Слайд 1"Мы сохраним тебя,
русская речь,
великое русское слово!"
А. Ахматова
Слайд 2Лекция 3.
Грамматическая культура
устной речи юриста. (2 часа)
Порождение и
формирование высказывания.
Социальные и грамматические нормы устной речи.
Употребление числительных
в устной речи.
Функциональные стили речи.
Слайд 3"Язык" воспринимают как знаковую систему общества, используемую в процессе словесного
общения, а "речь" - как вербальное поведение, связанное с функционированием
и использованием знаков языка в процессе говорения и восприятия говоримого.
Посредством речи осуществляется передача и восприятие опыта предшествующих поколений, достижений общественной практики.
Будучи средством общения, речь позволяет уже с детских лет усваивать социально значимые знания.
Язык описывает окружающую действительность, превращает познанное в понятия, в абстракции.
При помощи понятий человек начинает оперировать абстрактными, обобщенными категориями.
Слайд 4Речь выполняет коммуникативную функцию в конкретных условиях профессиональной деятельности.
Когда
же переживание актуализируется и материализуется в законченном высказывании,
его социальная
ориентированность осложняется установкой на ближайшую социальную ситуацию говорения, и, прежде всего, на конкретных собеседников.
С помощью языка осуществляется углубление процесса познания, связанное с построением символических моделей реальности.
Слайд 5Организующий центр всякого высказывания находится не внутри,
а вне говорящей
личности, в среде социальной коммуникации.
Ситуация и аудитория обусловливают то, что
речь актуализируется в определенное внешнее выражение, которое непосредственно включено в невысказанный жизненный контекст, восполняется в нем действием или словесным ответом других участников высказывания.
Мир мы видим сквозь призму объемлющей нас конкретной социальной среды.
Слово как язык
и слово как речь,
как высказывание –
социальны.
Слайд 6Прочитайте числительные,
поставив их в нужном падеже:
Слайд 7- Число участников колеблется между 457 и 502.
Слайд 8Число участников колеблется между четырьмястами пятьюдесятью семью
и пятьюстами двумя.
Слайд 9- Димитрий располагал уже 38000 людей.
Слайд 10Дмитрий располагал уже тридцатью восемью тысячами людей.
Слайд 11- На протяжении 1926 метров вышина их колеблется
между
11
и 21 метрами.
Слайд 12На протяжении одной тысячи девятисот двадцати шести метров вышина их
колеблется между одиннадцатью и двадцатью одним метрами.
Слайд 13- Наполеоновская армия насчитывала около 134 тысяч солдат и офицеров
при 587 орудиях.
Слайд 14Наполеоновская армия насчитывала около ста тридцати четырёх тысяч солдат и
офицеров при пятистах восьмидесяти семи орудиях.
Слайд 15- На 1 июня 1917 года действующая армия располагала 581
самолетом,
в том числе:
Северный фронт — 93, Западный —
125.
Слайд 16На первое июня тысяча девятьсот семнадцатого года действующая армия располагала
пятьюстами восемьюдесятью одним самолётом, в том числе: Северный фронт -
девяноста тремя, Западный – ста двадцатью пятью.
Слайд 17- В 1917 году русская армия нуждалась в пополнении
3375
аппаратами, в том числе 1850 истребителями.
Слайд 18В тысяча девятьсот семнадцатом году русская армия нуждалась в пополнении
тремя тысячами тремястами семьюдесятью пятью аппаратами, в том числе одной
тысячей восемьюстами пятьюдесятью истребителями.
Слайд 19- Город, в котором жило около
120 тыс. человек, распоряжавшихся
572 десятинами пахотной земли,
257 — сенокосной,
735 — леса,
528 — воды.
Слайд 20… Город, в котором жило около
ста двадцати тысяч человек,
распоряжавшихся пятьюстами семьюдесятью двумя десятинами пахотной земли, двумястами пятьюдесятью семью
– сенокосной, семьюстами тридцатью пятью – леса, пятьюстами двадцатью восемью – воды.
Слайд 21Самая большая пирамида из 362194 бутылочных пробок была построена
17—19
ноября 1990 г. в Китае.
