Слайд 1Грибкова Е.В.
ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫЕ МАШИНЫ
(Лекция №6)
Профессор Ерохин М.Н.
Ассистент Грибкова Е.В.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ -
МСХА ИМЕНИ К.А.
ТИМИРЯЗЕВА
Слайд 2ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЕТ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН
Основные требования к металлоконструкциям
регламентированы
ГОСТ-28609.
Конструкция должна иметь:
достаточную прочность, жесткость и устойчивость;
надежность и
долговечность;
экономичность при изготовлении;
защиту от коррозии;
хороший доступ для контроля и очистки;
отсутствие мест сбора влаги;
хорошее проветривание.
Слайд 3МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ
При выборе материала для изготовления и ремонта
металлоконструкций
необходимо руководствоваться техническими условиями:
УК-36.24-100-97 «Металлоконструкции грузоподъемных машин, оборудования
и подъемников. Капитальный ремонт».
Широко используется прокат в виде листов, полос, уголков, швеллеров,
двутавров, труб и др. из:
сталей обыкновенного качества;
низколигированных сталей;
алюминиевых сплавов
Слайд 4СТАЛИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ
В основном применяется сталь обыкновенного качества группы
В.
Она имеет гарантии как по механическому, так и химическому
составу.
Основная марка – сталь ВСт3.
Она обладает высокими механическими (прочность, ударная вязкость) и
технологическими (свариваемость) свойствами.
Различают:
сталь спокойную (ВСт3сп)
полуспокойную (ВСт3пс)
кипящую (ВСт3кп).
Стали (ВСт3сп) и (ВСт3пс) – для несущих элементов.
Стали (ВСт3пс) и (ВСт3кп) – для вспомогательных элементов.
Стали марок 10 и 20 применяют для конструкций из трубчатых элементов.
Слайд 5НИЗКОЛИГИРОВАННЫЕ СТАЛИ
марок 09Г2, 09Г2С, 10ХСНД, 14Г2АФ, 14Г2АФД.
Достоинства сталей.
Они
обладают высокими значениями предела текучести и временного
сопротивления, менее склонны к
хрупкому разрушению при пониженных
температурах, повышенной стойкостью против коррозии.
В условиях агрессивных сред рекомендуется применять стали с добавкой меди, повышающей их коррозионную стойкость.
Недостатки сталей.
Более дороги и более чувствительны к концентрации напряжений при
действии переменных нагрузок
Слайд 6АЛЮМИНИЕВЫЕ СПЛАВЫ
Для изготовления металлоконструкций применяют легкие сплавы на основе алюминия
и магния.
Для основных элементов АМг6 и АМг5.
Для вспомогательных элементов АМг2
и АМn (алюминий + марганец).
Достоинства сплавов:
малая плотность (2,8…3 раза меньше чем у стали);
высокая механическая прочность (близка к прочности стали Ст3);
высокая коррозионная стойкость; стабильность механических свойств при низких температурах (до -65 0С).
Использование легких сплавов позволяет существенно снизить массу кранов, что приводит к уменьшению давления на колеса, снижению мощности механизма передвижения, к увеличению производительности крана.
Недостатки сплавов:
малый модуль упругости (7·104 МПа), что снижает устойчивость элементов конструкции на сжатие;
высокий коэффициент линейного расширения, что приводит к увеличению температурных деформаций;
низкое значение предела выносливости -1;
стоимость алюминиевых сплавов примерно в 10 раз выше стоимости стали Ст3.
Слайд 7МЕТОДЫ РАСЧЕТА МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ
Металлоконструкции рассчитывают по методу предельных состояний. Предельными называются
состояния при которых конструкция становится непригодной для дальнейшей эксплуатации.
Для металлоконструкций
установлено три вида предельных состояний
Первое – потеря несущей способности при однократном нагружении максимальной нагрузкой. В этом случае проводят расчет на статическую прочность и устойчивость.
Второе – потеря несущей способности при многократном действии нагрузки за расчетный срок. Характерные отказы при этом - усталостное разрушение, нагрев, чрезмерный износ.
