Слайд 1
Государственное Автономное образовательное учреждение
высшего образования ленинградской области
«Ленинградский государственный университет
имени А.С. Пушкина»
ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА
В РАМКАХ КОНСТИЦУОЛОГИИ
Слайд 2Конституциональная физиология и психология
Слайд 3клиническая психология –37.05.01 (уровень специаитет)
Практическая деятельность Клинического психолога направлена
на :
-охрану психического здоровья;
-психологическую реабилитацию;
-повышение психических ресурсов
и адаптационных возможностей
человека.
Слайд 4Здоровье, термины и определения (по ВОЗ)
По определению
Всемирной организации здравоохра-
нения (ВОЗ):
здоровье - не только
отсутствие болезней, это-
состояние полного физического, психического и
социального благополучия.
Быть здоровым - это значит (ВОЗ):
-не быть бременем для семьи, близких, коллектива
и государства;
-сохранить на долгие состояние своих функциональ-
ные возможности своего организма;
-сохранить и продлить умственную и физическую
работоспособность, высокую творческую активность;
- быть долгожителем.
Слайд 5Объект и предмет деятельности клинического психолога
Объект
клинической психологии :
человек с трудностями адапта-
ции и самореализации, связан-
ными
с его физическим, соци-
альным и духовным состояни-
нием.
Слайд 6 Крамской Иван Николаевич (1837-1887)
Выдающийся русский живописец. Выходец из бедной мещанской семьи.
В 1857—1863 учился в в Санкт-Петер-бурге в Академии художеств. Один из главных создателей и идеологов Това-рищества передвижных художествен-ных выставок ( «Передвижники»).
Создал ряд выдающихся художествен-ных полотен, в том числе галерею портретов крупнейших русских писате-лей, учёных, художников.
Слайд 7Стресс- состояние психического напряжения
Основной
причиной формирования дезадаптационных нарушений современного человека являются различного рода стрессы
(desadaptacio- лат. Расстройство приспособления).
Факторы регионально-климатические
Производственные Негативные факторы факторы микросоциума
Негативные факторы макросреды социума
Слайд 8Стресс и болезни человека
Стрессогенные факторы
окружающей нас действительности в конечном итоге приводят к развитию вначале
транзиторных (перехо-дных) состояний, иначе называемых «погра-ничными состояниями» (состояний человека между нормой и болезнью», а потом уже эти состояния трансформируются в психические, психосоматические и соматические заболева-ния человека.
Стресс и болезни человека
Не так
давно Американская медицинская ассоциация
опубликовала данные о влиянии стресса на «среднего
американца»:
___________________________________________________
-Сердечные приступы и различные кардиологические
заболевания, в возникновении которых основную роль играет стресс,
являются причиной 50% всех смертей в США.-
-Около 24 млн. американцев начинают употреблять наркотики для того,
чтобы снять стресс.
-Около 10 млн. американцев являются алкоголиками. Для них спиртное –
это лучшее средство для снятия стресса и нервной напряженности.
-Более 40 млн. американских жителей страдают от головных болей выз-
вызванных стрессом.
-Бессонница с ночными кошмарами - проблема для 30 млн. американцев, подвергающихся стрессам.
-С проблемами эмоционального характера связано большинство несча-
стных случаев на производстве. В год происходит около 2 млн. травм с
потерей работоспособности и порядка 15 тыс. смертей.
Стресс и болезни человека
По данным ВОЗ, изучавших выраженность
стресса у населения экономически развитых стран, следует:
-Первое место по напряженности жизни заняла Германия.
Более 51% немцев переживают сильный стресс по
нескольку раз в день.
-В Австралии это цифра равна 41%.
-В Италии – 40%.
-Жители большого количества других Европейских стран имеют примерно такие же показатели (около 40%).
Слайд 11 Стресс и болезни человека
ЕЖЕДНЕВНО ЖАЛУЮТСЯ НА СТРЕСС:
-Американцы –
39%.
-Британцы, канадцы и французы – 38%.
-Южнокорейцы – 35%.
-Испанцы – 29%.
Слайд 12 Стресс и болезни человека
РАБОТУ, КАК ОСНОВНУЮ ПРИЧИНУ
СТРЕССА НАЗЫВАЮТ:
-Немцы – 37%.
