Слайд 1Горшенина С. Н., к.п.н., доцент
Проблемы и тенденции развития современного образования
Современные
проблемы
науки и образования
Слайд 2Образование
общественно организованный и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи
предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта
система - сеть образовательных организаций
разного типа и уровня
Горшенина С. Н., к.п.н., доцент
Слайд 3Образование
один из социальных институтов в системе общественного разделения
труда, сориентированный на выполнение двух специфических задач:
превратить имеющийся в обществе
социально-культурный опыт в достояние его членов, в той мере, в которой они нуждаются в нем для полноценной и приносящей удовлетворение жизни;
сформировать у человека способность к обогащению имеющегося опыта собственным вкладом.
Слайд 4Функции образования
культурно-историческая - сохранность СКО;
посредническая - связь между духовной культурой
и сферами общества;
социально-экономическая - образование готовит работников для различных областей
разделения труда;
социально-политическая - гармонизирует интересы личности и общества;
социальная - обеспечивает развитие человека как субъекта различных видов деятельности, как личности,
Слайд 5Место образования в системе ценностей
(А. Г. Асмолов)
образование как социальное познание;
образование как социальная коммуникация;
образование как социальное действие;
образование как социальное
конструирование реальности;
образование как массовая индустрия (и именно в этом плане образование относится к сфере услуг).
Слайд 6
Ключевые эффекты образования как
ведущей социальной деятельности общества
консолидация общества
в условиях роста его разнообразия;
социальное выравнивание общества;
формирование гражданской идентичности личности;
взаимопонимание
и доверие друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур;
конкурентоспособность личности, общества и государства.
Слайд 7Образование
единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом
и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а
также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов
Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ
Слайд 8Существует ли глобальный кризис образования?
Горшенина С. Н., к.п.н., доцент
Слайд 9Кризис образования
=
абсолютному упадку?
Горшенина С. Н., к.п.н., доцент
Слайд 10 Сложившиеся образовательные системы не выполняют своей функции – формировать
созидательные силы общества.
Горшенина С. Н., к.п.н., доцент
Слайд 11Суть мирового кризиса образования
Горшенина С. Н., к.п.н., доцент
Слайд 12Новая система образования
«инновационное обучение» - формирует у обучаемых
способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в
себя и свои профессиональные способности влиять на это будущее.
Горшенина С. Н., к.п.н., доцент
Слайд 13Современные тенденции развития образования в мире
Переход от элитного образования к
высококачественному образованию для всех.
Увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей за
счет введения научных и учебных дисциплин, ориентированных на человека.
Распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов.
Слайд 14Горшенина С. Н., к.п.н., доцент
смена образовательной парадигмы -кризис классической модели
и системы образования, разработка новых фундаментальных идей в философии и
социологии образования, в гуманитарных науках.
Мировая тенденция
современного образования
Слайд 15Интеграция образования, ведущая к сближению стран, созданию условий для формирования
единого мирового образовательного пространства
Мировая тенденция
современного образования
Слайд 16Горшенина С. Н., к.п.н., доцент
трансформация систем образования в сторону их
большей открытости, усиления участия институтов гражданского общества в управлении образованием,
повышение автономности образовательных учреждений,
диверсификация образовательной деятельности, содержания, форм и методов получения образования
Мировая тенденция
современного образования
Слайд 17Кризис образования в России
Как проявление глобального кризиса образования
Как результат кризиса
государства, его социально-экономической и общественно-политической системы
Горшенина С. Н., к.п.н., доцент
Слайд 18Горшенина С. Н., к.п.н., доцент
«Сегодня, несмотря на некоторые позитивные
сдвиги, положение дел в образовании оставляет желать лучшего. Надо прямо
сказать: с передовых позиций мы уже “откатились”. И это становится самой серьезной угрозой нашей конкурентоспособности».
Д.А.Медведев
(Из Послания Федеральному Собранию)
Слайд 19Основные проблемы образования сегодня
Недостаточный охват дошкольным образованием;
Высокая доля школьников,
не достигающих удовлетворительного уровня функциональной грамотности;
Значительное отставание наименее успешных
групп учащихся от наиболее успешных;
Недостаточное развитие социальной компетентности и позитивных социальных установок у выпускников школ.
