Слайд 1Задание №10
ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ (ВВОДНЫЕ СЛОВА, СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ; ВСТАВНЫЕ
КОНСТРУКЦИИ; ОБРАЩЕНИЯ)
Слайд 2 Цели занятия
Повторить и обобщить знания о словах и
конструкциях, грамматически не связанных с членами предложения.
Закрепить навыки нахождения
вводных слов, словосочетаний; вводных и вставных конструкций; обращений.
Повторить правила постановки знаков препинания в таких предложениях.
Слайд 3I. Вводные слова
членами предложения не являются
к ним нельзя задать вопрос от других членов
предложения;
они осложняют
предложение.
С их помощью говорящий выражает своё
отношение к тому, о чём говорится в
предложении.
Я, наверное, хорошо сдам экзамен;
Я, безусловно, хорошо сдам экзамен.
На письме вводные слова выделяются запятыми.
Слайд 4
II. Вводные и вставные конструкции
не являются частями предложения, а осложняют простое предложение (или сложное). Вводные предложения выражают отношение говорящего к содержанию высказывания, а вставные конструкции содержат добавочные замечания, попутные уточнения. При вводных предложениях ставятся чаще всего запятые, а при вставных — тире или скобки
Я, как мне кажется, выучил все правила.
В один из зимних вечеров — я лежал на диване с интересным детективом — вдруг раздался звонок, перевернувший впоследствии всю мою жизнь.
Слайд 5
III. Вводные слова делятся на разряды.
1. Выражают чувства говорящего
(радость, сожаление, удивление и т.д.).
К счастью, к несчастью, по счастью,
по несчастью, к радости, к огорчению, к прискорбию, к досаде, к сожалению, к удивлению, к ужасу, к стыду, на счастье, на радость, на беду, чего доброго, странное дело, удивительное дело, не ровен час, нечего греха таить и др.
Слайд 6
2. Выражают оценку говорящим степени достоверности сообщаемого
(уверенность, предположение, возможность, неуверенность и т.д.)
Конечно,
несомненно, без всякого сомнения, очевидно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, действительно, наверное, возможно, верно, вероятно, по всей вероятности, может, может быть, быть может, должно быть, кажется, казалось бы, видимо, по-видимому, пожалуй, в самом деле, правда, не правда ли, в сущности, по существу, по сути, право, чай, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю и др.
Слайд 73. Указывают на связь мыслей, последовательность их изложения.
Итак,
следовательно, значит, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, между прочим, в
общем, в частности, прежде всего, кроме того, сверх того, стало быть, например, к примеру, главное, таким образом, кстати, кстати сказать, к слову сказать, во-первых, во-вторых и т. д., с одной стороны, с другой стороны, повторяю, подчёркиваю и др.
Слайд 8
4. Указывают на приёмы и способы оформления мыслей.
Словом, одним словом,
иными словами, другими словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту говоря,
мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать, что называется и др.
Слайд 95. Указывают на источник сообщения.
Говорят, сообщают, передают, по
словам..., по сведениям..., по сообщению..., по мнению..., по-моему, по-твоему, по-нашему,
по-вашему, на мой взгляд, по слухам, по преданию, помнится, слышно, дескать, мол и др.
Слайд 10
6. Слова, обращённые к собеседнику с целью привлечь
его внимание к сообщаемому, внушить определённое отношение к излагаемым мыслям.
Видишь(ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), знаешь (ли), знаете (ли), пойми, поймите, поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите, представьте себе, извините, простите, веришь (ли), пожалуйста, помилуйте, заметьте себе, сделайте милость, скажите на милость, если хотите знать и др.
Слайд 117. Указывают оценку меры того, о чем говорится.
Самое большее, самое
меньшее, по крайней мере, без преувеличений и др.
Слайд 128. Показывают степень обычности того, о чём говорится.
Бывает, бывало, случается,
случалось, по обыкновению, по обычаю и др.
Слайд 139. Выражают экспрессивность высказывания.
