Слайд 1Готовимся к итоговому сочинению.
Тематические направления 2019 года
Сочинение-рассуждение
Пензенский государственный университет
Слайд 4Роль и место сформированности навыков
построения развернутого речевого высказывания
в
системе школьного обучения
Слайд 5Блок-схема
для сочинения-рассуждения
Слайд 6«Война и мир» – к 150-летию великой книги
Темы, связанные с
данным направлением, предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков
знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, воплощённый в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном соотношении, о природе подлинного героизма и патриотизма, а также о других вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях.
Слайд 7Исторические уроки
Война 1805–1807 годов в изображении Л. Н. Толстого
Война 1812
года в изображении Л. Н. Толстого
Победа и поражение
Слайд 8Нравственно-философские уроки
Победа и поражение
О ценности духовного и практического опыта
русского народа в войне 1812 года
Слайд 9Вечное стремление человека к миру и гармонии
Этапы духовных исканий А.
Болконского и П. Безухова
Образ Наташи Ростовой
Образ Платона Каратаева
Слайд 10Причины разлада и поиска согласия между людьми
в семейных и
социальных отношениях
Андрей Болконский
Николай Ростов
Петя Ростов
Пьер Безухов
Наташа Ростова
Кутузов
Раевский
Тушин
Наполеон
Анатоль и Элен Курагины
«Я»
в мире:
Слайд 11Причины разлада и поиска согласия между людьми
в семейных и
социальных отношениях
Весь мир в моем «я»
Андрей Болконский
Николай Ростов
Петя Ростов
Наташа
Ростова
Федор Долохов
Слайд 12Многозначность понятий «война» и «мир»
и их сложное соотношение
«Война» –
активное проявление исторической агрессии, смерть, состояние людей суетливого «мира». «Война»
как полюс эгоизма, подлости, отпадения от народной жизни.
«Мир» – состояние покоя, отсутствие войны, крестьянская община, общество, народ, а также вся Вселенная и омут жизни («мирские соблазны»). «Мир» как полюс единения людей. Пребывание толстовских героев в разные моменты жизни в разных «мирах». (Например, Пьер Безухов: омут жизни (молодость, дуэль с Долоховым), единение с народом (на поле боя, плен, встреча с Каратаевым).
Слайд 13Природа подлинного героизма и патриотизма
Кутузов
Багратион
Тимохин
Тушин
Раевский
Слайд 14Вечные проблемы
«Ум ума» и «ум сердца» (Наташа Ростова, Пьер Безухов,
семья Болконских)
Проблема выбора
Проблема смысла жизни
Семья как колыбель нравственных начал
Природа как
источник силы человека
Слайд 15Философия истории в романе-эпопее Л. Н. Толстого
Роль и место «великих
людей» в истории
Причины исторических событий
Суть власти
Слайд 16Тема: Чем роман Л. Н. Толстого «Война и мир»
может
быть интересен современному читателю?
Тезис: Роман Л. Н. Толстого «Война и
мир» интересен современному читателю тем, что в нем поднимаются актуальные всегда, «вечные» темы и проблемы.
Аргумент 1: С проблемой выбора жизненного пути сталкивается каждый человек. Любой из нас должен определиться с тем, что самое важное в жизни, расставить приоритеты исходя из своей системы ценностей и соотнести свое решение с общепринятой моделью поведения.
Пример 1: Выбор Андреем Болконским пути чести и славы, а не тихой семейной жизни.
Слайд 17Тема: Чем роман Л. Н. Толстого «Война и мир»
может
быть интересен современному читателю?
Аргумент 2: На определенном этапе своего духовного
развития человек спрашивает себя о своем предназначении, о цели и смысле жизни.
Пример 2: Путь Пьера Безухова увенчан счастливым браком и востребованностью в обществе потому, что смысл жизни он искал не в себе, не для себя, а вовне своего собственного «я» – стремился к «роевой» жизни.
Вывод: Мировая классическая литература ценна тем духовным опытом, который актуален для любого из нас. Решения, к которым приходят герои романа-эпопеи Л. Н. Толстого, уроки, которые дает им жизнь, для вдумчивого читателя могут стать основой для нравственного и социального взросления.