Слайд 1 ХХ ВЕК: ХАРАКТЕРИСТИКА. УМОНАСТРОЕНИЕ. КУЛЬТУРА.
А.А.Блок
А.И.Солженицын
И.А.Ильин
М.А.Булгаков
И.А.Бунин
М.А.Шолохов
В.Г.Распутин
Б.Л.Пастернак
Слайд 2
План лекции
ХХ век в художественном сознании его современников. Что общего
и в чем различия его восприятия?
Пути развития отечественной культуры.
Главный
вопрос об отношении к искусству (Ленин и Брюсов).
Трагизм ХХ в. в литературе.
Литература начала века (течения, литературные направления, представители).
Слайд 3«Золотой век»
русской литературы
XIX век – классический век русской литературы,
который выразил устремления людей к гармонии, к утверждению абсолютных человеческих
ценностей. Главные из них - Жизнь, Добро, Совесть, Вера, Честь, Достоинство, Мир, Труд, Дом, Счастье, Любовь.
Это «золотой век» русской литературы
(Пушкин, Тургенев, Достоевский, Толстой, Чехов)
Слайд 4ХХ ВЕК
В ХУДОЖЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ
ЕГО СОВРЕМЕННИКОВ
В.Маяковский. «Левый
марш» (1918),
Поэма «Хорошо» (1927 г.)
Осип Мандельштам. «Век» (1922).
«Мне на плечи кидается
век-волкодав» (1932 г.)
М.Цветаева «Стихи к Чехии» (1939)
Слайд 5ВОСПРИЯТИЕ ТЕМЫ ВЕКА,
ЕГО ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ
Осип
Мандельштам - «век-волкодав» (1932 г.)
М. Цветаева
- «бедлам нелюдей» (1939)
В. Маяковский – победный «марш»,
величайшая эпоха (1927 г.)
Слайд 6Авторская позиция,
отношение к окружающему миру
М. Цветаева – за
два года до смерти пишет – «отказываюсь быть».
Осип Мандельштам
– чужой в этом мире – «не волк я по крови своей...»
В. Маяковский – «Отечество славлю!»
Как объяснить эти различия?
Слайд 7Пути развития
русской культуры
1. Петровская эпоха – первый раскол ранее
единой русской культуры на два пласта:
-
народно-крестьянская культура (самобытная)
- дворянская культура (испытывающая влияние Запада).
Слайд 82. Народно-крестьянская культура
Пагубное влияние крепостного права: сильно
развита
психология раба.
Начало ХХ века – из крестьянства вычленяется пролетариат,
начинает формироваться пролетарская
культура, корнями уходящая в народную.
20- е годы ХХ в. – политика, направленная на уничтожение
крестьянства как класса и, как следствие,
крестьянской культуры
(Сергей Есенин – последний представитель
крестьянской культуры).
50-70-е годы – попытка возродить крестьянскую культуру
(писатели-«деревенщики»: В.Шукшин,
Ф.Абрамов, П.Проскурин, А.Иванов,
В.Астафьев, В.Белов, В.Распутин).
Слайд 93. Дворянская культура
20-е годы XIX в. – первые противоречия,
связанные с
декабристским движением, которое
имело 2 направления:
• южное, радикальное;
• северное, либеральное.
60-е годы XIX в. - обострение противоречий, резкое
размежевание двух культур: либеральной
и революционной.
Начало ХХ века – второй раскол внутри дворянской
культуры, который окончательно
оформился после поражения 1-ой русской
революции 1905 года: именно тогда
думающее русское общество потребовало
переосмыслить всю систему ценностей и
идеалов русской интеллигенции.
Слайд 10Отношение к искусству
Этот процесс переосмысления нашел
свое отражение
в сборнике «Вехи» (1905 г.), где
были помещены статьи
ведущих философов (впервые опубликован в журнале
«Литературное обозрение» № 7-12 за 1990 г).
Так, русская дворянская культура окончательно
разделилась на две культуры – революционную культуру
и культуру гуманистическую, традиционную,
унаследовавшую идеи всех русских мыслителей и
писателей 19 века.