Третье – возникновение деформаций, нарушающих нормальную эксплуатацию крана. Работоспособность сохраняется, но снижается точность фиксации крана. В этом случае расчет проводят на ограничение деформаций.
Слайд 8РАСЧЕТ ПО МАКСИМАЛЬНОЙ НАГРУЗКЕ
(первое предельное состояние)
В основу обеспечения несущей
способности положено условие
Qi – возможные максимальные нагрузки и их комбинации
в процессе эксплуатации;
ni – коэффициенты перегрузки нагрузок, обуславливаемые особенностями эксплуатации;
А – геометрическая характеристика рассчитываемого элемента (площадь сечения, момент сопротивления;
R – расчетное сопротивление материала элемента;
mo – коэффициент, учитывающий особые условия работы, степень ответственности рассчитываемого элемента.
Нагрузки: силы тяжести от груза, тележки, противовеса, элементов самой конструкции; натяжения канатов; динамические нагрузки; инерционные нагрузки при пусках и торможении.
Слайд 9РАСЧЕТ НА СТАТИЧЕСКУЮ ПРОЧНОСТЬ ПО ДОПУСТИМЫМ НАПРЯЖЕНИЯМ
Рекомендуется для расчета металлоконструкций
кранов, работающих в группах режимов А1…А3 (А4).
Суть расчета заключается в
сравнении действующих напряжений с допустимыми
Действующие напряжения определяют при максимальных нагрузках и при
неблагоприятном их сочетании.
Сжатые стержни проверяют на устойчивость по условному напряжению
где Fp – расчетная сжимающая сила, Н; []– допустимое нормальное напряжение, МПа; А – площадь поперечного сечения стержня, мм2; φ – коэффициент продольного изгиба, который зависит от гибкости стержня.
Слайд 10РАСЧЕТ НА СОПРОТИВЛЕНИЕ УСТАЛОСТИ
(второе предельное состояние)
Рассчитывают металлоконструкции кранов, работающих
в группе режимов
кранов А5 и выше.
По стандарту ВНИИПТМАШ
СТО 24.09.-5821-01-93 «Нормы и методы расчета элементов стальных конструкций». Расчет на сопротивление усталости проводят по формуле
где max – наибольшее напряжение растяжения (сжатия) в расчетном сечении;
av – коэффициент режима работы элемента;
Rv – расчетное сопротивление усталости для выбранной марки стали
с учетом группы соединения и степени концентрации напряжений;
v – коэффициент, учитывающий вид напряженного состояния и
асимметрию действующих напряжений;
с – коэффициент условий работы.
Слайд 11ПРОВЕРКА ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТРУКЦИИ НА ДОПУСТИМЫЕ ДЕФОРМАЦИИ ПЕРЕМЕЩАНИЯ (третье предельное состояние)
Цель
расчета – ограничение деформаций или перемещений, которые могут повлиять на
точность выполнения операций
Для мостовых кран-балок с ручным приводом
С электрическим приводом .
Для мостов с механическим приводом
Слайд 12ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ ПРОЛЕТНОГО ТИПА
К металлоконструкциям пролетного типа относятся конструкции мостовых
кранов,
кран-балок и козловых кранов
Типы сечений основных (несущих) балок: а –
комбинация двутаврового типа;
б – коробчатые сечения; в – сечения балок козловых кранов; г – вариант увеличения
жесткости двутавра в результате раскроя и последующей сварки со сдвигом.
