Разделы презентаций


ХХ ВЕК: ХАРАКТЕРИСТИКА. УМОНАСТРОЕНИЕ. КУЛЬТУРА

Содержание

План лекции ХХ век в художественном сознании его современников. Что общего и в чем различия его восприятия? Пути развития отечественной культуры.Главный вопрос об отношении к искусству (Ленин и Брюсов).Трагизм

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 ХХ ВЕК: ХАРАКТЕРИСТИКА. УМОНАСТРОЕНИЕ. КУЛЬТУРА.
А.А.Блок
А.И.Солженицын
И.А.Ильин
М.А.Булгаков
И.А.Бунин
М.А.Шолохов
В.Г.Распутин
Б.Л.Пастернак

ХХ ВЕК: ХАРАКТЕРИСТИКА. УМОНАСТРОЕНИЕ. КУЛЬТУРА.А.А.БлокА.И.СолженицынИ.А.ИльинМ.А.БулгаковИ.А.БунинМ.А.ШолоховВ.Г.РаспутинБ.Л.Пастернак

Слайд 2 План лекции
ХХ век в художественном сознании его современников. Что общего

и в чем различия его восприятия?
Пути развития отечественной культуры.
Главный

вопрос об отношении к искусству (Ленин и Брюсов).
Трагизм ХХ в. в литературе.
Литература начала века (течения, литературные направления, представители).

План лекции  ХХ век в художественном сознании его современников. Что общего и в чем различия

Слайд 3«Золотой век» русской литературы
XIX век – классический век русской литературы,

который выразил устремления людей к гармонии, к утверждению абсолютных человеческих

ценностей. Главные из них - Жизнь, Добро, Совесть, Вера, Честь, Достоинство, Мир, Труд, Дом, Счастье, Любовь.
Это «золотой век» русской литературы
(Пушкин, Тургенев, Достоевский, Толстой, Чехов)
«Золотой век»  русской литературыXIX век – классический век русской литературы, который выразил устремления людей к гармонии,

Слайд 4ХХ ВЕК В ХУДОЖЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ ЕГО СОВРЕМЕННИКОВ
В.Маяковский. «Левый

марш» (1918),

Поэма «Хорошо» (1927 г.)
Осип Мандельштам. «Век» (1922).
«Мне на плечи кидается
век-волкодав» (1932 г.)
М.Цветаева «Стихи к Чехии» (1939)

ХХ ВЕК  В ХУДОЖЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ  ЕГО СОВРЕМЕННИКОВ В.Маяковский.  «Левый марш» (1918),

Слайд 5ВОСПРИЯТИЕ ТЕМЫ ВЕКА, ЕГО ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ
Осип

Мандельштам - «век-волкодав» (1932 г.)
М. Цветаева

- «бедлам нелюдей» (1939)

В. Маяковский – победный «марш»,
величайшая эпоха (1927 г.)

ВОСПРИЯТИЕ ТЕМЫ ВЕКА,  ЕГО ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ    Осип Мандельштам - «век-волкодав» (1932 г.)

Слайд 6Авторская позиция, отношение к окружающему миру
М. Цветаева – за

два года до смерти пишет – «отказываюсь быть».
Осип Мандельштам

– чужой в этом мире – «не волк я по крови своей...»
В. Маяковский – «Отечество славлю!»

Как объяснить эти различия?

Авторская позиция,  отношение к окружающему миру М. Цветаева – за два года до смерти пишет –

Слайд 7Пути развития русской культуры
1. Петровская эпоха – первый раскол ранее

единой русской культуры на два пласта:
-

народно-крестьянская культура (самобытная)
- дворянская культура (испытывающая влияние Запада).
Пути развития  русской культуры1. Петровская эпоха – первый раскол ранее единой русской культуры на два пласта:

Слайд 82. Народно-крестьянская культура
Пагубное влияние крепостного права: сильно

развита
психология раба.
Начало ХХ века – из крестьянства вычленяется пролетариат,

начинает формироваться пролетарская
культура, корнями уходящая в народную.
20- е годы ХХ в. – политика, направленная на уничтожение
крестьянства как класса и, как следствие,
крестьянской культуры
(Сергей Есенин – последний представитель
крестьянской культуры).
50-70-е годы – попытка возродить крестьянскую культуру
(писатели-«деревенщики»: В.Шукшин,
Ф.Абрамов, П.Проскурин, А.Иванов,
В.Астафьев, В.Белов, В.Распутин).


2. Народно-крестьянская культура   Пагубное влияние крепостного права: сильно развитапсихология раба. Начало ХХ века – из

Слайд 93. Дворянская культура
20-е годы XIX в. – первые противоречия,

связанные с

декабристским движением, которое
имело 2 направления:
• южное, радикальное;
• северное, либеральное.
60-е годы XIX в. - обострение противоречий, резкое
размежевание двух культур: либеральной
и революционной.
Начало ХХ века – второй раскол внутри дворянской
культуры, который окончательно
оформился после поражения 1-ой русской
революции 1905 года: именно тогда
думающее русское общество потребовало
переосмыслить всю систему ценностей и
идеалов русской интеллигенции.
3. Дворянская культура20-е годы XIX в. –  первые противоречия, связанные с

Слайд 10Отношение к искусству
Этот процесс переосмысления нашел

свое отражение
в сборнике «Вехи» (1905 г.), где

были помещены статьи
ведущих философов (впервые опубликован в журнале
«Литературное обозрение» № 7-12 за 1990 г).
Так, русская дворянская культура окончательно
разделилась на две культуры – революционную культуру
и культуру гуманистическую, традиционную,
унаследовавшую идеи всех русских мыслителей и
писателей 19 века.
Главным стал вопрос об отношении к искусству, о роли
и назначении поэта и поэзии. В этом плане интересно
сравнить два кардинально противоположных взгляда:
Ленина и Брюсова (статьи опубликованы в сб. «Вехи»)




Отношение к искусству    Этот процесс переосмысления нашел свое отражение   в сборнике «Вехи»

Слайд 11Отношение к искусству
статья В.И.Ленина «Партийная организация и партийная литература» (1905

г.): «Литература должна стать партийной. Любое дело – часть общепролетарского

дела. Жить в обществе и быть свободным от него нельзя!»

