Слайд 1Г.Песталоцци: педагогические идеи.
Выполнила: Хатипова З.
Слайд 2Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827)
крупнейший швейцарский педагог-демократ, теоретик народной школы,
оказавший огромное влияние на развитие педагогической теории и школьной практики
во многих странах мира.
Главные надежды он возлагал на правильно организованное воспитание и обучение детей, на единство умственного, нравственного и физического воспитания в сочетании с подготовкой к труду и участием в нем.
Песталоцци, гуманист-педагог, был верен своим демократическим идеалам. Свою педагогическую теорию он выводил из основной цели воспитания, которую усматривал в развитии всех природных способностей ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возраста. При этом воспитание должно формировать из ребенка не просто гармонически развитого индивидуума, а труженика - члена человеческого сообщества.
Разрабатывая проблемы дидактики, Песталоцци выдвинул плодотворную идею элементарного образования, согласно которой дети в процессе обучения и воспитания должны усваивать основные элементы знания, морали, приемов труда. Можно сказать, что Песталоцци тем самым сделал попытку поставить и решить одну из важнейших дидактических проблем - проблему отбора содержания образования, которое должно постепенно усложняться, соответствуя ступеням индивидуального и возрастного развития детей.
Слайд 3Педагогические идеи
Большая заслуга Песталоцци состоит в развитии принципа наглядности обучения,
в стремлении связать чувственное восприятие с развитием мышления.
Важнейшей задачей
обучения Песталоцци считал развитие логического мышления, познавательных способностей, умения логично и последовательно излагать свои мысли, формулировать понятия. Обучение, по мысли Песталоцци, обязательно должно действовать развивающе, побуждать детей к самодеятельности.
Опираясь на свои идеи развивающего обучения и элементарного образования, Песталоцци положил начало научной разработке методики первоначального обучения родному языку, арифметике, геометрии, географии.
Слайд 4Педагогические идеи
Всестороннее гармоничное развитие — это цель школы, оно
предполагает обеспечение единства умственного, нравственного и физического развития и подготовку
к труду. Песталоцци выделяет и характеризует составные части образования:
1. Интеллектуальное элементарное образование, целью которого является всестороннее развитие умственных задатков, самостоятельности суждений и владения навыками интеллектуальной работы.
2. Физическое элементарное образование — это всестороннее развитие физических задатков человека, что нужно для «физической самостоятельности» и владения «физическими навыками».
3. Нравственное элементарное образование, целью которого является всестороннее развитие нравственных задатков, необходимых для «обеспечения самостоятельности нравственных суждений и привития определенных нравственных навыков». Оно предполагает умение и желание творить добро.
Только единство всех частей образования обеспечивает гармоничное развитие природных задатков человека, одностороннее умственное или физическое развитие приносит только вред. Так, человек может представляться миру светочем науки и в то же время творить зло, иметь «необузданную силу интеллекта» в соединении с бессердечностью, жаждой богатства и стремлением к насилию.
Слайд 5Педагогические идеи
Одной из важных задач педагогики Песталоцци является трудовое воспитание.
Проводя целый день в школе, дети могут заниматься прядением и
ткачеством, на участке земли каждый может обрабатывать свои грядки, ухаживать за животными. Они учатся обработке льна и шерсти, знакомятся с лучшими хозяйствами в деревне и ремесленными мастерскими. Такой труд будет способствовать физическому развитию и готовить к предстоящей деятельности.
Слайд 6Педагогические идеи
Педагогические идеи Песталоцци нашли поддержку и дальнейшее развитие в
западноевропейской педагогике, а опыт их проведения в жизнь в учреждениях,
руководимых им, способствовал распространению и школьной практики знаменитого педагога. Так как институт Песталоцци в Бургдорфе и Ивердоне посещали учителя, студенты и многие люди, интересовавшиеся вопросами воспитания, идеи педагога стали широко распространяться и осуществляться в практике школ в других странах.