Слайд 13ПРИМЕРЫ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ ДВУХБАЛОЧНЫХ МОСТОВ
а – угловая сплошностенная;
б – коробчатая
ферменная;
в – с нессиметричными коробчатыми балками;
г, д –
с балками, усиленными коробками;
е – с открытой пространственной фермой
Слайд 14ПОПЕРЕЧНЫЕ СЕЧЕНИЯ НЕСУЩИХ ФЕРМ КОЗЛОВЫХ КРАНОВ
а – трехгранная конструкция из
уголка с нижним расположением основания;
б – трехгранная трубчатая конструкция
с нижним расположением основания;
в – трехгранная трубчатая конструкция с верхним расположением основания;
г – трехгранная листовая конструкция с ребрами жесткости;
д – трехгранная листовая конструкция с эллипсовидной трубой и ребрами жесткости;
е – двутавровая конструкция с усилением;
ж, з – трубчатые трехгранные конструкции для тележек с расставленными колесами
Слайд 15ПРИМЕРЫ УСИЛЕНИЯ ЖЕСТКОСТИ БАЛОК
Усиление зоны сжатия несущей балки:
а – усиление
двутавра швеллером или двутавром;
б, в, г – варианты усиления
сдвоенного швеллера полосой;
Балки с элементами горизонтальной жесткости:
а – за счет фермы;
б – за счет раскосов;
Слайд 16РАСЧЕТ БАЛОК ПРОЛЕТНОГО ТИПА
Расчет сводится к определению момента сопротивления сечения
балки в середине пролета относительно соответствующих осей
из условия
( - коэффициент гибкости балок).
По Wх выбирают номер профиля балки.
Максимальный изгибающий момент с учетом коэффициента динамичности нагрузки при подъеме с подхватом
Сила тяжести моста .
При механическом приводе движения и большой длине свободного участка балку проверяют на изгиб от действующих инерционных нагрузок в режиме пуска и торможения при положении тележки с грузом в середине пролета.
В этом случае
Слайд 17РАСЧЕТ БАЛКИ НА ЖЕСТКОСТЬ
Жесткость оценивают по прогибу в середине пролета
при номинальной нагрузке
где Е – модуль упругости материала балки, МПа:
для стали Е = (2,1…2,15)·105 МПа;
Iх – момент инерции сечения, мм4;
Мх – момент изгибающий, Н·мм;
L – длина балки, мм.
При пролете балок более 10 м для усиления горизонтальной жесткости применяют дополнительные раскосы. Эти элементы рассчитывают с учетом гибкости, принимают
250.
Слайд 18ТИПЫ СЕЧЕНИЙ СТЕРЖНЕЙ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ СТРЕЛОВЫХ КРАНОВ
а – из уголков; б
– сдвоенный швеллер; в – трубы прямоугольного сечения;
г – сочетание
уголка, полосы, швеллера.
Слайд 19РАСЧЕТ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ КОНСОЛЬНОГО ТИПА
В инженерной практике для кранов консольного типа
небольшой грузоподъемности применяют упрощенный метод расчета. Пространственную конструкцию расчленяют на
отдельные плоские системы и каждую из них рассматривают под действием сил, возникающих в соответствующих плоскостях.
Детали металлоконструкции могут испытывать деформации растяжения, сжатия и изгиба.
Вначале подбирают профиль нужного сечения, а затем рассчитывают элементы на прочность.
Обычно расчет выполняют по сжатому наиболее нагруженному стержню, исходя из условия устойчивости
– коэффициент, учитывающий способ заделки стержня;
l – расчетная длина сжатого участка стержня, мм; rmin – минимальный радиус инерции сечения стержня, мм; [] – допустимая гибкость.
Слайд 20ПРОВЕРКА СТЕРЖНЕЙ НА ПРОЧНОСТЬ
Стержни работающие на сжатие
Стержни, работающие на изгиб
Стержни,
испытывающие изгиб и сжатие
С учетом эйлеровой силы
результирующее напряжение
Момент сопротивления общего
сечения ,
где IX - момент инерции общего сечения относительно главной оси Х;
Уmax - максимальное удаление точки сечения от главной оси Х.
Слайд 21УСТОЙЧИВОСТЬ КРАНОВ
УСТОЙЧИВОСТЬ ПОЛНОПОВОРОТНЫХ КРАНОВ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ПРОТИВОВЕСОМ И ФУНДАМЕНТОМ
Вес противовеса определяется
из равенства горизонтальных реакций в опорах нагруженного и ненагруженного кранов