Слайд 20Причины обостряющихся проблем
1. Недостаточная доступность услуг дошкольного образования
Слайд 21Причины обостряющихся проблем
2. Ухудшение качества педагогического корпуса
Доля учителей
пенсионного возраста за 2002-2015 гг. выросла с 11 % до
18 %
Доля педагогов до 30 лет - всего на 13%.
Двойной негативный отбор кадров
Проблемы пенсионного обеспечение педагогов
Слайд 22Причины обостряющихся проблем
3. Рост межрегиональных и межшкольных различий в
качестве образования
Выделяются школы (как сельские, так и городские), стойко
демонстрирующие низкие учебные результаты на всех ступенях образования.
В разных регионах России количество таких учреждений составляет от 4-5% до 25%.
Слайд 23Причины обостряющихся проблем
4. Дифференция на уровне школ
Образование перестает выполнять
функцию социального лифта, начинает воспроизводить и закреплять социальную дифференциацию.
Слайд 24Причины обостряющихся проблем
5. Образовательные сети не соответствуют особенностям расселения
Продолжающаяся
урбанизация
Отсутствие учреждений социально-культурной сферы
Слайд 25Причины обостряющихся проблем
6. Стагнация системы дополнительного образования и воспитания
Россия – одна из немногих стран, где
обеспечивается государственное финансирование учреждений дополнительного образования детей. Несмотря на то, что систему дополнительного образования удалось сохранить с советских времен (охват сегодня составляет 10,9 млн. детей или 49,1% от численности детей в возрасте от 5 до 18 лет), в последние годы наблюдается тенденция «платности» дополнительного образования) .
Слайд 26Причины обостряющихся проблем
7. Качество и содержание образования
Федеральные государственные образовательные стандарты
Единый государственный экзамен
Новая политика в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья
Слайд 27Функции Стандартов нового поколения
обеспечение права на полноценное образование;
обеспечение единства образовательного
пространства страны;
обеспечение преемственности;
единая критериально-оценочная функция;
повышение объективности оценивания.
Слайд 28Особенности стандартов
От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету,
обязательных для изучения каждым учеником, осуществлен переход на новые стандарты
- требования о том, какими должны быть образовательные программы, какие результаты должны продемонстрировать обучающиеся, какие условия должны быть созданы в образовательной организации для достижения этих результатов
Слайд 29Сравнение стандартов
первого и второго поколений
Стандарты первого поколения
стандарт состоял из
трех компонентов регламентирующих содержание образования: федеральный, региональный и компонент образовательного
учреждения.
Стандарты второго поколения
это не только и не столько содержание образования, сколько требования к тем результатам, которые должны быть достигнуты по итогам освоения основной образовательной программы, требования к самой структуре программы и к условиям, в рамках которых эта программа должна быть реализована.
Слайд 30ЕГЭ
уровень прозрачности и надежности
результаты в качестве главного и единственного критерия
для оценки работы учителей, школ, муниципалитетов и регионов
Горшенина С. Н.,
к.п.н., доцент
Слайд 31Причины обостряющихся проблем
8. Кризис традиционной модели детства
разрушение привычных механизмов семейного воспитания
разрушение привычных моделей
взросления
Слайд 32Причины обостряющихся проблем
9. Школа утратила монополию на образование
и социализацию детей.
10. Система образования не успевает
обновляться, чтобы отвечать требованиям нового технологического уклада жизни.
Слайд 33Достижения и заделы
Доступность образования
Структура населения по уровню образованности
Слайд 34Качество образования
TIMSS: Оценка качества математического и естественнонаучного образования в начальной,
основной и средней школе
(4, 8 и 11 классы).
PIRLS: Оценка
качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы (4 класс).
PISA : Оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся в области чтения, математики и естествознания.
Горшенина С. Н., к.п.н., доцент
Слайд 35Качество образования в начальной школе
По результатам исследования PIRLS
1.Российские школьники
4 классов продемонстрировали самые высокие результаты среди своих сверстников из
40 стран мира по умению читать и понимать тексты.
