Слайд 1Государственный Педагогический Университет им. А.И. Герцена
мини-исследование по проблематике «мужского и
женского».
Выполнила магистрантка 2 курса Психолого-Педагогического факультета кафедры Психологической Помощи
Грачёва Евгения
Преподаватель:
Сабунаева Мария Леонидовна
2011 год
Слайд 2М&Ж
«Изучение различий при выборе жизненных ценностей у мужчин и женщин».
Слайд 3
Цель данного исследования – выяснить, существуют ли различия при выборе
жизненных ценностей у мужчин и женщин или пол человека никак
не влияет на выбор ценностей.
Выборка исследования – 30 человек (15 мужчин и 15 женщин), возрастная категория участников исследования находится в диапазоне от 20 до 27 лет.
Слайд 4Для изучения темы были выбраны 2 методики:
1. Тест, использующий стимульный
материал в виде фотографий, отражающих человеческие ценности. В тест входит
три тематических блока – преимущественно женские ценности, преимущественно мужские ценности и ценности, относящиеся к категории общечеловеческих.
2. Методика «Незаконченные предложения», состоящая из трех предложений, которые необходимо дополнить так, чтобы получились осмысленные фразы.
Слайд 5Первый блок – преимущественно женские ценности
Слайд 6Второй блок – преимущественно мужские ценности
Слайд 7Третий блок – общечеловеческие ценности
Слайд 8Таким образом, мы получили 3 блока:
здоровый образ жизни – вредные
привычки;
материнство – соответствие современным стандартам красоты;
серьезные отношения – отношения
без обязательств.
карьера (приоритет) – творческие поиски себя
активная жизненная позиция – пассивная жизненная позиция;
серьезные отношения – отношения без обязательств.
дети – деньги;
дом (стабильность) – путешествия (развлечения);
природа (гармония) – большой город (материальный комфорт).
Слайд 12После проведенного тестирования получены результаты, представленные в таблицах.
Полное совпадение у
мужчин и женщин мы видим только в третьем блоке (общечеловеческие
ценности) по ответу В - материальные ценности, путешествия, жизнь в городе.
Это говорит, в первую очередь, о том, что именно на эти ценности не влияет пол респондентов.
На выбор данных ответов, скорее всего влияет ситуация в обществе, которая через СМИ и другие каналы сообщает, что главное в жизни – это деньги, власть, развлечения, карьера – пропаганда материальных ценностей.
Наиболее восприимчивы к данному воздействию молодые люди и девушки в возрасте от 18 до 30 лет.
Эти люди предпочитают карьеру семье, жизнь в крупном городе жизни в экологически более благоприятном регионе, путешествия стабильности собственного дома.
Слайд 13Ответы А являются противоположностью ответам В, и по этим ответам
получены различия у мужчин и женщин. По Блоку 1 –
25 и 31; по Блоку 2 – 25 и 20 и по Блоку 3 – 22 и 27 соответственно.
Первый Блок (преимущественно женские ценности) – женщины чаще, чем мужчины выбирали ответ А.
Второй Блок (преимущественно мужские ценности) – мужчины чаще, чем женщины выбирали ответ А.
Блок 3 (общечеловеческие ценности) женщины чаще мужчин выбирали ответ А.
Слайд 14Так как мы изначально закладывали в исследование различие в блоках,
которое утверждает, что существуют преимущественно мужские и преимущественно женские ценности.
В
исследовании получены следующие показатели – женщины выбирали социально одобряемые женские ценности чаще мужчин и наоборот социально одобряемые для мужчин ценности мужчины выбирали чаще. К ценностям противоположного пола респонденты были менее критичны, как и к общечеловеческим ценностям.
Это в первую очередь говорит, о том, что в обществе существует дуализм ценностей – нематериальных и материальных.
Молодые люди находятся в таком положении, что вынуждены выбирать, что в жизни важнее. И сначала для себя выбираются более социально одобряемые варианты.
Слайд 15Третий блок показал, что более фундаментальные ценности женщины выбирали чаще
мужчин.
Возможно, с большой долей вероятности, эти ценности в процессе жизни
будут меняться, т.к. они могут быть связаны и с возрастом респондентов.
Женщины исторически всегда считались хранительницами очага, поэтому семья, дом, природа считаются более предпочитаемыми женщинами, но в современном мире часто женщины выбирают другие ценности. Мужчины же считаются социально ориентированными, и деньги, путешествия и жизнь в крупном городе считается более приемлемыми для мужчин.
Слайд 16Вторая методика, призванная либо подтвердить полученные в тестировании, либо опровергнуть,
проведена в том же объеме.
Полученные данные невозможно обобщить, так как
почти 50 % респондентов показали высокий уровень сопротивления. Большинство респондентов отвечали с юмором.
Это говорит, что данный контингент – молодые люди и девушки в возрасте от 20 до 27 лет – не готовы открыто обсуждать свои ценности.
Это может быть связано как, с несформированностью ценностной системы на данный момент, так и с недостаточно установленным контактом с исследователем, что не позволило открыто говорить о теме исследования.
Слайд 17Данное исследование является первым с использованием этого стимульного материала.
Полученные данные
требуют проверки.
Эти данные можно использовать в качестве отправной точки.
Чтобы проверить
полученную в ходе интерпретации гипотезу о возможном влиянии возраста респондентов на выбор жизненных ценностей, необходимо опросить людей в другом возрастном диапазоне.
Для того, чтобы более глубоко исследовать гендерные особенности выбора жизненных ценностей, возможно, следует убрать изначально установленные препозиции – преимущественно женские и мужские ценности, а также ввести вопрос о сексуальной ориентации.