Слайд 1Государственное регулирование отрасли железнодорожного транспорта в период
реформирования
Лекция №1
Формирование
понятийного аппарата.
Вводная часть.
Лектор: Мицук Игорь Владимирович, к.э.н.
руководитель
Сибирского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Слайд 2Эволюция взглядов о роли государства в управлении железнодорожной отраслью
(конец
XIX века)
Выдающийся Министр путей сообщения Российской империи
С.Ю. Витте:
«В железнодорожном деле сосредотачивается и перекрещивается такая масса разнообразных и важных интересов, что оставлять дороги в бесконтрольном ведении частных предпринимателей представляется крайне рискованным»…
Слайд 3Эволюция взглядов о роли государства в управлении железнодорожной отраслью
(конец
XIX века)
«Мудрою политикой в железнодорожном деле нужно признать ту, которая
соединяет казенное управление с частным, но и то и другое в меру необходимости и полезности в данное время. Угадать эту меру может быть, не легко, но зато такое сочетание дает наилучшее плоды»…
Слайд 4Эволюция взглядов о роли государства в управлении железнодорожной отраслью
(начало
XXI века)
В.В.Путин:
Насущная задача — это
четкое определение роли и места государства в развитии современных транспортных услуг.
В этой сфере государство во все меньшей степени должно выступать как
хозяйствующий субъект и как монопольный собственник. И все больше должно
участвовать в работе с предпринимателями, открывая новые возможности для их инициативы»…
Слайд 5Нахождение оптимального баланса между социальной и экономической результативностью в деятельности
железнодорожного транспорта является сложнейшей управленческой задачей
Слайд 6Принцип четырех «И»
Д.А.Медведева:
Институты
Инновации
Инвестиции
Инфраструктура
Слайд 7Ключевые понятия
Институты – организации
и экономические явления, формирующие социально-экономическую среду рыночного хозяйства, например:
акционерные
общества и др. собственники;
союзы предпринимателей, профсоюзы;
Государство;
судебная система;
политические партии;
неприбыльные организации различного вида, и др.).
Слайд 8Ключевые понятия
Инновации — нововведения в области техники, технологии, организации труда
и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта,
а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности.
Слайд 9Ключевые понятия
Инвестиции - это вложение денежных средств с целью получения
прибыли.
У инвестиций есть 2 важных характеристики: риск и доходность.
Инвестиционная
привлекательность (климат) – совокупность экономических, финансовых, законодательных и социальных условий, созданных в определенном сегменте деятельности (отрасль, территория).
Слайд 10Ключевые понятия
Инфраструктура - комплекс отраслей необходимых для функционирования материального производства
и обеспечения условий жизнедеятельности общества, как то:
все виды транспорта
и связи, энергетика и коммунальное хозяйство, образование и. т. п.).
Слайд 11Основная задача курса
Провести экскурс в систему государственного
регулирования
отрасли железнодорожного
транспорта
в следующих направлениях:
описание структуры отрасли
роли органов государственной власти,
осуществляемых ими функций и зон ответственности
описание инструментария
параметры эффективности и необходимых пределов
применения государственного регулирования
Слайд 12
Семь «черепах» (институтов)
на которых базируется
государственное регулирование
в отрасли
железнодорожного транспорта:
Нормотворчество;
Контроль и надзор;
Реализация государственных услуг;
Государство как антимонопольный арбитр;
Тарифообразование (экономика
перевозок);
Государственное управление имуществом
(в т. ч. ограничение в обороте);
Государство как участник рыночных отношений.
Слайд 13Принципиальные различия форм государственного регулирования
Прямые формы способствуют выравниванию
финансового положения
отдельных
звеньев хозяйства, стабилизируют показатели его
развития, но при этом
искажают реальное
соотношение цен и издержек,
снижая тем самым действенность
рыночных регуляторов
Слайд 14Принципиальные различия форм государственного регулирования
Косвенные формы государственного
регулирования задействуют экономические
стимулы и открывают простор
для действия механизмов
рыночного регулирования
Слайд 15Цели и задачи
государственного регулирования отрасли
Основными целями
государственного регулирования в сфере железнодорожного транспорта признаны:
обеспечение макроэкономической эффективности (снижение
доли транспорта в структуре себестоимости продукции);
обеспечение баланса экономических интересов потребителей и производителей товаров (работ, услуг) монопольного сектора.
Слайд 16Цели и задачи
государственного регулирования отрасли
Задачи государственного регулирования:
обеспечение гармоничного развития
единой транспортной системы;
обеспечение национальной безопасности и обороноспособности государства;
обеспечение равноудаленности
органов регулирования от хозяйствующих субъектов;
обеспечение единства и последовательности регулирования;
содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции;
предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
обеспечение стабильности правил тарифного регулирования.
Слайд 17Виды государственного регулирования железнодорожного транспорта
Ценовое тарифное регулирование
Технологическое регулирование
Антимонопольное регулирование
Обеспечение безопасности
на железнодорожном транспорте
Слайд 18Организация железнодорожных перевозок в зарубежных странах
Слайд 19Благодарю Вас
за внимание!
Распределение ролей в железнодорожном транспорте Германии между
государством и бизнесом
Слайд 20Распределение ролей в железнодорожном транспорте Германии между государством и бизнесом
Слайд 21Инвестиции в инфраструктуру железнодорожного транспорта четко делятся на три категории:
1.
Социально-экономические или государственные объекты, которые должны финансироваться за счет бюджета;
2.
Подъездные пути и инфраструктура к новым производствам и месторождениям — по схеме государственно-частного партнерства;
3. Усиление пропускных способностей в соответствии с ростом потребностей за счет средств ОАО «РЖД».
Слайд 22РАСШИРЕНИЕ СЕТИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 г.