Слайд 1Характеристика исследовательских проектов.
Методы сбора вторичной информации.
Методы сбора первичной информации.
Тема
4
Типы исследовательских проектов и методы сбора информации
Слайд 2Тип исследовательского проекта – это план исследования, используемый как руководство
по сбору и анализу данных.
Цели исследования
Тип исследовательского
проекта (план
исследования)
Методы исследования
Слайд 3Разведочное (поисковое исследование)
Слайд 4Описательное (дескриптивное)исследование
Слайд 5Экспериментальные (куазальные) исследования
Слайд 6Взаимосвязь между исследовательскими проектами
Разведочное исследование
Описательное исследование
Эксперименталь-ное исследование
Слайд 7Методы сбора маркетинговой информации
Слайд 8Методы сбора вторичной информации
Неформализированные
Основаны на свободных
(нестандартизированных)приемах
получения сведений из
содержания документа;
Требуют кропотливого анализа
каждого источника;
Используют для небольшого
массива документов.
Формализированные
Основаны
на унифицированных
(стандартных) методиках
регистрации сведений в
содержании документа;
Позволяют дать количественную
оценку объекту (явлению);
Используют для анализа
большого массива документов.
Традиционный
анализ
Контент-анализ
Слайд 9
Традиционный анализ – это неформализованный метод сбора
вторичной информации, заключающийся в анализе и регистрации сути материала с
интересующей исследователя точки зрения.
Подразумевает обычное «понимающее» восприятие текста (изображения, звука), выделение смысловых блоков идей, утверждений в соответствии с целями исследования.
Слайд 10Контент-анализ – метод сбора вторичной информации, заключающийся в выявлении наличия
и частоты появления в содержании материала определенных смысловых категорий.
Проведение контент-анализа
включает выбор:
Категории анализа – это общее, ключевое понятие, позволяющее выделить темы в содержании материала, в соответствии с которыми будут сортироваться единицы анализа;
Единицы анализа – это элемент содержания, некоторая его смысловая часть, которая раскрывает категорию анализа;
Единицы счета – это число появлений единицы анализа в документе.
Слайд 11Критерии оценки вторичной информации
Слайд 12Разновидности опросов
Опрос
Количественные
Устный опрос
Телефонный опрос
Письменный опрос
Электронный опрос
Качественные
Фокус - группы
Глубинное
интервью
Анализ протокола
Проекционные методы
Слайд 13Сравнительная характеристика количественных опросов
Слайд 15Отличие качественных опросов от количественных
Слайд 16 Фокус-группа – это личное интервью, которое ведущий (модератор)
берет у группы респондентов, сформированной в соответствии с заданными критериями
Виды
фокус-групп:
стандартная фокус-группа (ведущий- группа);
фокус-группа с двумя ведущими;
фокус-группа с заказчиком в роли участника.
Слайд 17Применение фокус-групп
определение предпочтений покупателей и их отношения к определенным товарам;
выяснение
мнений по поводу идей новых товаров;
получение новых идей по совершенствованию
существующих товаров;
развитие творческих концепций рекламных объявлений;
получение предварительных реакций потребителя на определенные маркетинговые программы;
разработка подходов к решению проблемы;
выработка гипотез, которые могут быть проверены количественно.
получение информации, полезной для разработки вопросов анкеты.
Слайд 19
Глубинное интервью – это прямое личное интервью с
одним респондентом с целью выяснения его эмоций, отношения, убеждений по
определенной теме
Слайд 20Виды глубинных интервью
Метод лестницы – метод глубинного интервью,
при котором вопросы ставятся таким образом, чтобы выстроить цепочку от
характеристик товара к характеристикам покупателя.
Метод выявления скрытых проблем – метод глубинного интервью, используемый с целью выявления слабых сторон человека, порождающих его личные переживания и беспокойства.
Символический анализ – метод глубинного интервью, предполагающий поиск символических значений изучаемых объектов путем их сравнения с противоположными объектами
Слайд 21Применение глубинного интервью
Детальное изучение поведения респондента;
Обсуждение конфиденциальных, деликатных вопросов;
Ситуации,
когда мнение окружающих подавляет ответ респондента;
Интервью с профессионалами, в т.ч.
с конкурентами;
Ситуации, в которых опыт использования товара является чувственным и связан с настроением, эмоциями.
Слайд 22Достоинства и недостатки глубинного интервью
Слайд 23 Анализ протокола – сущность метода заключается в
создании для респондента определенной ситуации, в которой он должен принять
решение и описать все факты и аргументы, повлиявшие на его действия.
Все рассуждения и действия респондента записываются им в хронологическом порядке в протоколе.
Применение метода:
При анализе решений, время принятия которых либо очень продолжительное, либо слишком быстрое.
Слайд 24 Проекционные методы – это неструктурированные, косвенные методы опроса, побуждающие
респондента высказать свои скрытые мотивы, убеждения или чувства относительно обсуждаемой
проблемы.
Слайд 26Виды проекционных методов:
Метод завершения предложения, рисунка или истории заключается
в предложении респонденту закончить фразу, историю или рисунок, используя первые
пришедшие на ум образы и слова
Слайд 27 Ассоциативные методы – заключаются в том, что человеку показывают
какой-либо предмет (слово) и просят его сказать о том, что
в первую очередь приходит на ум (слово, с ним ассоциирующееся)
Слайд 28 Методы конструирования ситуации – заключаются в предложении респонденту придумать
историю, диалог или описание ситуации:
анимационный тест (апперцепционный тест);
ответ по рисункам.
Слайд 31 Экспрессивные методы – сущность заключается в том, что респонденту
предлагается рассмотреть определенную ситуацию, где он должен определить, что чувствуют
люди в данный момент:
ролевые игры;
метод третьего лица.