Слайд 22Самая большая пирамида из трёхсот шестидесяти двух тысяч ста девяноста
четырёх бутылочных пробок была построена с семнадцатого по девятнадцатое ноября
тысяча девятьсот девяностого года в Китае.
Слайд 23К концу 1989 года в мире насчитывалось более
320 трамвайных
систем, из них наиболее развитая трамвайная сеть в Ленинграде,
с
2402 вагонами и
64 маршрутами.
Слайд 24К концу тысяча девятьсот восемьдесят девятого года в мире насчитывалось
более трёхсот двадцати трамвайных систем, из них наиболее развитая трамвайная
сеть в Ленинграде, с двумя тысячами четырьмястами двумя вагонами и шестьюдесятью четырьмя маршрутами…
Слайд 25Из 4803 лондонских автобусов 4120 — двухэтажные.
Слайд 26Из четырёх тысяч восьмисот трёх лондонских автобусов
четыре тысячи сто
двадцать – двухэтажные.
Слайд 27- "Крогер" управляет
1235 супермаркетами,
958 магазинами.
Слайд 28«Крогер» управляет одной тысячей двумястами тридцатью пятью супермаркетами, девятьюстами пятьюдесятью
восемью магазинами.
Слайд 29- Более чем в 350 залах хранится более 3 000
000 произведений искусства.
Слайд 30Более чем в трёхстах пятидесяти залах хранится более трех миллионов
произведений искусства.
Слайд 31- Приблизительно на 845 языках и диалектах говорят в Индии.
Слайд 32В Индии говорят приблизительно на восьмистах сорока пяти языках и
диалектах.
Слайд 33- "В результате 868 % годовой банковской ставки ваши
110
тыс. руб. становятся
978 тыс. руб."
Слайд 34В результате восьмисот шестидесяти восьми процентной годовой банковской ставки ваши
сто десять тысяч рублей становятся девятьюстами семьюдесятью восемью тысячами рублей.
Слайд 35- Долг в сумме 7,6 млрд.руб. выплачен в 2000г. Сумма
долга, равная 689 млн.руб. будет выплачиваться поквартально до 2008г., а
пени в размере
290 млн.руб. - до 2010 года.
Слайд 36Долг в сумме семи миллиардов шестисот миллионов рублей выплачен в
двухтысячном году. Сумма долга, равная шестистам восьмидесяти девяти миллионам рублей,
будет выплачиваться поквартально до две тысячи восьмого года, а пени в размере двухсот девяноста миллионов рублей – до две тысячи десятого года.
Слайд 38Стили речи
Устная форма речи
Отличается высоким уровнем авторства и прилюдного порождения
Письменная
форма речи
Возможность заимствования чужих текстов и трудность установления авторства
Слайд 39Художественный стиль
Устная форма
чтение стихов, отрывков текстов, интермедий; анекдот
Письменная форма
поэтическое или
прозаическое произведение
Слайд 40Художественный стиль
это стиль художественной литературы, который определяется се содержанием
и основными целями — передать свое отношение к окружающему, к
изображаемому, нарисовать словами картину, описать событие и т. п.
Слайд 41Художественный стиль
Основные стилевые черты художественного стиля:
— образность, эмоциональность;
— единство
коммуникативной и эстетической функций
Особенности художественного стиля:
— широкое использование лексики и
фразеологии всех стилей;
— использование изобразительно-выразительных средств;
— проявление творческой индивидуальности автора
Слайд 42ПРИМЕР:
Вижу я, как на мелком месте текущая вода встречает преграду,
вода устремляется в узкую приглубь, и от этой бесшумной устремленности
вот и кажется, будто вода мускулы сжала, а солнце подхватывает…А вот большой завал, и вода как бы ропщет. Но это не слабость, не жалоба, не отчаяние, вода этих чувств вовсе не знает, каждый ручей уверен в том, что добежит до свободной воды…Дерево давно и плотно легло на ручей…, но ручей нашел себе выход под деревом и быстриком, с трепетными тенями бьет и журчит
(Пришвин)
Слайд 43Художественный стиль:
Я студент московской юридической академии, академии находящейся в красивейшем,
старинном здании в центре Москвы. Это здание намолено знаниями многих
поколений прославленных юристов.