-Испанцы – 35%.
-Итальянцы -34%.
-Южнокорейцы - 33%.
-Канадцы –
32%.
-Французы – 30%.
Слайд 13 Стресс и болезни человека
СЕМЕЙНЫЕ ПРОБЛЕМЫ,ВЫЗЫВАЕМЫЕ СТРЕССОМ БЕСПОКОЯТ:
-Австралийцев
– 24%.
-Англичан -20%.
-Итальянцев – 19%.
-Американцев – 16%.
-Немцев – 15%.
-Канадцев –
13%.
Слайд 14Стресс и болезни человека
Многими работами академика И.П.
Павлова
и, впоследствии, работами его ученика академи-
ка БЫКОВА Константина Михайловича бы-
ло
показано что стресс, как состояние нервно-
психического напряжения, вызывает генерацию
негативных эмоций, приводящих к разбаланси-
ровке многих регуляторных систем организма.
Эти позиции легли в основу Концепции:
«Кортико-висцеральной патологии», (в нас-
тоящее время известной больше под термином
«Психосоматика»).
В основе патогенеза психосоматических заболеваний
человека лежит концепция «Рефлекторного кольца».
Слайд 15
под хроническим воздействием стрессогенных факторов в коре больших
полушарий возникают «застойные очаги « возбуждения, которые патогенным
образом воздействуют на висцеральные органы.
Воздействие интерорецепторов на ЦНС приводит к нарушениям в работе мозговых образований по типу «Рефлекторное кольцо»
(по Н.Н. Бернштейну, 1932)
Слайд 16История «пограничных» состояний
Первым, кто объявил о наличии
«пограничных» состояний
(к которым относятся все проявления стресс-реакций) был
выдающийся древнеримский врач
Клавдий Гален (130-200 гг.).
Гален в течение своей жизни написал более
500 манускрипто в по медицине и по фарма-
ции, но самый главный его труд - трактат:
«О назначении частей человеческого тела»,
по которому более 1500 лет во всех универси-
тетах Европу обучались будущие врачи.
Слайд 17История «пограничных» состояний
В начале своей врачебной карьеры
Клавдий Гален был врачом школы гладиаторов в Риме. Наблюдая за
состояние гладиаторов до и после сражений Гален стал утвер- ждать о наличии «третьего состояния» человека («преморбидного»), которое определялось им как: «Не здоровье и не болезнь». Ну сути Гален первым стал рассматривать стресс-реакции человека, причину развития как «Пограничных состояний»:
«Здоровье» (норма, Преморбидные Болезненные
варианты нормы) состояния состояния
варианты нормы») (измененные) состояния («Болезнь»)
Слайд 18История «пограничных» состояний
Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн
Си́на (Ибн
Сина, Авицена) –выдаю-
щийся врач мусульманского Востока
(жил около 1000 г.
н.э.).
Персидский врач, учёный, философ и
поэт родился близ Бухары. Жил в Сред-
ней Азии и Иране, изучал в Бухаре ма-
тематику, астрономию, философию и
медицину.
Слайд 19История «пограничных» состояний
Важнейшее научное сочинение Ибн Сины: «КАНОН МЕДИЦИНЫ»,
получило мировую
известность и многократно переводилось на
многие европейские языки. Только на латинском
языке «Канон…»
переиздавался более 30 раз и много веков был обязательным руко-
водством в Европе и в странах Востока. (Последнее издание книги
в СССР -1956 г.).
В «Каноне» излагаются теоретические основы медицины: взгляды автора на философию медицины, учение о различных телосложениях (соматотипах), особен-ностях их темперамента и причины болезней, свойственные этим соматотипам, а так-же симптомы болезней.
В «Каноне…» достаточно полно дается понятие о «пограничных состояниях здоровья чело-века.
ЗДОРОВЬЕ (ПО АВИЦИНЕ) ИМЕЕТ 5 ГРАДАЦИЙ:
«Здоровье Почти Не здоровье, Почти Болезнь до
до предела» здоровье не болезнь болезнь предела
Слайд 20Стресс. Термины и определения
Термин «стресс», который в
переводе с английского означает «нажим, давление, напряжение», ввел в на-учный
обиход выдающийся канадский патофизиолог Ганс Селье.
