Слайд 2Государственный долг
– это сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным долговым
обязательствам государства, включая начисленные по ним проценты.
Слайд 3Государственный долг не следует путать с внешней задолженностью или внешним
национальным долгом, который отражает обязательства в иностранной валюте частного и
государственного сектора и должны финансироваться из поступлений в иностранной валюте перед иностранными кредиторами.
Слайд 4
Государственный или муниципальный долг (Ст. 6 БК РФ) - обязательства,
возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих
лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными БК РФ, принятые на себя РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием;
Слайд 5Государственный долг выражает собой результат взаимосвязей исполнительных органов государственной власти
с физическими и юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), исполнительными органами
других государств и международными финансовыми организациями в части формирования фонда заимствованных средств для удовлетворения государственных потребностей.
Слайд 6
Динамика государственного долга характеризуется рядом количественных параметров, отражающих те или
иные процессы в его движении, а состояние на определенную дату
суммарную величину непогашенных долговых обязательств.
Слайд 7Экономическая теория определяет следующие цели государственной задолженности:
фискальную цель;
цель экономической
стабилизации;
аллокативную цель.
Слайд 8Фискальная цель
Цель проведения фискальной долговой политики государства состоит в займе
средств, а также в создании рынка долговых государственных
обязательств, позволяющего в долгосрочной перспективе по мере необходимости занимать все новые финансовые средства для своих нужд.
Слайд 9Цель экономической стабилизации
Стабилизация экономики и стимулирование ее роста за счет
государственных займов.
Слайд 10Аллокативная цель
Аллокативная цель ( т. е. оптимального распределения ресурсов) является
одной из важнейших целей государственной деятельности. Государство пытается с помощью
кредитного финансирования увеличить производство товаров и услуг, произведенных в государственном секторе (иными словами, повысить долю государственных расходов в валовом внутреннем продукте), и одновременно создать необходимые условия для увеличения производства в частном секторе.
Слайд 11Классификация государственного долга
Слайд 121. В зависимости от уровня управления государственный долг подразделяется на:
-
государственный долг Российской Федерации;
К государственному долгу РФ относятся долговые обязательства
РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ.
- государственный долг субъекта Российской Федерации;
- муниципальный долг.
Слайд 132. По сроку образования и погашения:
представляет собой всю сумму выпущенных
и непогашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других
лиц, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.
Капитальный государственный долг включает в себя всю совокупность долговых обязательств на определенную дату.
2.1. Капитальный долг
Слайд 142.2. Основной долг
- это номинальная стоимость всех долговых обязательств
государства и гарантированных им заимствований.
2.3. Текущий долг
- составляют
предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя государством, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. Текущий государственный долг состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.
Слайд 153. По валюте займа (ст.6 БК РФ):
внешний долг – обязательства,
возникающие в иностранной валюте, за искл. обязательств субъектов РФ и
муниципальных образований перед РФ, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов заимствований);
внутренний долг – обязательства, возникающие в валюте РФ, а также обязательства субъектов РФ и муниципальных образований перед РФ, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).
Слайд 23Обеспечением государственного долга России выступает всё имущество, составляющее государственную казну.
Слайд 24
Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств
РФ, к которым относятся следующие виды обязательств:
кредиты, привлечённые от имени
Российской Федерации как заёмщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
государственные ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации;
бюджетные кредиты, привлечённые в Федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
государственные гарантии Российской Федерации
иные долговые обязательства.
Слайд 25
Структура государственного долга субъекта Российской Федерации представляет собой группировку долговых
обязательств субъекта Российской Федерации, к которым в соответствии с бюджетным
законодательством относятся:
государственные ценные бумаги субъекта Российской Федерации;
бюджетные кредиты, привлечённые в бюджет субъекта Российской Федерации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
кредиты, полученные субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций;
государственные гарантии субъекта Российской Федерации.
Слайд 26
Структура муниципального долга представляет собой группировку муниципальных долговых обязательств по
видам долговых обязательств.
