Слайд 1ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Методика проектирования современного урока:
принципы, подходы, модели
Методист по
информатике и ИКТ
Черницына Лариса Юрьевна
chernicynalu@mosmetod.ru
8(909) 984-97-81
Слайд 2ОСНОВА
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Системно-деятельностный подход
Формирование готовности к саморазвитию и
непрерывному образованию
Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе
образования;
Активную учебно-познавательную деятельность обучающихся
Построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Обеспечивает
ФГОС ООО, Раздел 1, п.5
Слайд 3Как организовать современный урок с точки зрения системно-деятельностного подхода?
Как сформулировать
цели урока с позиций планируемых результатов образования?
Какой учебный материал отобрать
и как его структурировать?
Какие методы и средства обучения выбрать?
Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения?
Слайд 4Технология развивающего обучения
Эльконин Даниил Борисович (29.02.1904 - 1984) - доктор
психологических наук, профессор, выдающийся отечественный психолог, специалист в области детской
психологии, автор теории периодизации психического развития.
Василий Васильевич Давыдов (31 августа 1930 — 19 марта 1998) — советский педагог и психолог. Академик и вице-президент Российской академии образования (1992). Доктор психологических наук (1971), профессор (1973).
Слайд 5Акцент целей технологии:
– формировать теоретическое сознание и мышление;
– формировать не столько ЗУНы,
сколько способы умственной деятельности – СУДы;
– воспроизвести в учебной деятельности логику
научного мышления.
Особенностью данной методики является целенаправленная учебная деятельность, ЦУД, признаки которой суть познавательно-побуждающие мотивы, цель сознательного развития, субъект-субъектные отношения педагога и обучаемого, направленность на методологию формирования ЗУН и СУД, творческая рефлексия.
Это целенаправленная учебная деятельность, в которой обучаемый ставит цели и задачи самоизменения и творчески их решает.
Метод включает проблемное изложение материала, моделирование учебных задач. Проблемное изложение побуждает к коллективной мыслительной деятельности, формированию межличностных отношений в учебной деятельности.
Слайд 6Сущность развивающего обучения
В деятельности целеполагания воспитываются свобода, целеустремленность, достоинство, честь,
гордость, самостоятельность;
при планировании – инициатива, творчество, организованность, самостоятельность, воля;
при реализации целей – трудолюбие, дисциплина, активность, мастерство;
на этапе анализа формируются отношения, ответственность, критерии оценки.
Все группы качеств личности в современной педагогике
ЗУН – знания, умения, навыки;
СУД – способы умственных действий;
СУМ – самоуправляющие механизмы личности;
СЭН – эмоционально-нравственная сфера;
СДП – деятельностно-практическая среда – взаимосвязаны и представляют cложнейшую динамически развивающуюся целостную структуру
РО = ЗУН + СУД + СУМ + СЭН + СДП.
Слайд 7Урок: от проекта к планированию
Проект (от лат. projectus — брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) — замысел,
идея, образ, воплощённые в форму описания раскрывающих сущность замысла
и возможность его практической реализации.
Слайд 8Типология уроков
А.К. Дусавицкого
Урок постановки учебной задачи.
Урок решения учебной задачи.
Урок
моделирования и преобразования модели.
Урок решения частных задач с применением открытого
способа.
Урок контроля и оценки.
В дидактической системе
деятельностного метода
Урок «открытия» нового знания.
Урок рефлексии.
Урок общеметодологической направленности.
Урок развивающего контроля.
Слайд 9Урок: от проекта к планированию
Планирование — оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность
(совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем.
Слайд 10ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
деятельности
минимакса
творчества
вариативности
психологической
комфортности
целостности
непрерывности
Слайд 11Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода
Представить урок в виде логически
законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом.
Исходя из
тематики урока, цели модуля, с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием или технику из банка приемов.
Для подготовки учебных задач на основе материала учебника может быть использован конструктор ситуационных задач Илюшина.
Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системно-деятельностного подхода. Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации.
Оценить КПД урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся при минимальной деятельности учителя.
Слайд 12Основные компоненты современного урока
Организационный – организация класса в течение всего
урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
Целевой – постановка
целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всём курсе.
Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.
Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
Технологический – выбор форм, методов и приёмов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.
Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
Слайд 13Структура современного урока
В основе выделения этапов учебного занятия лежит логика
процесса усвоения знаний:
восприятие – осмысление – запоминание – применение
– обобщение – рефлексия.
Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру:
1. организационный этап;
2. этап проверки домашнего задания;
3. этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала;
4. этап изучения новых знаний и способов деятельности;
5. этап первичной проверки понимания изученного;
6. этап закрепления изученного;
7. этап применения изученного;
8. этап обобщения и систематизации;
9. этап контроля и самоконтроля;
10. этап коррекции;
11. этап информации о домашнем задании;
12. этап подведения итогов занятия;
13. этап рефлексии.
Слайд 14Цель
Проблема
Структура урока
Актуализация знаний
Перспектива
Рефлексия
Оценка
Результат
Реализация плана и достижение результата урока
Начало
Основная часть
Итог
Слайд 15Формы и методы обучения
2. Методы обучения:
приёмы обучения,
средства обучения (материальные
и идеальные: сумма ЗУН, речь, письмо, опыт, мастерство и тд).
Формы
организации урока:
индивидуальная,
групповая,
дифференцированно-групповая,
парная,
фронтальная.
Слайд 16Классификация методов обучения по источнику получения знаний (Голант, Верушин)
Слайд 17Классификация методов обучения по типу познавательной деятельности ученика (Лернер, Скаткин)
Слайд 18Структура урока: цель — содержание (формы, методы) — результат.
Ошибки формулировки
целей урока
Слайд 19ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
http://mosmetod.ru/
Методист по информатике и ИКТ
Черницына Лариса Юрьевна
chernicynalu@mosmetod.ru
8(909) 984-97-81