Слайд 32Применение проекционных методов
В случаях, когда нужную информацию нельзя получить,
используя прямые методы сбора данных;
В разведочных исследованиях для получения начальных
сведений о предмете исследования;
Для выяснения отношения потребителей к товарам, маркам, рекламным объявлениям;
Для проверки наименований торговых марок.
Слайд 33Когда необходимо получить информацию о причинах поступков людей, формировании их
взглядов, о том, что для людей означает покупка, владение и
использование товара.
Слайд 35 Панельные исследования – это повторяющийся сбор данных от одной
и той же группы респондентов на заданную тему.
Панель –
это группа респондентов, представляющих собой репрезентативную выборку объектов ГС, которая регулярно предоставляет исследователю информацию.
Слайд 36Виды панелей
По составу
респондентов
По способу
предоставления
данных
По времени
По характеру
изучаемых
проблем
Потребительские панели;
Торговые панели;
Производственные панели;
Панели специалистов.
Дневниковые панели покупок;
Дневниковые медиа-панели;
Сканерные дневниковые панели.
Краткосрочные
(до 1 года);
Долгосрочные (до 5 лет).
Традиционные;
Нетрадиционные
(нерегулярные опросы).
Слайд 37Применение панельных исследований
Выяснение покупательских привычек, правил совершения покупки, основных тенденций
в предпочтениях покупателей (по ценам, маркам, местам покупки, категориям товаров
и т.д.) для оценки рыночных сегментов, прогнозирования продаж, определения групп потребителей-приверженцев марки.
Получение данных о реализации отдельных товаров (в т.ч. конкурирующих) через различные типы магазинов для оценки эффективности каналов распределения.
Слайд 38Для принятия решений в сфере рекламы: о выборе СМИ, рекламном
бюджете и т.д. (медиа-панели);
Для тестирования новой продукции, анализа маркетинговых средств,
используемых для продвижения товара (сканерные панели).
Слайд 40 Наблюдение – процесс сторонней регистрации исследователем моделей поведения
субъектов, процессов и событий, которые могут быть выявлены органами чувств.
Слайд 41Объекты наблюдения:
физические действия и факты: покупка, расположение и планирование магазина,
цены, мероприятия по стимулированию сбыта;
временные показатели: время нахождения в магазине
или длительность вождения автомобиля;
пространственные связи и местоположение: подсчет количества покупателей в магазине, маршрут движения в торговом зале.
поведенческие проявления: движения глаз, уровень эмоционального возбуждения.
публикации: рекламные объявления, газетные статьи.
Слайд 42Классификация наблюдений
Степень стандартизации
Степень скрытности
Характер
условий
Способы проведения
Структурированное
Неструктурированное
Открытое
Скрытое
Естественное
Искусственное
Личное наблюдение
Наблюдение с использованием
технических средств
Аудит запасов
Анализ следов
Слайд 43Сравнительная оценка методов наблюдения
Слайд 44Наблюдения используют:
когда необходимо получить информацию непосредственно в ходе процесса,
события;
для того, чтобы составить предварительное представление об объекте (ничего неизвестно
на начало исследования);
для подтверждения данных, полученных при использовании других методов, например, в ходе опроса респондент говорит одно, а делает по - другому;
для описания распространенности явления или ситуации, например, наличие ассортимента в торговой точке;
для получения данных от респондентов, которые не ходят вступать в контакт или не могут четко запомнить что-либо (дети);
для получения информации об эффекте удовлетворения, впечатления или неудовлетворенности общением.
Слайд 46 Эксперимент – метод сбора первичной информации путем активного
вмешательства исследователя в определенные процессы для выявления причинно-следственных связей между
событиями.
Объект исследования – потребители;
Предмет исследования – реакция на инструменты маркетинга.
Слайд 47Формы экспериментов
в зависимости от условий проведения
лабораторные
полевые
холл-тест
хоум-тест
пробный
маркетинг
Слайд 48
Схемы (модели) проведения экспериментов
Эксперимент «до-после» без контрольной группы;
Эксперимент «до-после» с
контрольной группой;
Эксперимент «только после» с контрольной группой.
Слайд 49Применение экспериментов
прогнозирование объема продаж нового товара;
обоснование выбора маркетинговых инструментов;
проверка влияния
ряда факторов на сбыт товаров или поведение потребителей;
количественная оценка воздействия
независимой переменной на зависимую;
оценка эффективности принятых решений (проведения рекламных кампаний, промо-акций и т.д.)
Слайд 51 Экспертные оценки – метод сбора первичной информации, основанный на
интервью с людьми (экспертами), которые высказывают свое мнение по какой-либо
проблеме
Слайд 52 В качестве экспертов выступают:
ученые;
руководители предприятий;
оптовые и розничные торговцы;
специалисты: врачи,
товароведы и т.д.
Слайд 53Экспертные оценки
Индивидуальные
методы
Коллективные
методы
Смешанные
формы
метод аналити-
ческих
записок;
метод интервью-
ирования
эксперта;
метод сценариев.
Дельфи-метод;
метод «мозгового
штурма»;
метод синектики;
метод морфоло-
гического ряда.
метод
коллективного
блокнота
Слайд 55Экспертные оценки используют:
для изучения рыночной ситуации;
для прогнозирования параметров и составления
сценариев развития рынка;
при принятии стратегических решений (например, решения о перепозиционировании
товара или его модификации);
для оценки потенциала конкурентов;
для характеристики качества продукции и др.
Слайд 56Экспертные оценки
целесообразно применять:
когда отсутствуют статистические данные для прогнозирования событий
будущего;
когда изучаемая проблема плохо структурирована;
для количественного измерения событий, которые невозможно
измерить другим способом, например, оценка размера теневого рынка.