Долговые обязательства МО могут существовать в виде обязательств
по:
ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);
бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;
гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).
Слайд 27
С позиции управленческого учёта обязательства подразделяются на прямые и условные.
К
прямым обязательствам относятся:
кредитные соглашения и договоры;
государственные займы;
договоры и соглашения о
получении бюджетных кредитов
просроченная кредиторская задолженность бюджетных учреждений.
К условным обязательствам:
государственные гарантии по обязательствам перед третьими лицами.
Слайд 28
При принятии бюджета на очередной финансовый год и плановый период
определяются:
верхний предел государственного внутреннего долга;
верхний предел внешнего долга перед Российской
Федерацией;
предел предоставления гарантий третьим лицам.
Слайд 29
Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг
Слайд 30
Федеральными государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени
РФ
Государственными ценными бумагами субъекта РФ признаются ценные бумаги, выпущенные от
имени субъекта РФ
Муниципальными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени МО.
Слайд 31
Государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде:
облигаций
иных
ценных бумаг
Слайд 32
В случае выпуска именных государственных и муниципальных ценных бумаг в
документарной форме с обязательным централизованным хранением имя владельца указанных ценных
бумаг не является обязательным реквизитом глобального сертификата. В этом случае в глобальном сертификате указывается наименование депозитария, которому эмитентом передается на хранение указанный сертификат, с указанием против его наименования реквизита "депозитарий". Указание в глобальном сертификате наименования депозитария не влечет за собой перехода к депозитарию прав на ценные бумаги выпуска, оформленного данным глобальным сертификатом.
По именным ценным бумагам Российской Федерации реестр владельцев именных ценных бумаг не ведется.
Слайд 33
Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг может осуществляться отдельными выпусками.
В
рамках выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг могут устанавливаться серии,
разряды, номера ценных бумаг.
Решением о выпуске государственных или муниципальных ценных бумаг может быть установлено деление выпуска на транши.
Слайд 34
Транш - часть ценных бумаг данного выпуска, размещаемая в рамках
объема данного выпуска в любую дату в течение периода обращения
ценных бумаг данного выпуска, не совпадающую с датой первого размещения.
Слайд 35
Отдельный выпуск государственных или муниципальных ценных бумаг, отличающийся от одного
из существующих выпусков указанных ценных бумаг только датой выпуска (датой
размещения), признается частью существующего выпуска, и ему присваивается государственный регистрационный номер существующего выпуска (дополнительный выпуск).
Слайд 36
Правительство РФ (Минфин РФ) вправе принимать решения о предоставлении государственных
гарантий РФ в соответствии с ФЗ о федеральном бюджете на
соответствующий год и плановый период.
Слайд 37
В акте Правительства РФ (акте Министерства финансов РФ) о предоставлении
государственной гарантии РФ должны быть указаны:
лицо, в обеспечение исполнения обязательств
которого предоставляется государственная гарантия РФ;
предел обязательств по государственной гарантии РФ;
основные условия государственной гарантии РФ.
Слайд 38
Общая сумма обязательств, вытекающих из государственных гарантий РФ в валюте
РФ, включается в состав государственного внутреннего долга РФ как вид
долгового обязательства.
Общая сумма обязательств, вытекающих из государственных гарантий РФ в иностранной валюте, включается в состав государственного внешнего долга РФ как вид долгового обязательства.
Слайд 39
В программе государственных гарантий РФ, государственных гарантий субъекта РФ, муниципальных
гарантий в валюте РФ должно быть отдельно предусмотрено каждое направление
(цель) гарантирования с указанием категорий и (или) наименований принципалов, объем которого превышает:
1 миллиард рублей - для государственных гарантий РФ;
10 миллионов рублей - для государственных гарантий субъекта РФ;
100 тысяч рублей - для муниципальных гарантий.
Слайд 40
Предельный объем государственного долга субъекта РФ не должен превышать утвержденный
общий годовой объем доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного
объема безвозмездных поступлений.
Предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Слайд 41Методы управления государственным долгом
Слайд 42Одним из важных направлений бюджетной политики государства является управление государственным
долгом.
Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в
лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга или это мероприятия государства направленные на погашение долга.
Слайд 43Управление государственным долгом можно рассматривать в широком и узком смыслах.
В
широком смысле управление государственным долгом предполагает:
формирование политики в отношении государственного
долга;
определение основных показателей и предельных значений государственной задолженности;
определение приоритетных направлений использования привлечённых ресурсов.
Слайд 44
В узком смысле управление государственным долгом предполагает определение условий выпуска,
обращения и погашения конкретных ценных бумаг.
Слайд 45Цель управления государственным долгом
Состоит в сформировании такой его структуры, которая
соответствовала бы возможностям национальной экономики по его обслуживанию.
Элементами системы управления
государственным долгом являются:
правовое обеспечение кредитных отношений;
согласование долговой, социально-экономической и бюджетной политики государства;
подсистема контроля и учета долговых обязательств;
конструирование заимствований;
обслуживание и погашение долга (в том числе составление графика платежей подолгу);
урегулирование долга.
Слайд 46
В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи:
максимально возможное сокращение
затрат на его обслуживание и погашение с учётом конъюнктуры мирового
рынка;
обеспечение своевременного исполнения долговых обязательств по погашению и обслуживанию внутренних и внешних долгов;
минимизация долга для заёмщика;
эффективное использование заимствований и другие.
Слайд 47 Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им
Министерством финансов РФ.
Управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется высшим
исполнительным органом власти субъекта РФ либо финансовым органом субъекта РФ в соответствии с законом субъекта РФ.
В управлении государственным долгом в пределах своей компетенции, определённой нормативно-правовыми актами принимает участие Банк России и Внешэкономбанк.
Контроль за состоянием государственного внутреннего долга осуществляется Парламентом страны.
Слайд 48
На Министерство финансов РФ возложена обязанность обеспечит единство планирования и
учёта всех операций по привлечению, погашению и обслуживанию внешних и
внутренних государственных заимствований.
Слайд 49
Долговая политика должна соответствовать определённым принципам таким как:
сохранение объёма долговых
обязательств на экономически безопасном уровне, с учётом всех возможных рисков;
своевременность
и полнота исполнения долговых обязательств;
прозрачность управления долгом;
минимизация стоимости долговых обязательств и другие задачи.
Слайд 50Текущее обслуживание долга предполагает своевременную выплату процентов по долговым обязательствам:
купонных платежей и уплату процентов по кредитам.
При наступлении срока платежа
платежеспособный заемщик имеет возможность погасить долг нормальным образом, т.е. согласно тем условиям, которые оговорены в момент заимствований.
В подавляющем большинстве случаев предполагается денежное погашение. Однако при собственно денежном погашении долга возможны два его варианта:
погашение за счет выручки от вновь позаимствованных средств, т.е. речь идет о рефинансировании долга;
погашение за счет средств бюджета с уменьшением суммы долга, т. е. стерилизация долга.
В первом случае размер долга остается неизменным, во втором случае осуществляется снижение уровня государственного долга.
Слайд 51
Термин рефинансирование используется для обозначения двух ситуаций:
1. в связи с
нормальным (надлежащим) обслуживанием долга;
2. с ненадлежащим обслуживанием.
Слайд 52
первом случае, рефинансированием называется погашение долга за счет финансовых ресурсов
от выпуска других долговых инструментов нового транша того же вида,
что и предыдущие долговые обязательства.
Слайд 53
Во втором случае речь идет о ненадлежащем обслуживании долга, когда
возможность погашения долговых обязательств отсутствует или вызывает серьезные сомнения. В
такой ситуации заемщик по договоренности с кредиторами осуществляет эмиссию новых долговых инструментов с новыми инвестиционными характеристиками для погашения обращающихся долговых обязательств. В этой ситуации также часто используется термин «конвертация», который подразумевает, что долг с определенными параметрами заменяется на долг с принципиально другими параметрами. Тем самым, под рефинансированием следует понимать именно первую ситуацию, а вторая должна быть отнесена к случаям урегулирования долга.
