Слайд 1Григорий Тарасевич
Анализ творчества
Слайд 2Биография
Всё, что Григорий посчитал нужным рассказать о его биографии:
«Дата рождения – 19 августа 1973 года. Дата смерти –
пока не известна.
Родился в Москве. Роддом номер 24. заведующий роддомом - Владислав Копп. Спустя год он эмигрировал в сидней»
Слайд 3Творческий путь
На втором курсе РГГУ Г. Тарасевич издавал Бюллетень студенческого
профкома.
Потом бюллетень перерос в общероссийское информационное агентство «Студенческий пресс-информ-центр».
Григорий был главным редактором.
«Учительская газета». Сначала Г. Тарасевич был корреспондентом, потом заместителем редактора отдела «Информации», потом создал и возглавил отдел «Науки».
Студенческие газеты и журналы («Латинский квартал», «Всеобуч», «Девятый балл»)
С 1999 года начал ездить на Летнюю экологическую школу, от которой потом откололась Летняя школа «Исследователь», переродившаяся в Летнюю школу «Русского репортера».
«В РР с самого начала - с пилотного номера. И сразу - редактором отдела! И до сих пор!»
(Так же работает учителем географии).
Слайд 4«Русский Репортер»
первое общественно-политическое издание для активного среднего класса России;
- еженедельный
журнал медиа-холдинга «Эксперт»;
- позиционирует себя как «журнал для людей, которые
не боятся перемен, не избегают ответственности, предпочитают сами определять стиль своей жизни»;
- тираж 168100 экз., объём 96-120 стр.
Слайд 5Григорий Тарасевич:
- в основном комментирует научные факты, статистику чего-либо и
т.д. Но он не ограничивает себя только темами, которые касаются
науки, темой его материала может стать любой заинтересовавший его факт. Например, в период декабрь-март, Г. Тарасевича очень интересовали митинги, проходившие в нашей стране, участие в них молодёжи. И он не раз касался этой темы в своих материалах (напр. «Время бить морды»)
Круг освещаемых тем
Слайд 7 Он не ограничен рамками определённого жанра. И хотя в
основном он пишет комментарии («Много ли стариков в Бангладеш?»), у
него в колонке можно увидеть и материалы других жанров. Скажем, репортаж с научной конференции (Напр. «Поймать бурозубку») или статья «Самый страшный эксперимент»
- в каждом материале Григорий высказывает своё мнение по данной проблеме/теме. Опираясь, на собственный опыт, делает свой вывод.
"Давайте ничего не понимать"
"130 грамм прогресса"
Жанры
Слайд 8Композиционные особенности
Комментарий.
Заголовочный комплекс.
- наличие заголовка.
- наличие подзаголовка.
- лид, как
правило, отсутствует.
Композиционные особенности.
- сообщение о факте в повествовательной форме.
- цитирование
значимого лица по данному вопросу/ приведение наглядного примера.
- размышления автора.
- аргументация.
- опора на собственный опыт, приведение собственного мнения.
- вывод
Статья
Заголовочный комплекс.
- наличие заголовка
- наличие подзаголовка
- наличие лид из к
Композиционные особенности
- материал, как правило, разбит на несколько частей, каждая из которых имеет заголовок.
- в лиде сообщается о проблеме.
- в первой части текста, как правило, раскрывается суть проблемы, в следующих частях приводятся мнения/высказывания социологов/психологов, рассказывается об исследовании данной проблемы.
- в статье Г. Тарасевич любит использовать метод эксперимент. Он, либо сам проводит его и описывает свои наблюдения (как проводился эксперимент, с какими трудностями он сталкнулся в процессе), либо цитирует исследователей, которые проводили интересные социальные/психологические эксперименты.
- В последней части автор рассказывает к каким результатам привёл эксперимент, делает выводы исходя из этих результатов.
Слайд 9Методы сбора информации
- Включенное наблюдение («Работаю учителем географии в районной
школе, дабы написать о проблемах образования»),
- Работа с документами
(«Люблю рыться в статистических таблицах»),
- Интервью («Общаюсь с учеными),
- Статьи в научных журналах («Это святое),
- Просто наблюдение («Ходим по лабораториям»).
«Стараюсь, чтобы форма сбора информации не так сильно влияла на форму текста. То есть, информация полученная в виде интервью, совершенно не обязательно влечет за собой интервью как жанр»
Г.Тарасевич
Слайд 10Система аргументации
Аргументация строится на
- основе личных наблюдений автора,
изучении документов,
статистических
данных.
Также автор использует научные эмпирические факты, законы :
«По крайней
мере среди московских студентов 40% имеют высокие и сверхвысокие значения МИ. Такой результат получила доцент МГППУ Ольга Бусарова.»