4 июля 1936 году в английском научном журна-ле «Nature», в разделе «Письма к редактору», была помещена небольшая научная информация, состоящая всего из 74 строк. Статья называлась: «Синдром, вызываемый разными поврежда-ющими агентами».
Психология стресса
Ганс Селье (Hans Hugo Bruno Selye)
канадский патофизиолог австро-венгерского
происхождения.
Родился в 1907 году в семье врача.
Образование получил на медицинском
факультете Пражского университета.
После войны эмигрировал за океан, где
возглавил Институт экспериментальной
медицины и хирургии.
Автор общей концепции стресса.
Г. Селье рассматривал стресс как ответ на
любые предъявленные организму требо-
вания, на которые он (организм) отвечает
двумя типа-ми реакций:
-активной, или борьбы с трудностями;
-пассивной, или бегства от трудностей или готовностью терпеть их.
Психология стресса
Само слово «stress» пришло
в английский язык из средневеково-го английского. Однако оно, веро-ятно, происходит от латинского глагола «strikturaе» (сжимать, сдавливать).
Еще Клавдий Гален (130-200 гг. н.э.) в своем учении о «Консти-туциональной патологии» ввел понятие «status strictus», подра-зумевая под ним состояние тону-са (напряжения) большинства функций организма.
Слайд 23 Психология стресса
В медицинской науке (а позднее и в
психоло-гии) этот термин (стресс) стал использоваться для обозначения состояний,
возникающих в результате
действия чрезмерно сильных,
необычных событий, предста-
вляющих угрозу для жизнеде-
ятельности человека.
Слайд 24 Психология стресса
Неспецифический синдром («триада Селье»):
-истощение коры надпочников;
-уменьшение в
объеме вилочковой железы (Тhymus);
- появление точечных кровоизлияний в желудке
и кише-
чнике.
Слайд 25 Психология стресса (адаптационный синдром)
В дальнейшем, в процессе разработки концепции
3-х компо-
нентного «Адаптационного синдрома» (General Adaptation
Syndrome) Ганс Селье постоянно
использовал термин
«Стресс» , под которым понимал состояние, свидетельствующее
о напряжении всех физиологических резервов организма.
Слайд 26 Психология стресса
Орбели Л.А .- крупнейший отечественный
физиолог, ученик
И.П. Павлова. Несколько раньше чем Ганс Селье
(1935) разработал
теорию адаптации (приспособления) живо-
тных к неблагоприятным факторам внешней
среды: «Адаптационно-трофическая роль
симпатической нервной системы».
Автор концепции об эволюции нервной
системы в филогенезе.
Герой Социалистического труда, Лауре-
ат многих премий за ряд проведенных
исследований. Генерал-полковник медици-
нской службы. Почетный профессор мно-
гих зарубежных университетов.
Слайд 27 Психология стресса
Именно школой Л.А. Орбели
был изучен механизм
особого состояния человека, приспосабливающегося к
новым условиям жизнедеятельности.
Это особое состояние, которое было названо Л.А.Ор-
бели состоянием «превентивной адаптации». В этот период, создается временный защитный «колпак адаптации», который, хотя и неоптималь-ным образом, но обеспечивает переживание этого этапа и дает возмож-ность осуществления минимума необходимой деятельности.
В дальнейшем, было доказано, что основную роль в развитии механизмов превентивной адаптации играет открытый Л. А. Орбели (1949) «Закон замещения нарушенной эволюционно молодой функции более старой, которая в обычных условиях заторможена или упрятана».
То есть в сложных условиях жизнедеятельности человека «оживляются» филогенетически старые приспособительные механизмы, более устойчивые к внешним воздействиям, которые компенсируют деятельность более филогенетически молодых (а поэтому неустойчивых), которые страдают в первую очередь
Слайд 28Психология стресса
Большая роль в изучении этиологии
и патогенезе стресс-реакций остается за Чарльз Скотт Ше́ррингтоном (1857-
1952) крупнейшим британским ученым в области физиологии и нейробиологии, Лауреа-том Нобелевской премии по физиологии (1932).
Чарльз Скотт Ше́ррингтон предложил научную концепцию о роли
ретикулярной формации головного мозга в
формировании ноцицептивных рефлексов.
