графики
линия
пятно
штрих
точка.
Слайд 3Графика
(греч. graphike, от grapho - пишу, черчу, рисую), вид
изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (многообразные виды
гравюры), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.
Слайд 4Произведение Сервантеса «Дон Кихот и Санчо Пансо»
Иллюстрации к произведению с
использованием разных элементов графики
Слайд 5Термин "графика" первоначально употреблялся лишь применительно к письму и каллиграфии.
Новое значение он получил в конце XIX - начале XX
вв. в связи с бурным развитием промышленной полиграфии и распространением каллиграфически чёткого, контрастного линейного рисунка, наиболее удобного для фотомеханического воспроизведения в книге и журнале. Тогда графика определилась как искусство, в основе которого лежат линия, контраст чёрного и белого. Такое понимание графики в дальнейшем было расширено. Кроме контурной линии в графике используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (реже цветной или чёрной) поверхностью бумаги - основного материала графики. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Графика не исключает и применение цвета.
Слайд 6А. Матисс
Портрет девушки.
Линия ,как средство графики.
Линейная графика
-- чрезвычайно сложная изобразительная техника. Минимум средств не означает отказа
от максимума выразительности. При всей условности линейной графики выразительность и жизненность являются необходимыми качествами.
Линия вьется, словно нитка, обозначая преимущественно контур и кое-что, внутри силуэта.
Слайд 7Ярким художником, понимающим и любящим красоту линии,
был художник Николай
Васильевич Кузьмин.
Его перовые рисунки видятся мгновенно брошенными на бумагу,
легкими и воздушными.
Иллюстрация к произведению
«Евгений Онегин»
Слайд 8А. Матисс. Ксилография.
Портрет.
Кроме черной линии на белом фоне, графики используют
белую линию
на черном фоне.
Слайд 9Пятновая графика. Силуэт.
В пятновой графике основным изобразительным элементом являются черные
и белые пятна (плоскости). В крайнем выражении пятновая графика приходит
к искусству силуэта - черный силуэт на белом фоне или белый силуэт на черном фоне. Пятновая графика не имеет глубины. Сочетание различных по конфигурации пятен плоскостей определяет изобразительные формы.
Силуэт
Плоскостное однотонное изображение профилей фигур и
предметов. Разновидность графической техники (контур и заливка), исполняется как правило тушью на светлом фоне или белилами на тёмном, либо вырезается из бумаги.
Слайд 11Искусство силуэта восходит к профильным фигурам на сосудах Древней Греции.
Слайд 12Силуэт
Художник-иллюстратор Владимир Андреевич Фаворский писал , что с помощью «формы
пятен мы можем достигнуть тяжелого черного, лежащего выпуклым пятном на
белом, черного уплощенного, характеризующего плоскость, черного дающего глубину. И черного воздушного.
Слайд 13Штрих
Задача штриха– передать тон, объем, фактуру и движение. Штрихи могут
быть легкими, разной толщины. Пересекаясь под разными углами, штрихи создают
мягкую моделировку формы.
штрих
Штрих в изображениях
всегда соседствует с линией и редко применяется самостоятельно. Если линия призвана главным образом определять границы форм, то задача штриха -- передача тона, фактуры, объема и «движения» формы. Линия тоже в определенной степени может выражать объем и «движение» формы, но не так убедительно, как штрих, поэтому художнику очень важно хорошо владеть мастерством штрихования.
Рембрандт Автопортрет
Слайд 15Многие мастера изобразительного искусства блестяще владели штрихом и виртуозно применяли
его: Рембрандт, А. Ватто,
А. Дюрер, В. Ван-Гог, Н.С. Самокиш,
Г. Доре, М.А. Врубель.
Данные художники, конечно, не ограничивались только штриховым исполнением своих рисунков. Они прекрасно владели и сочетанием линии и штриха , но у них есть немало прекрасных произведений, которые по преобладанию штрихового выражения формы над линейным можно отнести к штриховым изображениям.
Слайд 16Ван-Гог
Ван-Гог имел экспрессивную манеру штриха, штрих выражает пространство и среду.
Каждый удар пера оставляет след, живущий своей жизнью, но работающий
на целое. Ван-Гог рисовал чаще всего тростниковым пером, для фактуры каждого предмета, он находил свой штрих.
Слайд 17Ван Гог Лодки в Сен-Мори.
В рисунках Ван Гога
штрихи имеют особенный ритмический строй, они динамичны, округлы, передают пространство
и среду.