По правде, по совести, по
справедливости, кроме шуток, смешно сказать, не в укор будь сказано,
надо признаться, сказать по чести, признаться сказать, честно говоря, между нами говоря, между нами будь сказано и др.
Слайд 14
IV. NB! Не являются вводными и не выделяются запятыми
следующие слова и сочетания слов:
авось, бишь, буквально, будто, вдобавок, в
довершение, вдруг, ведь, в конечном счёте, вот, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, иногда, как будто, как бы, как раз, между тем, небось, никак, поистине, почти, поэтому, приблизительно, примерно, притом, причём, просто, решительно, словно, тем не менее, якобы и др. подобные (частицы, наречия).
Слайд 15 VI. К трудным случаям в этом задании относятся такие
предложения, в которых вводное слово стоит в середине его, а
запятая в ответе будет одна. Когда это происходит?
Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота (обособления, уточнения, пояснения, присоединения), то знаком препинания от оборота оно не отделяется; если же вводное слово находится в середине подобного оборота, то оно выделяется запятыми на общих основаниях:
Он погрузился в размышления, видимо производя в уме какие-то расчеты.
Он погрузился в размышления, производя, видимо, в уме какие-то расчеты.
Слайд 16
2. Если вводное слово стоит после противительного союза а и
изъять его или переставить невозможно, то вводное слово запятой от
союза не отделяется (а значит, а следовательно, а впрочем, а напротив):
Расчёты были сделаны наскоро, а следовательно, неточно.
Но: если изъятие или перестановка вводного слова возможны, то запятая ставится и после союза, поскольку он не связан с вводным словом: Вы должны работать энергичнее, а, проще говоря, не лениться.
Слайд 17КАК ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЕ 10.
Сначала внимательно прочитайте заданное предложение и рассмотрите
все запятые в нём. Их будет минимум три.
Постарайтесь определить,
какую функцию выполняет каждый знак препинания.
Если вы видите в предложении одно из слов, перечисленных в таблице разрядов вводных, то выписывайте цифры, обозначающие запятые.
Если вводное слово стоит в середине предложения, то цифры будет две, а если в начале или конце предложения, то цифра одна, например:
Там, (1) вверху, (2) светило яркое южное солнце. Должно быть, (3) лучи его припекали так сильно, (4) что трава давно уже высохла.
Ответ 3.
Слайд 18Практические задания
Задание звучит так: «В приведенных ниже предложениях пронумерованы
все запятые.
Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове или вводных
конструкциях».
Мальчики,(1) конечно,(2) сделали так,(3) как велела совесть,(4) а совесть — это чувство,(5) помноженное на осознание правоты.
Ответ: 12
Слайд 19В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)
запятую(-ые) при вводном слове или вводных конструкциях.
— Какая,(1) однако,(2) сила
у света,(3) отражённого от осенних лесов! Всё купе как в зареве. И,(4) в частности,(5) ваше лицо. (К. Паустовский)
Ответ: 1245
Слайд 20В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)
запятую(-ые) при вводном слове или вводных конструкциях.
Когда я училась
в шестом классе и продолжала читать, (1) как говорится, (2) запоем, (3) вдруг вычитала где-то, (4) что человек за жизнь может прочесть, (5) кажется, (6) не более 10 тысяч книг. (М. Чудакова)
Ответ: 1256
Слайд 21В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)
запятую(-ые) при вводном слове или вводных конструкциях.
Я сегодня снова встретил
солнце на палубе,(1) около четырёх утра. В памяти не удержишь,(2) так в душе останется и,(3) может,(4) в последний час откликнется именно этот восход солнца на Ангаре-реке. (А. Приставкин)
Ответ: 34
Слайд 22 В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите
цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове или вводных конструкциях.
Поведение учительницы
было,(1) на его взгляд,(2) лишено логики: тащиться в театр,(3) да ещё в неокончившиеся каникулы, (4) с классом? (Г. Щербакова)
Ответ: 12
Слайд 23В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)
запятую(-ые) при вводном слове или вводных конструкциях.
