Слайд 1Государство Древнего Рима 
Периодизация истории Римского государства 
Общественный и государственный
                                                            
                                    
строй царского периода 
Государственный и общественный строй Римской республики 
Римская
                                    империя: принципат и доминат 
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Периодизация истории Римского государства 
1. «Царский период» (753–509 гг. до
                                                            
                                    
н. э.) - правление семи рексов - «царей», становление государственности,
                                    слияние племен в «populus romanus».
2. Период республики (509–27 гг. до н. э.)
3. Период империи (27 г. до н. э. - 476 г. н. э.):
а) принципат (I в. до н. э. - середина III в. н. э.) – «монархия в республиканских одеждах», время, когда императоры-принцепсы вынуждены были маскировать свою монархическую власть;
б) доминат (III – V вв. н. э.) – неограниченная, абсолютная монархия императоров-доминусов (dominium – господство). 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Общественный строй царского периода 
а) патриции (от лат. «pater» -
                                                            
                                    
отец) - верхушка общества, аристократия, владельцы крупных земельных наделов, монополисты
                                    в политической сфере; 
б) плебеи - чужаки, пришельцы, позже патрициев пришедшие в Рим, ограничены в политических, социально-экономических и личных правах; 
в) клиенты - обедневшие члены рода, либо чужаки, принятые в родовую организацию, находившиеся в экономической и личной зависимости от патрициев;
г) рабы (servi) - рабство носило патриархальный характер, рабов было немного, труд их использовался в домашнем хозяйстве знати. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Государственный строй царского периода 
а) рекс (в «царский» период семи
                                                            
                                    
рексов) - военный вождь, власть его ограничивалась сенатом и народным
                                    собранием, и лишь при последних рексах приближается к подлинно монархической; 
б) Сенат (от лат. «senex» - старец) - совет старейшин, наиболее родовитых, богатых, уважаемых членов патрицианских родов, фактически высший орган государственной власти (олигархическое правление); 
в) народное собрание (сходка мужчин-воинов) 
Основные функции: 
- законодательство, 
- избрание рексов, 
- объявление войны и т.д. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Реформы Сервия Туллия 
а) разделение населения на 6 разрядов по
                                                            
                                    
имущественному признаку. 
В основу деления был положен размер земельного надела,
                                    которым владел человек. Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т. д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан - всадники, а безземельные - пролетарии - объединялись в шестой разряд.
б) разбивка каждого разряда на центурии - сотни (всего 193 центурии); 
в) создание высшего органа государственной власти - центуриантных комиций, где каждая сотня имела при голосовании один голос. 
г) административно-территориальное деление города и окрестностей на трибы - округа (4 городских и 17 сельских) для упорядочения налогообложения; 
д) включение плебеев в состав римского народа, допуск богатых плебеев к управлению государством и к ager publicus (общинные земли). 
Реформы способствовали замене родовой организации общества на экономико-территориальную, объединили римский народ и создали предпосылки для возникновения в Риме республики. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Переход к республике 
В 509 г. до н. э. римский
                                                            
                                    
народ, возмущенный тираничным правлением рекса Тарквиния Гордого, изгнал его и
                                    установил республику.
Высшая исполнительная власть была передана двум ежегодно избираемым народным собранием консулам. 
В условиях республики у плебеев появилось больше возможностей для борьбы за уравнение в правах с патрициями. 
Этапы борьбы: 
а) 451–450 гг. до н. э. - принятие законов XII Таблиц, писаного права (провозглашалось, что отныне решение народного собрания - закон); 
б) 445 г. до н. э. - закон Канулея, разрешавший браки между патрициями и плебеями; 
в) 367 г. до н. э. - закон Лициния-Секстия, установивший максимальный размер (125 га) земельного участка, который может находиться в собственности у семьи; изъятие излишков и перераспределение их между безземельными и малоземельными гражданами; 
г) 326 г. до н. э. - закон Петелия, запретивший рабство за долги; 
д) 284 г. до н.э. - закон Гортензия, признавший за решениями плебейских сходок (плебецистов) силу закона. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Общественный строй Римской республики 
а) граждане (нобили, всадники, средние слои
                                                            
                                    
и люмпены). 
В Риме граждане по имущественному признаку подразделялись на
                                    ряд подгрупп с различным объемом политических прав. 
Нобили (сенаторское сословие) - наиболее богатая часть общества, годовой доход которых превышал 1 млн. сестерциев. Нобили были владельцами крупных земельных наделов, рабовладельческих латифундий и именно из них формировался Сенат и высшие магистратуры. 
Всадники (торговцы, ростовщики, откупщики-публиканы) - годовой доход не менее 400 тыс. сестерциев, доминировали в народном собрании и низших магистратурах.
Средний слой (мелкие ремесленники, торговцы, крестьяне-фермеры) обеспечивали Риму военную и политическую стабильность. 
Люмпены, пролетарии - неимущие, но политически полноправные граждане, за голоса которых в народных собраниях боролись политики («хлеба и зрелищ») 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Общественный строй Римской республики
б) перегрины - иностранцы, долгое время проживающие
                                                            
                                    
на территории Рима. Политических прав перегрины не имели, им было
                                    запрещено также приобретать земли в Риме и вступать в брак с римскими гражданами. 
в) рабы (servi). Рабство в Риме носило классический характер, римское право рассматривало раба как вещь, как говорящее орудие (servi res sunt - рабы - это вещи). 
Источниками рабства были: 
- военный плен, 
- рождение от рабынь, 
- покупка рабов на международных рабовладельческих рынках (у пиратов), 
- обращение в рабов за преступления (например, за грабеж). 
Пекулий - предоставление рабу-пекулисту определенной хозяйственной самостоятельности и заинтересованности в результатах своего труда; 
г) либертины - вольноотпущенники. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Государственный строй Римской республики 
Форма Римского государства : 
1) форма
                                                            
                                    
правления - республика (от лат. res publica - общее дело),
                                    большинство государственных должностей - выборные, срочные и сменяемые;
2) форма государственного устройства - полис (унитарное государство с элементами федерации); 
3) политический режим - аристократический, т.к. должности, как правило, занимали представители богатых аристократических фамилий (особенно в Сенате). 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Сенат 
Главенствующее положение в Риме занимал Сенат (300 человек) -
                                                            
                                    
формально совещательное учреждение. 
Сенат, в состав которого входили наиболее богатые,
                                    умудренные жизненным опытом (старше 40 лет) нобили, не был выборным учреждением - раз в пять лет коллегия особых должностных лиц (цензоров) осуществляла ротацию Сената, исключая из него обедневших, либо запятнавших себя преступлениями граждан и включая новых. 
Компетенция Сената: 
1) предварительное рассмотрение законопроектов, выносимых в народное собрание; 
2) исполнение законов; 
3) распределение армий среди полководцев и выделение средств на содержание армии; 
4) составление и исполнение бюджета; 
5) издание сенатусконсультов (мнение Сената по тому или иному правовому вопросу, имевших силу закона); 
6) назначение диктатора (экстраординарная магистратура) и ряд иных полномочий 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Народные собрания (комиции) 
Высшим органом государственной власти в республиканском Риме
                                                            
                                    
провозглашались народные собрания (комиции): 
1) куриатные (древние, утратившие в период
                                    республики первоначальное значение) - в основном церемониальные функции; 
2) трибутные (собрание в округах) - избрание низших должностных лиц, рассмотрение жалоб на действие должностных лиц; 
3) центуриатные (всенародные) - имели в период республики главное значение. 
Функции центуриатных комиций: 
- принятие законов; 
- объявление войны; 
- избрание должностных лиц; 
- предоставление гражданства; 
- решение вопросов о помиловании приговоренных к смерти римских граждан 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Магистраты 
Исполнительная власть в Риме была представлена магистратами
Магистратуры делились на:
•
                                                            
                                    
ординарные (обычные), к которым относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов,
                                    эдилов и др.;
• экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных обстоятельствах - тяжелая война, восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. 
Основными принципами деятельности должностных лиц были: 
1) выборность; 
2) сменяемость; 
3) срочность (как правило, не более одного года); 
4) коллегиальность (с возможностью интерцессии - отмены одним магистратом постановления другого, равной или низшей компетенции); 
5) безвозмездность; 
6) подотчетность.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Магистраты
Диктатор
 В период чрезвычайных ситуаций (вражеское нашествие, гражданская война, мятеж)
                                                            
                                    
по представлению Сената консул мог назначить диктатора. Диктатура устанавливалась на
                                    срок не более, чем на 6 месяцев. 
Полномочия диктатора 
- отмена законов 
казни римских граждан без суда и следствия.
Консулы 
Главными магистратами были два Консула, ежегодно избираемые народным собранием на годичный срок (без возможности переизбрания). 
Полномочия консулов: 
а) командование вооруженными силами; 
б) право вынесения смертных приговоров (с возможностью обжалования в народном собрании); 
в) заключение перемирия, распределение военной добычи и другое. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Магистраты
Преторы. Помощниками консулов были преторы (8 человек), первоначально выполнявшие военные
                                                            
                                    
функции, а впоследствии обязанности организации судопроизводства. 
Особое значение для римского
                                    права имела деятельность перегринского претора (рассматривал споры между иностранцами). 
Цензоры. Два цензора избирались раз в 5 лет для составления списков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списков сенаторов. 
Квесторы ведали финансами и расследовали некоторые уголовные дела. 
Эдилы наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и зрелища. 
Плебейские трибуны, ежегодно избирались плебеями на своих особых сходках как защитники римской бедноты. Дверь дома плебейского трибуна всегда (и днем, и ночью) должна была быть открытой, чтобы любой плебей мог обратиться к своему защитнику за помощью. 
Власть трибуна основывалась на праве вето (от латинского «veto» - я запрещаю) - возможность приостановить исполнение распоряжения любого должностного лица и даже Сената. 
Плебейский трибун был вправе арестовать любого римского гражданина и публично его допросить. 
                                
                            							
								 
							 
														
						 
											
											
                            Слайд 16Основные причины падения республики
1) профессионализация римской армии (реформы Гая Мария)
                                                            
                                    
приводит к тому, что армия утрачивает связь с народом, становясь
                                    игрушкой в руках недобросовестных политиков;
2) гражданские войны приводят к расколу господствующего класса и всего общества в целом; 
3) массовые восстания рабов показали, что республика неспособна эффективно и быстро решать сложные внутренние задачи; 
4) увеличение числа полноправных граждан приводит к тому, что прямая демократия, рассчитанная на управление городом-полисом в рамках огромного государства, становится неэффективной; 
5) массовое разорение свободного крестьянства, мелких ремесленников и торговцев (люмпенизация) приводит к фактически полному исчезновению среднего класса граждан - главной военной и политической опоры республики; 
6) военные диктатуры постепенно приучают общество к мысли о том, что единовластие – лучший способ управления государством. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Римская империя: принципат 
В 27 г. до н. э. Октавиан
                                                            
                                    
Август становится единовластным правителем-принцепсом, объединяя в своих руках полномочия 
консула
                                    (верховное командование армией), 
диктатора (право казни гражданина), 
цензора (право изменять персональный состав Сената). 
Установление в Риме монархии повлекло изменения в общественной сфере: 
а) рост числа свободных землевладельцев (за счет воинов-ветеранов, а также варваров, селившихся на территории империи); 
б) временное улучшение положения рабов (такой источник рабства, как военный плен иссякает, на первое место выходит естественное воспроизводство рабов, для которого необходимо было создать соответствующие условия - запрет убивать рабов, жестоко с ними обращаться, разлучать при продаже их семьи); 
в) увеличение числа «полноправных» граждан (в 212 г. император Каракалла своим эдиктом даровал права римских граждан всем свободным жителям империи, но нужно отметить, что «гражданские права» в условиях монархии - зачастую фикция, главными стали не права, а обязанности - платить налоги, служить в армии); 
г) формирование нового слоя господствующего класса - провинциальной знати (греческой, гальской, германской). 
                                
                            							
								 
							 
														
						 
											
                            Слайд 18Государственный механизм принципата 
Принципат сохраняет видимость республиканской формы правления и
                                                            
                                    
почти все учреждения республики: созываются народные собрания, заседает сенат, по-прежнему
                                    избираются консулы, преторы и народные трибуны. 
Фактически принципат был монархией, поскольку при сохранении старых республиканских учреждений власть была сосредоточена в руках одного человека - первого сенатора, то есть принцепса.
Переход управления государством к принцепсу произошел вследствие наделения его высшей властью, избрания на важнейшие должности, создания им отдельного чиновничьего аппарата и командования всеми армиями. Император-принцепс соединял в своих руках полномочия всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна.
Права сената были лишь почетными, а его полномочия - ограниченными. Законопроекты, поступавшие на одобрение в сенат, исходили от принцепса, и их принятие обеспечивалось его авторитетом. 
Народные собрания пришли в упадок. Обыкновенными явлениями стали подкуп, разгон собраний, насилие над их участниками 
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 20Государственный строй Рима в период домината 
В целях укрепления государства,
                                                            
                                    
упорядочения управления провинциями, императором Диоклетианом проводится комплекс реформ: 
1) административная
                                    реформа - разделение империи на Западную и Восточную, территория империи разделяется на 10 диоцезов (120 провинций); 
2) налоговая реформа - вместо косвенных налогов вводится единый поземельно-подушный налог в денежной или натуральной формах; 
3) финансовая реформа - введение полноценной золотой монеты (наряду с находящейся в обороте серебряной и медной); 
4) военная реформа:
разделение армии на внутренние войска, пограничные войска и преторианскую гвардию; 
увеличение численности армии на треть; 
введение рекрутских наборов; 
пополнение армии за счет варваров. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Государственный строй Рима в период домината
Создается разветвленный чиновничий бюрократический аппарат,
                                                            
                                    
Римская империя все более приобретает черты восточной деспотии. 
Старые республиканские
                                    учреждения исчезают. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств. Руководство ими осуществляют сановники, находящиеся в непосредственном подчинении императора. Особое положение среди этих ведомств занимали:
• государственный совет при императоре;
• финансовое ведомство;
• военное ведомство.
При сыновьях императора Феодосия I в 395 г. произошло разделение Римской империи:
• Западная Римская империя со столицей в Риме; прекратила свое существование в 476 г., когда глава германских наемников Одоакр сверг римского императора Ромула-Августула и занял его место;
• Восточная Римская империя со столицей в Константинополе; существовала еще около 1000 лет под названием Византии. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Причины падения Римского государства 
1) усиление центробежных тенденций в провинциях;
                                                            
                                    
2) кризис рабовладельческого способа производства, появление элементов феодального общества (колонат);
                                    
3) нашествие варваров (германцев, гуннов); 
4) падение уровня жизни граждан из-за ужесточения налоговой политики.