить на ярмарках?
3. Перечислите особенности городецкой
росписи.
4. Просмотрите еще раз внимательно поэтапное выполнение элементов росписи и создайте свою композицию.
Слайд 26
Последовательность выполнения работы:
1. Продумаем композицию, определим размеры основных элементов.
2. После
того как найдено место расположения орнамента, выделяем главный композиционный центр,
определяем пропорции частей, находим цветовое решение композиции.
3. После уточнения композиции приступаем к работе красками, точно соблюдая последовательность этапов росписи.
4. Заканчивается работа над композицией детальной прорисовкой.
Слайд 27Техника исполнения Городецкого орнамента
Первый — подмалевка, т.е. круговое движение кистью,
нанесение одного цветового пятна. Главное при этом — научиться брать
нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной;
Второй этап — тенёвка (или оттенок), т.е. нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией.
Третий этап — оживка (или разживка), т.е. тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность.
Слайд 29Оживка
точки, капельки,
штрихи.
Конь
Шея – большая «капля»
Голова и круп
– маленькие «капли»
Ноги – маленькие «капли» и дужки.
Хвост – три мягких мазка.
Грива
Сбруя
Оживка
Птица
Большая капля- туловище птицы.
Крыло – маленькая капелька
Хвост – «глазок»
Перья – мягкие мазки