И,(1) быть может,(2) поэтому
я была несправедлива к тебе. Но теперь я хочу,(3) чтобы ты был счастлив,(4) Коля. (Р. Фраерман)
Ответ: 12
Слайд 24В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)
запятую(-ые) при вводном слове или вводных конструкциях.
Нет,(1) опасный волшебник,(2) разумеется,(3)
не стал бы говорить так,(4) и она подошла ближе. (А. Грин)
Ответ: 23
Слайд 25В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)
знаки препинания при вставных конструкциях.
Наполеон и Байрон – (1)хотя
и по разным причинам, (2) и в разных смыслах – (3) являлись излюбленными героями романтической поэзии.
(Е. Маймин)
Ответ: 13
Слайд 26В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)
знаки препинания при вставных конструкциях.
Тьма ( (1) или
это только чудилось) (2) наступила очень быстро, (3) и вместе с ней пришел вечер.
(О. Микулов)
Ответ: 12
Слайд 27В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)
запятую(-ые) при вводном слове или вводных конструкциях.
Нетрудно было заметить, (1)
что путешествие ей нисколько не в тягость, (2) а, (3) наоборот, (4) в приятность и удовольствие.
(Б. Акунин)
Ответ: 34
Слайд 28В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)
запятую(-ые) при вводном слове или вводных конструкциях.
Можно, (1) конечно, (2)
подойти, (3) а можно и не подходить, (4) это будет нехорошо,(5) но справедливо...
(Б. Емельянов)
Ответ: 12
Слайд 29В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)
запятую(-ые) при вводном слове или вводных конструкциях.
Говорят, (1) что у
каждого человека в жизни должна быть цель. Мама и папа,(2) когда оставались вдвоём,(3) кажется,(4) ни о чём,(5) кроме моей болезни,(6) не говорили. (А. Алексин)
Ответ: 34
Слайд 30В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)
запятую(-ые) при вводном слове или вводных конструкциях.
И вместе с
водой,(1) по неведомым подземным ходам и тоннелям, (2) уходит и приходит рыба. И всё это через одну дыру в дне,(3) «яму»,(4) как говорят местные жители,(5) или «понор»,(6) «прорву»,(7) как говорят краеведы.
(Н. Сладкое)
Ответ: 457
Слайд 31В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)
запятую(-ые) при вводном слове или вводных конструкциях.
За это стояние
на задних лапках перед такой же собакой,(1) как и он сам,(2) люди считали Тобика дураком: зря,(3) мол,(4) старается.
Очевидно,(5) он полагал,(6) что все шишки сыплются из этого созвездия.
(К. Паустовский)
Ответ: 345
Слайд 32В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Действительно (1) в протоке
чёрной точкой показалась рыбачья лодка(2) огибавшая остров. Это и был Тарас. Он плыл(3) стоя на ногах(4) и ловко управлял одним веслом. Когда он подплыл ближе(5) я заметил(6) к удивлению(7) плывшего перед лодкой лебедя.
Ответ: 167
Слайд 33В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Алёшка,(1) ты погляди,(2) —
указывает дед,(3) — никак,(4) у чужой калитки родня появилась. Наверно,(5) — отвечает Алёша и дальше идёт.
Ответ: 45
Слайд 34В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
У людей уже не
хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но таких магазинов,(1) где торговали бы друзьями,(2) конечно,(3) нет,(4) и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь,(5) чтобы у тебя был друг,(6) приручи меня!
Ответ: 23
Слайд 35 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все
за¬пятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводной конструкции.
Толик завидовал
Тёме,(1) своему геройскому товарищу,(2) и глядел на него уважительно,(3) будто на взрослого. В самом деле,(4) этот пожар как бы разделил их. Толик остался таким же мальчишкой,(5) как был,(6) а Тёмка сразу стал взрослым.
Ответ: 4
Слайд 36В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.