Ноцицептивные (разрушающие) рефлексы
наблюдаются у людей, находящихся в состо-
янии нервно-психического напряжения (т.е.
в состоянии острого (подострого) или хро-
нического стресса) и проявляются целым
ансамблем невротических (физиологических)
и поведенческих реакциях.
Слайд 29Психология стресса
Стресс (по определению ВОЗ) -состояние психи-ческого напряжения,
возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, труд-ных
условиях, как: так и при особых
в повседневной жизни, обстоятельствах
Слайд 30 Психология стресса
В условиях жизнедеятельности человека стресс
проявляется в виде ряда индикаторов. Наиболее часто используемыми индикаторами стресса,
по мнению крупнейшего в вопросах посттравматических стрессовых рас-стройств (PTSD) специалиста Бенджамина Колодзина (Ben Colodzin) американского врача и психолога, являются:
1. Физиологические индикаторы стресса.
2. Эмоциональные индикаторы стресса.
3. Интеллектуальные индикаторы стресса.
4. Поведенческие индикаторы стресса.
Слайд 31Психология стресса
1. Физиологические индикаторы стресса.
Гипертония. Тахикардия.
Бессонница. Скрипение зубами и другие патологические феномены сна.
Постоянная усталость. Приступы слабости. Склонность к простудам, аллергическим реакциям. Сгорбленная поза. Чувство сжатия в груди. Дрожания, тики, подергивания мышц. Напряжение мышц шеи, спины. Тяжесть в руках, ногах. Головная боль. Частое мочеиспускание. Анорексия. Абдоми-нальный дистресс: тошнота, рвота, расстройс-тво стула (запоры, диарея).
Слайд 32 Психология стресса
Рядом отечественных и за-
рубежных исследователей, изу-
чавших физиологическое про-
явление стресса
установлено,
что самым частым симптомом
(индикатором) стресса являет-
ся головная боль, различной
интенсивности, а также голо-
вокружение. Например, среди
жалоб, предъявляемых жертва-
ми чрезвычайных ситуаций, на
наличие головной боли указы-
вают 100% респондентов.
Слайд 33Психология стресса
2. Эмоциональные индикаторы стресса.
Плаксивость. Синзетивность. Снижение возможности сопереживать другим (снижение эмпатии).
Тенденция обвинять других. Повышенная критичность к себе. Нетерпеливость. Тревожность. Отстраненность. Безразличие. Самообвинения. Снижение заинте-ресованности. Раздражительность. Гневливость. Чувство собственной никчемности.
Подавленность. Подозрительность.
Снижение инициативы. Флэшбек-
эффекты, повторение пережитого
во снах.
Слайд 34Психология стресса
3. 3. Интеллектуальные
индикаторы стресса.
Забывчивость. Рассеянность.
Мысленная жвачка. Недостаточное внимание к деталям. Математические и грамматические ошибки. Ошибки в определении рас-
стояния, времени.
Недостаточная концентрация внимания. Умствен-ные блоки. Ориентация больше на прошлое, чем на настоящее и будущее. Снижение креативности. Снижение воображения, фантазий.
Снижение продуктивности деятель-
ности (в первую очередь, интеллек-
туальной). Потеря интереса к преж-
ним занятиям (хобби).
Слайд 35Психология стресса
4. Поведенческие индикаторы стресса.
Бесцельная
гиперактивность. Уход, дистанцирование, социальная изоляция. Избегание всего напоминающего о психотравме.
Семейные проблемы. Неспособность выра-зить себя устно или письменно. Повышенное потребление алкоголя, табака, наркотиков.
Вспышки гнева, по незначите-
льным причинам.
Конфликтность в межперсона-
льном общении. Агрессивность.
Трудности социализации.
Социальный протест.
Классификация стрессов.
Первая классификация стрессов принадлежит Г.Селье.
Все виды стрессов, автор разделил на:
Дистрессы, как состояния
психи- психического напряжения, возника-
ющие в основном при отрицатель-
ных эмоциях (потеря близких лиц,
различного рода жизненные неудачи,
предэкзаменационный стресс и др.);
Эустрессы, как состояния психического напряжения,
возникающие при положительных эмоциях (примером может
быть состояние после успешно сданного экзамена).
Слайд 37Психология стресса
Согласно воззрений отечественного физиолога К.В. Судакова
все
стрессы можно разделить на 2 большие группы:
возникающие по эндогенному и
экзогенному типу.
При ЭНДОГЕННЫХ СТРЕССАХ стресс возникает благодаря
физиологискеским сдвигам внутри ЦНС.
При ЭКЗОГЕННЫХ СТРЕССАХ – вслед-
стие влияния огромного количества стрес-
согенных факторов окружающей среды.
Слайд 38Психология стресса
Примером эндогенных стрессов (по К.В. Судакову)
могут быть
представлены варианты (модели) нейрогенных стрессов, возникаю-
щего в результате:
-ЗЧМТ или нейроинфекций, поражающих глубокие структуры
мозга;
-появления новообразований в структурах
головного мозга;
-электрической или химической актива-
ции глубоких структур головного мозга.
Слайд 39Психология стресса
В качестве примеров ЭКЗОГЕННЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СТРЕССОВ\
(по
К.В.Судакову) могут служить:
-акустический стресс, который возникает в
результате создания
застойных корково-подкорковых очагов перевозбуждения за счет воздействия
на слуховой анализатор;
-болевой стресс; возникающий как результат ноцицептивпых (болевых)
раздражений;
-информационный стресс (недостаток или переизбыток
информации).
Слайд 40Классификация стрессов
В отечественной психологии наиболее часто встречающаяся
классификация
стрессов принадлежит московскому профессору
Китаеву-Смыку Л.А. («Психология стресса»-М.: Наука, 1983)
Стресс
Физиологический Психологический:
Информационный стресс;
(вследствие избытка или недостатка
информации)
Эмоциональный стресс:
-Острая форма (острые реакции на стресс-ОРС)
-Хронические формы (Посттравматические
стрессовые расстройства –PTSD,
Социально стрессовые расстройства-ССР)
Слайд 41Классификация стрессов
В начале 60-х годов XX века,
в ходе подготовки космонавтов к
длительным полетам и после завершения
полетов отечественные
физиологи столкнулись с новыми видами стресса, раннее неизвест-
ными науки, такими как:
-иммобилизационный;
-гипокинетический;
-депривационный.
Изучением данных видов стресса
занимались научные коллективы под
руководством академика В.В. Парина
и академика О.Г. Газенко.
Слайд 42Классификация стрессов
Гипокинетический стресс (гипокинезия — гиподинамия)
возникает в
результате хронической нервно-мышечпой деаффе-
рентации центральной нервной системы.
Как
было установлено ря-
дом исследований, негатив-
ное проявление гипокинезии-
гиподинамии проявляется ря-
дом патогенных симптомов
со стороны организма испы-
туемых (В.В. Парин, 1979)
Слайд 43Классификация стрессов
Не менее негативным является иммобилизациопный стресс,
возникаю
кащий в результате глубокого воздействия фактора иммобилизации на орга-
низм человека(О.Г.Газенко,
1969), а также стресс сенсорной депривации,
который проявляется из-за отсутствия активации корковых структур сенсор-
ными сигналами.
Слайд 44Классификация стрессов.
Физиологические стрессы (в
редакции
Ричарда Лазаруса вегетативные, первосигна-
льные стрессы), проявления которых отмечает-
ся
в основном со стороны вегетативных функций
организма).
Эмоциональный стрессы (в редакции Р.Лазаруса второсиг
нальные, психологические стрессы), проявления которых отмеча
ется в основном со стороны поведенческих реакций человека).
Среди факторов их вызывающих (стрессогенных факторов)
отмечаются различные физические, химические факторы окружающей
среды, а также различные социальные стрессы, воздействующие на
организм человека.
Слайд 45Копинг-поведения человека в стрессовой
ситуации
Слайд 46Копинг-поведения человека в стрессовой ситуации
Слайд 47Копинг-поведения человека в стрессовойситуации
Слайд 48Классификация стрессов.
а).Температурный стресс:
-Гипотермический;
-Гипертермический
Слайд 49а). Гиперкинетический стресс («Сизизов труд»
б).Гипокинетический стресс
Слайд 50Классификация стрессов.
б).Пищевой стресс:
-Голодание;
-Переедание.
