Слайд 1ГРЕЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА ПЕРИОДА РАННЕЙ КЛАССИКИ, КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА И ПЕРИОДА ЭЛЛИНИЗМА
(примеры)
Белокурова
Анастасия, ИГН-11, 2020 г.
Слайд 2РАННЕ-КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
храм Афины Афайи
на острове Эгине
490 г. до н.
э.
храм Посейдона
в Пестуме
Вт. Четверь V в до
н. э
Храм Зевса
в Олимпии,
468 -456 гг. до н.э.
Слайд 3храм Афины Афайи на острове Эгине 490 г. до н.
э.
Отношение колонн — 6 к 12. Колонны стройны по
пропорциям, но антаблемент еще непомерно тяжел.
Храм был построен из известняка и покрыт расписанной штукатуркой.
Фронтоны были украшены выполненными из мрамора скульптурными группами
Расположение храма на верху высокого берегового склона хорошо показывает, как умели греческие зодчие связывать строгую дорическую архитектуру с окружающим пространством природы.
Слайд 4Макет храма, выставленный в Мюнхенской глиптотеке
Реконструкция западного фронтона
Слайд 5храм Посейдона в Пестуме Вт. Четверь V в до н.
э
Невысокий стилобат, низкие, но широкие ступени подчеркивают впечатление спокойной, уравновешенной
силы.
Колонны (отношение 6 к 14) сравнительно массивны; сильный энтазис создает ощущение упругого напряжения колонны, словно с усилием подъемлющей перекрытие.
Все основные элементы архитектурной композиции резко выражены, архитектурные детали только выявляют основные отношения архитектурного строя, и это тоже усиливает впечатление сосредоточенной мощи.
Слайд 7Храм Зевса в Олимпии, 468 -456 гг. до н.э.
классический
дорический периптер (отношение колонн 6 к 13), построенный из твердой
породы известняка (ракушечника), что давало возможность добиться почти чеканной точности и чистоты исполнения деталей.
Пропорции храма отличались строгостью и ясностью.
Храм был украшен большими скульптурными группами на фронтонах.
Метопы наружного фриза, как и в большинстве храмов ранней классики, были лишены скульптурных украшений.
Сюжеты этих рельефов были тесно связаны с общественным назначением храма, бывшего центром обширного архитектурного ансамбля Олимпии — священного центра общеэллинских спортивных состязаний.
Слайд 9КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
Театр ансамбля святилища Асклепия в Эпидавре
Филиппейон
Гробница Мавсола
Слайд 10Театр ансамбля святилища Асклепия в Эпидавре
места для зрителей (театрон) располагались
по склону холма. Всего было 52 ряда каменных скамей, которые
вмещали не менее 10 тыс. человек.
Эти ряды обрамляли орхестру — площадку, на которой выступал хор.
Концентрическими рядами театрон охватывал более полуокружности орхестры.
Со стороны, противоположной местам для зрителей, орхестра замыкалась скеной
Из внутренних помещений скены на орхестру вело несколько выходов.
Театр в Эпидавре был с исключительным художественным чутьем вписан в силуэт пологого склона холма. Скена, торжественная и изящная по своей архитектуре, освещенная солнцем, красиво вырисовывалась на фоне синего неба и далеких контуров гор и в то же время выделяла из окружающей природной среды актеров и хор драмы.
Слайд 12Филиппейон
Филиппейон был сооружен в 30-е годы 4 в. до н.э.
в Олимпии в честь победы, одержанной в 338 г. македонским
царем Филиппом над войсками Афин и Беотии, пытавшимися бороться с македонской гегемонией в Элладе.
Круглый в плане наос Филиппейона был окружен колоннадой ионического ордера, а внутри украшен коринфскими колоннами.
Внутри наоса стояли статуи царей Македонской династии, выполненные в хрисоэлефантинной технике, до тех пор применявшейся только при изображении богов.
Филиппейон должен был пропагандировать идею главенства Македонии в Греции, освятить авторитетом священного места царственный авторитет особы македонского царя и его династии.
Слайд 14Гробница Мавсола
Высота Мавзолея, вероятно, достигала 40 - 50 м.
Само
здание представляло собой довольно сложное сооружение, в котором сочетались местные
малоазийские традиции греческой ордерной архитектуры и мотивы, заимствованные у классического Востока. В 15 в.
Мавзолей был сильно разрушен, и точная реконструкция его в настоящее время невозможна
В плане он представлял собой приближающийся к квадрату прямоугольник. Первый ярус по отношению к последующим выполнял роль цоколя.
Сочетание давящей силы и огромных масштабов цокольного этажа с пышной торжественностью колоннады должно было подчеркнуть могущество царя и величие его державы.
Слайд 16ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА
Башня Ветров в Афиах
Арсинойон на острове Самофраке
храм Аполлона
в Дидимах близ Милета
Слайд 17Башня Ветров в Афиах
представляет собой небольшую восьмигранную башню высотой 12,1
м, поставленную на трехступенчатое основание.
Снаружи на башне были помещены
солнечные часы, внутри - механизм для водяных часов - клепсидры.
Перед дверьми, ведущими в башню с двух сторон, прежде находились коринфские портики.
Башня украшена рельефным фризом с аллегорическими изображениями летящих ветров
Слайд 19Арсинойон на острове Самофраке
Храм представлял собой цилиндрическое в плане
сооружение диаметром в 19 м.
Наружная стена храма членилась на
два яруса; нижний ярус был глухим, выложенным из квадров мрамора, второй ярус состоял из 44 столбов, поддерживавших антаблемент и коническую кровлю; промежутки между столбами были заложены мраморными плитами.
Это же членение на два яруса сохранялось внутри здания.
Слайд 21храм Аполлона в Дидимах близ Милета
Он представлял собой громадный диптер
ионического ордера (109x51 м) с 10 колоннами по поперечной и
21 колонной по продольной стороне.
С фасада его помещался глубокий пронаос с тремя рядами колонн.
Наружное оформление храма было очень богато. Фриз был украшен гигантским рельефом, разнообразными рельефными украшениями были оформлены базы и даже плинтусы колонн.