Слайд 2План лекции
Сущность коммуникации. Понятие и структура общения. Функции коммуникации. Роль
коммуникации в работе педагога.
Специфика общения педагога с «аудиалами», «визуалами»,
«кинестетиками», «дискретами».
Основные типы коммуникативного воздействия.
Умение слушать при взаимодействии с родителями.
Слайд 31. Сущность коммуникации. Понятие и структура общения. Функции коммуникации. Роль
коммуникации в работе педагога.
Коммуникация – это:
в широком смысле обмен
информацией между индивидами через посредство общей системы символов (Финансовый словарь);
общение (Г.М.Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров);
смысловой аспект социального взаимодействия (Е.И.Рогов).
Слайд 4Человеческие формы коммуникации характеризуются главным образом функционированием языка — важнейшего
средства человеческого общения.
В коммуникативной функции язык проявляет свою орудийно-знаковую сущность,
благодаря чему коммуникация становится:
важнейшим механизмом становления индивида как социальной личности,
проводником установок данного социума, формирующих индивидуальные и групповые установки.
Слайд 5 Общение – это:
взаимодействие двух или более людей с целью
установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности;
один из важнейших факторов психического и социального развития ребенка (Педагогический энциклопедический словарь /Гл.ред. Б.М.Бим-Бад);
взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера (Психологический словарь);
Слайд 6осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и
направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях
партнера (Е.И.Рогов);
взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками
(Г.М.Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров);
Слайд 7сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый
потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией,
выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (Е.И.Рогов).
Слайд 8Педагогическая коммуникация – это:
профессиональное общение педагога с воспитанниками в целостном
педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися
и управление общением в детском коллективе
(Г.М.Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров);
профессиональное общение педагога с детьми, направленное на решение задач обучения, развития, воспитания (И.С.Сергеев).
Слайд 9В педагогической практике коммуникация является важнейшим фактором профессионального успеха.
Слайд 10В процессе взаимодействия человека с человеком важным оказывается:
что мы говорим,
как
мы говорим,
каким образом воспринимаем информацию партнера по общению.
Слайд 11Структура общения
Коммуникативный компонент – обмен информацией между субъектами общения (что
мы говорим).
Интерактивный компонент – организация взаимодействия в разговоре (активность, пассивность,
давление, уклонение и пр. – как мы говорим).
Перцептивный компонент – восприятие, изучение, понимание, оценка партнерами по общению друг друга.
Слайд 12Средства общения
вербальные – слова;
невербальные – жесты, мимика, дистанции, позиции, позы
и др.;
паралингвистические – тембр, темп голоса, интонация, паузы и т.д.
Слайд 13Функции коммуникации
1) Контактная
2) Информативная
3) Интерактивная (побудительная)
4) Прагматическая
5) Экспрессивная
6) Установление отношений
7)
Социальная
Слайд 14Знания, умения и качества личности педагога, значимые для продуктивной коммуникации
глубокое
знание психологии другого человека;
безусловное принятие ребенка;
развитые внимательность, наблюдательность, интуиция и
пр.;
готовность к эмпатии;
педагогическая рефлексия;
коммуникативные умения;
речевое развитие и пр. (Г.М.Коджаспирова).
Слайд 15Коммуникативное поведение педагога – это процесс передачи педагогом информации посредством
речи и соответствующего поведения, способствующий установлению контактов с группой, влияющий
на его настроение, готовящий к восприятию материала
Слайд 16Успешное коммуникативное поведение во многом зависит от:
умения мыслить и точно,
динамично передавать эти мысли учащимся;
способности учитывать характер взаимоотношений с воспитанниками;
авторитета
педагога;
новизны и выразительности речи;
умения понимать психическое состояние ученика по внешним признакам;
умения самопрезентации учителя.
Слайд 17Определите уровень общительности (В.Ф.Ряховский)
Слайд 182. Специфика общения педагога с «аудиалами», «визуалами», «кинестетиками», «дискретами».
Выделяют три
основных типа людей с характерными для каждого из них особенностями
взаимодействия с другими людьми:
визуалы;
аудиалы;
кинестетики.
Некоторые выделяют и четвертый тип: дискреты.
Слайд 19«Визуалы» воспринимают большую часть информации с помощью зрения;
«аудиалы» –
через слуховой анализатор;
«кинестетики» – посредством чувств, ощущений;
«дискреты» –
через логическое осмысление с помощью цифр, знаков, логических выводов.
Слайд 23Познакомиться с таблицей
«Паттерны поведения людей с различным доминирующим типом
восприятия», определить свой тип.
Слайд 24Умение распознавать различные типы людей, в зависимости от доминирующего канала
восприятия, и говорить с людьми на их языке, используя их
активный словарь – важный фактор успешной коммуникации.
Слайд 253. Основные типы коммуникативного воздействия
Выделяют два основных типа коммуникативного воздействия:
авторитарная
коммуникация;
диалоговая коммуникация.
Слайд 26На основе таблицы «Сравнительная характеристика авторитарной и диалогической коммуникации» привести
примеры проявления каждого из параметров процесса общения.
Слайд 274. Умение слушать при взаимодействии с родителями
В процессе общения отдельные
детали информации теряются или подменяются другими, иногда искажается смысл сказанного
партнером. Причины:
неверные установки на общение с родителями (Родитель – причина всех проблем ребенка, он должен…);
негативный опыт общения (Толку не будет от этих «душеспасительных» бесед);
уровень эмоциональной включенности в ситуацию (конфликт);
недостаточное развитие навыков слушания.
Слайд 28Чтобы процесс общения оказался более эффективным, педагогу желательно овладеть техниками
слушания.
Эффективная техника слушания – рефлексивное (активное) слушание.
Слайд 29Приемы рефлексивного слушания
дословное повторение – воспроизведение вслух части сказанного в
неизменном виде;
перефразирование – повторение основного содержания сказанного в более сжатой
форме или своими словами;
резюмирование – подытоживание, выделение основных идей говорящего
Слайд 30Нерефлексивное (пассивное) слушание – это внимательное слушание, при котором обратная
связь с говорящим сводится лишь к коротким репликам: «Да, да…»,
«Угу…», «Понимаю…», «Приятно слушать» и т.д.
Слайд 31Для того, чтобы процесс слушания был более действенным, можно воспользоваться
рекомендациями, следовать которым предлагают Г.Б.Монина, Е.К.Лютова-Робертс:
не перебивать собеседника;
не
отвлекаться;
не задавать лишних вопросов («не допрашивать»);
не пререкаться;
не навязывать свои советы;
отражать свое отношение к чувствам говорящего и др.
Слайд 32Основная литература
Губанова, М.И. Педагогическое взаимодействие : учебное пособие - Кемерово
: Кемеровский государственный университет, 2010. - 96 с.
Мальханова И.А.
Коммуникативный тренинг. – М., 2006. – С. 122-149.
Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб: Речь, 2010. – С.10-21.
Педагогическая риторика //под ред. Н. Д. Десяевой. - М. : Академия, 2012. - 256 с.
Слайд 33Дополнительная литература
Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах.
– М., 2007. – С.167-168.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.
– М., 2003. – С.97.
Павлов И.В. Общение с ребенком: тренинг взаимодействия. – СПб., 2008.
Педагогический энциклопедический словарь /Гл.ред. Б.М.Бим-Бад. – М., 2003. – С.175.
Рогов Е.И. Психология общения. – М., 2003. – С.6-16.
Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. – СПб., 2004. – С.66-72.