Слайд 44Научный стиль
Устная форма
лекция, доклад, сообщение, выступление, дискуссия, диалог, реплика.
Письменная форма
монография,
диссертация, статья, учебник, дипломная (курсовая) работа, реферат.
Слайд 45Научный стиль
это стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и
т. д., который определяется их содержанием и целями — по
возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас деятельности, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития, сообщить информацию и т. п.
Слайд 46Научный стиль
Основные стилевые черты:
— логическая последовательность изложения;
— однозначность, точность,
сжатость при информативной насыщенности содержания;
— конкретность, бесстрастность, объективность высказывания.
Характерные особенности
научного стиля:
—насыщенность терминами, которые составляв 15-20% всей лексики;
— научная фразеология (прямой угол, точка пересечения и т. п.);
— преобладание абстрактной лексики (развитие, движение, фактор, деятельность и т. п.);
- употребление формы единственного числа в значении множественного (волк — хищное животное из рода собак);
— преимущественное употребление существительных вместо глаголов (имеет место повышение температуры - повышается температура);
- распространение сложных предложений.
Слайд 47ПРИМЕР:
«Ритмика экспрессивной речи ни в одном языке и ни при
каких условиях не может оказаться тождественной ритмической организации нейтральной речи.
Увеличение числа пауз и их протяжённости, неустойчивый темп, эмфатические ударения, специфическая сегментация, более контрастная мелодика, удлинение сонантов, шипящих, затянутая выдержка смычки у взрывных, волюнтативная растяжка гласных, влияющие на соотношение длительности ударного и безударного слогов в ритмогруппе, нарушают господствующие в языке ритмические тенденции» (Т. Поплавская)
Слайд 48Научный стиль:
Студент Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина занят
в образовательном процессе в среднем 27 часов неделю, что составляет
пять учебных дней по шесть, восемь часов занятий продолжительностью в один академический час каждое.
Слайд 49Публицистический стиль
Устная форма
ораторская речь, выступление по радио и телевидению, дебаты,
призыв, речь адвоката
Письменная форма
газетные и журнальные статьи, воззвание, обращение, реклама
Слайд 50Публицистический стиль
это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи
и т. д., который определяется содержанием текстов и основными целями
воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию и т. п.
Слайд 51Публицистический стиль
Основные стилевые черты:
— лаконичность изложения при информативной насыщенности;
—
доходчивость изложения (газета — наиболее распространенный вид массовой информации);
— эмоциональность,
обобщенность, а часто непринужденность высказывания.
Слайд 52Публицистический стиль
Характерные особенности публицистического стиля:
— общественно-политическая лексика и фразеология;
—
использование речевых штампов, клише, их легкая воспроизводимость (труженики полей, работники
прилавка, дружеская атмосфера);
— употребление коротких предложений — рубленая проза;
— эллиптические предложения (безглагольные фразы) — (приватизационный чек — каждому; банки — не только для банкиров);
— совмещение черт публицистического стиля с чертами других стилей;
— использование изобразительно-выразительных средств языка (риторические вопросы, повторы, инверсия и др.).
Слайд 53ПРИМЕР:
Буду говорить только о состоянии культуры в нашей стране и,
главным образом, о гуманитарной, человеческой ее части. Я внимательно изучал
предвыборные платформы депутатов… Меня поразило, что в подавляющем большинстве из них даже не было слова «культура»… Между тем без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные законы, экономические законы, не выполняются указы и не может существовать современная наука.
Слайд 54Публицистический
Отважный студент МГЮА, Эдуард Петров, не щадя живота своего, посвящает
каждую секунду свободного времени изучению правовой науки, в пламенной надежде
послужить своей любимой стране по окончании ВУЗа. Пожелаем же ему удачи! Пожелаем удачи ему и его товарищам в их нелегкой задаче!