Слайд 54
Термин «стерилизация» в западном понимании указывает на тот факт, что
сокращение какого-либо макроэкономического параметра осуществляется за счет увеличения размеров денежной
массы. Стерилизация долга, таким образом, означает сокращение госдолга за счет увеличения денежной массы в обращении с возможными негативными последствиями (рост инфляции и т.д.). Поэтому термин стерилизация неприменим к нормальному погашению с теоретической точки зрения.
Слайд 55
В российской экономической практике под стерилизацией долга принято понимать снижение
размера государственного долга за счет нормального погашения. В мировой практике
этот термин носит несколько иной смысл.
Слайд 56
В мировой практике существует более широкий термин, обозначающий нормальное погашение
долга без привлечения новых заемных ресурсов, который может быть дословно
переведен как отзыв долга.
Слайд 57При возникновении сложностей в обслуживании долга может возникнуть ситуация с
ненадлежащим обслуживанием долга.
Ненадлежащее обслуживание долга означает задержку выплаты процентов или
основной суммы долга.
При ненадлежащем обслуживании долга может возникнуть дефолт, содержащий в себе ряд негативных последствий.
Слайд 58Под дефолтом понимается отказ заемщика от выполнения своих обязательств. Технологически
дефолт объявляется не заемщиком, а его кредиторами. Однако фактически о
своем дефолте объявляет сам заемщик, отказываясь выполнять свои обязательства.
Дефолт может быть:
Полный дефолт означает, что заемщик не исполняет свои обязательства по всем долговым инструментам.
Частичный дефолт – это состояние, при котором заемщик не исполняет свои обязательства по одному или нескольким инструментам.
Выделяется также технический дефолт, при котором происходит неисполнение какого-либо долгового обязательства на протяжении 10 банковских дней. По истечении этого срока термин «технический» будет устранен, если должник не предпримет меры к урегулированию долга.
Слайд 59При невозможности надлежащего обслуживания долга у заемщика имеются два варианта
выхода из сложившейся ситуации:
отказаться от выполнения своих обязательств в одностороннем
порядке;
разрабатывать совместно с кредиторами взаимоприемлемые варианты урегулирования долга.
В первом варианте возможны две ситуации: объявление о самоосвобождении от обязательств, или аннулирование долга, или признание своей неплатежеспособности. Аннулирование долга ведет к изоляции государства-должника. Признание своей неплатежеспособности может сопровождаться временным или постоянным неисполнением обязательств.
При возникновении трудностей с обслуживанием долга заемщик имеет лишь один эффективный путь выхода из сложившейся ситуации – урегулирование долга совместно с кредиторами.
Слайд 60В мировой практике существуют следующие методы урегулирования долга
Слайд 61Государственный долг может оказывать положительное воздействие на экономику страны. Можно
рассматривать роль государственного долга с позиции полезности использования механизма государственного
долга в рыночной экономике. Положительное значение государственных заимствований состоит в том, что они являются в основном неинфляционным источником финансирования дефицита бюджетов органов власти различного уровня.
Самой главной выгодой для государства, обосновывающего полезность государственного долга, является возможность привлекать в бюджет заемные денежные ресурсы и при этом сохранять относительный размер долга — в процентах от ВВП (за определенный период времени, как правило, за экономический цикл).
Слайд 62Положительное влияние государственного долга на экономику заключается еще и в
том, что, выпуская долговые обязательства, предназначенные для покупки физическими и
юридическими лицами, государство воздействует на процесс целесообразной организации сбережений населения и инвестирования хозяйствующими субъектами временно свободных финансовых ресурсов.
Обычно государственные ценные бумаги являются самыми надежными и высоколиквидными. Поэтому они охотно покупаются физическими и юридическими лицами. Население получает удобный и доходный способ организации своих сбережений, а хозяйствующие субъекты — высоколиквидные активы, приносящие доход.