статья В.Брюсова «Свобода слова» (впервые – 1990 г.): обе литературы – и буржуазная, и пролетарская – не свободны. Первая тайно связана с буржуазией, вторая открыто – с пролетариатом. Степень рабства одинаковая! «Раб мудрого Платона все-таки был рабом, а не свободным человеком... Для нас такая свобода связана с изменением одних цепей на другие. Наша свобода – свобода суждений!»


Отношение к искусствустатья В.И.Ленина «Партийная организация и партийная литература» (1905 г.): «Литература должна стать партийной. Любое дело

Слайд 12К.Чуковский «Ахматова и Маяковский»
Из статьи, 9 глава:
«Похоже, теперь вся Россия

раскололась на
Ахматовых и Маяковских».

Статья напечатана в журнале «Вопросы
литературы» №

1 (1988 г.). Первоначальное
название статьи – «Две России»



К.Чуковский  «Ахматова и Маяковский»Из статьи, 9 глава:«Похоже, теперь вся Россия раскололась наАхматовых и Маяковских». Статья напечатана

Слайд 13ТРАГИЗИЗМ XX ВЕКА
Трагедия ХХ века состоит в том, что

одна культура (революционная) победила другую (гуманистическую), подчинила ее –

так нарушилось равновесие культур.
Трагический век определил и трагическую литературу.
Если весь XIX век – это поиск гармонии,
то XX в. – осознание разрушения гармонии, время, когда отсутствовало ясное представление о возможных путях достижения гармонии.

ТРАГИЗИЗМ  XX ВЕКАТрагедия ХХ века состоит в том, что одна культура (революционная) победила другую (гуманистическую), подчинила

Слайд 14 ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА ХХ ВЕКА
Гуманистическая культура:
в драматургии

- поздний А.П.Чехов,
в прозе – И.А. Бунин,

А.Куприн,
в поэзии – И.А. Бунин, А.Блок, А.Ахматова.

Революционная культура -
в прозе и драматургии - М.Горький
в поэзии - В.Маяковский.

Культура народно-крестьянская – С.Есенин.
 

ЛИТЕРАТУРА  НАЧАЛА ХХ ВЕКА  Гуманистическая культура:  в драматургии - поздний А.П.Чехов,

Слайд 15Литературные течения рубежа веков
1. Пролетарское
искусство
2. Модернизм
3. Реализм

Литературные течения рубежа веков1. Пролетарское  искусство2. Модернизм3. Реализм

Слайд 16Пролетарское искусство
Литература –

часть общепролетарского дела, колёсико и винтик общепролетарского механизма.

В.Ленин «Партийная организация и партийная литература»

«Вихри враждебные веют над нами,
Тёмные силы нас злобно гнетут,
В бой роковой мы вступили с врагами,
Нас ещё судьбы безвестные ждут».
Г.Кржижановский
«Смело, товарищи, в ногу!
Духом окрепнем в борьбе,
В царство свободы дорогу
Грудью проложим себе».
Л.Радин
Пролетарское искусство       Литература – часть общепролетарского дела,  колёсико и винтик

Слайд 17
Поль Гоген
А.В.Лентулов

Поль Гоген А.В.Лентулов

Слайд 18Реализм к.XIX – н.XX вв.
А.П.Чехов
И.А.Бунин
М.Горький
А.И.Куприн

Реализм к.XIX – н.XX вв.А.П.ЧеховИ.А.БунинМ.ГорькийА.И.Куприн

Слайд 19Реализм к.XIX – н.XX вв..
Основные черты «нового» реализма:
Конфликт человека и

среды: обстоятельства лишены стабильности и подвластны воле человека.
Литературные типы: «маленький

человек»; переживший духовную драму интеллигент; «пестрота героев»: представители пролетариата, «задумавшийся» крестьянин, бродяги, капиталисты, студенты.
Главные жанры: очерк, рассказ.
Стилевые особенности:
а) пунктирность сюжета
б) внимание к пограничным состояниям в жизни героев
в) экспрессивно выраженная авторская позиция
г) стилевое многообразие.
Реализм к.XIX – н.XX вв..Основные черты «нового» реализма:Конфликт человека и среды: обстоятельства лишены стабильности и подвластны воле

Слайд 20Реализм к.XIX – н.XX вв.
И.А.Бунин «Господин
из Сан - Франциско»
А.П.Чехов

«Человек в футляре»
А.П.Чехов «Ионыч»
М.

Г
О
Р
Ь
К
И
Й

С
Т
А
Р
У
Х
А

И
З
Е
Р
Г
И
Л
Ь

Н
А

Д
Н
Е
А.

К
У
П
Р
И
Н

Реализм к.XIX – н.XX вв.И.А.Бунин «Господин из Сан - Франциско»А.П.Чехов «Человек в футляре»А.П.Чехов «Ионыч»М.  ГОРЬКИЙСТАРУХА ИЗЕРГИЛЬНАДНЕА.КУПРИН

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика