Слайд 1Тема 12. Государство в смешанной экономике
Слайд 212.1 Фиаско (ограничения) рынка.
Функции государства в рыночной экономике
1. Производство
общественных благ.
Общественные блага – блага, которые обладают двумя характерными
свойствами: несоперничество и неисключаемость из потребления.
Чистые общественные блага обладают двумя указанными свойствами в отчетливо выраженной степени.
Смешанные общественные блага - блага, у которых одно или оба свойства могут быть выражены слабее.
Слайд 3Блага, которые не обладают вообще указанными свойствами, называются «частными» и
производятся на рыночной основе.
Проблема«безбилетника»,
или «зайца»- уклонение отдельного индивидуума от участия в финансировании производства общественного блага.
Слайд 42. Минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий.
Теорема Коуза: если
трансакционные издержки равны нулю или пренебрежимо малы, то вне зависимости
от первоначальной спецификации прав собственности их окончательное распределение Парето - эффективно.
Слайд 5Способы минимизации отрицательных экстерналий
1. принятие административных мер по отношению
к тем, чья деятельность вызывает отрицательные экстерналии.
2. косвенный метод
борьбы с отрицательными экстерналиями через налоговую сферу.
Слайд 63. Пресечение асимметричной информации;
4. защита конкуренции;
5. сглаживание макроэкономических колебаний;
6.
политика поддержания доходов;
7. правовое обеспечение функционирования рыночного механизма.
Слайд 712.2 Теория общественного выбора
Лоббизм - оказание давления на правительство определенными
группами интересов.
Политическая рента - это получение экономической ренты путем политического
процесса.
Логроллинг - это торговля голосами, когда один индивид обещает свою поддержку другому индивиду в голосовании по какому-либо вопросу в обмен на поддержку противоположной стороны при голосовании по вопросу, интересующему первую сторону.
Слайд 8Поведение рационального избирателя
E(UAt+1) – E(UBt+1), где
t+1 - период времени
между прошедшими и настоящими выборами;
А - партия у власти;
В -
оппозиция;
U - полезность от деятельности правительства за период t + 1;
Е - ожидаемая ценность.
Слайд 9
где Uti - максимально возможная полезность, идеальная (i - ideal),
которую можно было бы получить за истекший период t.
Uta -
полезность, реально полученная (а - actual) за истекший период t.
Слайд 10Парадокс Кондорсе: голосование большинством не всегда дает разумный выбор, несмотря
на демократичность этой процедуры.
К.Эрроу Теорема невозможности: общество не может найти
процедуру принятия непротиворечивых, согласованных решений, если только эти решения не оставлены на усмотрение одного лица.
Слайд 11Разумный выбор возможен при соблюдении пяти аксиом
Коллективный выбор должен
быть осуществим для любой комбинации предпочтений участников голосования;
если одна из
альтернатив поднимается выше в шкале предпочтений одной личности, то она должна подняться в коллективной шкале предпочтений;
условие независимости от внешних альтернатив;
условие суверенитета граждан;
условие недиктаторских выборов.
Слайд 1212.3 Фиаско (ограничения) государства
«Провалы» (фиаско) государства (правительства) – это случаи,
когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и
использование общественных ресурсов.
Слайд 13Причины фиаско государственного регулирования
нарушение пропорций между предельными затратами и
предельными выгодами;
неравенство в получении информации;
недобросовестность государственных чиновников (государственной бюрократии);
несовместимость
во времени (несоразмерность временных горизонтов).
Слайд 14Внутренний лаг - промежуток времени, который проходит между моментом возникновения
какого-либо экономического явления и моментом принятия ответной меры.
Внешний лаг
- это промежуток времени, который проходит между моментом принятия какой-либо меры и моментом проявления ее результатов.
Слайд 15Закон непредвиденных последствий: в результате осуществления каких-либо мероприятий желаемый результат
не достигается или достигается с большими издержками.
Слайд 1612.4 Государственное регулирование экономики:
основные цели и инструменты
правительственные органы должны
выбрать конечные цели экономической политики и сформулировать их;
правительство оценивает, какими
политическими инструментами оно располагает;
государственные деятели должны опираться на какую-либо модель экономики, которая связывает воедино цели и инструменты.
Слайд 17Взаимозаменяемость целей означает, что невозможно достижение рассматриваемых целей одновременно.
Взаимодополняемые
цели сочетаются друг с другом.
Нейтральные цели - не влияющие
на достижение друг друга, встречаются весьма редко.
Слайд 18Прямое вмешательство государства - это и принятие законодательных актов, призванных
упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы.
Косвенное
вмешательство – это осуществление регулирования посредством использования основных инструментов государственной экономической политики, которыми являются налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика.