Слайд 2Харитина - вечная ткачиха
18 октября. День Харитины. Народный календарь. Харитины
- первые холстины. Харитина - вечная ткачиха.
Слайд 3Харитина - вечная ткачиха
По церковному календарю в этот день отмечается
память святой мученицы Харитины, пострадавшей за веру в начале 4
века в городе Понте на берегу Черного моря. В раннем детстве она осталась сиротой и была воспитана добрым и благочестивым человеком Клавдием. Девушка была прекрасна лицом, разумом, добротой и горячей верой.
Слайд 4Харитина - вечная ткачиха
Харитина горячо уверовала во Христа и решила
посвятить служению ему всю свою жизнь. Клавдий, любивший девушку как
родную дочь, поддержал это намерение и построил для нее отдельный дом, где она жила в уединении и целомудрии. Своим примером Харитина многих неверующих подтолкнула к принятию христианства.
Слайд 5Харитина - вечная ткачиха
Любовь ко Христу она несла другим людям,
за что и пострадала от язычников. Однажды молодую христианку оклеветали
язычники, и ей пришлось предстать перед судом. Несмотря на все пытки и унижения, Харитина осталась тверда в вере и скончалась с молитвой на устах.
Слайд 6Харитина - вечная ткачиха
Харитины - первые холстины. Харитина - вечная
ткачиха …
На Руси к этому времени полевые и огородные работы
в деревнях заканчивались, и крестьяне приступали к делам домашним.
На Харитину женщины садились за ткацкие станки и начинали ткать холсты.
Слайд 7Харитина - вечная ткачиха
"Харитина ткала и пряла - весь дом
одевала", - говорили в этот день. Девушки же собирались на
вечерки, где также занимались рукоделием - пряли, вышивали, вязали ... Такая работа по обыкновению сопровождалась пением.
Слайд 8Харитина - вечная ткачиха
Ткаческое мастерство ценилось прежде не меньше, чем
земледельческое. Об этом занятии сложено множество загадок, например такие:
"Раскинуты тенетки,
прилетели лебедки, трут, мнут, разинут, воткнут";
"Ногой топну, животом нажму, рукой шмыгну, два раза колотну и опять начну"...
Слайд 9Харитина - вечная ткачиха
Существовали загадки и о ткацком стане:
"Пришел паук
на деревянных ногах, всю избу загородил";
"Пришло чудо, село в
угол, без девки, без женки, а вон нейдет"...
Слайд 10Харитина - вечная ткачиха
Поговорки и приметы
Горит лучина, ткёт Хартина,
за кросна сядет, дом одевает. Баба, смекать смекай да за
кроены садись, холсты затыкай. Пряла, ткала, девки скала, Берегиня пособляла. Харитина – вечная ткачиха. Пряла баба, ткала – весь дом одевала; пришла смерть – покрыться покойнице нечем..
Слайд 11Харитина - вечная ткачиха
И прядём, и ткём – и всё
нагишом. Бабье тканьё через нитку проклято: от холоду не греет
и от дождя не упасёт. Солнце скатывается вниз. Отстал от ночи день – запнулся валенком за пень. «Баба, смекать смекай да за кросны садись, холсты затыкай».
Слайд 12Харитина - вечная ткачиха
Ткать или токать – делать холст на
кроснах, ткацком станке. Холст холсту тоже рознь был. Холсты бывали
посконные, изгребные и кужельные. Посконные холсты ткали из стеблей мужских растений конопли, из этих холстов шили прочную будничную одежду.
Слайд 13Харитина - вечная ткачиха
Изгребные холсты ткали из очесов льняной или
пеньковой кудели, из них шили сарафаны-сермяжники, порты, телогреи. Кужельные холсты
ткали из хорошо вычесанного льга, они шли на праздничную одежду. Особой разновидностью холста являлась пестрядь – пёстрая узорная ткань из конопли или льна.
Слайд 14Харитина - вечная ткачиха
Прядение и ткачество занимало одно из важнейших
мест в ремесленном производстве Древней Руси. Это было наиболее массовое
и повсюду распространенное производство, непосредственно связанное с изготовлением одежды и других предметов быта.
Слайд 15Харитина - вечная ткачиха
В Древней Руси ткани изготовляли из шерсти,
льна и конопли. Они различались не только по материалу и
его качеству, но и видам переплетений, фактуре и окраске.
Слайд 16Харитина - вечная ткачиха
Обычная льняная ткань, которая шла на мужские
и женские рубашки, убрусы, полотенца, называлась полотном и усцинкой. Грубая
ткань из растительного волокна, применявшаяся для верхней одежды, называлась вотола. Были и другие названия льняных тканей — частина, тончина и т. п.
Слайд 17Харитина - вечная ткачиха
Из шерстяных тканей наиболее распространенными были понява
и власяница, к грубым тканям относились ярига и сермяга. Для
верхней одежды изготовляли сукно.
Слайд 18Харитина - вечная ткачиха
Самый трудоемкий процесс при изготовлении ткани —
это производство нити. Он состоял из получения исходных материалов —
шерсти, льна, конопли, длительной подготовки их к прядению и самого прядения. Все это составляло около 75% общих трудовых затрат прядильно-ткацкого производства. Дальнейшие операции текстильного производства — само тканье и аппретура ткани — составляли 25% затрат, но они требовали довольно высоких профессиональных навыков и специального оборудования.
Слайд 19Харитина - вечная ткачиха
Обработка шерсти. Операции подготовки шерсти к прядению
были проще и менее трудоемки, чем приготовление растительного волокна. Стригли
овец стальными пружинными ножницами, абсолютно такими же, как современные пружинные «овечьи» ножницы. В древнерусских городах в слоях X— XIV вв. найдено более 400 пружинных «овечьих» ножниц.
Слайд 20Харитина - вечная ткачиха
Деревянные гребни для чесания шерсти были ручными
и большими стационарными вертикального типа. Большой гребень представлял собой лопатообразный
предмет высотой около 60 см с частыми зубьями на лопасти. Нижним концом стойки гребень вставляли в скамью или донце. Ручные гребни были меньшего размера и имели специальную фигурную спинку, за которую гребень держали в руках.
Слайд 21Харитина - вечная ткачиха
Нити из шерсти или растительного волокна для
всех видов тканей в древней Руси пряли на ручном веретене.
Техника прядения нити на веретене состояла в следующем:
Слайд 22Харитина - вечная ткачиха
пряха держала веретено в правой руке, а
левой вытягивала из кудели волокно и слегка его скручивала; начало
нити, скрученное пальцами, она прикрепляла петлей к вершине веретена, а потом, выпустив веретено из рук, во вращательном движении продолжала вытягивать волокно из кудели и скручивать образующуюся прядь нити.
Слайд 23Харитина - вечная ткачиха
Когда нить достигала длины размаха рук, пряха
наматывала ее на веретено, закрепляла на нем петлей и начинала
новый цикл. Следует заметить, что пряха беспрерывно смачивала нить слюной как клеющим веществом: смоченная слюной нить не раскручивалась.
Слайд 24Харитина - вечная ткачиха
Прялка. При прядении нити, кроме веретена, необходима
подставка — прялка, служащая для крепления кудели пряжи. Прялки представляли
собой лопатообразную деревянную стойку, обращенную лопастью вверх и закреплявшуюся нижним концом стержня в гнезде скамьи или донца прялки . Кудель пряжи прикрепляли к прялке веревкой или шнурком, на конце которого привязывали железную или костяную спицу. Спицы втыкали в отверстие лопасти прялки
Слайд 25Харитина - вечная ткачиха
Отделение ткачества от прядения в Древней Руси
произошло еще в самом начальном периоде русской истории. Ткач в
древнерусском городе стал ремесленником, а прядение оставалось еще несколько столетий в сфере домашней деятельности женщин города и деревни.
Слайд 26Харитина - вечная ткачиха
В Древней Руси обыкновенное и художественное ткачество
было известно издавна. Древние русские ткани XI-XIII вв. археологи находили
в разных областях. Ручной ткацкий станок с вертикальным расположением основы появился примерно за 5-6 тыс. лет до н. э. Его изобретение было одним из важнейших достижений человека на первой ступени его развития
Слайд 27Харитина - вечная ткачиха
Ткацкие станки древних славян были сделаны из
толстых брусьев станины и поднёбника. На последнем крепятся все подвижные
его части: рамы нитянок - ремизок с петлями из льняных ниток. В петли одной из рам продеваются чётные нити основы, в петли другой рамы - нечётные. Через подвижные блоки, привязанные к поднёбнику, пропускают веревки, соединяющие подножки с ремизками. Наступить на одну из них -поднимается чётная группа основы, на другую - нечётная.