История жизни Демосфена,(1) упорство,(2)
с которым он победил обстоятельства,(3) преодолел,(4) казалось бы,(5) неодолимые препятствия и сумел стать тем,(6) кем стремился,(7) поучительна и для нашего времени.
Ответ: 45
Слайд 37 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
— Как ты думаешь,(1)
куда он мог деться?
— Ну что я могу думать,(2) — усмехнулся отец. — Может,(3) пошёл кот погулять, (4) вот и всё. А может, (5) украл кто-нибудь? Есть такие подлецы...
Ответ: 35
Слайд 38Обращение — это слово (существительное или прилагательное и причастие в
роли существительного в именительном падеже) или словосочетание, называющее того, кому
адресована речь. Чаще всего обращение выражено именем собственным и является наименованием лица, к которому обращаются с речью:
Саша, ты сегодня поздно придёшь из школы? Основная функция обращения — привлечь внимание собеседника, побудить его слушать обращённую к нему речь.
Обращение — неотъемлемая черта разговорной речи и диалогов художественных текстов, оно используется преимущественно в побудительных или вопросительных предложениях.
Слайд 39Но обращения — это не только названия людей или клички
животных. Это могут быть и названия неодушевлённых предметов, а также
явлений неживой природа:
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный. Журчи, журчи свою мне быль... (Пушкин);
Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия (Пушкин).
Такие обращения — особый поэтический приём, они имеют характер олицетворения.
Слайд 40Как выполнить это задание
1. Найдите в заданном предложении все слова
в именительном падеже, при которых стоят запятые. Определите грамматическую основу
предложения, потому что обращения часто путают с подлежащим. Сравните:
Дочка дворника,(1) Машутка, (2)в ужасе бросилась в дом.
— Не знаю, о чём ты думаешь,(3) Марина, (4) таская в дом эти книги! (Осеева)
Ответ: 34
Слайд 412. Прочитайте предложение. Обращения произносятся с особой звательной интонацией называют
того, к кому обращаются с речью; они могут стоять в
любой части предложения — в начале, середине или в конце:
Вперёд чужой беде не смейся, (1)голубок! (Крылов)
Ответ: 1
Слайд 423. Есть и более сложные случаи,
о которых нужно знать.
Иногда
в одном предложении одно и то же обращение повторяется несколько
раз, причём не подряд, а отделяются они друг от друга членами предложения, что создаёт особую экспрессию:
Вы, (1) сударь,(2) камень, (3) сударь,(4) лёд. (Грибоедов)
Ответ: 1234
Слайд 434. Обращения чаще всего бывают нераспространёнными (то есть состоят из
одного слова), но могут быть и распространёнными (содержат ещё и
определения):
Юноша бледный со взором горящим!
Ныне даю я тебе три завета (Брюсов).
Слайд 446. Распространённое обращение может быть разорвано членами предложения, например:
Отколе,(1)
умная,(2) бредёшь ты,(3) голова?! (Крылов)
Ответ: 1, 2, 3.
Слайд 457. В предложении может быть несколько разных по форме обращений,
которые называются однородными:
Подруга дней моих суровых,(1) голубка дряхлая моя!
(2) Одна в глуши лесов сосновых давно,(3) давно ты ждёшь меня. (А. Пушкин)
Ответ: 12
Слайд 46Практические задания
В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы),
обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении.
Так вот он,(1) зимний дуб! И,(2) мысленно
попросив у дуба прощения за свою маленькую человеческую хитрость, (3) она сказала: — Что ж, (4) Савушкин,(5) это только значит, (6) что короткий путь ещё не самый верный.
(Ю. Нагибин)
Ответ: 45
Слайд 47В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)
запятую(-ые) при обращении.
Сперва они хотели прогнать напугавшую их собаку и
даже застрелить её,(1) если не уберётся,(2) но потом привыкли к лаю по ночам и иногда по утрам вспоминали...
— Я тебя люблю, (3) Кусачка,(4) я тебя очень люблю. Ты не веришь мне,(5) Кусачка? (Л. Андреев)
Ответ: 345 .