Слайд 19Наиболее общий отличительный признак графики - особое отношение изображаемого предмета
к пространству, важную роль в воссоздании которого играет фон бумаги
или, по выражению советского графика В. А. Фаворского,
"воздух белого листа ".
Александр Васильевич Поляков «Пиковая дама»
Слайд 20Пространственное ощущение создают не только не занятые изображением участки листа,
но часто (например, в рисунках акварелью) и проступающий под красочным
слоем фон бумаги. При этом связанное с плоскостью листа графическое изображение носит в известной мере плоскостный характер. Не обладая такой полнотой возможностей, как живопись, в создании пространственной иллюзии реального мира, графика с большой свободой и гибкостью варьирует степень пространственности и плоскостности. Графике могут быть свойственны тщательность объёмно- пространственного построения, интерес к повествованию, обстоятельное штудирование натуры, выявление структуры и фактуры предмета. Но художник-график может ограничиться и беглым впечатлением, условным обозначением предмета или как бы намёком на него, обращаясь к воображению зрителя.
Слайд 21Александр Николаевич Бенуа
(1870-1960 гг.)
– великий русский художник, историк
мирового искусства.
В своих работах Бенуа очень точно передавал стиль
и настроения прошедших веков.
Слайд 22Александр Бенуа
обращался к теме "Медного всадника" несколько раз.
В общей сложности его работа над иллюстрациями
к поэме
Пушкина длилась 19 лет - с 1903 по 1922
Слайд 23Евгений Иванович Чарушин
известный писатель и художник, иллюстрировал собственные
книги и произведения других авторов, оформил несколько десятков книг для
детей.
Слайд 24Мир зверей, птиц раскрыт в ярких образах, с большой теплотой
и любовью к ним. Как хорошо умеет художник передать настроение
животного. Герои Евгения Чарушина – добры и обаятельны.
Чаще всего он рисует детенышей зверей. На рисунках они кажутся нам такими пушистыми, мягкими. Это особый метод иллюстрирования. Он рисует необычно, не контурно, а пятнами и штрихами. Зверек может, быть изображен просто «лохматым пятном», но зато мы ощущаем фактуру шерсти.
Слайд 26Евгений Чарушин
иллюстрации к
рассказам о животных.
Слайд 27Линейно-пятновая
графика
линия и пятно-
такое сочетание придает
графике изысканность.
Слайд 28Обри Бердслей
Английский художник-график, иллюстратор, декоратор, поэт, один из виднейших представителей
английского эстетизма и модерна 1890-х г
Слайд 29Обри Бердслей
Утончённое, причудливое, искусство Бердслея, с виртуозной игрой силуэтов и
контурных линий, определило многие характерные черты графики стиля модерн.
Слайд 30О. Бердслей
Он вдохновлялся исключительно литературными персонажами, его огромное наследие —
это, главным образом, иллюстрации, обложки, бордюры, заставки, концовки, вензельные ключи,
экслибрисы. Бердслей был увлечен искусством средневековой книги с ее целостным подходом к оформлению страницы, соотношению шрифтов, полосных иллюстраций, изображений на полях. Мастер умело сочетает декоративные рамки с заключенными в них сценами. Гротеск и парадокс — спутники графики Бердслея.
Слайд 31О.Бердслей.
Игра пятен и виртуозность линии в несколько лет делают Бердслея
известным художником. Он подобно драматургу расставлял фигуры в рисунках; как
будто компоновал актёров на театральной сцене, создавая мизансцены. В рисунках отсутствует линейная перспектива и второстепенные элементы – лишь самое основное.
Слайд 32Линию и пятно он сочетал виртуозно, в его работах линии
влиты черными пятнами заливок в единое целое, линии вырастают из
пятен и пятна логично заканчивают линии.
Слайд 33О. Бердслей
Бердслей был превосходным мастером деталей, которые он особенно акцентировал,
делая их символами.
Слайд 35Владимир Васильевич Лебедев
Театральный художник, иллюстратор, художественный редактор.
В 1917—1920 годах
создал множество политических карикатур , работал над плакатами. Работал,
как художник детской книги.
Слайд 36В.В Лебедев иллюстрация к детской книге. Использовал точку и пятно.
Слайд 38В.В Лебедев иллюстрация к детской книге
Слайд 39Епифанов Геннадий Дмитриевич.
Советский художник-график, иллюстратор, педагог. (1900–1985) Оформлял книги.
Известен иллюстрациями к «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина (1947), «Королеве
Марго» А. Дюма (1952), «Одиссее» Гомера(1958), «Пиковой даме» А. С. Пушкина (1966)»
Слайд 40Епифанов
иллюстрация к
произведению
«Пиковая дама»