Пополняя деньгами казну посредством рынка государственных долговых обязательств, государство может способствовать нормализации денежного обращения в стране.
Слайд 63Взаимные долговые обязательства разных стран являются фактором укрепления международного сотрудничества
и взаимопонимания. Этому способствуют межправительственные займы, заимствования у международных финансовых
организаций и на международных финансовых рынках, внешние государственные кредиты.
При высоком развитии международных долговых отношений все становятся экономически заинтересованы во всеобщей стабильности и мире.
Слайд 64Два подхода к определению роли государственного долга в рыночной экономике
Заключается
в использовании государственных займов в качестве субститута налоговых поступлений. В
экономике современных государств данный подход связан с отношением к государственному долгу как инструменту стабилизационной макроэкономической политики.
Недостатком классического подхода служат риски ошибочного планирования сальдо бюджета. Классический подход предоставляет правительству возможность не менять уровень налогообложения или снизить его в фазе снижения деловой активности, но при этом сохранить уровень государственных расходов. В этом состоит преимущество классического подхода.
1. Классический подход
Слайд 65Альтернативный подход к определению роли государственного долга в экономике основан
на прямо противоположной концепции — в фазе снижения деловой активности
объем займов сокращают. В фазе" увеличения деловой активности объем займов увеличивают. В фазе экономического спада и в период, предшествующий экономическому спаду, объем займов минимизируют или досрочно погашают государственный долг. Такая схема обладает рядом преимуществ перед классическим подходом:
при прочих равных условиях позволяет привлекать в бюджет больший объем денежных ресурсов за экономический цикл;
при прочих равных условиях наблюдается более низкая амплитуда колебаний относительного объема долга в течение экономического цикла;
решение об оптимальном размере государственных займов принимается не на основе прогнозных оценок фаз экономического развития, а на основе фактических данных о темпах экономического развития: вошла экономика в фазу усиления деловой активности увеличили займы, наступил спад деловой активности — сократили займы, пошел экономический спад — минимизировали займы.
2. Альтернативный подход
Слайд 66Для измерения государственного долга и международного сравнения долговой зависимости отдельных
стран в мировой практике применяется ряд показателей и индикаторов государственного
долга:
Внешний долг/валовой внутренний продукт;
Внешний долг/экспорт товаров и услуг;
Стоимость обслуживания внешнего долга/экспорт товаров и услуг
Платежи процентов/ВВП
Краткосрочный внешний долг/внешний долг
Слайд 68Отражение в бюджетах поступлений средств от заимствований, погашения государственного или
муниципального долга, возникшего из заимствований, и расходов на его обслуживание
Слайд 69Поступления в бюджет средств от заимствований учитываются в источниках финансирования
дефицита соответствующего бюджета путем увеличения объема источников финансирования дефицита соответствующего
бюджета.
Слайд 70Все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт (или разницу
между ценой размещения и ценой погашения (выкупа) по государственным или
муниципальным ценным бумагам), учитываются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.
Поступления в бюджет от размещения государственных или муниципальных ценных бумаг в сумме, превышающей номинальную стоимость, поступления в бюджет, полученные в качестве накопленного купонного дохода, а также разница, возникшая в случае выкупа ценных бумаг по цене ниже цены размещения, относятся на уменьшение расходов на обслуживание государственного или муниципального долга в текущем финансовом году.
Слайд 71Погашение основной суммы долга РФ, долга субъекта РФ, муниципального долга,
возникшего из государственных или муниципальных заимствований, учитывается в источниках финансирования
дефицита соответствующего бюджета путем уменьшения объема источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.
Слайд 72При исполнении обязательств по государственным ценным бумагам, выпущенным от имени
РФ, предусматривающим в соответствии с условиями их выпуска передачу кредиторам
иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента, размер государственного долга РФ уменьшается на величину основного долга (рассчитанную в денежном выражении) по погашаемым таким образом обязательствам.