Слайд 28Харитина - вечная ткачиха
Со временем конструкция станка усовершенствуется, возникает множество
вариантов, в том числе и горизонтальный станок, который у русского
и многих других народов дожил до сегодняшнего дня.
Слайд 29Харитина - вечная ткачиха
Одежда, сшитая из гладкоокрашенной (однотонной) холстины, считалась
скучной, будничной и, если хотите, немодной.
Крестьянки стремились украсить ее,
сделать радостной для глаз.
Слайд 30Харитина - вечная ткачиха
Одним из наиболее ранних способов украшения полотна
и одежды являлась "набойка" - нанесение многокрасочного узора (рисунка) на
ткань с помощью вырезанных на деревянных досках штампов - "печаток". "Набивные" узоры занимали и ныне занимают видное место в русской, в том числе и воронежской, орнаментике. Производство набойки на домашних тканях в России было известно с глубокой древности и применялось до тех пор, пока не было вытеснено машинным печатанием одноцветных и многоцветных узоров на фабричных тканях.
Слайд 31Харитина - вечная ткачиха
До нашего времени старинной набойки сохранилось сравнительно
немного, объясняется это недолговечностью ткани и пренебрежением правящей знати к
мужицкому искусству, а также отсутствием должного внимания со стороны просвещенных людей к "дешевым" крестьянским тканям.
Слайд 32Харитина - вечная ткачиха
О русском орнаменте поэт Сергей Александрович
Есенин в статье "Ключи Марии" писал: "Орнамент (узоры) - это
Музыка. Ряды его линий в чудеснейших и весьма тонких распределениях похожи на мелодию какой-то вечной песни перед мирозданием..."
Слайд 33Харитина - вечная ткачиха
Узорно-ремизное ткачество — старинный вид народного ремесла
— было развито во многих деревнях Нижегородского края, особенно на
северных его окраинах. Домоткаными узорами крестьянки украшали половики, одежду, покрывала, скатерти, столешницы, полотенца.
Слайд 34Харитина - вечная ткачиха
Материалом для ткачества служили лен, шерсть и
хлопок. Нижегородское ткачество отличалось большой узорностью геометрического орнамента и тонкостью
колорита. Количество цветов в ткани немногочисленно, гармонично и благородно в оттенках. В основном это белый, красный, синий цвета. Благодаря тонко найденному композиционному решению цвета и орнамента изделия ткачих имели особенную изысканность.
Слайд 35Харитина - вечная ткачиха
Праздничную одежду, в частности женские рубахи, шили
из холста белого цвета, подолы украшались красной полосой тканого узора.
Общий колорит и подбор тонов в традиционной одежде свидетельствуют об удивительном вкусе и чувстве гармонии у славянских мастериц
Слайд 36Харитина - вечная ткачиха
Тканые узорные полотенца, подзоры и женские рубахи
изготовлялись браной двухуточной техникой тканья. Техника браного двухуточного тканья не
отличается особой сложностью, но она очень трудоёмка и требовала от ткачихи большого внимания - малейшая оплошность при отсчёте нитей вызывала искажение всего рисунка.
Слайд 42Харитина - вечная ткачиха
Что касается мужчин, то они на Харитину
приступали к изготовлению валенок. В этот день катали шерсть на
валенки. И день, поэтому назывался еще Харитон-именинник. Катаник. Катальщик.
Слайд 44Харитина - вечная ткачиха
Мяу-мяу! - плачет кошка. -
У меня
озябли ножки.
Сделай, бабка, валенки,
Как у внучки Галеньки.
Утром бабка
с Галей встали,
Мурке валенки скатали.
Ходит Мурка в валенках
Самых-самых маленьких.
Слайд 45Харитина - вечная ткачиха
Валенки сваляли
И Андрюше дали.
Носи, носи, Андрюшенька,
Зимой и летом, душенька!
Носи,
ножки не морозь
Хоть с галошами, хоть врозь.
Выйдет в поле в тулупе
Наш Андрюша на коне -
Минус тридцать нипочём,
Коли валенки на нём.
Слайд 46Харитина - вечная ткачиха
В магазине Валеньке
Покупают валенки.
Маленькие валенки
До чего ж милы!
Но надела
валенки
Маленькая Валенька -
Оказались валенки
На нее малы!