Слайд 11Методы репрезентации
НОВЫЕ РЕШЕНИЯ В РАМКАХ НАУЧНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ.
Подача фактов о
научном событии в виде сценария фильма. Текст становится живее и
интереснее.
«В качестве завязки вполне подходит почти случайное совпадение: российскую базу «Восток» решили установить как раз на том месте, под которым позднее обнаружится гигантское озеро (эту находку называют чуть ли не главным географическим событием ХХ века). И скважину начали бурить с другими целями еще в 70-е.Дальше у положительных героев появляются проблемы. Западные экологи кричат, что бурить нельзя: мол, эти русские загадят уникальное озеро. Звучит печальная музыка. Но упорство и технологии побеждают. Бурение возобновляется. Кульминационный момент — по всем расчетам бур уже должен добраться до воды. А он, сволочь, не добирается — все лед да лед. До конца сезона остается один день».
Слайд 12Узнаваемость стиля и фигуры речи
«Думаю, мой стиль узнаваем. Но не
уверен, что это всегда хорошо. Часто узнаваемость достигается за счет
использования одних и тех же однажды найденных приемов, словечек и т.д. И человек (в смысле – я) начинает ими злоупотреблять.»
Слайд 14«Подозреваю, что после этой колонки многие читатели объявят меня агентом
правящего режима, реакционером и кремлевским наймитом. И меня не спасет
даже попадание в список 167 «самых мерзких врагов», составленный движением «Наши».
«Даже какое-нибудь оригинальное блюдо, приготовленное к домашним посиделкам, вполне может считаться успехом, если гости требуют третью порцию и не выбегают на балкон покурить.»
Слайд 15- перечислительные конструкции (пример:«Тут и ядерные физики со своими глюонами,
молекулярные биологи с теломеразой, и психологи с когнитивным диссонансом…»).
- использование
большого количества прилагательных.
Слайд 16Просторечные выражения:
«задвинуть что-нибудь умное», «мужики».
Слайд 17Использование метафор
«В политике сегодня разбираются все: социологи, политологи, психологи, сантехники,
домохозяйки, водители такси, ученики средней школы… Глядя на циклид в
своем аквариуме, я подозреваю, что и у них есть четкое понимание основных социально-политических трендов. К счастью, циклиды не произносят речей и не ведут блогов.»
Слайд 18Гипербола
«Единый государственный экзамен — это жутко вредная штука, которая
разрушает образование, мучает бедных детей и приводит к массовым суицидам.»
Сравнение
«Я уже не раз писал о том, что вопросы ЕГЭ по обществознанию придуманы каким-то маньяком, который имеет такое же представление о социальных науках, как я о тенденциях в суринамском балете.»,
«Наша речь — это такой же продукт эволюции, как хобот слона или клыки тигра»
«Учебник по этому предмету уныл, как могила налогового инспектора»
«Так на каждом из них трупов не меньше, чем на серийном маньяке.»
Риторический вопрос
«Нужно ли для этого заучивать параграфы про хозяйственную специализацию и месторождения бокситов в Зимбабве?»
Слайд 19Смешение стилей. Публицистический с разговорным.
«Считается, что Единый государственный экзамен
— это жутко вредная штука, которая разрушает образование, мучает бедных
детей и приводит к массовым суицидам. При этом большинство критиков ЕГЭ все так же ленятся прочитать вопросы экзамена. Если бы они это сделали, то могли бы лишний раз убедиться в банальной истине: большинство реформ прекрасны как идея, а вот по части исполнения может получиться и хорошо, и плохо.» -
«Достаточно понимать, что и в Восточной Азии, и в Латинской Америке, и в Африке живут относительно хреново, а посему недолго.»
Слайд 20Доступный язык
«Если излагать мудреные мысли психологов кратко и просто,
то наша жизнь — это постоянная борьба между стремлением к
успеху и страхом облажаться.»
Слайд 21Образ автора и его отношение к своему творчеству
«Ох… Я
пытаюсь писать о науке на том языке и с тех
позиций, на которых нахожусь я сам. Отсюда и обилие разговорной речи в моих текстах, и постоянные попытки выйти на что-то большее, нежели просто научная проблема. Мне кажется, и мне и читателю, не так интересны молекулы и атомы. Им важнее общая картина мира, им важнее Бог (Бог – в смысле глобального устройства мирозданья - я вообще-то атеист). В моем «творчестве» я пытаюсь расширить границы научно-популярного жанра, выйти за рамки стандартных схем «Ученые установили, что…».
Слайд 22«Еще одна задача – научиться писать про гуманитарные науки (социология,
психология) именно как о науках, а не как о социальных
проблемах. Еще задача – научиться писать о содержании образования.
Многое пока не умею. Мне еще учиться, учиться и учиться….»