2. Показатели России улучшились как по сравнению со средними международными показателями, так и по отношению к российским показателям 2001 года (в 2001 году Россия занимала по рейтингу 12 место из 35 стран-участниц).
3. 61% российских четвероклассников достигли высокого уровня понимания текстов, из них 19% достигли самого высокого продвинутого уровня читательской компетентности.
Слайд 36Качество образования
в начальной школе
По результатам исследования PIRLS:
Ученики четвертых классов российских школ занимают второе
место в мире по читательской грамотности, уступив первенство лишь Гонконгу. Четвероклассники стали лучше интегрировать информацию, содержащуюся в тексте, лучше понимать основную идею, смелее выражать свою точку зрения. Причем выпускники начальной школы одинаково хорошо читают как художественные, так и научно-популярные тексты.
Слайд 37Качество образования
в начальной школе
По результатам исследования TIMSS :
Российские школьники не имеют существенных различий в общеобразовательной
подготовке со своими сверстниками из большинства развитых стран мира. Исключение составляет лидирующая в мире группа стран Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона (Япония, Южная Корея, Сингапур, Финляндия).
Высокий уровень достижений по математике продемонстрировали 48% учащихся 4 классов, а по естествознанию - 49%. Из них 19% учащихся овладели знаниями и умениями самого высокого (продвинутого) уровня и по математике, и по естествознанию.
Слайд 38 Качество образования
Российские восьмиклассники по знанию естественных наук находятся на седьмом
месте в мире, а по математике – на шестом, уступив
Южной Корее, Сингапуру, Японии, Гонконгу и Тайваню.
Слайд 39Оценка образовательных достижений PISA:
грамотность чтения
(41-43 места);
естественнонаучная грамотность (37-40
места);
математическая грамотность
(38-40 места) из 65.
Слайд 40Проблемы, накопившиеся в российском образовании, мешают ему стать одним из
ключевых двигателей инновационного развития страны. Архаичность системы образования усугубляет ее
неадекватность меняющимся внешним условиям и вызовам. Усиливающееся неравенство в доступности качественного образования создает риск для социального и культурного развития.
Горшенина С. Н., к.п.н., доцент
Слайд 41Цели нового этапа развития образования
обеспечение позитивной социализации и учебной успешности
каждого ребенка
усиление вклада образования в инновационное развитие России
ответ на вызовы
изменившейся культурной, социальной и технологической среды.
Горшенина С. Н., к.п.н., доцент
Слайд 42 Важнейшей мировой тенденцией современного образования является его интеграция,
ведущая к сближению стран, созданию условий для формирования единого мирового
образовательного пространства
Слайд 43Что свидетельствует о движении нашей страны в направлении сближения образовательных
систем?
Заимствование советских моделей обучения в области естественных наук и математики
(перевод и публикация более 40 книг советских методистов-математиков в 60-е годы 20 века).
Независимая форма оценки качества образования (ЕГЭ).
Контроль и надзор в сфере образования.
Присоединение России к Болонской декларации (2003 г.)
Основные положения Болонской декларации:
внедрение двухуровневой (трехуровневой) системы подготовки специалистов (бакалавр-магистр);
введение кредитной системы;
обеспечение контроля качества образования (создание ОСОКО);
расширение мобильности (открытость образования);
обеспечение трудоустройства выпускников.
Слайд 44Современная парадигма образования
Переход от принципа «образование на всю жизнь» к
принципу «образование через всю жизнь»
Слайд 45Сценарии развития образования
Реставрационный сценарий
Стабилизационный сценарий
Модернизационный сценарий
Инновационный сценарий
Слайд 461.Реставрационный сценарий
Предполагает отказ от продолжения начатых преобразований
и даже реставрацию норм XX века.
Слайд 47В рамках данного сценария
ликвидация ЕГЭ;
ограничение вариативности учебников и образовательных
программ;
в стандартах детально прописать перечень обязательных предметов и содержание учебного
материала по каждому из них;
на старшей ступени школы отказаться от профильного обучения и индивидуальных учебных планов в пользу унифицированного для всех содержания образования;
подходы, опирающиеся на инициативу и самоорганизацию учащихся, заменить моделями, основанными на авторитете и дисциплине;
восстановить закрытую ведомственную систему управления и оценки качества - планы развития, образовательные программы и результаты школ станут непрозрачными для родителей и общества;
остановить процесс институциональных преобразований (новая система оплаты труда, нормативное подушевое финансирование);
ликвидировать гимназии и лицеи, все учреждения возвратить к типовым штатам и ориентировать на выполнение единой общеобразовательной программы, обеспечить равный доступ к образованию минимального уровня.