Слайд 55Официально-деловой стиль
Устная форма
переговоры, инструктаж, приказ, прессконференция,
речь прокурора
Письменная форма
правовые акты,
договор,
заявление, коммюнике, отчет о работе, донесение
Слайд 56Официально-деловой стиль
это стиль документов, международных договоров, государственных актов, законов,
деловых бумаг и т. п., который определяется их содержанием
и целями — сообщитъ информацию, имеющую практическое значение, дать указания, инструкции.
Слайд 57Официально-деловой стиль
Основные стилевые черты:
— сжатость, компактность изложения, экономное использование
языковых средств;
— стандартное расположение материала, обязательность формы;
— конкретность, бесстрастность, официальность
высказывания.
Слайд 58Официально-деловой стиль
Характерные особенности официально-делового стиля:
— широкое использование терминологии;
— наличие
особой фразеологии, а также многочисленных речевых стандартов — клише;
— употребление
отглагольных существительных (на основании, в отношении, в силу и т. п.);
— использование номинативных предложений с перечислением;
— сложные синтаксические конструкции;
— отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств.
Слайд 59
ПРИМЕР:
Уважаемый Виктор Иванович!
Довожу до Вашего сведения, что не смогу прибыть
к месту назначения в указанный Вами срок и приступить к
исполнению своих служебных обязанностей, так как состояние моего здоровья ухудшилось. Я остро нуждаюсь в лечении. Прошу предоставить мне отпуск за свой счет.
Ассистент Г. Сидорова
Слайд 60Официально-деловой стиль
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский
государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина», именуемое в дальнейшем «МГЮА»,
в лице ректора Блажеева Виктора Владимировича, действующего на основании Устава, именуемого в дальнейшем «Организация», с одной стороны, и Эдуард Иванович Петров, с другой стороны, именуемый в дальнейшем «учащийся», заключили настоящий договор о нижеследующем.
Слайд 61Разговорный стиль
Устная форма
бытовое общение, тост, беседа, диалог
Письменная форма
пьеса, киносценарий, письмо,
прямая речь в тексте
Слайд 62Разговорный стиль
выполняет функцию общения.
Слайд 63Разговорный стиль
Основные стилевые черты:
— экспрессивность, отсутствие предварительного
обдумывания высказывания;
— эмоциональность, непринужденность, обобщенность;
Слайд 64Разговорный стиль
Характерные, особенности разговорного, стиля:
— широкое употребление обиходно-бытовой лексики
и фразеологии;
— использование внелексических средств (интонация,
ударение, паузы, темп речи и т. п.);
— диалоговая форма высказывания, реже монолог;
— включение в речь частиц, междометий, вводных слов, обращений;
— преобладание простых предложений над сложными;
— использование вставных и присоединительных конструкций;
— лексические повторы, инверсии (обратный порядок слов).
Слайд 65
ПРИМЕР:
Милый Витюша!
Прости, что огорчаю тебя, но я никак не
смогу приехать, когда ты хочешь. Но ты не горюй. Все
образуется. А я и на работу-то выйти не смогу, потому что устала, чувствую себя отвратительно, еще хуже, чем раньше. Буду просить дать мне отпуск, чтобы подлечиться. Хоть бы дали, пусть и без оплаты, это не беда! Не скучай!
Обнимаю. Галя.
Слайд 66Разговорный стиль
Я учусь в МГЮА и это меня радует. Я
очень горд этим. Учиться интересно и это доставляет мне удовольствие.
Преподаватели с высочайшим уровнем знаний, и я уверен, что я стану ценным специалистом.
Слайд 67
1. ПОРОЖДЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ.
2. СОЦИАЛЬНЫЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
УСТНОЙ РЕЧИ.
3. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ УСТНОЙ РЕЧИ.
4. ВНУТРЕННЕЕ И
ВНЕШНЕЕ, СМЫСЛОВОЕ И НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕЧИ.
5. РУДИМЕНТНАЯ ВОКАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ.
6. УПОТРЕБЛЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ В УСТНОЙ РЕЧИ.
Практическое занятие № 4. (2 часа)