Слайд 48В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)
запятую(-ые) при обращении.
— Иди сюда,(1) тут родник,(2) — закричал Васька.
—
Им открылась страна,(3) которой они никогда прежде не видели... — Правда,(4) Васька? (А. Приставкин)
Ответ: 4
Слайд 49В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)
запятую(-ые) при обращении.
Потёр Суворов от удовольствия руки и только хотел
сказать: «Ну,(1) братец,(2) попался!» — как вдруг солдат вытянулся во фрунт и гаркнул:
- Виктория, (3) ваше сиятельство!
- Помилуй бог, (4) как провёл!
- Помилуй бог,(5) настоящий солдат! (С. Алексеев)
Ответ: 123
Слайд 50В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)
запятую(-ые) при обращении.
Звали его так же,(1) как моего последнего собачьего
друга,(2) Томкой.
— Томка, (3) — сказал я жалобно, (4) — проснись. (Б. Емельянов)
Ответ: 3
Слайд 51В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)
запятую(-ые) при обращении.
— Ну какая же это верба,(1) юноши? —
говорил он,(2) просматривая работы учеников.
— Далеко ещё до весны,(3) Дарья Петровна. Ой,(4) далёконько...
(О. Туберовская)
Ответ: 13
Слайд 52В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)
запятую(-ые) при обращении.
Берегите красоту природы,(1) люди. И не бежит от
него в страхе потревоженный заяц, (2) не кричит,(3) как над чужим,(4) сорока. (Е. Носов)
Ответ: 1
Слайд 53В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)
запятую(-ые) при обращении.
— Не от народа,(1) а от топора,(2) Поленька.
У топора глаз нету,(3) — тотчас отвечала Таиска. — Железный он,(4) на рукоятку надетый. (Л. Леонов)
Ответ: 2
Слайд 54В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)
запятую(-ые) при обращении.
— Ребята,(1) я отца ждал дольше,(2) чем вы.
Сообщаем,
(3) что отец ваш, (4) майор Козырев, (5) пал смертью храбрых седьмого мая сорок пятого года. (А. Приставши)
Ответ: 1
Слайд 55В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)
запятую(-ые) при обращении.
Что ж ты,(1) трусишка такой,(2) всего боишься? —
спросила мама,(3) глядя на меня с весёлым удивлением. — Бабушка,(4) наверное, (5) настращала опять? (П. Санаев)
Ответ: 12
Слайд 56В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)
запятую(-ые) при обращении.
Однажды моей соседке по коридору,(1) Полине Ивановне,(2) из
смежной квартиры,(3) сделалось плохо с сердцем.
— Бабусик,(4) я пойду,(5) — обратилась она к Полине Ивановне. (П. Васильев)
Ответ: 4
Слайд 57В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)
запятую(-ые) при обращении.
Ты сбереги их,(1) родной мой,(2) и придёт время,(3)
когда они станут твоими друзьями. Ты у меня славный, (4) умница. (В. Крапивин)
Ответ: 12
Слайд 58В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)
запятую(-ые) при обращении.
Прости меня, (1) мама…
Берегите матерей так,(2) как они
берегут нас!
Ах, (3) если б навеки так было!
(А. Алексин)
Ответ: 1
Слайд 59В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)
запятую(-ые) при обращении.
Знаешь Катюшу,(1) соседку?
Будь умник, (2) пойди к Кате.
Иди,(3)
милый,(4) я приду.
(Л. Толстой)
Ответ: 34
Слайд 60В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)
запятую(-ые) при обращении.
Нас было трое: Колька Сурков,(1) Шибаев и я.
Слушай,(2) Шибаев,(3) здесь настоящая жизнь, (4) понимаешь?
(А. Приставкин)
Ответ: 23
Слайд 61В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)
запятую(-ые) при обращении.
Мало мы все-таки беседуем о лягушках, (1) друзья.
Даня,(2) мой сын, (3)очень много интересного рассказывал о лягушках. Этому он и меня научил,(4).
(М. Гончаров)
Ответ: 1