Главным стал вопрос об отношении к искусству, о роли
и назначении поэта и поэзии. В этом плане интересно
сравнить два кардинально противоположных взгляда:
Ленина и Брюсова (статьи опубликованы в сб. «Вехи»)
Слайд 11Отношение к искусству
статья В.И.Ленина «Партийная организация и партийная литература» (1905
г.): «Литература должна стать партийной. Любое дело – часть общепролетарского
дела. Жить в обществе и быть свободным от него нельзя!»
статья В.Брюсова «Свобода слова» (впервые – 1990 г.): обе литературы – и буржуазная, и пролетарская – не свободны. Первая тайно связана с буржуазией, вторая открыто – с пролетариатом. Степень рабства одинаковая! «Раб мудрого Платона все-таки был рабом, а не свободным человеком... Для нас такая свобода связана с изменением одних цепей на другие. Наша свобода – свобода суждений!»
Слайд 12К.Чуковский
«Ахматова и Маяковский»
Из статьи, 9 глава:
«Похоже, теперь вся Россия
раскололась на
Ахматовых и Маяковских».
Статья напечатана в журнале «Вопросы
литературы» №
1 (1988 г.). Первоначальное
название статьи – «Две России»
Слайд 13ТРАГИЗИЗМ XX ВЕКА
Трагедия ХХ века состоит в том, что
одна культура (революционная) победила другую (гуманистическую), подчинила ее –
так нарушилось равновесие культур.
Трагический век определил и трагическую литературу.
Если весь XIX век – это поиск гармонии,
то XX в. – осознание разрушения гармонии, время, когда отсутствовало ясное представление о возможных путях достижения гармонии.
Слайд 14
ЛИТЕРАТУРА
НАЧАЛА ХХ ВЕКА
Гуманистическая культура:
в драматургии
- поздний А.П.Чехов,
в прозе – И.А. Бунин,
А.Куприн,
в поэзии – И.А. Бунин, А.Блок, А.Ахматова.
Революционная культура -
в прозе и драматургии - М.Горький
в поэзии - В.Маяковский.
Культура народно-крестьянская – С.Есенин.
Слайд 15Литературные течения рубежа веков
1. Пролетарское
искусство
2. Модернизм
3. Реализм
Слайд 16Пролетарское искусство
Литература –
часть общепролетарского дела, колёсико и винтик общепролетарского механизма.
В.Ленин «Партийная организация и партийная литература»
«Вихри враждебные веют над нами,
Тёмные силы нас злобно гнетут,
В бой роковой мы вступили с врагами,
Нас ещё судьбы безвестные ждут».
Г.Кржижановский
«Смело, товарищи, в ногу!
Духом окрепнем в борьбе,
В царство свободы дорогу
Грудью проложим себе».
Л.Радин
Слайд 18Реализм к.XIX – н.XX вв.
А.П.Чехов
И.А.Бунин
М.Горький
А.И.Куприн
Слайд 19Реализм к.XIX – н.XX вв..
Основные черты «нового» реализма:
Конфликт человека и
среды: обстоятельства лишены стабильности и подвластны воле человека.
Литературные типы: «маленький
человек»; переживший духовную драму интеллигент; «пестрота героев»: представители пролетариата, «задумавшийся» крестьянин, бродяги, капиталисты, студенты.
Главные жанры: очерк, рассказ.
Стилевые особенности:
а) пунктирность сюжета
б) внимание к пограничным состояниям в жизни героев
в) экспрессивно выраженная авторская позиция
г) стилевое многообразие.
Слайд 20Реализм к.XIX – н.XX вв.
И.А.Бунин «Господин
из Сан - Франциско»
А.П.Чехов
«Человек в футляре»
А.П.Чехов «Ионыч»
М.
Г
О
Р
Ь
К
И
Й
С
Т
А
Р
У
Х
А
И
З
Е
Р
Г
И
Л
Ь
Н
А
Д
Н
Е
А.
К
У
П
Р
И
Н