Слайд 48Реставрационный сценарий предполагает
обеспечение равенства в образовании в условиях сохранения социально-экономического
неравенства (в качестве некоего островка безопасности и благополучия).
Слайд 492.Стабилизационный сценарий
конкретизируются и нормативно закрепляются социальные обязательства государства в
сфере образования и социализации для всех обучающихся, проводится четкое разделение
бесплатных и платных услуг для населения, формируются механизмы, обеспечивающие выполнение данных обязательств и защиту прав потребителей в сфере платных образовательных услуг
Слайд 50Стабилизационный сценарий предполагает
завершение институциональных преобразований, направленных на формирование прозрачной, ориентированной
на результат системы финансирования и управления (ЕГЭ, ГИА, новая система
оплаты труда, ФЗ-83).
Успешная реализация стабилизационного сценария снимет остроту текущих проблем, однако не обеспечит достаточно быстрое изменение качественных результатов образования, преодоление отставания российской системы образования от ведущих стран мира. Более того, есть риск увеличения этого отставания.
Слайд 513.Модернизационный сценарий
предусматривается достижение новых результатов, нового качества российского образования, создание
системы образовательных сервисов для удовлетворения разнообразных запросов подрастающего поколения.
Слайд 52Показатели успешной реализации модернизационного сценария
снижение доли выпускников основной школы, не
достигших базового уровня функциональной грамотности,
сокращение отставания наименее успешных групп
учащихся от наиболее успешных,
достижение российскими школьниками результатов, позволяющих войти в группу лидеров по показателям исследования PISA,
повышение качества подготовки абитуриентов, поступающих на естественнонаучные, медицинские и инженерные специальности,
снижение проявлений асоциального поведения молодежи.
Слайд 53Для достижения указанных результатов потребуется создать
современную национальную
систему оценки качества образования, которая включает:
регулярные общероссийские исследования, опирающиеся
на передовой мировой опыт (в т.ч. в проведении PISA);
систему мониторинга учебных и внеучебных достижений;
инструменты оценивания на уровне школы и класса (оценка индивидуального прогресса учеников).
Слайд 54Достижение новых результатов должно быть поддержано обновлением состава и компетенций
управленческих и педагогических кадров.
Это можно реализовать через:
введение новых стандартов
педагогического образования;
введение стандартов профессиональной подготовки и повышения квалификации руководителей (администраторов), предполагающих их подготовку как эффективных управленцев и педагогических лидеров;
замещение архаичных форм повышения квалификации на базе региональных институтов новыми моделями, предполагающими индивидуализацию траекторий профессионального развития педагога, построенными на основе практик сотрудничества учителей и образовательных учреждений;
создание новых возможностей для карьерного роста педагогов (наставничество, исследования, экспертиза);
развитие механизмов привлечения лучших выпускников вузов (в т.ч. непедагогических) в школы (введение высокой стартовой заработной платы для молодых кадров, выделение грантов на предоставление жилья и льготная ипотека).
Слайд 554.Инновационный сценарий
предусматривает поиск ответов на вызовы завтрашнего дня при
одновременной реализации стабилизационного сценария.
Слайд 56Инновационный сценарий
Стимулируется развитие механизмов государственно-частного и социального партнерства, поддержки общественных
и частных инициатив и т. д.
Государство осуществляет субсидирование получения
дополнительного образования через введение именных сертификатов для социально-незащищенных категорий детей.
Слайд 57Инновационный сценарий
Стимулируется муниципальная политика, направленная на развитие инфраструктуры по месту
жительства;
Реализуется федеральная программа поддержки медийно-социальных (в том числе сетевых)
проектов, решающих задачи формирования социальных установок подрастающего поколения.
Обеспечивается качественно новый уровень индивидуализации образования.