Слайд 51Классификация стрессов
в).Гидрационный стресс:
-Гипогидратационный;
-Гипергидратационный
Слайд 52Классификация стрессов
г).Респираторный стресс:
-Гипоксический;
-Гипероксический.
Слайд 53Классификация стрессов
д. Физический стресс:
-действия электромагнитных волн;
-антигравитационный;
-воздействия звуковые;
-световые
воздействия.
(световая депривация)
Слайд 54Психология стресса
ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНО-СТРЕССОВЫХ РАССТРОЙСТВ
(профилактика стресса)
Слайд 56 Профилактика стресса
Саморегуляция по Э.
Куэ
В 20-е годы прошлого столетия французс-
кий аптекарь Эмиль Куэ, предложил ме-
тодику, которую он сам назвал «школой
самообладания путем сознательного са-
мовнушения». Основной причиной любого
заболевания Э.Куэ считал человеческое
воображение. Поэтому для выздоровления
он предлагал своим пациентам ежедневно
заниматься самовнушением формул улучшения состояния здоровья.
Э. Куэ был уверен, что всякий, живущий с мыслью «Я достигну!»,
обязательно этого достигнет. До настоящего времени методика Э.Куэ
имеет самое широкое хождение в психотерапевтической практике
стресса
Аутогенная тренировка
(метод самогипноза, по И.Г. Шульцу)
Метод
психотерапии, получивший название «Аутогенная трени-
ровка», известен с 1932 года, когда была издана монография
психиатра Иоганна Генриха Шульца (1886 –1970) «Аутоген-
ная тренировка».
(Уместно заметить, что вначале этот метод назывался «Метод сосредоточенного
саморасслабления». Шульц И.Г. разработал специальные формулы внушения, ко-
торые он рекомендовал своим пациентам для самостоятельного повторения и до-
полнение к своим сеансам, обучал их вызывать у себя чувство тепла и расслабле-
ления во всем теле.
Аутотренинг стал эффективным средством при длительных «вялотекущих»
соматических расстройствах и пограничных состояниях психики (неврозах).
В последствии оказалось, что аутотренинг - это ещё и мощное средство психогиги-
ены здорового человека, особенно если он занят напряженной профессиональной
деятельностью.
Слайд 59 Профилактика стресса
Однако, ради исторической
справедливости следует
напомнить, что И.Шульш, а ходе разработки своей ме-
тодики,
во многом использовал методику своего учителя:
Эрнста Кречмера, которую он опубликовал в 1923 г.
под названием: «Гипноз активный ступенчатый» .
Эта методика Эрста Кречмера основана на сознательном управлении
поведением путем расслабления мышц.
1). Сначала научаются полному расслаблению за счет представления
ощущений тяжести и тепла.
2). Затем отрабатывается собственно гипнотическое погружение, для чего
используется фиксация взгляда на световой точке.
3). На заключительных этапах этого метода пациенты достигают возмож-
ности произвольной генерации ярких мысленных (эйдетических) представ
лений, содержание которых ставится в соответствие с определенными
терапевтическими целями.
стресса
С конца 50-х годов XX века в летных
училищах
СССР (РФ) этой методикой
в обязательном порядке обучают всех
курсантов-летчиков (штурманов).
Слайд 61 Профилактика стресса
Ещё задолго до того
как в СССР стал
известен метод И.Г. Шульца, в нашей
стране подобные психокоррекционные
методики уже существовали.
Автор одной из них - К.С.Станислав-
лавский. Его двухтомник «Работа ак-
тёра над собой» содержит ряд психо-
технических упражнений, по сути ана-
логичных аутотренингу.
Впоследствии эти упражнения стали
использоваться и для представителей
других творческих профессий и спортс-
менов.
Слайд 62 Профилактика стресса
На сегодняшний день лучшей отечественной
монографией по аутогенной тренировке счи-
тается:
«Аутогенная тренировка» (1986 г.),
которая была написана профессором меди-
цины Решетниковым М.М. (Ныне ректор
Восточно-Европейского Института Психо-
анализа, г.Санкт-Петербург).
Издательство «Медицина» выпускала большим тиражом аудиокас-
сеты: «Аутогенная тренировка», которые пользовались большой по-
пулярностью среди населения.