Слайд 73Учет и регистрация государственных и муниципальных долговых обязательств
Слайд 74Учет и регистрация государственных долговых обязательств РФ осуществляются в государственных
долговых книгах внутреннего и внешнего долга РФ;
Учет и регистрация государственных
долговых обязательств субъекта РФ осуществляются в государственной долговой книге субъекта РФ;
Учет и регистрация муниципальных долговых обязательств муниципального образования осуществляются в муниципальной долговой книге муниципального образования.
Слайд 75В Государственную долговую книгу РФ вносятся сведения :
об объеме долговых
обязательств (в том числе гарантий) РФ;
о дате возникновения обязательств;
об исполнении
указанных обязательств полностью или частично;
другая информация.
Ведение Государственной долговой книги РФ осуществляет
Минфин РФ.
(Департаментом международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов)
Слайд 76Информация о государственных внутренних долговых обязательствах РФ вносится в Государственную
долговую книгу РФ в срок, не превышающий пяти рабочих дней
с момента возникновения соответствующего обязательства.
Информация о государственных внешних долговых обязательствах РФ вносится в Государственную долговую книгу РФ в течение пяти рабочих дней с момента поступления в Министерство финансов РФ соответствующих документов, подтверждающих возникновение указанных обязательств.
Слайд 77В государственную долговую книгу субъекта РФ вносятся сведения об объеме
долговых обязательств субъекта РФ по видам этих обязательств, о дате
их возникновения и исполнения полностью или частично, формах обеспечения обязательств, а также другая информация, состав которой, порядок и срок ее внесения в государственную долговую книгу субъекта РФ устанавливаются финансовым органом субъекта РФ.
В муниципальную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств муниципального образования по видам этих обязательств, о дате их возникновения и исполнения полностью или частично, формах обеспечения обязательств, а также другая информация, состав которой, порядок и срок ее внесения в муниципальную долговую книгу устанавливаются местной администрацией.
Слайд 78Информация о долговых обязательствах субъекта РФ, отраженная в государственной долговой
книге субъекта РФ, а также информация о долговых обязательствах муниципальных
образований в данном субъекте РФ подлежит передаче Минфину РФ финансовым органом субъекта РФ.
Объем передаваемой информации, порядок и сроки ее передачи устанавливаются Министерством финансов РФ.
Слайд 79Порядок регистрации долговых обязательств
Регистрация долговых обязательств осуществляется путем присвоения регистрационного
номера долговому обязательству и внесения соответствующих записей Департаментом в Долговую
книгу.
Регистрация долговых обязательств РФ в валюте РФ осуществляется путем присвоения регистрационного номера, состоящего из девяти значащих разрядов:
Слайд 80X1X2X3X4X5X6X7X8X9.
а) Первый, второй разряды номера (X1X2) указывают на тип государственного
долгового обязательства.
б) Третий, четвертый, пятый разряды (X3X4X5) указывают на порядковый
номер выпуска данного типа.
в) Шестой, седьмой, восьмой разряды (X6X7X8) - буквы "RMF" ("Russian Ministry of Finance") - указывают на эмитента/заемщика/гаранта.
г) Девятый разряд (X9) - буква "S" - указывает, что государственное долговое обязательство РФ выражено в валюте РФ.
Слайд 81X1X2X3X4X5X6X7X8X9.
а) Первый, второй разряды номера (X1X2) указывают на тип государственного
долгового обязательства.
б) Третий, четвертый, пятый разряды (X3X4X5) указывают на цифровой
код валюты, установленный Госстандартом России и ЦБ РФ;
в) Шестой, седьмой, восьмой разряды (X6X7X8) указывают на порядковый номер долгового обязательства;
г) Девятый разряд (X9) - буква "V" - указывает, что государственное долговое обязательство РФ выражено в иностранной валюте.
Слайд 82Порядок хранения Долговой книги
Данные Долговой книги РФ хранятся в интегрированной
базе данных Министерства финансов РФ.
Информация, послужившая основанием для регистрации долгового
обязательства в Долговой книге, хранится в металлическом несгораемом шкафу, ключ от которого находится на ответственном хранении у лиц, ответственных за ведение Долговой книги.